Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель настоящей работы – исследовать причины и начальный период «хо¬лодной войны». Для реализации поставленной цели необходимо решить следую¬щие задачи:
1. проанализировать причины и предпосылки «холодной войны», просле¬дить процесс оформления биполярной системы международных отноше¬ний;
2. выявить особенности начального этапа «холодной войны», рассмотреть процесс разработки стратегии и тактики ведения борьбы США и СССР в конце 40-х − начале 60-х гг. XX в., а также изучить первые кризисы «хо¬лодной войны»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 7
1.1. Начало «холодной войны» в историографии Запада 7
1.2. Отечественная историография «холодной войны» 27
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОДЫ ЗАРОЖДЕНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 45
2.1. Предпосылки «холодной войны» 45
2.2. Стратегические цели и планы сторон – СССР и США 57
2.3. Формирование НАТО и ОВД 71
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 86
3.1. Генезис «холодной войны» 86
3.2. Мировые очаги «холодной войны» в конце 40-х – начале 60-х гг. XX в. 99
3.3. Итоги начального этапа «холодной войны» 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 131
В итоге многочисленных дискуссий в американской историографии утвердилась идея о равной ответственности за конфронтацию «холодной войны» как результате чрезмерно жесткой позиции с обеих сторон. В этом направлении эволюционирует и советская историография. От однозначной и жесткой линии на одностороннее обвинение США советские историки перешли к анализу ошибок и упущений со стороны Советского Союза. При этом и в СССР появились статьи (публицистического плана), в которых на СССР возлагалась главная ответственность за ход событий. В свою очередь американская историография писала об имперском мышлении Сталина, о ее экспансионизме революционных иллюзиях. В последние годы историки как бы начали меняться местами (особенно это относится к советской стороне). В СССР в контексте критики сталинизма начали анализировать его проявления после второй мировой войны. А еще ранее американские политологи и историки критиковали американские идеологические теории и концепции.
В ряде разработок американских штабистов была предпринята попытка конкретизировать этот достаточно пессимистический вывод. В частности, для уточнения положений плана атомной войны против Советского Союза «Хафмун» ОКНШ провел в мае-июле 1948 г. штабную игру «Пэдрон», в ходе которой анализировались возможные действия сторон на европейском, ближневосточном и дальневосточном фронтах в течение двух первых недель войны между Советским Союзом и его союзниками и США и их союзниками.[15]
Вот к каким заключениям пришли американские военные аналитики: в течение первых 15 дней советским войскам и их союзникам всюду сопутствует успех. Гарнизоны американских войск и войск их союзников в Берлине и Вене капитулируют после непродолжительного сопротивления. Не встречая серьезного противодействия, Красная Армия подходит к Рейну, захватив по пути Данию и страны Бенилюкса. Союзники СССР осуществляют успешные военные действия против Греции, а советские войска осуществляют успешные операции в Иране и Корее. Единственное светлое пятно – разгром советских воздушных десантов в районе Фэйрбэнкса и Анкориджа (Аляска), но вот район Нома оказывается под полным контролем советской стороны. Выводы американских штабистов были совершенно безрадостны для творцов американской военной стратегии: «Нет оснований сомневаться, что советская стратегия показала свою эффективность в достижении своих основных целей». И хотя временные рамки игры были сознательно ограничены, ее результаты не могли не сказаться и на общей оценке самого плана «Хафмун»: «Эта военная игра подняла серьезные сомнения относительно ценности стратегической концепции плана «Хафмун»... стратегия плана «Хафмун» выглядит излишне рискованной, если только воздушная война не приведет к быстрой капитуляции войск противника... Не может быть надежной стратегия, которая, вместо того чтобы выдвинуть возможные альтернативы, полагается главным образом на стратегию воздушной войны в условиях, когда отсутствуют важнейшие предпосылки, определявшие успех предыдущих воздушных наступлений».
