Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
Большая часть американских концепций в послевоенное время исходила из идеи создания новой международной экономической системы. И тогда, и сейчас невозможно отрицать, что в 1945г. мир смотрел на Соединенные Штаты как на единственную державу, способную вновь поставит на ноги мировую экономическую систему – в соответствии либо с концепцией однородности мира, либо с идеей, признающей реальность сосуществования различных экономических структур.[76] Продолжительная деятельность, инициированная законом о ленд-лизе, в конце войны была затруднена принятием американцами односторонних и достаточно противоречивых решений и затем прервана, поскольку была констатирована невозможность плодотворного диалога с советской стороной. Закон о ленд-лизе был принят с оговоркой, что он останется в силе до окончания состояния войны. Едва был подписан акт о капитуляции Германии, действие закона было приостановлено в отношении как СССР, так и Великобритании и других стран - получателей помощи.[77] Неужели речь шла о технической ошибке? Обычно дается именно такое объяснение. Война была еще не завершена, и в тот момент, когда американские суда получили приказ вернуться назад, они были по пути в Советский Союз, куда должны были поставить грузы, необходимые для войны с Японией.
Резкое прекращение поставок спровоцировало такую острую полемику, что правительство в Вашингтоне вынуждено было переосмыслить ситуацию и возобновить отправку грузов. Но как только был подписан акт о капитуляции Японии, уже ничто не мешало вновь принять решение о прекращении поставок, чтобы показать англичанам, и прежде всего Советскому Союзу, что правительство США намерено использовать свои экономические ресурсы очень расчетливо и согласно четким критериям. Другими словами, речь шла о том, чтобы дать понять, как – в рамках новых экономических институтов или вне их – и в какой степени капиталистические страны Европы и Советский Союз могли рассчитывать на финансовую поддержку Соединенных Штатов в восстановлении своей экономики, разоренной войной. Проблема имела большое экономическое и политическое значение, так как она могла бы стать парадигмой способности к сотрудничеству между различными социально-экономическими системами. Прежде враждебные друг другу, возможно, они теперь встали на путь методов сосуществования и кооперации, поскольку военное сотрудничество научило их, что пользы от сотрудничества больше, чем от взаимного недоверия.
Вопрос о предоставлении Советскому Союзу займа обсуждался во время войны несколько раз. Уже в 1942 г. об этом говорил Уайт, сотрудник Моргентау, который вел переговоры с Кейнсом о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Уильям С.Буллит вновь поднял этот вопрос в 1943 г., в 1944 г. к нему вернулся Аверелл Гарриман, великий финансист и капитан индустрии, которого Рузвельт направил послом в Москву.[78] Но проблема была сложной и имела ряд аспектов. Во-первых, необходимо было определить, в кокой форме заем мог быть экономически выгоден обеим сторонам; во-вторых, целесообразно было выяснить, на каких условиях советская сторона была в нем заинтересована; в-третьих, следовало иметь ввиду, как и на каких условиях американское правительство было согласно его предоставить.[79] Не должно было быть сомнений во взаимовыгодности займа: советская сторона нуждалась в ресурсах для реконструкции и была в состоянии вернуть кредит поставками натурой – сырьем, необходимым для американской промышленности.
Не было достаточных оснований для идеи, обсуждавшейся в эти годы, что заем мог бы стать первым этапом в прямом экономическом взаимообмене, поскольку, кроме сырья, не было советских промышленных товаров, которые могли бы представлять интерес для США. Кроме того, в связи с распределительным характером советской системы, полностью централизованной и регламентированной государством, следовало исключить мысль, что СССР сможет стать огромным рынком для американской промышленной продукции, хотя с окончанием войны в США имелись опасения, что придется снова столкнуться с довоенными проблемами перепроизводства.
Эти соображения не были бесспорными. Американские аналитики из Office of Strategic Services, ученые, весьма сведущие в вопросах советской экономики, считали, что американский заем был бы полезен только в том отношении, что ускорил бы на несколько месяцев реконструкцию в СССР. И действительно, некоторые аспекты восстановления советского хозяйства после войны давали основание для подобного диагноза, хотя и не учитывали затраты человеческих сил трудящихся этой страны. Известный американский историк Габриэль Колко утверждал обратное: «Государственный департамент знал, что без помощи извне советская реконструкция осуществлялась бы значительно медленнее и более трудно, была бы плодом национальных усилий народа, уже серьезно изнуренного и измученного».[80] Это утверждение представляется весьма категоричным и показывает, что внутри Государственного Департамента и американского правительства существовали различные установки даже по вопросу о пользе предоставления займа.
