Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы рассмотреть аграрную динамику в Византийском государстве в период IX – XII вв.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть процессы, происходившие с церковными и монастырскими владениями
2. исследовать изменения, происходившие в светском феодальном землевладении IX - XII вв. по сравнению с предшествующим периодом
3. проанализировать изменение положения византийского крестьянства рассматриваемого периода
4. выявить особенности аграрного развития Византийского государства.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. . 3
Глава I. Аграрное законодательство императоров Македонской
династии……………………………………………………………. 12
Развитие аграрного общества в Византии IX-XII вв. …………………………………………………………………………. 12
Аграрные реформы Византийской империи ……………………… 29
Глава II. Византийская экскуссия как особая форма феодального иммунитета
……………………………………………………………………… 41
2.1. Понятие экскуссии ……………………………………………………… 41
2.2. Сущность византийской экскуссии……………………………………… 44
Глава III. Прония как форма условного феодального землевладения
……………………………………………………………………….. 47
3.1. Происхождение термина прония ……………………………………….. 47
3.2. Специфические черты пронии……………………………………………. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 60
Список литературы …………………………………………………… 62-64
……………
В истории страны это почти двухсотлетняя эпоха правления императоров Македонской династии (867 — 1056), когда оформились основы социальной организации и централизованной раннесредневековой государственности.
С конца IX в. в истории византийского права начинается новый период. В IX-XI вв. было создано много юридических источников, в том числе официальных сводов и частных юридических компиляций. Новый период в истории законодательства совпадает со временем, когда влияние Византии на международной политической арене значительно возросло. Расширились и культурные связи, особенно со славянскими государствами на Балканах, а также с Древней Русью. Это время справедливо рассматривают как одну из самых ярких эпох в истории византийской культуры, литературы, архитектуры, искусства. С принятием славянскими народами христианства в форме восточного православия некоторые части византийского законодательства были переведены, подобно Эклоге, на славянские языки и вошли в состав законодательных сводов этих государств.
Значительные
изменения произошли в
Однако вопросы истории византийского права IX—XI вв. разработаны еще далеко не достаточно. С воцарением императоров Македонской династии (867 – 1056 гг.) начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров-иконоборцев, в том числе и с их законодательством.
Первый император Василий I (867 – 886 гг.) прежде всего, предпринял попытку общего пересмотра византийского законодательства, что в официальных документах того времени было названо «очищением старых законов». Плодом этого очищения старых законов явился в 872 г. еще один юридический памятник — Прохирон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного, церковного влияния и излагавший в основные принципы византийского права.
Помимо Прохирона, который был издан Василием I, чтобы способствовать и облегчить пользование правом, сформулированным в Своде Юстиниана, по распоряжению того же императора был подготовлен проект еще одного краткого руководства. Это — руководство, известное в рукописной традиции под названием Эпанагоги законов, т.е. переработанного повторения законов (repetita praelectio).
При составлении нового законодательного сборника «Эпанагоги», нормы
Юстинианова права были переработаны значительно более самостоятельно, нежели в «Прохироне».
Некоторые из параграфов Эпанагоги действительно являются существенным источником для истории социальных и (политических отношений в Византии того времени. Таковы в первую очередь III, 1—11 (регламентация прав патриарха), XI, 1—9 (характеристика судебных ведомств), XXIII, 19 (запрещение архонтам приобретать земельные владения от подчиненных им лиц как в форме пожалования, так и путем покупки), XXVIII, 2 (запрещение взимать процент), XXXIII, 23 (признание взаимонаследования стратиотов). Однако эти постановления затрагивают лишь отдельные стороны общественных отношений в Византии.
Василики представляют собой целую энциклопедию права, в которой все разделы законодательства Юстиниана объединены и распределены по тематическому принципу. Это тот же принцип, по которому построен и Кодекс Юстиниана. Внутри каждого титула эксцерпты из права Юстиниана располагались в определенном порядке, по большей части соблюдался хронологический принцип. Эксцерпты из Дигест располагались в начале, затем следовали законоположения Кодекса и, наконец, новелл. Такой порядок расположения многочисленных законоположений значительно облегчает пользование сводом. Василики были созданы не для того, чтобы заменить юстинианово право или дополнить его византийскими нормами, они представляли собой изложение юстинианова права, которое продолжало считаться действующим правом.
Рецепция норм римского права, осуществленная в «Василиках», соответствовала, разумеется, потребностям сильной императорской власти, ибо в законодательных нормах времен Юстиниана византийское правительство конца IX в. Находило санкцию самодержавия; вместе с тем тщательная регламентация в «Василиках» купли-продажи, залоговых операций и т. д. была необходима для купечества и ремесленников, которым римское право давало в готовом виде решение многообразных проблем, возникавших в условиях товарного производства. В отличие от этого, нормы Юстинианова права, касавшиеся статуса зависимого сельского населения, привлекались лишь спорадически, а терминология отношений зависимости в «Василиках» оказалась запутанной до бессмыслицы: составители этой компиляции, по-видимому, сравнительно мало интересовались положением дел в византийской деревне.