Все эти штабные игры, нужно сказать, имели самое непосредственное прикладное значение – ведь они проводились накануне и в разгар первого Берлинского кризиса (1948 – 1949 гг.), когда в Вашингтоне всерьез раздумывали о возможности перерастания советско-американских разногласий в новую мировую войну. В этих условиях высшие американские военные руководители были вынуждены дать откровенную и нелицеприятную оценку тем планам ведения атомной войны против Советского Союза, которые у них имелись. В ходе совещания руководства министерства обороны США председатель ОКНШ адмирал У. Леги признал, что фактически у Вашингтона таких планов не было, а начальник штаба ВВС США Хойт Вандерберг заявил, что, хотя его ведомство и изучало потенциальные цели на территории потенциального противника, полной уверенности в успехе атомного нападения на СССР у него нет. В ходе дальнейшей Дискуссии возникли серьезные разногласия относительно того, какие цели в Советском Союзе – военные или политические – должны стать объектом атомного удара.[16]
С аналогичными проблемами столкнулись и авторы еще одного американского плана атомной войны против СССР – плана «Бройлер». Авторы этого плана также были вынуждены признать, что в случае войны максимум, на что могут рассчитывать США и их союзники – это не допустить советское продвижение дальше дуги Британские острова – юг Средиземного моря – северная граница Индии – Желтая река – Японские острова. «На ранних стадиях войны, – признавали авторы плана – у союзников не будет возможности мобилизовать или перебросить наземные или тактические авиационные силы, достаточные для разгрома советских вооруженных сил».
Вряд ли столь пессимистические выводы основывались на преувеличенных страхах американских военных перед «несметными азиатскими ордами». Ведь американская разведка снабжала Вашингтон достаточно качественной информацией. Американское руководство, например, знало численность Советской Армии во второй половине 40-х гг., и знало, что эта численность не так уж и велика (2 миллиона 750 тысяч человек). С большой точностью американская военная разведка сообщала и о численности группы советских войск в Германии в конце 40-х гг. (324 тыс. чел. в октябре 1947 г., объединенных в 3-ю ударную, 8-ю гвардейскую, 1-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские механизированные армии) – тем самым, очевидно, становится несостоятельным широко распространенный в историографии тезис о том, что после второй мировой войны правящие круги США были якобы запуганы численностью советских вооруженных сил.
Единственная надежда на победу в войне против СССР возлагалась американским командованием на «атомизацию» Советского Союза, которая, по мнению составителей плана «Бройлер», должна заставить Кремль капитулировать: «На протяжении трех последующих лет концепция войны против СССР будет основана на скорейшем проведении мощного воздушного наступления, в ходе которого будет максимально использованы разрушительный потенциал и психологический эффект атомной бомбы, и в дополнение к этому будут применены обычные бомбардировки с целью лишить СССР возможности продолжать военные действия». При этом перед неядерными силами ставилась преимущественно задача обеспечить захват и удержание тех регионов, обладание которыми могло бы повысить эффективность воздушных операций.[17]
Но даже капитуляция советской стороны не означала, что все военные проблемы Вашингтона решены. Как известно, вслед за капитуляцией проигравшей войну страны следует ее оккупация. В данном случае, однако, американские стратеги имели дело с государством, чья территория является крупнейшей в мире. «В случае быстрой капитуляции СССР, – говорилось в плане «Бройлер», – у союзников не будет ни достаточного количества войск, ни экономических ресурсов для того чтобы осуществлять обычную оккупацию. Поэтому должна быть принята новая система контроля и претворения в жизнь условий капитуляции». Эта «новая система» заключалась в том, что войска союзников размещались только в 24 крупнейших городах страны – Москве, Ленинграде, Архангельске, Мурманске, Горьком, Куйбышеве, Киеве, Харькове, Одессе, Севастополе, Ростове, Новороссийске, Батуми, Баку, Свердловске, Челябинске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Таллинне, Риге и Каунасе. Таким образом, остальная территория страны, в том числе и такие крупные города и промышленные центры, как, например, Владимир, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Норильск, Минск и мн. др., оставалась вне какого-либо контроля со стороны оккупационных войск. Каким же образом американские стратеги предполагали решить эту проблему? «Продолжительный военный контроль такой территории, как СССР, может быть осуществлен исключительно за счет угрозы новых действий со стороны стратегической авиации или мобильных армейских сил», – указывалось в плане «Бройлер».
