Российско-германские отношения в 1992-1999 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130

Работа содержит 1 файл

Германия и Россия - диплом.doc

— 877.00 Кб (Скачать)

Историографический анализ показывает, что в имеющихся публикациях освещаются лишь отдельные сферы отношений, а поэтому задача комплексного рассмотрения данной проблемы остается актуальной.

Объектом изучения являются российско-германские отношения в 1992-1999 гг.

Предмет исследования – изучение таких компонентов российско-германских отношений, как цели обеих сторон, характер проводимой политики, конкретные результаты в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Нижней хронологической  рамкой является событие 25 декабря 1991 г., когда Б.Н. Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва и фактическим распадом СССР. Верхняя хронологическая рамка связана с отставкой Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. и передаче полномочий и.о. президента Российской Федерации В.В. Путину.

Цель дипломной работы состоит в выделении основных сфер российско-германских отношений в 1992-1999 гг. и анализе их характерных особенностей во всей совокупности двустороннего сотрудничества.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности политических отношений России и Германии;
  2. Выявить основные направления экономического сотрудничества;
  3. Осветить основные тенденции и особенности культурно-гуманитарного сотрудничества Германии и России;

Теоретико-методологической основой работы является метод системного анализа международных отношений и внешней политики. В работе использованы сравнительно-исторические и эмпирические методы политического исследования. Использование научных методов политического исследования позволяет изучить проблемы российско-германского сотрудничества как комплексный процесс; выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние и развитие этого сотрудничества; определить место Германии и России в международной системе.

Использование сравнительно-исторических методов дало возможность исследовать политические явления и факты в тесной взаимосвязи с той исторической обстановкой, в которой они возникали. Для изучения влияния различных факторов на политические процессы были применены методы эмпирической политологии: наблюдение, анализ статистических материалов, изучение документов и концептуальных подходов. Использование метода системного анализа дало возможность не только сделать объективные выводы из современного развития исследуемых политических явлений и процессов, но и применить прогностическую функцию истории и политологии.

Основной источниковой базой исследования являются международные  договора России и Германии.

Международный договор — главный источник современного международного права. Он является наиболее распространенной юридической формой установления сотрудничества между субъектами международного права и регулирует разнообразные отношения между ними. Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них содержит общие правила поведения вступает как результат согласования воли субъектов – участников того или иного договора. В своей дипломной работе мы рассматриваем как двусторонние, так и многосторонние договора Германии и России, где он выступают как подписывающая сторона.

Международные договора – это официальные документы, выражающие официальную волю одной, двух и более стран, поэтому при  всей их важности, они имеют целый комплекс недостатков. Значительная часть информации в официальных документах не отражена, сам текст документ характеризуется формально-юридическим подходом, краткостью, специфичными формулировками. В силу своего положения, международный документ не может раскрывать цели, задачи и меры по осуществлению внешней политики, а только показывает формальные результаты и лишь отчасти раскрывает устремления политиков двух стран. Наконец, международные договора и протоколы представляют собой официальную точку зрения, которая выноситься и фиксируется в акте, имеющим юридическое значение.

Для того, чтобы  более объективно посмотреть на политику, нами также использовались публицистические источники (интервью высокопоставленных и уполномоченных лиц, комментарии специалистов, аналитиков и политологов, материалы средств массовой информации и т.д.)

Используемые  нами статистические данные взяты как из сборников опубликованных источников, так и из материалов сети Интернет.

Работа состоит  из трех глав. В первой главе мы попытались рассмотреть политические отношения между двумя странами, во второй главе – экономические отношения, в третьей – культурно-гуманитарные отношения. Надо подчеркнуть, что такое деление является во многом условным, так как все эти отношения постоянно пересекаются и соединяются, образую единый пласт многоаспектных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В  ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

 

Германия стала одной из стран, получившей максимальный геополитический выигрыш от исхода Холодной войны (разумеется, после США), фактически лишившиеся противовеса своим геополитическим устремлениям на Востоке и на Севере Евразии. Присоединение ГДР к ФРГ явилось одним из крупнейших геополитических последствий Холодной войны, важнейшим фактором повышения потенциала ФРГ25 и её роли не только в НАТО и Европе, но и в целом в мире. По существу, Германия превратилась в потенциального мирового лидера26 и, как считают специалисты, имеет в будущем (если станет постоянным членом Совета Безопасности ООН) хорошие шансы стать мировым лидером без всяких оговорок. Вместе с тем, традиционная военная мощь Германии и всё более решительное участие этой страны в военных акциях НАТО, свидетельствуют о том, что повышение статуса этой страны не ограничится ростом только её политических и социально-экономических атрибутов.

