Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:40, реферат
Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в Эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XIII вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а до греческое население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских соответствий: Посейдону – богине Посидеи, и Зевсу – богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводится много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.
Античная культура – это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное невежество – "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры
было стремление сделать культуру способом
жизни (мы это видели на примере Сократа).
Это относилось не только к философам,
но и к искусству, поэзии. Греческая
культура во многом основала дальнейшее
развитие культуры. Основными символами
её были два бога: Аполлон и Дионис,
породившие, как считали древние
греки, два противоположных
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с её (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму. Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское и дионисийское её качества, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации и застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения – в Кноссе удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных доказательств тому нет. IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем
столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Ещё большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Архаический период.
В истории Древней Греции VIII-VI вв. до н.э. характеризуются большими переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни и культуре. Одним из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведения Гомера "Илиада" и "Одиссея". В это время возникла лирика, одним из первых лирических поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. острове Лесбос творила Сапфо, творчество которой было вершиной лирики Древней Греции. В VIII-VI в. в Древней Греции происходил подъем образотворческого искусства и архитектуры. В VII в. до н.э. появляются постройки из камня. Главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектуры возникают три основных направления: дорическое (применяли в основном на Пелопоннесе, отличающееся простотой и суровостью форм), ионический (легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность). Наиболее известные храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела человека, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательным геометрическим изученьям, в результате которых были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В VI в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окружающем мире были основой для развития философии. Основателем милецкой философской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из которой все возникает и в которую все превращается. За первооснову также считали "апейрон", неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу в Южной Италии. По его философии мир состоит из количественных закономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда количественных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской философской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть в Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей культуры.
Классический период.
В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название "трагедия" ("песнь козлов"). Известными драматургами этого периода были Эсхил ("Закованный Прометей"), Софокл ("Антигона" и "Царь Эдип"), Еврипид ("Медея", "Электра"). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегреческие софисты учили, что "человек является мерой всех вещей", а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании "идей". Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию, природоведение, историю, литературу, государственное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ. Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор Александра Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера "Дорифор", юноша с копьем. В IVв. до н.э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера человека. Vв. до н.э. – время перелома в греческой живописи, переход к объемному изображению. Главной чертой греческой культуры была состязательность. Греческий агон – борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу.
Эллинизм.
Период от начала похода Александра Македонского на Восток для завоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись полисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии, литературе. Возникли новые философских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура (последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию архитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В области скульптуры в этот период существовало три школы. Первая – родосская школа (драматизм): скульптурные группы "Лаокоон" и "Фарнезский бык". Вторая – пергамская школа: скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. Третья – александрийская школа: образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции.
«АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА»
Содержание.
Введение |
3 |
Республиканский период |
6 |
Имперский период |
16 |
Заключение |
34 |
Список литературы |
35 |
Введение.
Архитектура, или зодчество,— искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро — интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.
Вместе с тем архитектура
— один из видов искусства. В художественных
образах архитектуры отражаются
и строй общественной жизни, и
уровень духовного развития общества,
и его эстетические идеалы. Архитектурный
замысел, его целесообразность раскрываются
в организации пространств
Большое значение имеет художественное
оформление наружного вида зданий.
Как ни один другой вид искусства,
архитектура постоянно
Многообразие общественных
потребностей человека рождает разнообразие
типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской,
промышленной. Градостроительство учитывает
характер местности, экономики, условия
транспорта, размещения населения. В
периоды художественного
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.
Информация о работе Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)