Прония как форма условного феодального землевладения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть аграрную динамику в Византийском государстве в период IX – XII вв.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть процессы, происходившие с церковными и монастырскими владениями
2. исследовать изменения, происходившие в светском феодальном землевладении IX - XII вв. по сравнению с предшествующим периодом
3. проанализировать изменение положения византийского крестьянства рассматриваемого периода
4. выявить особенности аграрного развития Византийского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. . 3

Глава I. Аграрное законодательство императоров Македонской
династии……………………………………………………………. 12
Развитие аграрного общества в Византии IX-XII вв. …………………………………………………………………………. 12

Аграрные реформы Византийской империи ……………………… 29

Глава II. Византийская экскуссия как особая форма феодального иммунитета
……………………………………………………………………… 41
2.1. Понятие экскуссии ……………………………………………………… 41
2.2. Сущность византийской экскуссии……………………………………… 44
Глава III. Прония как форма условного феодального землевладения
……………………………………………………………………….. 47
3.1. Происхождение термина прония ……………………………………….. 47
3.2. Специфические черты пронии……………………………………………. 50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 60

Список литературы …………………………………………………… 62-64

……………

Работа содержит 1 файл

Диплом по Византии.docx

— 846.50 Кб (Скачать)

  С 1894 года начал издаваться при российской Академии наук журнал "Византийский временник", под редакцией В. Г. Васильевского и В. Э. Регеля, преследующий одинаковые с немецким журналом задачи. В библиографическом отделе особое внимание было обращено на славянские страны и страны христианского Востока. Журнал издается на русском языке, но иногда в нем можно найти статьи на французском и новогреческом. Его издание также прерывалось в годы Первой мировой войны. К 1917 году было опубликовано 22 тома, но 23-й появился только в 1923 г., а 25-й был опубликован в 1928 г. Шестнадцатый том содержит аналитический индекс к предыдущим пятнадцати, составленный П. В. Безобразовым. Ф. И. Успенский издавал "Византийский временник" до своей смерти. После 1947 года в России началось издание новой серии "Византийского временника". В 1951 году был опубликован четвертый том.

  Между 1924 и 1950 годами было опубликовано в  Афинах двадцать томов нового греческого издания "EpithriV EtaireiaV Buzantinvn Spoudvn". Многие статьи, опубликованные в этом издании, интересны и важны.

  Социально-экономические  проблемы средневековой Византии рассматривались  Г. Острогорским, А. Соловьевым, В. Мошиным  и др. Влияние Византии на политические и социально-экономические отношения и культурную жизнь в европейских землях было очень велико. Г. Острогорский большое внимание уделял рассмотрению заимствованных из Византии институтов феодальной земельной собственности в сербских землях, их эволюции в Сербском государстве, в частности, такого института как прония.

  Из  поздних работ для византиноведения имеет известное значение труд Н.П. Галанзы, содержащий краткую характеристику государства и права эпохи Поздней Римской империи. Дигестам посвятил ценное исследование И.С. Перетерский; он изучил историю памятника и определил его источники. М.Я. Сюзюмов рассматривал своих исследованиях «Книгу Эпарха», «Земледельческий закон», «Василики», В.О. Сокольский пишет о характере и значении Эпанагоги, А.П. Каждан, характеризуя Василики как исторический источник пытается определить круг вопросов, затронутых в Василиках, соответствующий реальной действительности Византии IXв., Г.Е. Лебедева, исследуя социальную структуру ранневизантийского общества обращается к кодексам Феодосия и Юстиниана, а рассматривая эволюцию проблематики законов о рабах в ранневизантийском законодательстве обращается к данным законодательства Юстиниана.

  Изучением собственно византийских юридических  памятников VII—IX вв. долгое время занимается Е. Э. Липшиц. Анализ Эклоги и отдельных статей Закона судного привел автора к убеждению, что прогрессивные начала судебной реформы иконоборцев, прокламированные в предисловии к Эклоге и некоторых нормах законодательства, были реализованы крайне непоследовательно. Эклога не вводила каких-либо коренных перемен в общественный и государственный строй.

  Новые же черты, имеющиеся в ней, почерпнуты в обычном праве восточных провинций «и представляют собой лишь дальнейшее развитие ранее установленных юридических норм. Иными словами, автор выступает сторонником концепции континуитета римского права в Византии эпохи генезиса феодализма.

  Позднее Е.Э. Липшиц вновь обратилась к изучению «Земледельческого закона», на этот раз в источниковедческом и историко-юридическом аспекте. Распространенность рукописей «Земледельческого закона» в славянских странах, по ее мнению, служит важным показателем того, что это законодательство здесь реально применялось.

  В чем-то авторы единодушны, в чем-то мнения их расходятся, но само количество литературы, посвященной источникам права Византии, подтверждает, что тема до сих пор актуальна и что простор для научной деятельности огромен.

