Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
В мае 1952 г. США, Англия и Франция подписали соглашение о Западной Германии - о включении ее через проектировавшееся Европейское оборонительное сообщество в НАТО. Ратификация этого соглашения соответствующими парламентами затянулась вопреки усилиям и нажиму Вашингтона на три года. ФРГ стала официально полноправным членом НАТО в мае 1955г. В Вашингтоне начали смотреть на западногерманскую армию, как на основу агрессивной политики в Европе.
Рассмотрим сначала, что представляет собой Организация Варшавского договора, и что предпринимало СССР в годы организации НАТО. Организация Варшавского договора была основана в 1955 г. – через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран. Создание НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг., а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60 – 70-х гг.[109]
Создание Северо-Атлантического пакта и его вооруженных сил, сопровождаемое ремилитаризацией Западной Германии, чрезвычайно усилило международную напряженность. В то время как правительство США вопреки существовавшим соглашениям между великими державами – победителями во второй мировой войне принимало все меры к ремилитаризации Западной Германии, правительство Советского Союза прилагало все усилия к тому, чтобы разрешить германский вопрос на основе, предохраняющей от превращения ФРГ в опасное для всеобщего мира милитаризованное государство.
В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковавшим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической системой, с национально-освободительным и революционным движением во всем мире. Подписание 4 апреля 1949г. в мирное время военного союза с европейскими державами – неслыханный акт в истории США.[110] Конституция США, выработанная еще в 1787г., по существу лишила возможности правительство США заключать военные союзы с иностранными государствами. Вернее, она лишила военные союзы той надежности, которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления войны конституция США сохранила только за конгрессом. Каждый заседающий в данное время конгресс обязан руководствоваться конституцией. Но акты правительства и решения прошлых конгрессов для него необязательны. Правительства Англии и Франции, например, могут заключать союзные договоры, обязывающие будущие правительства их стран вступать в войну, если создадутся условия, предусмотренные в этих договорах. Правительство США может заключить договор о военном союзе. Сенат может его ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают конгресс объявлять войну. Конечно, если господствующий в США монополистический капитал выступает за войну, то большинство в обеих палатах конгресса за нее голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае, нет уверенности в том, что конгресс поступит так, как предусмотрено договором о союзе. Поэтому ни у кого не было уверенности в прочности военных союзов США.
Совершенно другое положение создалось после второй мировой войны. США не только заключали военные союзы с иностранными государствами, но и выступали как инициатор и создатель таких союзов. Более того, в отличие от военных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы, куда входят сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы ряда государств. В соответствии с этим договором суверенные государства Западной Европы позволили Соединенным Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953г. вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек. Президент США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного полушария, подписанным в сентябре 1947г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи, произнесенной в связи с началом второго срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в Рио-де-Жанейро было объявлено, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5 Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против них всех». Однако договор, подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро, существенно отличается от пакта, заключенного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Договор американских государств 1947г. предусматривал немедленную консультацию его участников в случае нападения или угрозы нападения на кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного, автоматического применения вооруженной силы. Более того, ст. 20 договора отмечает, что ни один из его участников без своего согласия не обязан принимать участие в применении вооруженной силы. Каждый из участников сохраняет суверенное право решать – воевать или нет.[111]
В договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отличается также от договора американских государств 1947 г. тем, что этот договор не региональный пакт. Формально в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится, что НАТО имеет своей целью коллективную оборону. Фактически США создал и Северо-Атлантический пакт как агрессивный, наступательный военный союз. Так называемый оборонительный Северо-Атлантический пакт сразу после его возникновения в 1949 г. выработал стратегический план наступательных военных операций, предусматривавший нападение воздушных сил США на СССР с применением атомных бомб. Осведомленный лидер республиканской партии сенатор Тафт, комментируя стратегические планы Пентагона, создававшиеся в соответствии с образованием НАТО, пришел к следующему заключению: «Отсюда явствует, что предусматривается использование американских армий в сухопутной войне против России на континенте Европы, как только начнется война. В дальнейшем предполагается предпринять вторжение по тем направлениям, которые для Наполеона и Гитлера оказались роковыми». Даже Тафт отмечал, что напрасно правительство США, создавая Северо-Атлантический союз, ссылается на ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную самооборону, если вооруженное нападение совершится против члена Объединенных Наций». При этом Тафт указывал на то, что эта статья отнюдь не дает права направлять вооруженные силы одного государства на территорию других стран до того, как такое нападение совершилось. И дальше Тафт, доказывая, что создание НАТО нарушает принципы ООН, писал: «Оно противоречит всему духу Устава Объединенных Наций. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений соглашением между отдельными государствами. Атлантический пакт действует как раз в направлении, противоположном целям Устава, и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить международный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет разделение мира на два вооруженных лагеря... Этот договор неизбежно означает гонку вооружений, а гонка вооружений в прошлом вела к войне».[112]
Так авторитетный вожак республиканской партии, непримиримый враг Советского Союза сенатор Тафт аттестовал НАТО, которую правительство США и их союзники выдавали за оборонительное, миролюбивое творение. Президент США Трумэн и другие официальные лица Вашингтона пытались оправдать создание НАТО событиями, происшедшими в Чехословакии в феврале 1948г., и закрытием свободного доступа в Западный Берлин в июне того же года.[113]