Германия стала  активным участником процесса европейской интеграции, способствуя тем самым становлению новой западноевропейской политической, военной, культурной и социальной общности. Россия пытается, в свою очередь, влиять на становление интеграционного процесса на просторах бывшего Советского Союза. Будучи включенными в эти процессы, Россия и Германия одновременно предпринимают усилия к тому, чтобы сохранить и развивать партнерские отношения друг с другом.

ФРГ первой из ведущих иностранных государств признала Российскую Федерацию (26 декабря 1991 г.) в качестве продолжателя бывшего СССР (дипломатические отношения СССР - ФРГ установлены 13 сентября 1955 г.).27 Правовой фундамент отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 г.28 и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 г. и 16 декабря 1992 г.29 Принципиальное значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г.30

Что касается политической области, то германское руководство  недвусмысленно поддержало президента Б.Н. Ельцина во время визита федерального канцлера Г. Коля в Москву в декабре 1992 г. в момент смены российского правительства, проявило демонстративную солидарность в марте и октябре-ноябре 1993 г. Скорее всего, германские политики тщательно просчитали риски, так как происходящие события, по логике политической культуры в самой Германии, вряд ли вызывали симпатию.

Германские правящие круги в числе первых на Западе выразили настоятельное пожелание, чтобы Россия пригласила иностранных наблюдателей на состоявшиеся в декабре 1993 г. парламентские выборы. Это, с одной стороны, явилось свидетельством определенных сомнений в степени демократических преобразований в России, а с другой - признаком того, что западные лидеры уже считают возможным оказывать политический нажим на российское руководство и хотят избежать развития авторитарных тенденций в России. После начала событий в Чечне в декабре 1994 г. правительство ФРГ заявило, что это внутреннее дело России, хотя и предлагало неоднократно подключить механизм СБСЕ для урегулирования разразившегося там конфликта.31

Отношения между Германией  и Россией занимают одно из главных  мест среди приоритетов их внешней политики. Это обусловлено не только историческим опытом обеих стран и особенностями их геополитического положения. В нынешних условиях состояние российско-германских отношений имеет решающее значение для развития на всем континенте, оно определяет основы европейской безопасности и является базисным фактором интеграции в масштабах Большой Европы. По оценкам российских и германских политиков и политологов, интересы обеих стран в их двусторонних отношениях и в многосторонних рамках в преобладающей степени совпадают.

«Центральный интерес» Германии, как он официально формулируется в ФРГ, состоит в том, чтобы вовлечь Россию в качестве партнера в международные организации, а также в международное экономическое разделение труда и обеспечить ее конструктивное участие как великой державы в новой организации Европы. Эта установка совпадала с интересами России, которая ожидала, что именно Германия проявит себя как самый важный партнер в деле развития, преобразования и модернизации в России.

Позитивные отношения между странами сложились в 90-е гг. в основном благодаря той роли, которую Россия сыграла в решении германского вопроса и в становлении единой Германии, а также благодаря досрочному выводу своих войск с немецкой территории32. В 90-е гг. политические отношения между Россией и Германией, по существу, сводились к «якобы доверительным» контактам руководителей двух стран. Реальная же ткань этих отношений не достигает даже уровня связей, которые ранее существовали у Советского Союза с двумя немецкими государствами. Журналисты говорят о некоей «имитации взаимопонимания», за которой скрывалось мало содержательных конкретных дел. Конечно, Германия полностью не сбрасывала Россию с политических счетов и использовала поддержку последней для решения вопроса о принятии в качестве постоянного члена в Совет безопасности ООН. Вместе с тем наблюдатели в обеих странах отмечали, что Германия в 90-ее гг. постепенно теряла интерес к России. В значительной степени это было связано с тем, что уменьшалось международное влияние России, фактически происходила утрата ею роли великой державы.33