  Целесообразно отметить целый ряд работ последних лет, посвященные проблемам как византийской земельной собственности, так и других проявлений византийских социально-экономических отношений.6 Следует назвать книгу К.В. Хвостовой7, в которой широко используются современные теоретические идеи герменевтики, синергетики, современного интеллектуального глобализма и компаративистики, используются математические методы, в частности, разработанный автором коэффициент имущественного расслоения средневековых крестьян. Рассматриваются проблемы регламентируемой римским правом полной и условной земельной собственности.

  Книга Андре Гийу, историка школы "Анналов", всесторонне рассматривает тысячелетнюю историю Византии - теократической империи, которая объединила наследие классической Античности и Востока.8 В книге описываются история византийского пространства и реальная жизнь людей в их повседневном существовании, со своими нуждами, соответствующими положению в обществе, формы власти и формы мышления, государственные учреждения и социальные структуры, экономика и разнообразные выражения культуры.

  Источники. Сохранилось множество памятников византийского права второй половины IX—XII в., но значение этого типа источников ни в коей мере не соответствует их объему. Памятники византийской юриспруденции находятся в зависимости от формулировок римского права: во многих случаях бесспорно устаревшие положения продолжают рассматриваться как действующие, и это обстоятельство, естественно, становится препятствием для понимания реальных общественных отношений, существовавших в Византийской империи. Это относится в первую очередь к обширному своду правовых норм, изданному в конце IX в. под названием «Василики» (Βασιλιχα)9, который излагает основные положения Юстинианова права, взятые к тому же в старых переводах на греческий язык (конца VI — начала VII в.); поэтому в «Василиках» воспринято большое количество устаревших норм, и пользоваться этим сводом законов следует с крайней осторожностью. Вместе с тем «Василики» являются важным источником для изучения византийского правосознания10. В большей мере реальные общественные отношения отразились в некоторых других правовых сводах, гораздо более кратких: в «Прохироне», составленном при Василии I, и в «Эпанагоге», которая, скорее всего, являлась проектом законодательного сборника, выработанным при участии Фотия.

  Значительно богаче, чем законодательство императоров  иконоборческой эпохи, представлено законодательство X—XII вв. Новеллы императора Льва VI и  его преемников затрагивают важнейшие  вопросы социальных отношений. К  сожалению, до сих пор отсутствует  критическое издание византийских новелл, а опубликованные по худшим рукописям тексты содержат позднейшие искажения и интерполяции11.

  Кроме общих постановлений византийских императоров, известны определения  судей, т. е. документы, тесно связанные  с судебной практикой того времени  и в силу этого весьма близко отражающие реальные отношения. Помимо отдельных  определений (например постановления  известного судьи X в. магистра Косьмы, регламентирующие взаимоотношения  зависимого крестьянина с епископией), сохранился сборник постановлений  судьи XI в. Евстафия Романа, именуемый  «Пира» (Πετρα, т. е. «Опыт») и затрагивающий  самые различные стороны византийского права12.

  Уникальным  правовым памятником, не имеющим параллелей в византийской литературе, является «Книга эпарха» ('Επαρχιχον βιβλιον), составленная, скорее всего, в самом начале X в.13 Это сборник уставов константинопольских ремесленных и купеческих коллегий, позволяющий сравнительно детально познакомиться с организацией производства и торговли в византийской столице, с внутренней жизнью византийского города.

  К источникам этого типа примыкают  памятники канонического права (номоканоны), постановления патриархов14, решения соборов, которые освещают не только внутрицерковные вопросы, но и многие проблемы социально-экономической истории Византии. В частности, чрезвычайно существенные данные могут быть почерпнуты из толкований канониста XII в. Феодора Вальсамона на постановления вселенских соборов и на номоканон в XIV титулах15. Наконец, документами официального характера являются акты (протоколы) церковных соборов, особенно важные для истории церковно-политической борьбы второй половины IX в.

  Особую  группу источников составляют трактаты — произведения, хотя и не имеющие  правового значения, однако предназначенные  направлять деятельность различного рода чиновников. Сюда относится в первую очередь «Трактат об обложении» (X в.), подробно характеризующий организацию  податной системы Византийской империи  и отражающий в этой связи многие существенные вопросы аграрного строя16; данные «Трактата об обложении» в значительной мере пополняются материалами, содержащимися в трактатах для землемеров.

  Деловые документы, которых практически  не сохранилось для предыдущего  периода, являются одним из наиболее важных источников при изучении аграрных отношений в Византии с конца IX в. Однако и для интересующего  нас периода число их весьма невелико и среди них отсутствует наиболее важный вид деловых документов —  поземельная опись типа западных полиптиков, содержащая подробное описание сравнительно большого земельного комплекса.