Весьма красноречивым является тот факт, что в Советском Союзе собирали слухи, просачивавшиеся из американских источников, поскольку советское руководство было далеко неравнодушным к идее крупного финансового займа. Уже первое наблюдение свидетельствует об этом: помощь не была жизненно необходимой, но ее ждали , и она была бы полезной, так как облегчила бы проблемы финансирования реконструкции в СССР. Молотов впервые заговорил о займе с Гарриманом в декабре 1943 г., намекнув, что объем займа, мог бы составить миллиард долларов.[81] Со своей стороны, Уайт полагал, что заем, чтобы он был действительно эффективным, должен был бы достигнуть, по крайней мере, пяти миллиардов долларов. Сталин рассказал о своих идеях по поводу займа другому американскому финансовому деятелю, председателю Торговой палаты Соединенных Штатов Эрику Джонстону, который прибыл в Москву летом 1944г. и 26 июня имел продолжительную встречу со Сталиным. Во время этой встречи собеседники обменялись мнениями по широкому кругу вопросов. Сталин лелеял гипотетическую идею рынка, способного поглотить любые американские товары, за которые можно было бы заплатить как сырьем, так и золотом: «Я не могу предвидеть, – оптимистично заявил он, – когда мы перестанем нуждаться в чем-либо».[82] Итак, Сталин, беседовал с деловым человеком, увлекал его перспективой неограниченных возможностей интеграции, не касаясь, конечно, технических форм взаимосвязей и политических условий, при которых они могли бы иметь место. Такое умолчание не было случайным, поскольку проблема заключалась именно в этом.
Американские политические деятели, впрочем, никогда не разделяли два аспекта проблемы. Как в период между двумя войнами, так и во время подготовительных обсуждений, проходивших в эти месяцы в Бреттон Вудсе, проблематика предоставления займа СССР, а также всех других займов любой другой стране не могла рассматриваться в отрыве от видения послевоенного устройства, которое американцы уже разрабатывали. Это была картина реинтеграции мировой системы в единый взаимозависимый комплекс, как точно отмечал, хотя и в другой ситуации, прародитель американских историков-ревизионистов Уильям А. Вильямс.
Результаты войны поставили Соединенные Штаты в центр системы, придав им роль регулирующего, хотя и не обязательно доминирующего, элемента. Это был основной пункт любого анализа, складывающийся тогда ситуации. Фактически американское превосходство заставляло говорить об империалистическом капитализме.[83] Но эта дефиниция представляется упрощенной, поскольку стремиться определить проект реорганизации международной жизни, основанный на гибком подходе к международным отношениям, используя при этом термин, который получил негативный оттенок в историко-политической лексике времен холодной войны. Подобный подход не следовало формулировать тем, кто мог извлечь из него наибольшую выгоду. Поскольку эта система постепенно превращалась в действительность, то нельзя не подчеркнуть ее открытый и гибкий характер, что создавало трудности для тех, кто, как Советский Союз, мог согласиться на интеграцию только в жестко регулируемую систему, потому что такова была политико-экономическая организация СССР. В то время когда обсуждались финансовые аспекты послевоенных проблем, у обоих субъектов, выигравших войну, возникли предсказуемые, но неизбежные трудности в стремлении добиться системного сотрудничества именно в силу структурных различий, препятствовавших конвергенции.
Накануне конференции в Ялте, 3 января 1945г., Молотов изложил Гарриману свою просьбу о предоставлении займа в 6 млрд. долл. при ставке в 2,6 % , благодаря которому Советский Союз смог бы разместить крупные заказы на американском рынке.[84] Повторяя тезис многих экономистов того времени, Молотов полагал, что такой заказ позволит экономике США более легко перейти от военного производства к мирному. Молотов представлял свою просьбу как взаимовыгодное предложение, но не учел при этом новых аналитических данных, которые между тем значительно приглушили, если не полностью развеяли, опасения, что в американской экономике наступит спад в период перехода к производству мирной продукции. Кроме того, он сделал свое предложение грубовато.