Еще более отчетливо политические тенденции правительства Стилиана Заутцы проявились в новеллах Льва. Выступая против провинциальной знати, законодатель в 84-й новелле запрещал правителям провинций приобретать недвижимость в подчиненных им областях; в 5-й новелле император осуждал стяжательство монастырей. Вместе с тем новеллы содержали ряд немаловажных уступок торгово-ремесленной верхушке: в 52-й новелле император проявлял заботу об увеличении денег в обращении, заявляя, что недостаток денег приносит вред торговцам, ремесленникам и крестьянам; 83-я новелла отменяла постановление Василия I, запретившего взимание процента.
М. Я. Сюзюмов и Е.Э. Липшиц 36[], отмечая своеобразие и сложность Василик, указывали, что этот источник очень важен и до сих пор значение этого сложного и всеобъемлющего для византийского гражданского права свода полностью не оценено. Одной из важнейших причин этого является отсутствие подлинно критического издания его текста.
В Василиках своеобразным образом сочетаются два различных типа юридических источников — памятники официального законодательства и плоды трудов юристов, комментировавших эти законоположения, причем некоторые такие комментарии включены в официальный текст.
Василики
явились последним официальным
законодательным сводом, созданным
в Византии. Все последующие законодательные
сборники носили неофициальный характер.
Однако некоторые их них в силу присущего
им авторитета позднее, уже после гибели
самого Византийского государства, подобно
официальным сводам, признавались действующим
правом.
Византийское государство стремилось сохранить общину как солидарно ответственный за уплату налогов коллектив мелких земельных собственников. Эта тенденция определяла в течение всего X в. политику византийского государства в отношении свободного крестьянства. Одной из мер правительства было введение системы класм, предназначавшейся якобы для облегчения тяжести налогового обложения, а на деле – оказалась губительной для деревни. При запустении деревни податное ведомство направляло чиновников для освобождения от налогов оставленных земельных участков. Если в течение 30 лет владельцев не было, то эти участки попадали в разряд класм и переходили к государству. Весьма важным фактором политики государства в отношении свободного крестьянства было аграрное законодательство Македонской династии (с 922 г. правит). Суть – ограничение прав общинного крестьянства в распоряжении своей землей и сокращение круга приобретателей крестьянской земли. Запрещая свободное отчуждение земельных наделов крестьян, правительство опиралось на «право протимисиса» - предпочтения приобретения земельной собственности родственниками и соседями собственника земли. Роман I Лакапин в 922 г. определил действия протимисиса 5 категориями лиц: родственники; хозяйственно связанные совладельцы имущества; владельцы частей ранее единой недвижимости; соседи-односельчане; соседи по владению, но не односельчане.
Процесс
феодализации наиболее интенсивно протекал
в малоазиатских фемах –
1.
когда непосредственные
2.
государство производило
В Византии условное пожалование – солемний, харистикий, прония (с XII в.). Шел этот процесс менее бурно, чем на Западе. В X в. солемний – передача государством чаще всего монастырям права на взимание точно зафиксированной суммы государственных налогов с крестьян не подчиненной монастырю деревни. При этом монахи могли сами взимать пожалованный налог. Харистикий – передача в качестве условного пожалования монастыря или иного церковного учреждения в распоряжении светского или (реже) духовного феодала.
В империи было широко распространен путь, при котором феодальному подчинению предшествовала экспроприация производителей – лишение земли и отрыв от общины. Поиски земель приводили присельников на земли динатов, и пришлые превращались в зависимых крестьян-париков. Неимущих в Византии именовали апоры, птохи, актимоны, дулопарики, элевтеры – свободные, т.е. лишенные земли и хозяйства и неплатившие налогов. Они использовались как домашняя челядь, подсобные рабочие. Формы рент париков изучены недостаточно, но выделяют – разнообразные ангарии, натуральные взносы, денежный пакт, если собственник земли не обладал экскуссией (иммунитетом), на плечи его париков ложились все бремя государственных налогов.
Юридический
статус земельной собственности
являлся главным фактором, определявшим
имущественные и социальные условия
жизни всего византийского
С тех пор эта категория крестьян (парики) все чаще упоминается в источниках. Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо определенной суммы денег, или за отработки в хозяйстве господина. Иногда эти обязанности сочетались в разных пропорциях по воле собственника земли. В X – XI вв. взносы в пользу господина приобретали нередко ту форму, которую имел тогда главный поземельный налог в пользу казны. К концу X в. он стал все чаще собираться в денежной форме.
Специфика
частновладельческой
Информация о работе Прония как форма условного феодального землевладения