  К деловым документам можно причислить также и монастырские ктиторские уставы — документы, регламентирующие жизнь монастыря17. В этих уставах («типиконах») иногда описываются принадлежащие монастырю земельные владения или дается характеристика взаимоотношений монастыря с держателями монастырских земель.

  Важнейшие сведения, относящиеся как к сфере  политической, так и в немалой  степени к сфере социально-экономической  истории, мы по-прежнему находим в  нарративных источниках, в первую очередь в исторических сочинениях, несмотря на то, что они в силу самой своей природы окрашены субъективизмом и нередко искажают описываемые события. Исторические сочинения, относящиеся ко второй половине IX—XII в., гораздо богаче содержанием, чем хроники: предшествующего времени. Вместо всемирно-исторических хроник (наподобие Феофана и Георгия Амартола) с их вниманием к событиям церковной истории теперь — после ряда сочинений промежуточного типа — ведущей формой исторического повествования становится описание короткого периода времени (одного или нескольких царствований), сделанное на основе личных впечатлений или рассказов современников и нередко насыщенное фактами самого разнородного характера, живыми характеристиками и серьезными рассуждениями о причинах событий. 

  Из  поставленных цели и задач, согласно логике изложения проистекает и  структура дипломной работы: введение, три главы по два параграфа, заключение и список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Аграрное законодательство императоров Македонской

династии

    1. Развитие аграрного общества в Византии IX-XII вв.
 

        Предшествующий период аграрной истории Византийской империи характеризовался, прежде всего, укреплением мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства. Начиная с середины IX столетия византийская деревня вступает в новый этап развития. Старые черты еще кажутся преобладающими: сельская община существует и в известной мере пользуется поддержкой государственной власти; основная масса сельского населения признается свободной; эксплуатация крестьян осуществляется в централизованной форме. И вместе с тем с этого момента становится ощутимой тенденция к становлению вотчинной, сеньориальной системы присвоения прибавочного продукта и соответственно к закрепощению крестьянства, к превращению «налогоплательщиков» в личнозависимое население. Долгое время феодальное поместье не может освободиться от контроля государственной власти, права собственника на землю и крестьян ограничены правами казны, иммунитет остается неполным и византийские поместья не идут в сравнение с владениями западноевропейских монастырей и светских сеньоров. И все-таки именно этой тенденции предстояло возобладать в будущем.

  Особенности развития византийской общины в X в. определялись, прежде всего, борьбой укреплявшихся частнособственнических начал с постепенно отживающими общинными традициями и далеко зашедшим процессом социальной дифференциации свободного крестьянства.

  Право частной собственности на индивидуальный надел общинника, утвердившееся  уже в предшествующий период, в X в. осуществлялось в практике всякого  рода отчуждений. Общинник X в. широко использовал  право наследования земли, завещания, заклада, дарения, купли-продажи, сдачи  в наем и пользование другому  лицу. Перераспределение земельной  собственности в общине, начавшееся в результате реализации этих прав еще в VIII в., весьма существенно изменило облик византийской деревни. Имущественные  и социальные противоречия, наблюдаемые  в сельской общине уже в эпоху  «Земледельческого закона», к X столетию достигают значительной остроты. Различия в имущественном положении общинников четко отражает законодательство X в., разделяя их на состоятельных и  неимущих. «Бедным», «убогим» крестьянам противостоят общинники, владеющие  несколькими наделами, имеющие собственность  вне данной деревни — в других селах и местностях. Некоторые  общинники, не довольствуясь участками  в пределах села, предпочитали селиться вне деревни, обычно на неразделенных  общинных землях. По свидетельству  «Трактата об обложении», так поступали  зажиточные общинники, «имевшие много  скота и рабов». В пределах общины возникали агридии — хутора и  более крупные усадьбы — проастии, в которых обычно жили «не сами хозяева, но зависимые от них люди — рабы, мистии и подобные им»18.

  Крупное землевладение укрепляет свои позиции  в общине. Процесс имущественной  дифференциации приводил к расколу  общины, распаду общинных связей, к  потере общиной ее прежней силы и  внутренней спаянности. Тем не менее, в византийской свободной деревне X в. еще продолжали сохранять значение некоторые характерные общинные традиции. Как и в эпоху «Земледельческого закона», общины в X в. располагали общими землями. Это были пастбища, воды, горные урочища. Нередко общинники продавали земельные участки из резерва неразделенных общинных угодий. В результате систематических заимок либо массовых разделов общинные угодья постепенно переходили в частную собственность общинников.

  В каких случаях производились  разделы? Их необходимость диктовалась  хозяйственными потребностями деревни, обусловленными расширением сельскохозяйственного  производства, увеличением населения. Разделы могли осуществляться и  для того, чтобы определить надел  одного из членов общины. Это делалось в тех случаях, когда кого-либо из общинников не удовлетворяла выделенная ему земля или возникал спор по поводу границ участка.

Информация о работе Прония как форма условного феодального землевладения