Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа
Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130
Другой вариант
- предполагая возможность и
И, наконец, третий подход - мир изменился, и в традиционных геополитических категориях уже не поддается осмыслению. Это касается и Германии и Европы в целом. Отсюда - Россия поставлена перед необходимостью учитывать эту реальность, имея в виду, что интеграционное пространство Европы расширяется за счет демократических стран, и что наиболее плодотворный язык общения с этим пространством - язык демократии, соблюдения прав человека, социальной рыночной экономики. Это обстоятельство, по мнению Орлова Б. может послужить мощным стимулом для развития в самой России.
Так или иначе, все три основных подхода (существуют и другие) ориентируются на Большую Европу, хотя и представляют ее себе несколько по-разному. Это означает, что, стремясь к сохранению свое культурной и духовной самобытности, политический класс России в первую очередь заинтересован в развитии взаимополезных отношений с Европой, а в самой Европе в качестве основного партнера видит Германию. Как быстро будет протекать процесс дальнейшего сближения, в какой форме и с какими результатами - многое будет зависеть от внутреннего развития в самой России.
Орлов Б. и Тиммерманн Х.74 попытались определить все те долговременные факторы, осложнявшие отношения двух стран с обеих сторон. Вот некоторые из них на примере России:
преобладающая часть населения не подготовлена к жизни в условиях демократии; отсутствует опыт деятельности в условиях рыночной экономики и частной собственности; нет понимания тесной взаимосвязи между демократией и социальной рыночной экономикой;
отсутствует «российское экономическое чудо», которое бы убеждало население в полезности и целесообразности демократических процессов;
в обществе существуют разные мнения относительно того, в чем должна состоять правопреемственность нынешней России с ее историческим опытом в области права, государственного устройства, форм хозяйственной деятельности; остается актуальной проблема самоидентификации русских в условиях многонационального государства, где целый ряд народностей претендует на существование собственной государственности в рамках федерации и это намерение конкретно реализует;
переход от статуса одной из двух сверхдержав с соответствующим ракетно-ядерным обеспечением к одной из великих держав, действующих в условиях многополюсности осуществляется крайне болезненно, в том числе и в психологическом плане; сохранение в сознании части населения пропагандистских стереотипов времен «холодной войны», в том числе и тезиса об изначальной агрессивности Запада, располагающего военным инструментарием НАТО;
отсутствие
понимания того, что вхождение
Германии в Европейский Союз - не
кратковременная тактическая
К числу такого же рода факторов со стороны Германии можно отнести: непонимание определенной частью политиков в Германии тех сложностей, с которыми сталкивается современная Россия; недостаточную поддержку демократических процессов в России, включающую в себя разъяснительную работу.75 В Германии, конечно, видели, что поборники демократии и европейской ориентации в России вовсе не хотят простого подражания «западному образцу» и растворения в Европе. Они тоже стремятся к тому, чтобы Россия представляла собой независимый центр политики в евразийском пространстве, они точно также не помышляют о том, чтобы Россия рассталась с важными составными частями национального суверенитета, как это происходит с Германией в результате ее вступления в Европейское экономическое сообщество, затем в Европейское сообщество и, наконец, в Европейский Союз.
В силу этих обстоятельств отношение Германии к России как к европейскому государству носило специфический характер. В Германии, наряду с учетом проблематичного процесса развития в России, со всей серьезностью воспринимались также и положительные тенденции, которые могли бы дать основание для подлинного партнерства на двух- и многосторонней основе.76 Предполагая, что Россия и дальше будет развиваться в направлении демократии, Германия и ее европейские партнеры заинтересованы в существовании сильного российского государства, преодолевающего традиционную закрытость и выступающего с новым самосознанием как активный член международной политики.
В Германии внимательно следили за тенденциями «экономизации» внешней политики России, то есть такими тенденциями, в ходе реализации которых экономические факторы начинают приобретать более высокий ранг по сравнению с геостратегическими и идеологическими мотивациями. Если эти тенденции усилятся, то это будет означать разрыв с традиционными приоритетами и методами восприятия национальных российских интересов. Это способствовало бы тому, чтобы Россия стала более прогнозируемым в своих поступках партнером Запада. К сожалению, события в августе и сентябре 1998 г., выразившиеся в смене правительства, осложнили эту тенденцию.
