Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
Таким образом, принцип ведения переговоров лег в основу американской позиции, и задача заключалась в том, чтобы установить сроки и условия подобных переговоров. Во время встречи с Эттли и с канадским премьером Макензи Кингом в середине ноября 1945 г. американцы объявили позиции, по которым возможно достижение соглашения. Они предусматривали необходимость учреждения комиссии при Организации Объединенных Наций (ООН в то время еще не начала свою работу), чтобы вести переговоры на основе четырех принципов, каждый из которых должен был служить предшествующей стадией для перехода к последующей фазе переговоров. В соответствии с этими принципами требовалось установить полный обмен информацией в научных целях; установить контроль, чтобы гарантировать мирный характер использования атомной энергии.[26] Предусматривалось уничтожение атомного оружия и всех других вооружений, способных привести к массовым разрушениям; создание системы контроля и использованием инспекций и других средств, чтобы гарантировать страны, подписавшие это соглашение, от неисполнения его другими странами. Важно учесть тот пункт, согласно которому принцип учреждения инспекции вытекал из решения уничтожить все произведенное атомное оружие. Проект был умеренный и осторожный, и можно было использовать его как основу для продуктивной дискуссии, тем более что на Московской сессии СМИД Бирнс сумел получить поддержку Советов по вопросу об учреждении специальной комиссии при Организации Объединенных Нации.
Бирнс поручил своему заместителю Ачесону и Давиду Е. Лилиенталю, руководителю строительства гидроэлектростанции на реке Теннеси, подготовить окончательный проект, чтобы представить его в связи с началом деятельности ООН. После принятого Генеральной Ассамблеей ООН в январе 1946г. решения создать Комиссию ООН по атомной энергии, Ачесон и Лилиенталь разработали свой проект. Он предусматривал создание Комиссии Организации Объединенных Наций, которая после проведения учета ресурсов расщепляющихся материалов взяла бы на себя контроль над всеми запасами обогащенного урана и тория с целью предоставлять ресурсы только для мирного использования. Нарушители этого правила подлежали наказанию соответствующими контрмерами; Соединенные Штаты должны решить в дальнейшем, как и когда, прекратить производство атомных бомб. Для предоставления этого плана в ООН Трумэн назначил деятеля, который, как он надеялся, облегчит в дальнейшем прохождение через конгресс возможных соглашений. Речь шла о Бернарде Барухе, восьмидесятилетнем финансисте, который оказывал влияние на процесс формирования некоторых американских политических решений. Этот момент следует подчеркнуть, потому что обычно говорят о переговорах 1946г. по ядерному оружию как о переговорах по «плану Баруха».[27] В действительности Барух появился на сцене в последний момент и его личный вклад заключался в том, что он потребовал включить в проект Ачесона-Лилиенталя поправку , согласно которой вопросы об атомном оружии должны были проходить голосование в Совете Безопасности без применения права вето , поскольку они касались проблемы, затрагивающие интересы всех стран мира, а не только великих держав. Совершенно очевидно, что предложение американского финансиста вносило изменение в проект и делало невозможным его принятие Советами. С момента, когда Советы стали создавать свой военный арсенал, у них не было никаких оснований соглашаться на контроль, лишавший их возможности реализовать право вето. Трумэн и Бирнс понимали, что попали в трудное положение, и испытывали досаду, что выбрали Баруха представителем Соединенных Штатов в столь тонком деле.[28] Тем не менее, было слишком поздно что-либо менять и поневоле пришлось позволить Баруху предоставить проект в измененном виде, что он и сделал 16 июня 1946 г. Казалось, американские предложения в версии Баруха были более открытыми и «вильсоновскими», чем вариант, подготовленный Государственным департаментом, потому что отменялось право вето в вопросе о контроле над ядерной энергией и проводилась «свободная и полная инспекция», когда это потребуется, вариант Баруха обеспечивал теоретически неограниченную гарантию всем странам мира.[29] В действительности он отражал концепции, характерные для американских военных кругов. Это был бы подлинно открытый проект, если бы в то время все страны мира обладали знаниями, необходимыми для мирного или военного использования атомной энергии. Однако в то время, исключая немцев, только три государства на Западе уже добились существенных успехов на пути создания своих атомных арсеналов, с другой стороны – только Советы энергично стремились ликвидировать разрыв в военных потенциалах. Создать авторитетный международный орган, где у Советов не было бы права вето, означало бы навязать им, и только им , обязательство показать всем , на какой стадии находятся их научные исследования», и подчиняться правилам, установленным этим авторитетным органом. Консультант Молотова по проблемам Ядерной энергетики Дмитрий Скобельцын считал, что план Баруха делал невозможным развитие независимого производства, поскольку контроль над ресурсами был бы поручен международной организации, находящейся, вероятно, под контролем американцев.[30] Он утверждал: «откажемся от этого контроля и будем со всей решительностью продолжать наши научные исследования и работу по подготовке нашего полностью независимого атомного производства так же, как американцы поступили во время войны». Молотов разделял эту точку зрения. Поэтому не вызывает удивления, что выступления советского представителя в ООН Громыко были жесткими и негативными.[31] Он обвинил американскую делегацию в намерении подорвать единство великих держав в Совете Безопасности, так как она представляет проекты, «несовместимые с интересами Организации Объединенных Нации» и предложил альтернативный план, согласно которому международная конвенция запрещала бы производство и применение атомного оружия и предусматривала уничтожение уже произведенного атомного оружия.[32] Что касается контроля, инспекции, санкций и отмены права вето – все это решительно исключалось. Ошибка Баруха предоставляла Громыко возможность показать, что Советы были действительно против атомного оружия, предлагая уничтожить уже существующее оружие, что сделало бы излишним инструменты контроля, противоречащие суверенитету государств и нормам ООН. В действительности проект Ачесона-Лилиенталя поставил бы Громыко в затруднительное положение, потому что требовал от него более аргументированного обоснования принципиальной враждебности Советов всему, что мешало их планам военной и экономической реконструкции. В этих условиях дискуссия осталась безрезультатной. Создание авторитетного органа, гарантировавшего только мирное использование ядерной энергии, оказалось невозможным. Реализм Сталина был обоснованным. Американцы утратили возможность избежать гонки вооружений, о которой говорил Трумэн.[33] К этому времени все понимали тяжесть предстоящего бремени и степень риска, вытекающие из сложившейся ситуации и осложняющие положение на будущее, чреватое конфликтами. В последнее время мы все чаще говорим о цене победы и в этот комплекс входит и вопрос о желании победителей извлечь из победы наибольшую выгоду. Такова была логика победителей во всякой войне; это проявилось и после второй мировой войны. Особенность сложившейся ситуации была в глобальном, общемировом характере войны, и, соответственно, дискуссии о результатах победы касались не какого-то одного региона или страны, не одной проблемы; они затронули положение во всем мире, они распространились на вопросы политические, экономические военно-стратегические.
Общемировые размеры и масштабы конфликта, огромная цена и значение победы резко повысили и «цену» итогов войны, их распределения между победителями.
Но нельзя забывать довоенные взаимоотношения между победителями. В течении двух десятков лет острая политическая и идеологическая конфронтация разделяла Советский Союз, с одной стороны, и США и Англию – с другой.
Недоверие, существовавшее между СССР и Англией в 1939 г., неприятие социализма, преобладавшее в капиталистическом мире, и отторжение капитализма, пропагандировавшееся и культивировавшееся в СССР, не могли уйти и исчезнуть. Требовалось не просто и не только единство действий во времена войны и общая цель разгрома фашизма. Для прочного и надежного сотрудничества в послевоенные годы необходим был кардинальный пересмотр внешнеполитических ориентиров с обеих сторон и отказ или хотя бы смягчение идеологизации международной политики, характерной для стран антигитлеровской коалиции.[34]
На отношения между ними значительное влияние оказывала привычка использовать силу, сложившаяся в ходе войны. И если раньше она была решающим фактором и аргументом для достижения победы, то теперь уже после победы оставался «силовой синдром», соблазн решать послевоенные международные проблемы с помощью тех же силовых методов, что и в ходе войны.
Как свидетельствует тот же мировой опыт, от политических лидеров требуется большое умение и готовность после длительных военных конфликтов отрешиться от военных методов и решений, от той опоры на военную силу, которая была так естественна во время военных действий.
Но следует признать, что лидеры США, Англии и Советского Союза оказались не способными к такому повороту событий. Практически сразу же после окончания войны они взяли курс на силовое противостояния, используемое ими при решении послевоенных проблем. Для США и их союзников такими силовыми аргументами были экономическая мощь и атомное оружие, для СССР – огромная армия, находившаяся в Европе и на Дальнем Востоке после победы над Германией и Японией.