Реакция Гарримана, а затем и Рузвельта заключалась в том, чтобы отложить решение на время после завершения Крымской встречи в верхах, а пока приостановить рассмотрение предложения, как с политической, так и с технической точки зрения. Если речь Молотова, а также реплики Сталина показывали, что Советский Союз действительно заинтересован в получении кредита, то было еще не ясно, как и в какой форме, американцы намерены подойти к рассмотрению этого вопроса. Моргентау продолжал проявлять благосклонность и предлагал увеличить сумму займа до 10 млрд. с рассрочкой выплаты на 35 лет, чтобы содействовать закупке американских товаров. Идея предполагала полную интеграцию двух экономических систем, но она не встретила необходимой поддержки.[85] Такого рода заем требовал распутывания сложного политического узла, т.е. выяснения, позволит ли Советский Союз вовлечь себя в рыночную экономику на западных условиях. Иначе говоря, существовали технические аспекты, относящиеся к выявлению коэффициента окупаемости, когда столь солидные инвестиции осуществляются в СССР или в других странах при посредничестве правительства или непосредственно частными инвесторами. Политические аспекты заключались в том, как неоднократно подчеркивал Гарриман, чтобы определить возможность одновременного финансового и политического сотрудничества.[86]
В Ялте Рузвельт в разговоре со Сталиным не касался этой особой темы, так как считалось возможным обсуждать только насущные вопросы: может быть, поэтому текущие проблемы в дискуссии превалировали над стратегическими. Возможно, также и потому, что дискуссия о германских репарациях заставила задуматься о сравнительных характеристиках ленд-лиза и репарационных платежей. Возможно и потому, что Рузвельт почувствовал потенциальную связь между американским кредитом и реализацией соглашений о Восточной Европе, заключенных с Советами именно в Ялте.
В этих вопросах Гарриман сыграл решающую роль. Незадолго до смерти Рузвельта он подготовил краткую записку с изложением своих позиций, которая, конечно, сильно повлияла на Трумэна. Имелось также множество реальных доказательств того, что Советы всегда поступали, руководствуясь своими «эгоистическими интересами». СССР в конце войны располагал золотым запасом, который уступал лишь запасу США; у него было огромное количество неиспользованных материалов, полученных по ленд-лизу; он постарался забрать как можно больше из оккупированных территорий. СССР контролировал внешнюю торговлю оккупированных стран; он использовал представившиеся возможности, чтобы навязать выгодные торговые соглашения другим странам мира, включая страны Южной Америки; и тем не менее продолжал просить у США всяческую помощь и содействие, которых считал возможным добиться.
Гарриман, учитывая все это, обосновал в своей записке тезис: если Соединенные Штаты должны защищать свои интересы, то следует проводить «политику, которая более эффективно реализовала бы их экономическое влияние, чтобы как можно шире распространить свои политические идеи».[87] Соединенные Штаты должны продолжать поддерживать дружеские отношения с Советским Союзом, но на основе взаимовыгодного обмена. В отношениях с Советским Союзом это означало «связать экономическую помощь непосредственно с политическими проблемами». Поэтому Гарриман был еще благожелательно настроен в отношении предоставления займа, но рассматривал его как инструмент достижения политических уступок.