В октябре 1950 г. на совещании министров иностранных дел Советского Союза и стран народной демократии в Праге была разработана и предложена программа решения германского вопроса, 3-й пункт этой программы гласил: «Безотлагательное заключение мирного договора с Германией с восстановлением единства германского государства в соответствии с Потсдамским соглашением, с тем чтобы оккупационные войска всех держав были выведены из Германии в годичный срок после заключения мирного договора». Подобное предложение, естественно, не гармонировало с американскими планами вооружения Западной Германии. Оно было оставлено без последствий. 10 марта 1952 г. Советское правительство в нотах, посланных США, Англии и Франции, предложило восстановление единой Германии и образование общегерманского правительства, выражающего волю германского народа. Восстановленная единая Германия должна была быть совершенно независимой, не вступающей в какие-либо коалиции или военные союзы. Общегерманское правительство должно было гарантировать полностью гражданские свободы на всей территории государства отдельным лицам и организациям, не допуская в то же время существования организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира. Правительство США отклонило это предложение, как «не содержащее ничего нового». Уолтер Липпман, комментируя этот ответ, писал, что государственный департамент будет препятствовать организации общих выборов в Германии до окончательного вовлечения ФРГ в НАТО.[114]
Таким образом, усилия Советского Союза, направленные на решение германской проблемы и на ослабление международной напряженности, не находили отклика в Вашингтоне.[115] Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 г. – это был кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 г. обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 г. состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР, по ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США.[116] Все эти предложения были отвергнуты Западом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора. НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские.
Создание НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг., а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60 – 70-х гг.
Организация Варшавского договора была основана в 1955 г. – через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран социалистического лагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон.[117] До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация была создана в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» стран-членов СЭВ – СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия. В 1949г. к союзу присоединилась Албания, в 1950 г. – ГДР, 1962 г. – Монголия. В него первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран. Предпосылки образования в связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 г. в Восточной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 г. и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения.[118] В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет – орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии. Заключение Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи было вызвано деятельностью НАТО и имело цель обеспечить безопасность стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Европе. Высший орган Организации – Политический консультативный комитет. Договор предусматривал оказание странам-участницам взаимопомощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объединённого командование вооружёнными силами. Варшавский договор 1955 г. (о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), подписан 14 мая в Варшаве Албанией (с 1962 г. не участвовала в работе созданной на основе Варшавского договора Организации, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации), Болгарией, Венгрией, ГДР (после присоединения к ФРГ в 1990 г. вышла из Организации), Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией. Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Европе. Государства Варшавского договора создали Объединенное командование вооруженными силами, руководящее вместе с Военным советом и штабом деятельностью Объединенных вооруженных сил (местопребывание штаба – Москва).[119]
ОВД была создана 14 июня 1955 г. как военно-политическое объединение всех соцстран Восточной Европы (кроме Югославии) после принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку. Но Западная Европа не хотела быть заложницей, нейтральной полосой в противостоянии между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского договора и объявить о нейтральной позиции по отношению, как к Востоку, так и к Западу. В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт.[120] Ввод танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за демократические свободы были жёстко подавлены советскими войсками. Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения «порядка» в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами. Особую позицию в «социалистическом лагере» заняла Румыния, которая больше других стран Восточной Европы испытала потребность в национальном утверждении. В 1958 г. она добилась вывода советских войск со своей территории и отказала поддерживать действия руководства СССР.
Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Периоду «холодной войны» соответствовала биполярная модель мира. Проблемы безопасности решались в рамках схемы открытого, жесткого, бескомпромиссного противостояния и противоборства двух сверхдержав в идеологической, политической, экономической, военной и других областях. В международной политике стратегическая стабильность глобальной ситуации фактически отождествлялась с устойчивостью военного равновесия между СССР и США, блоками ОВД и НАТО. Определяющая роль в обеспечении внешней безопасности отводилась силовым структурам и факторам, в первую очередь вооруженным силам и ядерному оружию в их составе. Военная политика времен «холодной войны» могла на конкретных этапах обеспечивать «напряженную стабильность» общей ситуации в мире и формальную устойчивость враждебных по сути отношений между главными субъектами мировой политики, но не могла обеспечивать и тем более укреплять их национальную безопасность и безопасность мирового сообщества в целом.
Глава III. Основные проблемы начального этапа «холодной войны»
3.1. Генезис «холодной войны»
С середины 1946 г. между правительствами США и Великобритании шли консультации по вопросу о Греции и Турции, являющихся традиционно английской сферой влияния.[121] После окончания Второй Мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего, коммунистические партии.[122] СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран – постоянных членов Совета Безопасности, СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье. СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства. Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 г., работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания».[123] По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странами Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения. Таким образом, американская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)