Прония как форма условного феодального землевладения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть аграрную динамику в Византийском государстве в период IX – XII вв.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть процессы, происходившие с церковными и монастырскими владениями
2. исследовать изменения, происходившие в светском феодальном землевладении IX - XII вв. по сравнению с предшествующим периодом
3. проанализировать изменение положения византийского крестьянства рассматриваемого периода
4. выявить особенности аграрного развития Византийского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. . 3

Глава I. Аграрное законодательство императоров Македонской
династии……………………………………………………………. 12
Развитие аграрного общества в Византии IX-XII вв. …………………………………………………………………………. 12

Аграрные реформы Византийской империи ……………………… 29

Глава II. Византийская экскуссия как особая форма феодального иммунитета
……………………………………………………………………… 41
2.1. Понятие экскуссии ……………………………………………………… 41
2.2. Сущность византийской экскуссии……………………………………… 44
Глава III. Прония как форма условного феодального землевладения
……………………………………………………………………….. 47
3.1. Происхождение термина прония ……………………………………….. 47
3.2. Специфические черты пронии……………………………………………. 50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 60

Список литературы …………………………………………………… 62-64

……………

Работа содержит 1 файл

Диплом по Византии.docx

— 846.50 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ  
 
 

  ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………. . 3 
 

Глава I. Аграрное законодательство императоров Македонской

              династии……………………………………………………………. 12 

    1. Развитие  аграрного общества в Византии IX-XII вв. …………………………………………………………………………. 12
 
    1. Аграрные  реформы Византийской империи ………………………    29
 

Глава II. Византийская экскуссия как особая форма феодального иммунитета

                ………………………………………………………………………  41 

2.1. Понятие  экскуссии ……………………………………………………… 41 

2.2. Сущность византийской экскуссии……………………………………… 44 

Глава III. Прония как форма условного феодального землевладения        

                 ……………………………………………………………………….. 47 

3.1. Происхождение  термина прония ………………………………………..  47 

3.2. Специфические черты пронии……………………………………………. 50

     
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 60 
 

    Список  литературы  ……………………………………………………  62-64 
 

    Приложение ………………………………………………………………….. 65 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ  

  Актуальность  исследования. Огромная Византийская империя, расположенная на границе между Европой и Азией, в течение, по крайней мере, семи столетий (с VI до начала XIII) играла важную, порой ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народов средневековой Европы и стран Ближнего Востока. От позиции империи, ее побед или поражений зависели судьбы многих народов, как ближних, так и дальних. Союза с императорами Византии искали почти все христианские государи и мусульманские правители. Духовное влияние империи простиралось от Балтийского моря до Красного, от Сирии и Армении до Атлантики. Знание всеобщей истории государства и права нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем.

  Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые, тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания. Решение этих задач невозможно без знания исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки.

  История Византии – это волнующая картина расцвета и падения величайшей империи, которая в своем бытии органически продолжала жизнь римской государственности и античной греческой культуры. Были эпохи, когда Византия была островом в океане варварства — и восточного, и западного. На протяжении веков Византия останавливала на пороге Европы варварские орды завоевателей, грозившие не только поглотить Европу, но и уничтожить христианство. В конце концов, Византия надорвалась и пала под ударами турок и западноевропейских христиан.

  И прав Айзек Азимов, американский писатель и ученый, который в своей книге написал: «В отличие от неграмотной и невежественной Западной Европы в [Византийской] империи процветали наука и культура. Западная Европа, прикрываясь мощным соседом, могла спокойно развиваться и в результате сформировать собственную развитую цивилизацию. Именно Византии Западная Европа обязана распространением римского права и знаний греческого мира. Она поделилась с Западом своими достижениями в области искусства и архитектуры, научила хорошим манерам. Но вот, наконец, Западная Европа окрепла и стала способной защитить себя. К этому времени силы империи истощились, и она медленно умирала. Чем же отплатила ей за добро Западная Европа? Презрением и ненавистью. Империя погибла, но неблагодарное отношение к ее памяти сохраняется и по сей день — об истории Византии практически ничего не рассказывают в школах, а когда все, же говорят, то делают это без малейшей симпатии и сочувствия».1