В военно-политической сфере  после прекращения существования  ОВД, исчезновения СССР и явного ослабления стратегических позиций России в силу не только фактических договоренностей34, но и в силу реального положения дел, сотрудничество для России скорее было характерно уступками. После завершения 31 августа 1994 г. вывода российских войск из Германии последняя перестала эксплуатировать прежний тезис о советской военной угрозе Западу, оценивая ныне в качестве главной опасности возможность внутренних осложнений и конфликтов в самой России. Признавая сохранившуюся ядерную роль России в мире, Германия в то же время опасалась не столько ее ядерной мощи, сколько распространения ядерного оружия на территории бывшего СССР. В связи с этим она негативно расценила ядерные амбиции Украины и Казахстана и содействовала их отказу от статуса ядерных держав. Сотрудничество Германии и России в ядерной безопасности и развитии ядерных технологий развивалось в 1990-е гг. достаточно активно.35

За 1990- е гг. удалось найти развязки по основным остававшимся с советских времен открытым проблемам двусторонних отношений. Были, в частности, четко выполнены договоренности о выводе с германской территории российских войск (завершен 31 августа 1994 г.), реализации за счет ФРГ жилищной программы по их обустройству в России (завершена 9 октября 1996 г.) и переподготовке увольняемых в запас военнослужащих (завершена 30 марта 2001 г.). Заключены соглашения об уходе за военными могилами, о выплате Германией компенсаций российским жертвам нацистских преследований (400 млн. марок - по двусторонним договоренностям 1993 г. и более 800 млн. марок - по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 г.).

Отношения с ФРГ в первой половине 90-х гг. были демонстративно дружескими: шел вывод войск из Восточной Германии. Вывод последнего контингента Западной группы войск в Германии завершился в августе 1994 г. С технической и организационной точки зрения это было весомым достижение, чему в немалой степени способствовала и Германия, финансируя гражданские программы для военнослужащих - программу строительства 45300 квартир (включая школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной инфраструктуры) на общую сумму 8,35 млрд. марок, а также различные проекты обучения и переквалификации, на их социальное обустройство в новых местах дислокации стоимостью 200 млн. марок.36 Россия досрочно вывела свои войска из Германии, сократила на 57% численность военнослужащих Калининградского военного округа, на 52% - военнослужащих Ленинградского военного округа, на 29% - личного состава Балтийского и на 19% - Северного флота. Если к середине 1980-х гг. соотношение обычных видов вооружения в Европе было 3:1 в пользу СССР, то к середине 1990-х гг. сложилась обратная пропорция в пользу НАТО.37

Несмотря на то, что ФРГ  принадлежала лагерю «условного противника», взаимоотношения двух стран в  сфере военного сотрудничества, обычного вооружение, ядерного и биологического оружия, и его сокращения развивались  на довольно высоком уровне, хотя неоднозначность многих политических решений, которые отразились на обороноспособности страны, достаточно очевидна и не раз становилась объектом критики.38

Двусторонние отношения  между Россией и Германией  в сфере безопасности развивались достаточно сложно. Как следует из высказываний руководящих деятелей ФРГ и из их практических действий, германская политика в отношении Российской Федерации противоречива в своей основе: она подвержена влиянию взаимоисключающих установок и тенденций. На российско-германские отношения влияло одно важное обстоятельство. Это - изменение статуса Германии после ее объединения, изменение ее веса на международной арене и, соответственно, появление и развитие новых тенденций в ее внешней политике и в вопросах безопасности.39 Совокупность действующих в Европе факторов постконфронтационного периода вывела объединенную Германию на позиции основного партнера России не только в Западной Европе, но и вообще на Европейском континенте. Именно она стала важной опорой России в обстановке, когда бывшей сверхдержаве грозит реальная опасность изоляции в условиях расширения НАТО.

Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах