Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
Архивные пробелы приходится заполнять ссылками на мемуары советских участников «холодной войны». Однако их качество и достоверность весьма различны. Из мемуаристики членов высшего руководства значительный интерес представляют записи разговоров с В.М. Молотовым, подробные воспоминания Н.С. Хрущева, А.И. Микояна. Менее откровенны мемуары Д.Т. Шепилова, а воспоминания А.А. Громыко по сути являются вариантом официозной истории советской внешней политики (которую он редактировал). Из воспоминаний политиков и дипломатов «рабочего» эшелона следует выделить книги О.А. Трояновского, A.M. Александрова-Агентова, А.Ф. Добрынина, Г.М. Корниенко, В.М. Фалина, Ю.А. Квицинского, О.А. Гриневского, В.Л. Мусатова, В.Л. Исраэляна, К.Н. Брутенца, М.И. Семиряги. Есть и значительный массив мемуаров, отражающих деятельность и точки зрения военных и работников военно-оборонного комплекса, прежде всего воспоминания А.И, Грибкова, А.Ф. Ахромеева (совместно с Корниенко), Н.Н. Детинова (совместно с Савельевым), Б.Е. Чертока. Наконец, появились воспоминания ветеранов советской разведки и руководства КГБ.
Весомый вклад в исследование и публичное обсуждение проблем «холодной войны» внесли С.Н. Хрущев, А.П. Судоплатов, генералы Б.В. Громов, А.А. Ляховский и др. По сюжетам конца «холодной войны» особенно активны политические ветераны из окружения М.С. Горбачева -А.С. Черняев, Г.Х. Шахназаров, В.А. Медведев и др. Группа российских архивистов (В.А. Лебедев, Я.Г. Мурин, Г.П. Кынин, Р.Г. Пихоя, М.Ю. Прозуменщиков, С.А. Мельчин и др.) выступила публикаторами и первыми комментаторами архивных документов по тематике «холодной войны». Наконец, историки науки и ветераны советского атомного проекта опубликовали работы по созданию ядерного комплекса СССР в первое десятилетие «холодной войны».[66]
Во-вторых, российские историки приступили к освоению целины «холодной войны» крайне ограниченными силами и средствами, начав практически с нуля, а то и с минуса, если иметь в виду необходимость преодоления научной изоляции, идеологических клише и внутренней цензуры, доставшихся в наследство от советских времен. До 1990-х гг. советские исследователи в основном комментировали работы западных коллег или в лучшем случае могли писать о политике западных стран на западных же материалах. Не велось объективного изучения советской политики, ее механизмов, динамики и результатов, поскольку эта тематика подавалась в каноническом, идейно-пропагандистском виде. В МИДе и Международном отделе ЦК КПСС существовали «истории» для внутреннего пользования, но они не были доступны научной общественности.
Первой ласточкой стала программа академических обсуждений тематики «холодной войны» между советскими и американскими историками, задуманная в период разрядки 1970-х гг., но развернувшаяся только во второй половине 1980-х гг. На конференциях в Москве (1986) и в Университете Огайо, США (1988) шел разговор о периодизации и проблемах «холодной войны». Западные историографические дискуссии оказали существенное влияние на первые труды российских ученых по этой тематике. Большинство отечественных участников этих встреч были из Института всеобщей истории в Москве, и в 1995 г. они образовали группу по изучению «холодной войны» на базе этого института (директор А.О. Чубарьян, М.М. Наринский, Н.И. Егорова, A.M. Филитов, В.Л. Мальков, И.В. Гайдук, М.Л. Коробочкин, В.В. Поздняков), К настоящему времени сообщество исследователей в этой области охватывает и другие исследовательские центры: Институт славяноведения (директор В.К. Волков, Л.Я. Гибианский, М.В. Латыш, Г.П. Волокитина, Т.В. Мурашко, А.Ф. Носкова), Институт российской истории (Н.Е. Быстрова, Г.В. Костырченко, B.C. Лельчук, Л.Н. Нежинский, Ф.И. Новик и др.), Институт Дальнего Востока (A.M. Ледовский, академик С.Л. Тихвинский и др.), Санкт-Петербургский институт истории РАН (академик А.А. Фурсенко), Московский государственный институт международных отношений (ректор А.В. Торкунов, М.М. Наринский, В.О. Печатнов и др.).[67]
В то же время, после распада СССР тематика «холодной войны» в России была отодвинута на задний план новыми проблемами и заботами. Все еще не создан главный резерв любой научной тематики – аспирантская молодежь, работающая над кандидатскими диссертациями. Тяжелое состояние российской науки, особенно гуманитарных исследований, сдерживает приток молодых ученых в эту область.
В-третьих, работа российских историков по проблемам «холодной войны» протекала в обстановке, когда начало складываться широкое международное взаимодействие по этой тематике. Американская историография «холодной войны» оказала большое влияние на исследования в России (как, впрочем, и на европейские исследования в целом). Кроме освоения многочисленных и серьезных трудов, прежде всего американских «ревизионистов» и «постревизионистов» по истории внешней политики США, российские ученый опирались, по крайней мере первоначально, на западные архивные документы, в основном американские.
В 1990-е гг. расширились возможности российских историков сотрудничать с коллегами в США, Западной и Центральной Европе, а также в Китае, Японии и других странах. Это сотрудничество осуществлялось на индивидуальной, двухсторонней основе, а также в рамках международных проектов, прежде всего проекта по изучению международной истории «холодной войны» при Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне и проекта «Горячие точки» Восточной Европы в годы «холодной войны», организованного Архивом документов по национальной безопасно фонда при университете Джорджа Вашингтона (США), фондом Фельтринелли (Италия) и др. Российские ученые приняли деятельное участие в подготовке и проведении серии конференций по «холодной войне» в Москве (январь 1993, март 1998, июнь 2002 г.), в Эссене и Потсдаме (июнь 1994 г.), в Гонконге (январь 1996 г.), Потсдаме (ноябрь 1996 г.), Нью-Хейвене (сентябрь 1999 г.), Вашингтоне (март 2000 г.) и др.[68]
Регулярные контакты с зарубежными коллегами способствовали быстрому расширению международного кругозора российских специалистов по «холодной войне». К тому же, благодаря свободной циркуляции материалов, в том числе архивных, ускорилось расширение «оперативной» (т.е. введенной в научный оборот и легко доступной) источниковой базы для исследований. К примеру, «Бюллетень проекта по международной истории «холодной войны» при Центре Вудро Вильсона опубликовал в 1993-2001 гг. значительное количество документов из архивов бывшего СССР, Китая, Польши, Венгрии, бывшей ГДР, Румынии, Болгарии, бывшей Чехословакии, Японии, Вьетнама. «Бюллетени» стали важным дополнением к российским документальным публикациям.
В-четвертых, российская историография «холодной войны» начиналась в условиях крушения старых идеологических канонов и советского мировоззрения, когда был разрушен образ врага, и Россия, казалось, становится частью западного демократического мира и партнером Соединенных Штатов, оставаясь при этом великой державой. В публицистике, среди широкой общественности, в том числе и академической интеллигенции, непрофессионалов в сфере истории наблюдались признаки некоторой эйфории в отношении США и Запада, популярность «общечеловеческих ценностей». Одновременно сложилось острокритическое отношение к старым идеологизированным постулатам, стремление избавиться от советского «имперского» наследия. В ряде работ на первое место вышли вопросы об ответственности и вине советского руководства (Сталина, Хрущева, Брежнева) за возникновение и продолжение «холодной войны». Особо выделялись и осуждались идеологические, мессианские и имперские мотивы в советской внешней политике. Историки «холодной войны» не разделяли упрощенных толкований, распространенных в публицистике тех лет. Тем не менее подобный общественно-политический фон влиял на них и на постановку ими исследовательских задач.[69]
Таким образом, обращаясь к характеристике современных тенденций в историографии холодной войны, исследователи широко оперируют таким понятием как написание ее «новой» истории. Применение данного, широко употребляемого в исторической науке термина (вспомним «новую» экономическую, политическую, социальную, интеллектуальную историю) к изучению феномена международных отношений второй половины XX в. восходит к началу 1990-х гг. Тогда сама холодная война после «бархатных» революций 1989 г. в Восточной Европе, крушения Берлинской стены, а затем и распада Советского Союза в 1991 г. стала считаться достоянием прошлого. Под влиянием происходивших событий и особенно эйфории в связи с открытием российских и восточноевропейских архивов, возникла настоятельная потребность пересмотреть многие прежние интерпретации генезиса, хода и исхода холодной войны.
