Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:28, реферат
Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.
Введение....................................................................................................Стр.3
1.Письменные источники.........................................................................Стр.4
2.Общая характеристика.......................................................................... Стр.6
3.Периоды развития греческой мифологии............................................Стр.9
3.1.Доолимпийский период......................................................................Стр.9 3.2.Олимпийский период..........................................................................Стр.13 3.2.1.Ранняя классика................................................................................Стр.13
3.2.2.Поздний героизм...............................................................................Стр.15
Заключение.................................................................................................Стр.17
Список использованной литературы........................................................Стр.18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра
общих и гуманитарных дисциплин
Дисциплина
«История мировой и отечественной
культуры»
РЕФЕРАТ
на тему:
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Выполнен студенткой 1 курса 511-Г группы
Специальности 080504
«Государственное и муниципальное управление»
Факультета управления
Власенко Анастасией Борисовной
Научный руководитель:
Литвиненко
Юлия Борисовна.
Южно-Сахалинск 2009
Содержание:
Введение......................
1.Письменные источники.....................
2.Общая характеристика........
3.Периоды развития
греческой мифологии.....................
3.1.Доолимпийский
период........................
3.2.2.Поздний героизм.........
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.
Мифология греков
поражает своей красочностью и разнообразием.
Одна из отличительных особенностей мифологии
Древней Греции в ее богатом иллюстративном
материале: яркие мифологические сюжеты
отражены в архитектуре, скульптуре, настенной
живописи, в предметах прикладного искусства.
Общее колличество художественных произведений,
накопленных за несколько веков процветания
эллинского искусства, трудно вообразить:
десятки выдающихся художников создали
не одну тысячу произведений - только Лисипп
является автором более полутора тысяч
скульптур, но так как работал он преимущественно
в бронзе, а металлические скульптуры
в позднейшие времена были переплавлены
завоевателями в пушки и ядра, до нас не
дошло ни одной оригинальной статуи. Ничтожная
часть наследия Древней Греции дошла до
нас лишь в римских мраморных копиях.
1.
Письменные источники
Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы - художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов ("Теогония"), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в. до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок - вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия - Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы - дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), изложивший в поэме "После Гомера" события после смерти Гектора до взятия Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который в поэме "Дионисовы песни" сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.). Каллистрата (4 в) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).
Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону - два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже "Илиады" и "Одиссее"), остальные - в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов - гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.
Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). "Метаморфозы" Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.
При изучении
греческой мифологии
Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н.э.), который путешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (2-1 вв. до н.э.)
Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом и отдельные мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н.э.) составлено руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея (3 в. н.э.), а также Цицерона (1 в. до н.э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н.э.) содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об Эроте, у Порфирия (3 в. н.э) - ценные фрагменты из ранних авторов и рассуждение "О пещере нимф". Обширные комментарии Порфирия к "Илиаде" и "Одиссее" послужили источником для позднейших комментаторов Гомера - Цеца и Евстафия, а его сочинение "О статуях" - источником для Евсевия и Макробия. Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6 вв.)
Мифографы - собиратели и излагатели мифов - появились в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы. Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов под названием "О невероятном".
Особенно
много для собирания и
Из грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н.э.), автор сочинения "О любовных страстях". Из мифологов - Гигин (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), Поздние мифографы делятся на две группы: Собиратели мифов "превращений" и "звездных" мифов. К первой группе относятся Никандр Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения - прямые источники "Метаморфоз" Овидия), а также Антонин Либерал - автор 41 рассказа о "превращениях" (вероятно, 1 в. до н.э.). Ко второй группе мифографов относятся Эратосфен (3 в. до н.э.), которому приписываются "Катастеризмы" (букв "Превращения в звезды"; Арат Солский (4-3 вв. до н.э.) с его "Феноменами", где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные комментарии к Арату; "Астрономия", приписываемая Гигину. Из христианских апологетов для греческой мифологии важен "Протрептик" Климента Александрийского (3 в. н.э.).
На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), известному по "Библиотеке" Фотия и некоторым цитатам из Евстафия и Цеца; она отличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное на основе "Библиотеки" Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе "Метаморфоз" Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.
Большую
ценность представляются сочинения
трех мифографов 7 в., известных под
названием Ватиканских мифографов.
Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также
из Сервия и поздней комментаторской литературы,
дают в систематическом виде обзор всей
античной мифологии. Изложение изобилует
множеством разного рода вариантов и отдельных
редкостных мелочей.
2.Общая
характеристика
При рассмотрении
греческой мифологии в
Один и тот же мифологический мотив может составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.