При анализе причин происхождения «холодной войны» следует иметь в виду и такое обстоятельство, как складывание биполярной структуры мира. Биполярность, как свидетельствует история, очень часто служила источником конфронтации. К концу войны фактически уже сложились предпосылки для биполярного мира.[35]
Из стран Запада только США вышли с возросшей военной и экономической мощью. Они очень скоро заняли преобладающее и, пожалуй, даже господствующее положение в капиталистическом мире. Первое послевоенное пятилетие прошло под знаком гегемонии США, как решающего влияния не только на внешнюю политику, но очень часто и на внутриполитическое развитие своих западных партнеров и союзников. Поэтому мы и можем говорить о биполярной структуре мира, о противостоянии США и СССР уже применительно и к первым послевоенным годам. Следующий момент связан с Ялтинскими соглашениями. Сегодня, на закате «холодной войны», мы имеем возможность по-новому взглянуть на ялтинские решения. Сейчас требуется более взвешенный анализ этих соглашений. Он чрезвычайно важен и для изучения истоков «холодной войны». Раздел сфер влияния, осуществленный фактически в соответствии с ялтинскими договоренностями, подогревал амбиции обеих сторон, стимулируя желание укреплять свои позиции в тех регионах и странах, которые находились в сфере влияния тех или иных держав.
Поэтому всякое подозрение в Москве или в Вашингтоне относительно намерения другой стороны получить какие-либо односторонние или новые преимущества создавали дополнительные стимулы и основания для конфронтации и недоверия, ухудшали общий политический и психологический климат. Можно говорить, скорее, о том, что не сами ялтинские соглашения, которые фиксировали складывавшийся статус-кво, а их интерпретация, апелляция к ним с обеих сторон, попытки использовать их для получения тех или иных выгод и преимуществ включались в нарастающую обстановку враждебности, характерной для «холодной войны».
В более широком плане речь шла о складывании новой структуры мира и нового соотношения социальных и политических сил. И вопрос состоял в том, насколько противостоящие друг другу страны, а в дальнейшем и блоки смогли адаптироваться в новых условиях, принять те новые реальности, которые нарастали в мире после второй мировой войны.
Социальные сдвиги в Европе, Азии, а затем и в Африке, вызвавшие к жизни новые революционные процессы, поставили перед державами-победительницами вопрос об отношении к этим переменам. И теперь, спустя 40 с лишним лет, следует признать, что и СССР и США с их партнерами реагировали на изменения в мире в соответствии с установками, выработанными в 20 – 30-е гг. Американцы стремились любой ценой удержать прежние позиции, существовавшие в странах Восточной Европы, помешать революционной и социальным переменам.[36]
США и их западные союзники были очень обеспокоены ситуацией, складывавшейся во Франции, Италии и других странах Западной Европы; они стремились сохранить их в орбите капитализма, оттеснив коммунистов, вошедших в правительство некоторых государств Западной Европы. Когда обозначились крупные революционные перемены на азиатском и африканском континентах, то и там основная линия США и других западных держав состояла в том, чтобы оттеснить левые силы, придерживающиеся так называемой «социалистической ориентации», и сохранить освободившиеся страны в орбите «свободного мира».
Такой подход с обеих сторон усиливал идеологическую конфронтацию, поляризовал политические и идейные установки. Они соответствовали и тем процессам, которые происходили внутри США и СССР. Разгул маккартизма в США, преследование инакомыслящих (коммунистов и им сочувствующим) содействовали созданию образа врага в каждом, кто исповедовал коммунистические взгляды.
Для историков, занимающихся историей «холодной войны», нужно подойти к ее истокам и сущности с точки зрения общечеловеческих ценностей и интересов. При такой постановке вопроса станет ясно, что именно узкоэгоистичный подход, стремление получить преимущество за счет другой стороны лишали такую политику общечеловеческого и общецивилизованного смысла. Именно игнорирование этих ценностей и стало одним из главных побудительных мотивов к началу гонки вооружений и к старту «холодной войны».[37]
Таким образом, история «холодной войны» ставит вопрос об упущенных возможностей с обеих сторон. Он стал одним из ключевых в новой историографии «холодной войны». Историкам предстоит детально, используя документы, выяснить, что, как и когда было упущено в политике США и CССР в условиях перехода от войны к миру. Подобный подход не только позволит оценить те возможности и альтернативы, которые существовали в послевоенные годы, но и даст нынешним поколения пример того, как не следовало вести политику в сложных и порой экстремальных ситуациях. Речь может идти об использовании всего опыта истории (и позитивного, и негативного) для современности.
