Мифы древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. (Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом — это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры.

Содержание

Введение 3

Древняя мифология 4

Характерные черты мифа 5

Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы. 7

Происхождение мифов в Древней Греции 8

Первые боги 10

Титаны 10

Крон и Рея 11

Борьба титанов 12

Атлант 12

Битва богов с гигантами 13

Зевс сражается с чудовищным великаном 13

Человеческий род 14

Прометей 15

Заключение 16

Работа содержит 1 файл

мифы древней Греции.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

     Содержание 

    Введение   3

    Древняя мифология   4

     Характерные черты мифа  5

    Человек и  община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.  7

    Происхождение мифов в Древней Греции  8

    Первые  боги  10

    Титаны   10

    Крон и  Рея  11

    Борьба  титанов  12

    Атлант  12

    Битва богов с гигантами  13

    Зевс сражается  с чудовищным великаном  13

    Человеческий  род  14

    Прометей   15

    Заключение   16

    Список  использованных источников  17 
Введение
 

    Миф —  зародыш всей духовной культуры. И  не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

    В обыденном сознании слово «миф»  ассоциируется с рассказами (почти  что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. (Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом — это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

    Почему  же люди, сочиняя мифы, верят в  истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы — они живут в том мире, который описывается их мифами. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаружатся существенные расхождения.

    Таким образом, мифология выступает не просто как  собрание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

      Древняя мифология 

    Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Древние мифы разных народов во многом схожи. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно так или иначе присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр.

    Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был наполнен необыкновенными чудесами. В древних мифах различными явлениями и процессами управляют духи, наиболее могущественные из которых со временем становятся богами. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существами могут оказаться животные, растения и вообще любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, времена дня и года, солнце, луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Все, что происходит в природе, очень сходно с человеческими делами. Животные разговаривают, солнце и луна спускаются с неба, чтобы поспать, духи и боги ссорятся, мирятся, женятся, рождают детей.

    С течением времени мифы охватывали все  больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными силами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описывали и объясняли окружающую действительность и свое I место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, том числе и христианство.

    В истории европейской цивилизации  огромную роль сыграла античная мифология  — грандиозная мифологическая система, созданная древними греками и  затем ставшая государственной  религией Древнего Рима. Существовали и другие аналогичные системы — в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Некоторые из них известны нам лишь в значительно пострадавшем от времени виде. Это относится и к славянской мифологии. 

      Характерные черты мифа 

    Изучение древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику.

    1.   Отождествление фантазии с реальностью.  Человек, верящий в миф, живет  в мире, наполненном смесью реальности  и фантазии. Он буквально «воочию» видит в реальности то, что на самом деле существует лишь в его воображении. Поэтому вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессильны, ибо люди обычно склонны доверять своим глазам больше, чем логике.

    2.   Объяснение действительности в  наглядно-образной форме. Миф  объясняет реальность не через  абстрактные понятия и логические  рассуждения, а с помощью наглядных  образов и чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства (впоследствии художественность мифа нередко становится одним из главных его достоинств — примером здесь может служить античная мифология).

    3.   Эмоциональная насыщенность. В силу своей «очевидной» достоверности и художественной образности миф непосредственно затрагивает чувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Это укрепляет его веру и делает человека неспособным к рациональному размышлению над содержанием мифа. На всякие попытки логической критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.

    4.   Связь с магией. Мифология не  только формирует духовную жизнь людей — она имеет и практическую направленность, ибо вооружает людей «техническими» средствами воздействия на окружающую действительность. В мире мифических духовных сил открывается возможность влиять на эти силы с помощью магии. Магия представляет собою совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями скрывается духовное, мистическое содержание — возможность воздействовать на духов и направлять ход событий в желательную сторону. Вера в силу магического обряда, как и вера в связанный с ним миф, не зависит от эффективности этого обряда. Если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

    Способом  выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Об этом блестяще писал Фрейд: «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг - очеловечивание природы. С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Не. если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх. ...А может быть ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против... сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить». Такое мироощущение и составляет первооснову мифа. 

    Человек и община: миф как  отрицание индивидуальности и свободы. 

    В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать,   будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами. Но древний человек и не стремился к свободе. Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления любых проявлений свободы.

    И даже в  более позднюю эпоху, когда человек  уже вышел из первобытного состояния  и стал понемногу овладевать силами своей души, он воспринимал свой самоконтроль как результат помощи богов мудрости—против богов гнева и ярости.

    В этих условиях психическая жизнь первобытного человека могла быть упорядочена лишь с помощью магических обрядов и ритуалов, программирующих его бессознательное и направляющих течение душевной жизни по социально приемлемому пути. Мифологические ритуалы сплачивали общину и образовывали магический мост, оживляющий в душах связь между миром обыденного и миром священного. Социальные правила и запреты, освященные именем богов, внедрялись не только в сознание, но и в бессознательные глубины души.

    Миф есть способ смысловой консолидации индивида с общиной, которая воспринималась как часть обожествленной природы. Каждый человек целиком отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Не было отдельного «Я» — каждый воспринимал себя как частицу общего «Мы», — только так можно было обеспечить сплоченность примитивного коллектива в условиях негарантированного выживания. Законы коллектива не были записаны на бумаге. Они были неотделимы от самой коллективной жизни, рассматриваемой как продолжение священного космического порядка. Внутри самого мифа его истина никогда не становится предметом для обсуждения, она просто принимается как священная данность, как выраженная в церемониях и ритуалах мистическая связь бытия.

    Любой шаг  за пределы, предписанные священным  обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов.

    Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. 

    Происхождение мифов в Древней  Греции 

    Светлый и имеющий богатое воображение дух древних греков создал целый порядок вещей, который был в полной гармонии с тем необъятным, окружающем его миром. Начало происхождение мира интересовало их также, как и людей других цивилизаций. Таким образом, всем силам природы и всем необъяснимым явлениям они давали то толкование, которое они считали логичным, верны в закономерность, исходившую из уважения в какие-то высшие силы, которые всё определяли и господствовали над вселенной. Всё то ужасно бесконечное пространство, которое они видели вокруг себя, так повлияло и стимулировало первых жителей греческого региона, что они обожествили даже абстрактные понятия, силы природы и всё то непостижимое, как они считали, которое определяло их судьбу и вообще их выживание.

    Божеством, которое культивировалось в доисторические времена больше всего, не только в Греции, но среди почти всех древних народов, была Земля-Гея. Именно на ней „твёрдо" стоял человек той далёкой эпохи, и именно её плоды давали ему пищу. Богиня Гея среди народов Средиземноморья часто отождествлялась с богиней плодородности первые идолы которой, найденные в Греции представляют её как женскую фигуру с обнажённой пышной грудью и непропорционально широкими бёдрами, что и являлось характерной чертой плодородности. Обработка земли очень тесно связалась с определенным религиозным культом. Зная первых богов мы проследим их развитие параллельно с греческой мыслю. Корона властелина вселенной переходит от одного к другому хозяину, пока не победит самый сильный. Так, например, после битвы Титанов и битвы Гигантов появляется на сцене новое поколение богов, господствующее над всем и всеми. Одновременно с богами, человеческий род свершает свои первые неуверенные шаги и, с первого же момента, очень дорого платит за свои слабости, несмотря на то, что его судьба уже давно предопределена богами. В начале нашей книги мы опишем первых богов и божеств, а затем дойдём до тех, которые преобладали и с которыми мы познакомимся подробнее. Имена тех, которые, может быть, и не представляют большой интерес, мы тоже отмечаем, т.к. из них произошли все главные действующие лица последующих глав сайта: боги и герои Древней Греции.

Информация о работе Мифы древней Греции