Глава II. Основные факторы международных отношений в годы зарождения «холодной войны»
2.1. Предпосылки «холодной войны»
Прежде всего следует констатировать общепризнанность самого факта холодной войны. Никто, в принципе, не оспаривает и год ее начала – 1945 г. Но дальше – в частности в вопросе об источниках и инициаторах холодной войны – мнения как западных, так и отечественных историков и политологов начинают расходиться, причем порой кардинальным образом.
Крах нацистской Германии и необходимость заполнить образовавшийся в результате этого вакуум силы, привели к распаду военного партнерства. Цели союзников коренным образом расходились. Черчилль стремился не допустить господства Советского Союза в Центральной Европе. Сталин хотел получить в оплату советских военных усилий и героических страданий русского народа территорию[70]. Новый президент США Трумэн поначалу стремился следовать заветам Рузвельта и крепить союз. Однако к концу его первого срока исчезли последние намеки на гармонию военного времени. Соединенные Штаты и Советский Союз, два периферийных гиганта, теперь противостояли друг другу в самом центре Европы.
Трумэн получил в наследство международную обстановку, где демаркационные линии определялись сходившимися друг с другом передовыми рубежами армий с востока и с запада. Политическая судьба стран, освобожденных союзниками, еще не решилась. Большинство традиционных великих держав приспосабливались к новой для себя роли. Франция оказалась повержена; Великобритания хотя и не победила, но была истощена; Германию разрезали на четыре оккупационные зоны: если с 1871 г. она пугала Европу своей силой, то теперь, бессильная, угрожала хаосом. Сталин передвигал советскую границу на шестьсот миль к западу, до Эльбы; по мере того как перед фронтом его армий образовался вакуум вследствие слабости Западной Европы и планируемого вывода американских войск.
В сентябре 1945г. разоренный войной Советский Союз, население которого голодало, тем не менее, обладал столь мощной военной машиной, что она оказалась способной разгромить германский милитаризм. Полицейская политическая система СССР заставила советских граждан терпеть столь низкий уровень жизни, что страна смогла осуществить новый рывок в накоплении капитала, провести в короткие сроки реконструкцию военного потенциала и технологическое обновление тяжелой промышленности.[71] Именно такой Советский Союз смог контролировать территорию от Одера – Нейсе до Триеста, от Греко-турецкой границы до Кавказа, от афганской границы до Маньчжурии и Курильских островов. Итак, это был огромный, внешне однородный регион (точнее, превращенный в однородный методами террора). Никто не мог ему угрожать, не заплатив за это дорогую цену (за исключением применения атомного оружия); в течении длительного мирного времени его мощь лишь возрастала, консолидировалась и становилась господствующей силой в сердце Европы, сменив в этой роли Германию. Притом, что остальная часть Европы получала поддержку извне, СССР сумел добиться преобладания на Балканах, влиять на ситуацию на Среднем Востоке, решать судьбу гражданской войны в Китае и извлекать из этого выгоду. Это была держава, которую могли ослабить лишь внутренние противоречия. В этом заключалось значение победы Советского Союза; на первый взгляд, эта победа содержала все предпосылки для возникновения противника, готового и способного бросить вызов Соединенным Штатам.