  Интерес к истории Византии никогда не утихнет. Правовое государство, которое так привычно для нас сегодня, сформированное на основе римского права, было создано именно здесь, в Византии, 1500 лет назад. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов в большинстве современных государств, – это колоссальное творение византийской юриспруденции. Система школьного и высшего образования впервые в мире возникла в Византии, именно здесь в V веке появился первый университет. В Византии была создана самая стабильная в истории человечества финансовая система, просуществовавшая практически в неизменном виде более 1000 лет. Современная дипломатия с ее базовыми принципами, правилами, этикетом создавалась и оттачивалась здесь, в Византии и т.д. и т.п.

  Аграрные  отношения являются основой любого средневекового общества. Поэтому не удивительно, что отдельные вопросы, касающиеся рассмотрения аграрных отношений в средневековой Византии затрагивались исследователями, начиная с середины XIX века.

  Обращение к проблематике, связанной с правовым и реальным социально-экономическим статусом земельной собственности в Византии объясняется тем, что особенности поземельных отношений на протяжении всего существования византийской империи составляли важный цивилизационный фактор, отличавший Византию от средневекового Запада.

  Структура и особенности византийской земельной  собственности, как и многие другие проблемы социально-экономического развития Византии в настоящее время слабо дискутируются в византиноведческой литературе. Это объясняется, вероятно, тем особым вниманием к человеку, которое характерно для современной исторической науки. Интерес к событийной истории явно превалирует над интересом к истории социальных институтов, тенденций, традиций. Однако деятельность людей протекает в обществе, и этот факт предполагает рассмотрение многих внешних детерминирующих по отношению к поведению отдельных личностей факторов, в том числе поземельных отношений и института земельной собственности. Существует и методологическое обоснование необходимости изучения названной проблематики. Акцентирование внешних детерминирующих факторов социального поведения человека не только отвечает современным стремлениям к целостному (холистскому) подходу к истории, с одной стороны, и к междисциплинарным исследованиям — с другой, но и позволяет выявить роль римско-византийского нормативного права и византийского права прецедентов в формировании и функционировании устойчивых тенденций цивилизационного характера.

  Цель  работы рассмотреть аграрную динамику в Византийском государстве в период IX – XII вв.

  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть процессы, происходившие с церковными и монастырскими владениями

  2. исследовать изменения, происходившие в светском феодальном землевладении IX - XII вв. по сравнению с предшествующим периодом

  3. проанализировать изменение положения византийского крестьянства рассматриваемого периода

  4. выявить особенности аграрного развития Византийского государства.

  Период – становления и утверждения феодального строя в Византии – VII-XII вв. распадается на 2 периода: генезис VII-IX вв., развитие и торжество – X-XII вв. Особую роль в этом процессе сыграли и демографические сдвиги, связанные с расселением варварских племен на территории империи.

  Методологическую  основу исследования составляют принципы объективности, историзма, научности. Это позволило рассмотреть аграрные отношения в византийских землях в эпоху развития и торжества феодального строя с точки зрения объективных закономерностей и в системе изменяющихся связей с разными общественными явлениями. Принцип историзма использован для изучения исторических явлений в их развитии, в связи с изменяющимися условиями. Характер исследования обусловил опору на формационный подход, как наиболее полно позволяющий проследить процессы, происходящие в аграрных отношениях Византийского государства. Соответственно, социально-экономические отношения в византийском обществе изучались как целостная система в рамках двух этапов анализа и синтеза. Последовательный анализ аграрных отношений в Византийском государстве основывался на методе критической интерпретации источников, а так же сравнительно-историческом методе.

  Историографическая  и источниковедческая база исследования.

  В России русские ученые стали серьезно заниматься историей Византии со второй половины XIX столетия.