1.2. Отечественная историография «холодной войны»
В советской историографии, также как и в зарубежной, есть свои источники и документы, хотя и не в таком широком доступе. Среди советских источников следует выделить «Интервью тов. И.В. Сталина с корреспондентом «Правды» относительно речи г. Черчилля»,[38] «Запись беседы тов. И.В. Сталина с деятелем республиканской партии США Гарольдом Стассеном 9 апреля 1947 г»,[39] «Интервью И.В. Сталина Эллиоту Рузвельту»,[40] «Меморандум правительства СССР о Североатлантическом договоре»,[41] выдержки из «Варшавского договора»,[42] «Сообщение о Московском Совещании Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании»,[43] «О создании совета экономической взаимопомощи»,[44] «Из послания Н. С. Хрущева Дж. Кеннеди» во времена Карибского кризиса.[45] Эти источники очень важны, так как они являются продуктом своего времени и своей страны. Своим существованием эти документы подтверждают мысль, что сверхдержавы часто действовали вслепую, не знали, что думает и чем дышит другая сторона. Нельзя не отметить тот факт, что советские официальные документы были в основном ответом на соответствующие американские заявления, как, например, аналитический обзор Новикова «Внешняя политика США в послевоенный период».[46]
Различия в историографиях прежде всего связаны с объемом исследований. В США, да и в других странах Запада, существует большая литература, изданы многие десятки трудов, специально посвященные истории «холодной войны», причем значительное их большинство основано на архивных документах. В СССР практически не было специальных исследований по этому вопросу, а были лишь главы и разделы в различных общих трудах или работы, посвященные анализу зарубежной историографии «холодной войны». Что касается привлечения архивных документов, то и этот процесс в СССР практически был наложен «гриф секретности».
Попытки американской стороны навязать странам Восточной Европы «свою систему ценностей» не отвечали интересам и возможностям тогдашнего этапа их общего развития. Почти во всех этих странах у власти находились коалиционные правительства, выдвигавшие на первый план осуществления широких общедемократических реформ. Предлагавшиеся же американской стороной политические альтернативы, по существу, предполагали возврат к прошлому, отвергнутому народами еще в годы антифашистской борьбы. США делали ставку на так называемые «демократические силы», представленные выходцами из бывших буржуазных партий, многие из которых, особенно в государствах – бывших союзниках гитлеровской Германии, запятнали себя сотрудничеством с фашизмом.
О совершавшихся осенью 1945 г. переменах в советско-американских отношениях и советской внешней политике свидетельствовали также и высказывания М.М.Литвинова в беседе с А. Гарриманом, которого он встретил в ноябре 1945 г. в одном из московских театров. На вопрос А. Гарримана, что могли бы сделать США, чтобы удовлетворить Советский Союз, Литвинов ответил: «Ничего». На вопрос, что могло бы сделать Советское правительство для улучшения отношений между Востоком и Западом, он ответил так же коротко, добавив: «Я думаю, что я знаю, что надо бы сделать, но я бессилен».[47]
В этой связи следует отметить и органическую взаимосвязь внутренней и внешней политики. В контексте проблемы виновности поднимается вопрос о том, кто несет главную ответственность – система, государство, «правящие круги» или определенные конкретные люди или группа лиц.
Применительно к США речь идет о преемственности или разрыве внешнеполитических курсов Рузвельта и Трумэна, об окружении Трумэна, о госдепартаменте и других ведомствах. В отношении СССР это проблема Сталина и его окружения; в последнее время появились работы (правда, без архивного подтверждения) о различных позициях в советском руководстве.[48]
Историография «холодной войны» активно связана с социально-политическими реалиями XX в. В советской историографии утвердилась следующая точка зрения: одно из главных направлений внешней политики США заключалось в стремлении не допустить социалистических революций 40-х гг. в Западной Европе. Активно пропагандировалась мысль и о желании американских правящих кругов к «мировому господству». Американская историография акцентировала внимание на стремлении Сталина распространить коммунизм в Европе, «социализировать» прежде всего Восточную Европу.
В этой связи в историографии обеих стран значительное место занял вопрос об идеологии «холодной войны». Советские историки постоянно писали о мессианстве американской внешнеполитической мысли, об антикоммунизме как о движущей всего процесса формирования американской политики.
В историографии обеих стран значительное место занимали вопросы послевоенной международно-политической системы. Историки стремились оценить ялтинские договоренности, трактуя их в традиционном для каждой стороны духе. В этой связи оценивалось воздействие германской проблемы, положение Западного Берлина, вопросы, связанные с деятельностью ООН и т.д.[49]
Советский Союз же проводил собственную идеологическую и политическую линию. Он стремился максимально расширить «сферу социализма», насаждая «советскую модель» и в странах Восточной Европы и на азиатском и африканском континентах. Для СССР казались неприемлемыми любые формы политического устройства, отличные от тех, которые утвердились в СССР в 30-е гг. и в послевоенное время.
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)