Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
Оперативный план ГСОВГ, однако, отнюдь не предусматривал глубокого вторжения советских войск и бомбежек объектов на территории Западной Европы. План был сугубо оборонительным по своему характеру. Предусматривалось создание главной полосы обороны по рубежу: Висмар, оз. Шверинер-Зее, Людвигслуст, Ленцен, р. Эльба до Барби, и далее по р. Заале до Зальцбурга, Ельснитц, Адорф, Брамбах. Предполагалось и нанесение контрударов на магдебургском, шверинском и лейпцигском направлениях. На авиацию была возложена задача отражения массированных налетов авиации противника на территорию ГСОВГ, а в дальнейшем – поддержки контрудара по прорвавшемуся противнику. Каких-либо мероприятий, связанных с возможным применением атомной бомбы вероятным противником, план не предусматривал.
Да и в целом, воздействие ядерного оружия на развитие военно-политической обстановки в мире было неоднозначно. С одной стороны, американская ядерная монополия действительно оказывала определенное воздействие на Сталина и сковывало его планы. Но с другой, – американцы не слишком активно использовали фактор ядерной бомбы, особенно в своей публичной политике.
Многие исследователи считают американскую атомную дипломатию блефом. Российский исследователь А.М. Филитов прямо говорит: «То обстоятельство, что «атомная дипломатия» основывалась на блефе, вполне объясняет некую ее «нерешительность» – любая попытка «загнать в угол» противника путем ультиматумов или выдвижения слишком далеко идущих требований могла раскрыть этот блеф».[99]
И действительно, относительно мощная система ПВО дала возможность СССР вполне комфортно ощущать себя в ходе корейской воины. Но, следует признать, что, то что сейчас является предметом «холодного» анализа, не было таковым для непосредственных участников событий.
Видимо, в то время, в 1946 г., советские руководители не рассматривали захват Западной Европы в качестве первоочередной задачи в случае войны с Соединенными Штатами и их союзниками. Скорее, на Западе Москва предполагала обороняться, а наступать – в Арктике. Так, в ходе своей беседы с В.М. Молотовым Ф. Чуев сказал ему, что на Чукотке до сих пор сохранились казармы, где в 1946 г. располагалась 14-я десантная армия под командованием генерала Олешева, перед которой Сталин якобы поставил задачу: в случае атомного нападения со стороны США высадиться на Аляску и развивать наступление по тихоокеанскому побережью. Сталинский нарком подтвердил, что после войны в Кремле ходили «мысли» о том, что «Аляску неплохо бы вернуть». При этом, правда, он оговорился, что, кроме «мыслей», «больше ничего не было».[100]
Очевидно, что, принимая решение о нанесении контрудара именно на Аляске, советское руководство исходило из доядерных стратегических представлений, согласно которым основной целью военных действий является захват и удержание территории противника, которую впоследствии можно использовать в качестве предмета политического торга. По всей видимости, в первые послевоенные годы советские военные и политические руководители не смогли осознать новые реалии атомного века и были далеки от понимания того, что оружие чудовищной разрушительной силы и межконтинентальные средства его доставки сделали бессмысленными с военно-политической точки зрения традиционные территориальные захваты.
Обозвав американскую атомную бомбу «бумажным тигром», советские руководители, однако, как и подобает большевикам, не теряли бдительности. В вышеприведенном эпохальном интервью лучшего друга советских стратегов И.В. Сталина А. Вирту содержалось очень интересное высказывание, проливающее, на наш взгляд, свет на истинное отношение Кремля к атомному оружию: «Конечно, монопольное владение секретом атомной бомбы, создает угрозу, но против этого существуют, по крайней мере, два средства: а) монопольное владение атомной бомбой не может продолжаться долго; б) применение атомной бомбы будет запрещено».[101]
И действительно, ликвидации не только атомной монополии США, но и монополии этой страны на средства доставки атомного оружия уделялось со стороны Кремль в первые послевоенные годы самое большое внимание. Например, стремясь как можно быстрее преодолеть отставание от Соединенных Штатов в области стратегической авиации, Сталин распорядился снять копию с американских бомбардировщиков В-29 «Стрэйтофортресс», попавших в годы второй мировой войны на территорию Советского Союза, и использовать полученную технологию для производства советской версии В-29 - Ту-4. Однако появление бомбардировщиков типа Ту-4 в советском арсенале в конце 40-х гг. (их численность в 1948 г., по данным американской разведки, составила 105 штук), не решало для Кремля проблемы доставки атомного оружия до целен в Соединенных Штатах Америки, поскольку радиус действия этого самолета не позволял ему, взлетев с советской территории, сбросить атомную бомбу над Америкой и вернуться домой, а авиабаз вокруг территории США Советский Союз, как извечно, не имел. Правда, уже в 1949 г. была проведена первая в Советском Союзе успешная дозаправка самолета в воздухе. Эта технология должна была, разумеется, расширить возможности Ту-4. Однако советское руководство прекрасно отдавало себе отчет в том, что без межконтинентальных средств доставки атомного оружия политическая ценность последнего резко снизится.