В историографии «холодной войны» за прошедшие годы сложились свой понятийный аппарат, методы анализа и специфический подход к исследованию проблемы. Можно констатировать в этом плане, что существует серьезное расхождение в понятийном аппарате, отражающее различия в исторических понятиях и в более широком смысле историографий Запада и Востока.[18]
Отмеченные идеологизация и политизация историографии «холодной войны» наложили отпечаток на содержание исследований, на методы анализа и сопоставлений. А это в свою очередь в значительной мере определяло конфронтационный историографический подход, который очень часто мешал составить общую непредвзятую картину событий первого послевоенного пятилетия.
Сейчас появляется возможность поставить новые вопросы, наметить новые подходы к исследованиям этого периода. Среди них – проблема альтернатив «холодной войны»; идея «упущенных возможностей», более четкое определение самого феномена «холодной войны», ее содержательных и хронологических рамок, проблема «равновесия и баланса» в международных отношениях, уход от выявления «выигравших» и «проигравших», от попыток подходить к оценке событий с точки зрения выигрыша одной стороны за счет другой.
Остановимся более подробно на тех вопросах, которые, по нашему мнению, нуждаются сегодня в серьезном анализе и которые позволят бросить новый взгляд на многие аспекты происхождения «холодной войны».
Прежде всего, необходимо непредвзято оценить ситуацию в мире после окончания второй мировой войны и победы над германским фашизмом и японским милитаризмом. Опыт мировой истории показывает, что во всяких больших войнах, особенно с участием коалиции нескольких стран, по мере приближения победы усиливались споры и разногласия среди победителей. Первоначальная общая цель – разгром врага − была достигнута и на первый план стали выходить такие вопросы, как урегулирование территориальных проблем, репарации и др.[19]
Мирная политика Соединенных Штатов пережила в течение нескольких месяцев период переосмысления, что привело к изменению основополагающих решений, обнародованных в конце 1946 – начале 1947 г. Тем временем рассеялись возможности достижения экономического соглашения между двумя державами-победительницами, которое могло бы укрепить их послевоенное сотрудничество и заложить основы для взаимного выигрыша. Вместо этого формировались долгосрочные стратегии, в которых уже рассматривалось будущее решительное противостояние двух стран. Как в юридическом плане (в недрах Организации Объединенных Нации), так и в финансово-экономическом плане основания для недоверия и конфликтов превалировали над соображениями сотрудничества и взаимодействия.
К этим соображениям добавилась третья серьезная причина разрыва, которая не вытекала из системных факторов, но обостряла их. Для американцев обладание ядерной бомбой было инструментом только их конъюнктурного превосходства, но оно ставило США, прежде всего перед необходимостью выбора, как использовать подобное превосходство, и установить рамки применения атомной энергии под международным контролем.
В сентябре 1946 г. Сталин сказал в интервью журналисту А. Верту, что он думает об атомной бомбе: «Атомные бомбы предназначены для устрашения слабонервных, но они не могут решать судьбы войны, так для этого совершенно недостаточно атомных бомб. Конечно, монопольное владение секретом атомной бомбы создает атомную угрозу, но против этого существуют, по крайне мере два средства: а) монопольное владение атомной бомбой не может продолжаться долго; б) применение атомной бомбы будет запрещено».[20]
Невозможно знать, до какой степени Сталин был убежден в том, что говорил, и в какой степени его слова были рассчитаны на американскую публику, но следует отдать должное его невозмутимости. Действительно, тогда не было оснований и причин, которые дали бы американцам возможность вмешаться и использовать ограниченное число атомных бомб в качестве инструмента политического давления с целью вынудить Советы подчиниться воле Соединенных Штатов (думаю, в Вашингтоне питали такие надежды).[21] Кроме того, Сталин прекрасно знал, на какой стадии находятся американские исследования, потому что его информаторы, проникнув в американские лаборатории, сообщали ему (примерно с 1943г.) новейшие сведения о достигнутых американцами результатах в этой области, и до 1950г. эти информаторы (главным из которых был физик Клаус Фукс) работали спокойно и их стало больше – несколько десятков.[22] Поэтому Сталин отлично знал, сколько у американцев бомб, какие еще встречаются трудности на экспериментальной стадии, и, кроме того, он предвидел, что монополия продлиться недолго.