  Академики-немцы. В первой половине этого века историей Византии интересовались у нас приехавшие в Россию немцы, которые, будучи избраны  членами нашей Академии наук, оставались в Санкт-Петербурге до самой смерти. Главный их интерес заключался в выяснении значения Византии и византийских источников для русской истории. Из этих академиков можно назвать Ф. Круга (1764-1844) и А. Куника (1814-1899).

  Настоящим основателем ученого византиноведения в широком смысле этого слова  был профессор Санкт-Петербургского Императорского университета, академик В. Г. Васильевский (1838-1899), одаривший  русскую науку целым рядом  важных исследований по специальным  вопросам византийской истории, как внешней, так и внутренней.

  Академик Ф. И. Успенский также является выдающимся ученым в области византийской социальной истории. В 1914 году вышел в свет первый том "Истории Византийской империи" Ф. И. Успенского2 - академика и директора Русского археологического института в Константинополе. "История" Ф. И. Успенского, - роскошное, с картами, таблицами и многочисленными рисунками издание, изложение истории с IV века по начало VIII века, т. е. до эпохи иконоборчества. Это - первая попытка написать общую историю Византии. Человек, который сделал это, является одним из наиболее известных исследователей в области византийской истории и культуры.

  Первая  попытка написать серьезное сочинение  по общей истории Византии принадлежит  профессору университета св. Владимира, Ю. А. Кулаковскому. Будучи специалистом в области римской словесности, проф. Кулаковский работал над  римской древностью, над историей римских учреждений, преимущественно  императорского периода, и преподавал в университете римскую историю. С 1890 года он начал уделять часть  своего времени на христианскую археологию и на византийскую историю. Как бы введением в историю Византии послужил сделанный проф. Кулаковским Ю.А. в начале нашего столетия (1906-1908) русский перевод известного римского языческого историка IV века н. э. Аммиана Марцеллина. В 1910 году автор выпустил в свет первый том своей "Истории Византии", охватывающий события с 395 по 518 гг. В 1912 году появился второй том, а в 1915 году третий том, в которых излагаются судьбы империи с 518 по 717 гг., т. е. до эпохи иконоборчества. В 1913 году вышло уже второе, пересмотренное, издание первого тома. С необыкновенным трудолюбием и неослабной энергией автор изучил византийские источники, греческие, латинские и восточные (в переводах), и на основании их и хорошего знакомства с литературой предмета подробно изложил внешнюю историю Византии до выше указанного времени3.

  В 1913 году в Казани вышли на правах рукописи "Лекции по истории Византии" профессора Казанского университета С. П. Шестакова4; в 1915 году эти же лекции напечатаны были 2-м изданием, исправленным и дополненным, причем на заглавном листе гриф "на правах рукописи" уже не стоял. Лекции Шестакова излагают события, начиная с поступательного движения варварского мира в пределах западной и восточной половин Римской империи в III-V вв. и кончая коронованием Карла Великого в 800 году.

  "History of the Byzantine Empire" Васильева была опубликована на русском языке в России. Вся работа состоит из двух томов и охватывает всю историю Византийской империи. Первый том был опубликован в 1917 г. в Петрограде под заголовком "Лекции по истории Византии. Т. 1. Время до Крестовых походов". Второй том, охватывающий период от Крестовых походов по падения Константинополя, был опубликован в трех частях5

  Первым  специальным органом по византиноведению был немецкий журнал, издающийся с 1892 года, "Византийский журнал" (Byzantinische Zeitschrift); в нем, помимо многочисленных статей и рецензий на новые книги  и издания, ведется подробная  библиография всего того, что появляется в области византиноведения; большое внимание обращается на русские и вообще славянские издания. Основателем и первым редактором журнала был уже известный нам мюнхенский профессор Крумбахер. До 1914 года вышло двадцать два тома. К первым двенадцати томам в 1909 году издан том превосходного аналитического указателя. В течение Первой мировой войны журнал "Byzantinische Zeitschrift" перестал выходить, однако после войны он возобновился снова. Позже его издает Ф. Дельгер.

Информация о работе Прония как форма условного феодального землевладения