Эти высказывания Сталина, свидетельствуют об определенной эволюции подходов Кремля к атомной проблеме. Если в первые послевоенные годы овладение атомным «секретом» было для Москвы вопросом престижа, вопросом подтверждения великодержавного статуса Советского Союза, то с течением времени, по мере обострения советско-американских отношений, советское руководство все чаще смотрело на атомную бомбу именно как на оружие, которое может быть использовано в будущей войне между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой.[102]
Очевидно, что в результате этих размышлений Сталин пришел к выводу, что нарождающийся советский атомный щит, то есть объекты по производству атомной взрывчатки и тяжелых бомбардировщиков, представляет собой наиболее соблазнительную цель для американской стороны в случае большой советско-американской войны.
Правда, само это переосмысление заняло немало времени.
Действительно, в конце 40-х – начале 50-х гг. атомное оружие оставалось во многом экспериментальным для советских военных. Всего в 1949-1951 гг. было проведено три испытания советского атомного оружия, что, конечно же, совершенно недостаточно для коренного пересмотра советской военной доктрины, стратегии, оперативного искусства и тактики. Как справедливо указывал крупнейший американский эксперт по советской военной доктрине Р. Гартхофф, «вплоть до смерти Сталина в марте 1953 г. ...ядерные вооружения не были интегрированы ни в советские вооруженные силы, ни в советскую военную доктрину».[103]
Имеющаяся у нас информация о знаменитом испытании атомного оружия 14 сентября 1954 г. на Тоцком полигоне Южно-Уральского военного округа позволяет сделать вывод о том, что в то время советские военные продолжали рассматривать Бомбу не как оружие стратегического значения, а, скорее, как фугас особой мощности, с помощью которого можно решить в ходе войны некоторые оперативно-тактические задачи, но не более того. Например, для вывода бомбардировщика с атомной бомбой на борту использовали приводные радиостанции, дымовые шашки и радиолокационные уголковые отражатели. Расстояние между полигоном и аэродромом, с которого взлетел бомбардировщик, составляло всего 680 км. Вокруг эпицентра была размещена преимущественно военная техника – танки, бронемашины, боевые самолеты, артиллерийские орудия. Наконец, в ходе учений отрабатывались именно действия войск в условиях применения атомного оружия.
Иными словами, советские военные готовились к применению атомного оружия в качестве не стратегического, а оперативно-тактического средства. Ясно, что стратегический бомбовый удар по целям в Соединенных Штатах исключает применение приводных радиостанций или уголковых отражателей для вывода бомбардировщика на цель, да и расстояние в 680 км. не является межконтинентальным.
Таким образом, в конце 40-х – начале 50-х гг. в Советском Союзе имела место определенная эволюция в подходах к атомному оружию. От полного отрицания (вынужденного и, по- видимому, неискреннего) какого бы то ни было военно-политического значения «сверхбомбы» Москва перешла к пониманию того, что это оружие действительно может сыграть огромную роль как в ходе военных действий, так и в процессе дипломатического торга. Правда, это понимание оставалось в то время на уровне политического решения, не затрагивая основ военной доктрины СССР.
Итак, на рубеже 40-х – 50-х гг. для высшего советского политического руководства атомные вооружения и средства их доставки оставались не столько средством вооруженной борьбы, сколько доказательством мощи Советского Союза, его способности на равных говорить с западными державами, в том числе и с Соединенными Штатами. Для советских же военных Бомба была не основой стратегической мощи страны, а всего лишь боеприпасом особой мощности, способным быстро и эффективно обеспечить тактический или оперативно-тактический успех на поле боя.
2.3. Формирование НАТО и ОВД
Североатлантический альянс (блок НАТО) был образован в 1949 г. представителями 12 стран: Соединенные Штаты Америки, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г., предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского союза. США являлись организаторами этого союза, который был создан в период послевоенного времени, когда только начиналась холодная война и большинство стран признавало свою слабость в отношении Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный США, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поэтому стоит рассмотреть историю создания этого союза.
