Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:40, реферат
Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию.
Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу. Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.
Природные условия Южной
и Средней Месопотамии были благоприятны
для развития скотоводства и земледелия,
потребовали организации
Афразийская засуха заставила отцов шумерской цивилизации переселиться в устья рек Тигра и Евфрата и преобразовать болотистые низины в плодородную землю Среднего Междуречья. Испытание, через которое прошли отцы шумерской цивилизации, сохранила шумерская легенда. Убиение дракона Тиамат богом Мардуком и сотворение мира из его останков - аллегорическое переосмысление покорения первозданной пустыни и сотворения земли Сеннаара. Рассказ о Потопе символизирует бунт Природы, восставшей против вмешательства человека. Болота, образовавшиеся на территории Нижнего Ирака между Амарой на Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Басрой на Шатт-эль-Арабе, остаются нетронутыми с момента возникновения до настоящего времени, ибо на исторической сцене так и не появилось ни одного общества, которое хотело бы и было в состоянии их освоить. Болотные люди часто посещающие эти места, пассивно, приспособились к ним, однако они никогда не обладали достаточной потенцией, чтобы повторить подвиг отцов шумерской цивилизации, живших в непосредственном соседстве с ними какие-нибудь пять или шесть тысяч лет назад. Они даже не пытались преобразовать болота в сеть каналов и полей.
Памятники шумерской цивилизации хранят молчаливое, но точное свидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться к шумерской мифологии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат.
Египет
Эта древняя земледельческая
цивилизация начала формироваться
в IVв. до нашей эры. История государства
и культуры Египта. делится на несколько
периодов: раннее, древнее,
Культура Древней Индии.
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху "Ригведи" – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого "великого переселения народов". В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного до арийского населения Северной Индии. В эпоху "Ригведи" начал складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные "Варны": жрецы, воины, простолюдины-земледльцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции и взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию "сгруппированного братства", которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и в мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии, медицины и природоведения. Существует теория, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами. Идеи, характерны для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, литературе и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.
Культура Древнего Китая
Наиболее древним периодом
китайской цивилизации
Культура Древней Греции
Эллины поклонялись божествам,
представляющим разные силы природы, общественные
силы и явления, героям – мифическим
предкам племен и родов, основателям
городов. В мифах сохранились
наслоения разных эпох – от древнего
поклонения растениям и животным
до антропоморфизма –
Культура Древней Греции делится на три основных периода: Архаический период (VIII-VI века до н.э.), классический период (века до н.э), эллинизм (века до н.э). Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга – Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции – на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя её прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился
в Афинах на высоком уровне развития:
там умели необыкновенно
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, до греческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000-1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании её немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями-ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции
формируется микенская
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде – центре власти микенских правителей стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы критским Богам. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, несмотря на это, многие черты своей культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность в зарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих военных походах.
Информация о работе Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)