Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131

Работа содержит 1 файл

Diplom_Cold War1.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

В мае 1952 г. США, Англия и Франция подписали соглашение о Западной Германии - о включении ее через проектировавшееся Европейское оборонительное сообщество в НАТО. Ратификация этого соглашения соответствующими парла­ментами затянулась вопреки усилиям и нажиму Вашингтона на три года. ФРГ стала официально полноправным членом НАТО в мае 1955г. В Вашингтоне начали смотреть на западногерманскую армию, как на основу агрессивной политики в Ев­ропе.

Рассмотрим сначала, что представляет собой Организация Варшавского до­говора, и что предпринимало СССР в годы организации НАТО. Организация Вар­шавского договора была основана в 1955 г. – через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после вто­рой мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти прави­тельства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после вто­рой мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологиче­ский фон. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопо­мощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румы­ния и Чехослова­кия, а затем и ряд других стран. Создание НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его деятельность была направлена на противобор­ство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединивши­мися в Варшавский договор). В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного ору­жия в 50-х гг., а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на ру­беже 60 – 70-х гг.[109]

Создание Северо-Атлантического пакта и его вооруженных сил, сопровож­даемое ремилитаризацией Западной Германии, чрезвычайно усилило международ­ную напряженность. В то время как правительство США вопреки существовавшим соглашениям между великими державами – победителями во второй мировой войне принимало все меры к ремилитаризации Западной Германии, правительство Советского Союза прилагало все усилия к тому, чтобы разрешить германский во­прос на основе, предохраняющей от превращения ФРГ в опасное для всеобщего мира милитаризованное государство.

В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продол­жала оставаться центральным, самым важным из них, приковавшим к себе основ­ное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической сис­темой, с национально-освободительным и революционным движением во всем мире. Подписание 4 апреля 1949г. в мирное время военного союза с европейскими державами – неслыханный акт в истории США.[110] Конституция США, выработанная еще в 1787г., по существу лишила возможности правительство США заключать во­енные союзы с иностранными государствами. Вернее, она лишила военные союзы той надежности, которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления войны конституция США сохранила только за конгрессом. Каждый заседающий в данное время конгресс обязан руководствоваться конституцией. Но акты прави­тельства и решения прошлых конгрессов для него необязательны. Правительства Англии и Франции, например, могут заключать союзные договоры, обязывающие будущие правительства их стран вступать в войну, если создадутся условия, преду­смотренные в этих договорах. Правительство США может заключить договор о во­енном союзе. Сенат может его ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают конгресс объявлять войну. Конечно, если господ­ствующий в США монополистический капитал выступает за войну, то большин­ство в обеих палатах конгресса за нее голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае, нет уверенности в том, что конгресс поступит так, как предусмот­рено договором о союзе. Поэтому ни у кого не было уверенности в прочности во­енных союзов США.

Совершенно другое положение создалось после второй мировой войны. США не только заключали военные союзы с иностранными государствами, но и выступали как инициатор и создатель таких союзов. Более того, в отличие от воен­ных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы, куда входят сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы ряда госу­дарств. В соответствии с этим договором суверенные государства Западной Ев­ропы позволили Соединенным Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953г. вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек. Президент США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного полушария, подписанным в сентябре 1947г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи, произнесенной в связи с началом второго срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в Рио-де-Жанейро было объявлено, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5 Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Север­ной Америке будет рассматриваться как нападение против них всех». Однако дого­вор, подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро, существенно отличается от пакта, заключенного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Договор американских госу­дарств 1947г. предусматривал немедленную консультацию его участников в случае нападения или угрозы нападения на кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного, автоматического применения вооруженной силы. Более того, ст. 20 договора отмечает, что ни один из его участников без своего согласия не обязан принимать участие в применении вооруженной силы. Каждый из участников со­храняет суверенное право решать – воевать или нет.[111]

В договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отличается также от договора американских государств 1947 г. тем, что этот договор не регио­нальный пакт. Формально в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится, что НАТО имеет своей целью коллективную оборону. Фактически США создал и Се­веро-Атлантический пакт как агрессивный, наступательный военный союз. Так на­зываемый оборонительный Северо-Атлантический пакт сразу после его возникно­вения в 1949 г. выработал стратегический план наступательных военных операций, предусматривавший нападение воздушных сил США на СССР с применением атомных бомб. Осведомленный лидер республиканской партии сенатор Тафт, ком­ментируя стратегические планы Пентагона, создававшиеся в соответствии с обра­зованием НАТО, пришел к следующему заключению: «Отсюда явствует, что пре­дусматривается использование американских армий в сухопутной войне против России на континенте Европы, как только начнется война. В дальнейшем предпо­лагается предпринять вторжение по тем направлениям, которые для Наполеона и Гитлера оказались роковыми». Даже Тафт отмечал, что напрасно правительство США, создавая Северо-Атлантический союз, ссылается на ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную самооборону, если вооруженное напа­дение совершится против члена Объединенных Наций». При этом Тафт указывал на то, что эта статья отнюдь не дает права направлять вооруженные силы одного государства на территорию других стран до того, как такое нападение соверши­лось. И дальше Тафт, доказывая, что создание НАТО нарушает принципы ООН, писал: «Оно противоречит всему духу Устава Объединенных Наций. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений соглашением между отдельными госу­дарствами. Атлантический пакт действует как раз в направлении, противополож­ном целям Устава, и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить междуна­родный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет разделение мира на два вооруженных лагеря... Этот договор неизбежно означает гонку воору­жений, а гонка вооружений в прошлом вела к войне».[112]

Так авторитетный вожак республиканской партии, непримиримый враг Со­ветского Союза сенатор Тафт аттестовал НАТО, которую правительство США и их союзники выдавали за оборонительное, миролюбивое творение. Президент США Трумэн и другие официальные лица Вашингтона пытались оправдать создание НАТО событиями, происшедшими в Чехословакии в феврале 1948г., и закрытием свободного доступа в Западный Берлин в июне того же года.[113]

В октябре 1950 г. на совещании министров иностранных дел Советского Союза и стран народной демократии в Праге была разработана и предложена про­грамма решения германского вопроса, 3-й пункт этой программы гласил: «Безотла­гательное заключение мирного договора с Германией с восстановлением единства германского государства в соответствии с Потсдамским соглашением, с тем чтобы оккупационные войска всех держав были выведены из Германии в годичный срок после заключения мирного договора». Подобное предложение, естественно, не гармонировало с американскими планами вооружения Западной Германии. Оно было оставлено без последствий. 10 марта 1952 г. Советское правительство в но­тах, посланных США, Англии и Франции, предложило восстановление единой Германии и образование общегерманского правительства, выражающего волю гер­манского народа. Восстановленная единая Германия должна была быть совер­шенно независимой, не вступающей в какие-либо коалиции или военные союзы. Общегерманское правительство должно было гарантировать полностью граждан­ские свободы на всей территории государства отдельным лицам и организациям, не допуская в то же время существования организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира. Правительство США отклонило это предложение, как «не содержащее ничего нового». Уолтер Липпман, комментируя этот ответ, писал, что государственный департамент будет препятствовать организации общих выборов в Германии до окончательного вовлечения ФРГ в НАТО.[114]

Таким образом, усилия Советского Союза, направленные на решение гер­манской проблемы и на ослабление международной напряженности, не находили отклика в Вашингтоне.[115] Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 г. – это был кризис в Корее. Военное командование США намере­ва­лось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных от­ветных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказы­вали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 г. обстановка в Ко­рее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Благодаря смене выс­шего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 г. со­стоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР, по ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. По­скольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с пред­ложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безо­пасности в Европе с участием США.[116] Все эти предложения были отвергнуты Запа­дом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора. НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские.

Создание НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его дея­тельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничто­жения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг., а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60 – 70-х гг.