В США второе президентство Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности, обострения советско-американских отношений. «План Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 г., рассматривался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объединению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами для неизбежной, как тогда считали во влиятельных кругах США, войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» западноевропейские страны в 1947 г. начали создавать структуру для сотрудничества в защите.[104] В результате этого в марте 1948 г. 5 стран – Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания – подписали Брюссельский договор, который впоследствии стал основой для организации НАТО. В это время в Вашингтоне обсуждались проекты военного союза с будущими «маршаллизированными» государствами. Без такого союза, Западной Европе угрожает включение в орбиту СССР, и тогда ресурсы и мощь Советского Союза настолько увеличатся, соотношение сил изменится, что США окажутся в очень опасном положении.[105]
В разгар выборной кампании в июне 1948 г., сенат большинством голосов (64 против 4) принял резолюцию А. Ванденберга, одобрявшую оказание помощи региональным военным союзам. Впервые в истории сенат США одобрил предоставление в мирное время военной помощи иностранным государствам, расположенным за пределами Западного полушария. В сенате большинство принадлежало республиканцам. Одобрение этим большинством подобных резолюций в июне 1948 г. свидетельствовало о том, что республиканцы в Конгрессе желают демонстрировать перед выборами, что они всячески открещиваются от изоляционизма. По существу эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах. По существу эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах. Они служили прелюдией к заключению Соединенными Штатами военного союза со многими капиталистическими странами. После выборов правительство США действовало более энергично и открыто. 20 января 1949 г. в речи, посвященной началу второго срока своего президентства, Трумэн заявил: «Мы сейчас вырабатываем с рядом государств общее соглашение, предназначенное для укрепления безопасности района Северной Атлантики. Мы уже создали такой оборонительный пакт для Западного полушария договором в Рио-де-Жанейро... Я надеюсь скоро послать в сенат договор, содержащий план обеспечения безопасности Северной Атлантики».[106]
Через два с половиной месяца 4 апреля 1949 г. представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о Северо-Атлантическом военном союзе, названном НАТО. Его подписали США, Канада, Бельгия, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранившая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подготовки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО в 1952 г. Впоследствии в 1955 г. по настоянию американцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Федеративная Республика Германия. А еще позже в 1982 г. и Испания. И вот совсем недавно в январе 1999 Польша, Чехия и Венгрия.
Объяснение, что НАТО была создана как ответное мероприятие на события, происшедшие в 1948г., так же неверно, как неверно утверждение, что Северо-Атлантический пакт является оборонительным, миролюбивым союзом. Вашингтон активно готовил почву для НАТО в Америке и в Европе в 1946 – 1947 гг. В результате этой активной подготовки появилось выражение «холодная война» и создание военных блоков НАТО. 17 сентября 1949 г. был создан Совет НАТО. В него вошли министры иностранных дел государств-членов Северо-Атлантического пакта. Через год этот совет принял решение формировать общие вооруженные силы НАТО. Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 г., и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. 18 декабря 1950 г. генерал Эйзенхауэр был назначен командующим этими вооруженными силами. Совет НАТО образовал также его высший военный орган, состоящий из начальников штабов вооруженных сил всех стран, входящих в Северо-Атлантический пакт, за исключением не имеющей вооруженных сил Исландии, которую в этом созданном военном органе представляет гражданское лицо. Начальники штабов стран НАТО должны собираться не менее 2 раз в год. В промежуток между этими собраниями всю оперативную работу проводят постоянные представители начальников штабов. Вооруженные силы НАТО имеют три командования: европейское — со штабом в Париже (впоследствии в Брюсселе), атлантическое — со штабом в Норфолке (штат Виржиния) и на Ла Манше – со штабом в Англии (в г. Портсмуте). Вся военная организация НАТО ответственна перед его советом, состоящим из министров иностранных дел стран-участниц.[107]
Вскоре после создания совета НАТО, 6 октября 1949 г., конгресс США принял акт о так называемой взаимной помощи, предусматривавший ассигнование 1314 млн. долл. на оказание военной помощи членам ЕАТО. Но этого оказалось далеко не достаточно. Эйзенхауэр доказывал, что американские союзники в Европе сами вооружиться не смогут и что поэтому их должны вооружить Соединенные Штаты. В конце 1949 г. и начале 1950 г. правительство США активно обсуждало со своими союзниками вопрос об организации вооруженных сил НАТО. Впоследствии Трумэн об этом периоде писал: «Основной проблемой в этих дискуссиях вскоре оказался вопрос об участии Западной Германии в защите Европы... Без этого защита Европы представляет арьергардные действия у берегов Атлантического океана. С Западной Германией там может быть создана глубинная оборона, достаточно мощная, чтобы оказывать эффективное сопротивление наступлению с Востока». В сентябре 1950 г. Ачесон в личном донесении Трумэну из Нью-Йорка о происходившей там сессии совета НАТО, где он настаивал на вооружении Западной Германии, писал: «Я продолжал доказывать, что это предусматривает защиту Европы так далеко на востоке, как это только возможно, и что такая защита немыслима без прямого и разумного решения вопроса о германском участии». А в донесении из Брюсселя в декабре того же года, где тогда заседал совет НАТО, Ачесон сообщал: «Мы сняли препятствия, стоявшие на пути к участию Западной Германии».[108]
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)