Внутренняя слабость СССР давала возможность Соединенным Штатам связывать заем с политическими условиями и предоставить его только после удовлетворения финансовых потребностей Западной Европы. Эти политические условия заключались в обязательстве Советов скрупулезно выполнять Ялтинские соглашения в вопросах о Польше и Восточной Европы – это означало, что их следовал понимать в духе западного толкования.[88] Таким образом, вопрос о займе оставался открытым еще в течении нескольких месяцев. В июне, однако, общая сумма кредита, на которую были согласны американцы, сократилась до 1 млрд. долл., и Конгресс не чинил препятствий операции такого масштаба. Препятствия возникли в связи с ухудшением ситуации на Балканах. Пока эти проблемы не были преодолены, вопрос о займе оставался в подвешенном состоянии. Потсдамская конференция внесла дальнейшую ясность. Если Трумэн постепенно склонялся к отказу от компромисса по германским репарациям, на который соглашался Рузвельт, то это было связано с поступавшими сведениями о том, как вели себя Советы на оккупированной ими германской территории, которую они продолжали систематически обирать, вывозя сколько-нибудь ценное. Поставки на основе закона о ленд-лизе, однажды прерванные, были окончательно прекращены несколько недель спустя. Советы выжимали германскую промышленность, не соглашаясь, пойти на политические уступки американцам, которые тогда находились в положении значительного превосходства, что позволяло им уклоняться от предоставления бесплатной финансовой помощи странам. Идея займа становилась все более туманной. Репарации, извлеченные из Германии, стали подлинной заменой займа. Когда накануне Потсдама Бирнс стал государственным секретарем, его позиция по этому вопросу была уже ясной. Хотя вопрос оставался открытым для дискуссии до конца 1945 г., он превратился скорее в политический. С ним связывали возможность добиться от Советов уступок как в отношении ратификации соглашений, отвергнутых в Бреттон Вудсе, от которой Сталин отказывался в качестве ответной меры на отсутствие предложений по кредиту, и в дискуссии о мирных договорах с малыми державами « Оси». Несмотря на то, что к этому моменту поворот в американской политике в отношении Советского Союза еще не выявился полностью, расхождения и разногласия накапливались, что сделало проблематичным предоставление СССР помощи без политических условий.[89]
Итак, основными причинами нарастания напряжения являлись: разногласия в ведении политики относительно побежденных стран, наличие и демонстрация Соединенными Штатами ядерного оружия, изменения соотношений сил на мировой арене. Таким образом, страны – союзники по антигитлеровской коалиции СССР и США перешли от политики сотрудничества к политике противостояния.
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США
Чтобы рассмотреть стратегические цели и планы конфликтующих сторон после второй мировой войны, они были разделены на две части – американский вызов и советский ответ.
Через несколько месяцев после окончания второй мировой войны ОКНШ определил врага номер один Америки в следующей, третьей мировой войне (Советский Союз), а также оружие номер один этой новой войны (атомную бомбу, доставляемую к цели стратегическими бомбардировщиками). При этом американские военные аналитики отдавали себе отчет в том, что недавно закончившаяся война разорила СССР дотла, что «советская экономика, по-видимому, неспособна обеспечить крупную войну в течение следующих 5 лет», и именно поэтому «за исключением сугубо оборонительных причин, СССР будет избегать риска крупного военного конфликта на протяжении от 5 до 10 лет».[90]
Разработка планов атомной войны против СССР оставалась в центре внимания высшего американского военного руководства и в последующие годы. Эти планы становились все более детальными и многостраничными, снабжаясь при этом многочисленными картами и таблицами. К каким же выводам пришли пентагоновские планировщики? Насколько реалистичными были их планы?
Атомная бомбардировка основных советских промышленных центров была с чисто технической точки зрения вполне возможной уже во второй половине 40-х годов, после Берлинского кризиса 1948 г. американский атомный арсенал начал расти очень быстрыми темпами, и уже летом 1953 г. у Соединенных Штатов было 1000 атомных бомб.
Возникли трудности с картами (как известно, начиная со второй половины 30-х гг. подлинные географические карты были в Советском Союзе засекречены, а в открытую продажу поступали сознательно искаженные «схемы»). Пентагоновцам приходилось полагаться на карты, оставшиеся с царских времен, а также на данные трофейной немецкой аэрофотосъемки времен второй мировой войны.
Тем не менее в меморандуме начальника штаба ВВС США Объединенному комитету начальников штабов от 21 декабря 1948 г. указывалось, что имевшиеся в распоряжении ВВС аэронавигационные карты масштаба 1:1.000.000 являются достаточно точными для того, чтобы выйти на любую Цель на территории Советского Союза, особенно если эта цель – один из 70 крупнейших городов СССР.[91]
По поводу этой оценки американских штабистов, однако, можно с полным основанием привести слова старой русской солдатской песни: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Результаты учений американских стратегических сил во второй половине 40-х гг. оставляли смешанное впечатление. До половины бомбардировщиков Стратегического авиационного командования не могло подняться в воздух из-за плохого обслуживания и отсутствия запасных частей, но и те машины, которые все же взлетали, зачастую были не в состоянии выполнить приказ командования. Так, в ходе учений над Дэйтоном (штат Огайо) в 1948 г. ни один из бомбардировщиков не смог выполнить поставленной перед ним задачи. И это – над своей территорией!
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)