Организация Варшавского договора была основана в 1955 г. – через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран социалистического лагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались со­ветские войска, создававшие психологический фон.[117] До образования ОВД отноше­ния между государствами социалистической системы строились на основе догово­ров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 г. был создан Совет экономической взаи­мопомощи – межправительственная экономическая организация была создана в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» стран-членов СЭВ – СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия. В 1949г. к союзу присоединилась Албания, в 1950 г. – ГДР, 1962 г. – Монголия. В него перво­начально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран. Предпосылки образования в связи с некоторыми переко­сами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 г. в Восточ­ной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового не­до­вольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехослова­кии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни насе­ления, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили вы­ступления рабочих. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство пред­приняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лиде­рами соцстран. В результате этих поездок в 1955 г. и была образована организа­ция Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики непри­соедине­ния.[118] В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооружен­ных сил и Политический консультативный комитет – орган, координирующий внешнеполи­тическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех во­енно-политических структурах ОВД играли представители советской ар­мии. За­ключение Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и вза­имной по­мощи было вызвано деятельностью НАТО и имело цель обеспечить безо­пас­ность стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Европе. Выс­ший ор­ган Организации – Политический консультативный комитет. Договор пре­дусмат­ривал оказание странам-участницам взаимопомощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объ­единён­ного командование вооружёнными силами. Варшавский договор 1955 г. (о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), подписан 14 мая в Варшаве Алба­нией (с 1962 г. не участвовала в работе созданной на основе Варшавского договора Организа­ции, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации), Болгарией, Венгрией, ГДР (после присоединения к ФРГ в 1990 г. вышла из Организации), Польшей, Ру­мынией, СССР, Чехословакией. Целями Варшавского договора провозглашались обеспече­ние безопасности стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Ев­ропе. Государства Варшавского договора создали Объединенное коман­дование вооруженными силами, руководящее вместе с Военным советом и штабом дея­тельностью Объединенных вооруженных сил (местопребывание штаба – Мо­сква).[119]

ОВД была создана 14 июня 1955 г. как военно-политическое объединение всех соцстран Восточной Европы (кроме Югославии) после принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку. Но Западная Европа не хотела быть заложницей, ней­тральной полосой в противостоянии между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского дого­вора и объявить о нейтральной позиции по отношению, как к Востоку, так и к За­паду. В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт.[120] Ввод танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за демократи­ческие свободы были жёстко подавлены советскими войсками. Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения «порядка» в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами. Особую позицию в «социалистическом лагере» за­няла Румыния, которая больше других стран Восточной Европы испытала потреб­ность в национальном утверждении. В 1958 г. она добилась вывода советских войск со своей территории и отказала поддерживать действия руководства СССР.

Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоя­нием двух военно-политических блоков. Периоду «холодной войны» соответство­вала биполярная модель мира. Проблемы безопасности решались в рамках схемы открытого, жесткого, бескомпромиссного противостояния и противоборства двух сверхдержав в идеологической, политической, экономической, военной и других областях. В международной политике стратегическая стабильность глобальной си­туации фактически отождествлялась с устойчивостью военного равновесия между СССР и США, блоками ОВД и НАТО. Определяющая роль в обеспечении внешней безопасности отводилась силовым структурам и факторам, в первую очередь воо­руженным силам и ядерному оружию в их составе. Военная политика времен «хо­лодной войны» могла на конкретных этапах обеспечивать «напряженную стабиль­ность» общей ситуации в мире и формальную устойчивость враждебных по сути отношений между главными субъектами мировой политики, но не могла обеспечи­вать и тем более укреплять их национальную безопасность и безопасность миро­вого сообщества в целом.


Глава III. Основные проблемы начального этапа «холодной войны»

3.1. Генезис «холодной войны»

 

С середины 1946 г. между правительствами США и Великобритании шли консультации по вопросу о Греции и Турции, являющихся традиционно англий­ской сферой влияния.[121] После окончания Второй Мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы к власти пришли просоветские силы, прежде всего, коммунистические пар­тии.[122] СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал измене­ния статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Алба­нии, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лон­донском совещании министров иностранных дел стран – постоянных членов Со­вета Безопасности, СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье. СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расшире­ния своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в со­ставе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части амери­канских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континен­тальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства. Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кен­нан. В феврале 1946 г., работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания».[123] По его мне­нию, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на ка­ждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы ус­пешно противостоять проникновению коммунизма, странами Запада следует стре­миться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Поли­тика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения. Таким образом, американ­ская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.

Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)