Особенность революции, происшедшей в международной системе, заключалось в том, что центры международной мощи оказались вне Европы и были сконцентрированы на довольно длительное время в Соединенных Штатах и в Советском Союзе.[72] Зарождалось то, что позже стали называть биполярной системой. Это был трудный и тяжелый процесс, потому что старым империалистическим державам предстояло осознать реальность своего упадка, а США должны были признать существование соперника в борьбе за мировое господство. После десятилетий подготовки перед миром предстали два гиганта, которые исподволь осваивали свои роли, теперь должны были показать, что они способны их исполнять. Существовало три сферы, в которых стремление и воля к сотрудничеству союзников в войне подвергались испытаниям, – способность обеспечить функционирование Организации Объединенных Наций; создать финансово-экономическую систему, которая совмещала бы американские проекты и советские интересы (а также интересы государств, входящих в систему рыночной экономики); определить формы сотрудничества для мирного использования атомной энергии в качестве альтернативы соперничеству за превосходство в обладании атомной энергией как источником военной мощи.
По новым проблемам расхождения становились все более очевидными. После 4 февраля 1946г. наиболее ярким символом паралича деятельности ООН оставалось вето; и, поскольку советская делегация использовала его с января по сентябрь 1946 г. добрый десяток раз, с тех пор оно стало символом отказа советской делегации от конструктивного сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций.[73] В результате, дискуссия сконцентрировалась на проблеме вето: как лишить советских делегатов возможности злоупотреблять им, ибо они превратили его в средство, порождающее новые конфликты. Упорное обращение советских делегатов к такому инструменту, как вето, было симптомом глубокого недуга, который поразил международную жизнь, а также сковал деятельность организации, созданной для обеспечения мира на международной арене. Сложившаяся ситуация говорила о том, что желание сотрудничества между двумя великими державами изжило себя.
Один из весьма важных аспектов, затрудняющий деятельность ООН с 1950 г., заключается в отказе от применения норм, предусматривающих создание собственных вооруженных сил ООН из континентов, предоставляемых отдельными странами – участницами непосредственно в распоряжение ООН. Рассеялась надежда, что Организация Объединенных Наций сможет приобрести ту «светскую власть», которой не доставало Лиге Наций.[74] Согласно ст.47 Устава в феврале 1946г. был учрежден Штабной Комитет, который должен был определить военный вклад отдельных стран-участниц. Однако он не мог преодолеть основное расхождение между советскими и американскими группировками относительно критериев определения подобных вкладов. Дискуссии длились около двух лет и были практически прерваны в июле 1948г. после откровенного признания Комитета своего бессилия. Штабной комитет признал, что не может достигнуть соглашения об основных принципах принятия решения по этому вопросу, поэтому вопрос был передан в Совет Безопасности. Этот орган, как мы видели раньше, был еще менее способен выработать решения по этому вопросу, поскольку в его компетенцию входило принятие только оперативных решений. Так провалилась попытка принципиально нового подхода в сравнении с женевской дипломатией, и с тех пор все операции по поддержанию или установлению мира, которые ООН должна была бы предпринять, осуществлялись благодаря добровольному вкладу стран-участниц. В Совете Безопасности, по крайней мере, до 1955г. (генеральной Ассамблее так оставалось всегда), не столько вырабатывались политические решения, сколько велись дискуссии между державами, чтобы придать им больший резонанс. В годы холодной войны, Организации Объединенных Наций не удалось выполнить задачу содействия сохранению мира, поставленную перед ней Уставом, более того, для ее деятельности были характерны деструктивные черты. Институциональный переход к более взаимосвязанному и гибкому функционированию международной системы не был реализован.[75] Слишком очевидная гегемония американцев привела к тому, что советская сторона и ее немногочисленные союзники в те годы старались воздерживаться от слишком обязывающего участия в Организации, нормы которой сковали бы их ничем неограниченную свободу маневрирования на международной арене.
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)