С большим вниманием в Германии анализировались различные документы, принимаемые в России, из которых следует: при современных условиях военная безопасность представляет собой лишь один аспект национальной безопасности, и при этом не самый важный. На передний план выходят опасности, вытекающие из проведения внутренней политики, экономики окружающей среды и духовной ориентации.77 Это в значительной степени соответствует представлениям о безопасности, существующим на Западе.
Вместе с тем, несмотря на общность основных интересов, между Россией и Германией существует ряд противоречий, частично обусловленных исторически, а частично вызванных новой политической и экономической реальностью. Неясными остаются и перспективы российско-германских отношений даже на близкое будущее. Немецкие авторы ссылаются при этом на недостаточную стабильность в Российской Федерации, чреватую возможностью изменения ее политического курса. Нельзя, однако, не видеть, что после объединения Германии во внешней политике и в вопросах безопасности ФРГ происходят значительные сдвиги соответственно ее новой роли на мировой арене, и это развитие находится лишь в начальной стадии. Данное обстоятельство имеет особое значение, поскольку исторический опыт России доказывает, что опасность для ее безопасности с Запада конкретизируется лишь в случае активного подключения Германии и германского потенциала к подготовке и осуществлению антироссийских акций.78
Германская политика в отношении Российской Федерации на начальном этапе была противоречива. С одной стороны, существовала заинтересованность в укреплении экономической и политической стабильности демократической России как основы для плодотворного сотрудничества. Тем более, что нестабильность в России могла привести к возникновению крупнейшего очага напряженности в непосредственной близости от Германии.79 В подобном случае степень вовлеченности ФРГ в официальное кризисное развитие в силу ее стратегического положения и как главного плацдарма НАТО в Европе окажется значительно большей, чем любой другой страны Запада. С другой стороны, существовали опасения, что стабильная, экономически сильная Россия может быть не только партнером, но и конкурентом Германии. Такие соображения подтверждали реально существующие противоречиями интересов обеих стран, например, в Прибалтике и на Балканах. Очевидно, и то, что основное, противодействие нарастающей германской экспансии в восточном направлении исходило со стороны России. Отсюда - заинтересованность в максимальном ослаблении России, низведении ее до уровня второстепенного государства, противодействие интеграционным процессам в СНГ, стремление к окончательному подрыв позиций Российской Федерации в странах Центральной и Восточной Европы.80
ФРГ во многом рассматривало свою безопасность с одной стороны в рамках ЕС, НАТО и ООН81, с другой стороны – Германия в 90-х гг. продолжала осуществлять все более самостоятельную политику. Несмотря на то, что подчеркивалась необходимость осуществлять вмешательство в конфликты и кризисы в других странах на основе легитимного международно-правового мандата, в рамках действий таких организаций, как ООН, ОБСЕ, НАТО, однако, подобные заверения не являются достаточными перед лицом возросшего стремления НАТО поставить себя над мировым сообществом и присвоить себе право силовых действий в обход Совета Безопасности ООН. В этих условиях вполне реально можно представить себе такую ситуацию, когда под предлогом борьбы с терроризмом или предотвращения этнических контактов будет оправдано вмешательство НАТО во внутренние дела стран СНГ. И ФРГ, как это и определено принципами ее политики в области безопасности, сможет принять участие в таком вмешательстве в целях «защиты своих интересов» При этом подобное вмешательство может трактоваться как «защитная функция в широком смысле слова».