Когда говорят об атомной бомбе, то обычно стараются подчеркнуть, что именно в этой области американцы первыми начали проводить собственную военную политику, и что это привело к нарушению равновесия в позициях держав-победительниц. Напротив, параметры дискуссии были заданы реализмом Сталина. Сдержанная дискуссия в определенных рамках отличала научные круги США от военных и от политико-дипломатических сфер.
Тогда она представляется более интересной с точки зрения западного менталитета и того, как в Вашингтоне представляли отношения с Советским Союзом, чем с точки зрения рассматривания значения атомной монополии для этих отношений. В действительности дискуссии начались еще до применения атомных бомб против Хиросимы и Нагасаки. Во второй половине 1945 г., пока продолжались Лондонская сессия СМИД, а затем Московская конференция о мирных договорах, большинство ученых, работавших над Манхэттенским проектом, выступили за широкое распространение информации, которой они располагали и за скорейшее установление международного контроля за ядерной энергией. Военные почти единодушно занимали противоположную позицию и рекомендовали использовать атомное превосходство в политических целях, дипломаты разделились по различным идеологическим течениям, но никто из них не исключал политико-дипломатического обсуждения этой проблемы с Советами.[23] Государственный секретарь Бирнс на первом этапе своей деятельности, на этом посту, когда он еще не был полностью информирован о масштабах и успехах советского шпионажа, был убежден, что американская атомная монополия продлиться, по крайней мере, до 10 лет, и полагал, что ключевым моментом любых переговоров должен быть вопрос о контроле. Только уверенность американцев, что они будут знать все о том, что происходит в других странах, могла убедить их раскрыть часть своих секретов. Противоположного мнения придерживался заместитель Государственного секретаря Дин Ачесон. Он полагал, что секреты ядерного оружия не удастся сохранить долго, и считал необходимым не создавать у Советов впечатления, что ревностное отношение американцев к монополии на атомное оружие имеет антисоветскую направленность. Он утверждал: « Невозможно, чтобы советское правительство, обладающее мощью и сознающее ее, не реагировало бы очень жестко на сложившееся положение. Оно... действовать весьма энергично, чтобы поправить утрату прежней мощи в сложившейся ситуации».[24] Ачесон правильно оценил реакцию Советов, но недооценил обидчивости Сталина. В итоге наиболее реалистичную позицию занимал Трумэн, который в октябре 1945 г. Впервые высказался в конгрессе по вопросу об атомном оружии. Он подчеркнул, что теоретические знания, на которых основано производство ядерного оружия, широко известны.[25] Поэтому и другие государства через какое-то время смогут создать свою атомную бомбу, что открывает дорогу «безудержной гонке вооружений», которая способна привести к катастрофе. Единственной альтернативой этой угрозе могло бы стать соглашение между всеми странами, которые в состоянии создать атомную бомбу, об отказе использовать военных целях ее. Необходимо было как можно быстрее начать дипломатические переговоры, и Трумэн заявил, что Соединенные Штаты будут вести по этому вопросу переговоры сначала с англичанами и канадцами, с которыми американцы были связаны совместными действиями во время войны, а затем и с другими странами.
Информация о работе Начальный этап «Холодной войны» (конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.)