Примечательно, что в рамках политики обеспечения безопасности ФРГ особое место отводится странам ЦВЕ, подчеркивается их приоритетное значение для германской безопасности и, по существу, обосновывается правомерность немецкой экспансии в этом регионе. В противоположность этому, авторы концепции проявляют максимальную осторожность при определении своей политики в отношении бывших советских прибалтийских республик. Отмечается лишь важность сотрудничества с государствами этого "ключевого региона". Тем не менее, фактически процесс проникновения германского влияния в Прибалтику идет постепенно и довольно успешно. И связано это не только с расширением НАТО, но и с традиционной заинтересованностью Германии в прибалтийских республиках. Особо следует подчеркнуть, что рассмотренные выше принципиальные положения, определяющие германскую политику в области безопасности, не являются простой декларацией. Они носят программный характер и оказывали существенное влияние и на теоретические разработки, и на практические действия в важных областях политики ФРГ в 1990-е гг.82
Надо отметить, что была пересмотрена военная концепция Германии от необходимости обороны собственных границ к защите интересов Германии.83 Это представляется довольно широким толкованием. То есть, нынешние положения, регламентирующие применение бундесвера, весьма далеки от чисто оборонительных задач, как они первоначально формулировались в статьях 24 и 87а Основного закона ФРГ. Частично под изменившуюся концепцию подведена и правовая база: в январе 1993 года было внесено изменение в статью 24 Основного закона, разрешающее использование германских вооруженных сил с согласия бундестага, как по решению Совета Безопасности ООН, так и в рамках НАТО, ОВСЕ и Западноевропейского Союза.84 В июне 1994 г. федеральный конституционный суд подтвердил правомерность использования бундесвера за пределами сферы НАТО с разрешения парламента ФРГ.85
Главное же состоит в том, что, начиная с 1995 г., была проведена коренная реорганизация германских вооруженных сил. Теперь бундесвер состоят из «главных оборонительных сил» и интервенционистских сил, именуемых «силами реагирования на кризисные ситуации». Состав сил реагирования на кризисные ситуации, комплектуемых исключительно за счет добровольцев, уже сегодня выглядит достаточно внушительно и может обеспечить выполнение ими значительных по масштабу боевых задач.86 Таким образом, можно предположить, что военная концепция и развитие военных сил постепенно идет вслед за политическим претензиями. А они в современных геополитических условиях довольно очевидны – пространство бывшего СССР. Тем более, что восточное направление традиционно важно для Германии, усиленное стремлениями в рамках натовских программ. Более того под военно-политическое возрождение Германии была подведена концепция, которую словами федерального президента Германии Херцога Р. носит название «глобализацией внешней политики». Суть ее сводиться к усилению военной составляющей, получение возможности вести политику «мягкой силы», стремление закреплять свои достижения и добиваться новых преимуществ во всех частях света не только экономическими средствами, но и политическими, военными и т.д. 87 Как отмечают сами же германские политики, принцип «мягкой силы» - это новая тенденция международных отношений.88
Подобная реализация установок германской политики в области безопасности заслуживает самого пристального внимания с российской стороны. Хотя мероприятия по реорганизации бундесвера проводятся в соответствии с решениями саммита НАТО от октября 1991 г., они имеют собственную динамику, повышают роль и значение германских вооруженных сил в масштабах Европы. Нельзя не видеть также, что под эгидой НАТО Германия проводит самостоятельный курс, способствующий завоеванию ею новых позиций и изменению общего расклада сил в Европе в ущерб Российской Федерации. Россия, как известно, с самого начала выступала против расширения НАТО,89 против приближения военной инфраструктуры альянса к ее границам при сохранении блоком своей военной доктрины и планирования ориентированных на противодействия и риски с Востока. Россия против того, чтобы инфраструктура и базы ОВД использовались для целей и размещения сил НАТО. Как известно, в полной мере противостоять этому к концу 90-х гг. Россия так и не смогла.
Когда мы пытаемся проанализировать отношения между двумя странами в 1990-х гг. надо понимать, что асимметрия исходных условий является важным источником явных или потенциальных расхождений и конфликтов между Германией и Россией, которые проявлялись прежде всего в отношении независимости стран СНГ, системы безопасности государств Центральной и Восточной Европы и общеевропейских структур коллективной безопасности, включая Россию.90 Германия, вместе со своими союзниками, оказывали решительное противодействие, если Россия занимает по тому или иному вопросу политически неприемлемые позиции.91 Так, Бонн высказывается против претензий Москвы на особые отношения с государствами СНГ, против фактического отказа странам Восточной и Центральной Европы в свободном выборе политических союзников, а также против утверждения ОБСЕ как высшей инстанции, гарантирующей безопасность в Европе.
Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах