Мифология Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:28, реферат

Описание работы

Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.

Содержание

Введение....................................................................................................Стр.3
1.Письменные источники.........................................................................Стр.4
2.Общая характеристика.......................................................................... Стр.6
3.Периоды развития греческой мифологии............................................Стр.9
3.1.Доолимпийский период......................................................................Стр.9 3.2.Олимпийский период..........................................................................Стр.13 3.2.1.Ранняя классика................................................................................Стр.13
3.2.2.Поздний героизм...............................................................................Стр.15
Заключение.................................................................................................Стр.17
Список использованной литературы........................................................Стр.18

Работа содержит 1 файл

Реферат по Имок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТИХООКЕАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 
 

Кафедра общих и гуманитарных дисциплин 
 
 

Дисциплина  «История мировой и отечественной  культуры» 
 
 
 

РЕФЕРАТ  
 
 

на тему: МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнен  студенткой 1 курса 511-Г группы

Специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Факультета  управления

Власенко  Анастасией Борисовной

Научный руководитель:

Литвиненко  Юлия Борисовна. 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск 2009

Содержание: 

Введение....................................................................................................Стр.3

1.Письменные источники.........................................................................Стр.4

2.Общая характеристика.......................................................................... Стр.6

3.Периоды развития греческой мифологии............................................Стр.9

3.1.Доолимпийский  период......................................................................Стр.9 3.2.Олимпийский период..........................................................................Стр.13 3.2.1.Ранняя классика................................................................................Стр.13

3.2.2.Поздний героизм...............................................................................Стр.15

Заключение.................................................................................................Стр.17

Список использованной литературы........................................................Стр.18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.

Мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием. Одна из отличительных особенностей мифологии Древней Греции в ее богатом иллюстративном материале: яркие мифологические сюжеты отражены в архитектуре, скульптуре, настенной живописи, в предметах прикладного искусства. Общее колличество художественных произведений, накопленных за несколько веков процветания эллинского искусства, трудно вообразить: десятки выдающихся художников создали не одну тысячу произведений - только Лисипп является автором более полутора тысяч скульптур, но так как работал он преимущественно в бронзе, а металлические скульптуры в позднейшие времена были переплавлены завоевателями в пушки и ядра, до нас не дошло ни одной оригинальной статуи. Ничтожная часть наследия Древней Греции дошла до нас лишь в римских мраморных копиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Письменные источники 

  Сведения  о греческой мифологии дошли  до нас в огромном количестве памятников письменной литературы - художественной и научной. Основными источниками  изучения греческой мифологии являются "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов ("Теогония"), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в. до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок - вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия - Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы - дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), изложивший в поэме "После Гомера" события после смерти Гектора до взятия Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который в поэме "Дионисовы песни" сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.). Каллистрата (4 в) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).

  Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские  гимны, пять из которых (к Аполлону - два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже "Илиады" и "Одиссее"), остальные - в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов - гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.

  Сведения  по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). "Метаморфозы" Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.

  При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую космогонию.

  Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н.э.), который путешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (2-1 вв. до н.э.)

  Греческая философия тесно связана с  греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом и отдельные мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н.э.) составлено руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея (3 в. н.э.), а также Цицерона (1 в. до н.э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н.э.) содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об Эроте, у Порфирия (3 в. н.э) - ценные фрагменты из ранних авторов и рассуждение "О пещере нимф". Обширные комментарии Порфирия к "Илиаде" и "Одиссее" послужили источником для позднейших комментаторов Гомера - Цеца и Евстафия, а его сочинение "О статуях" - источником для Евсевия и Макробия. Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6 вв.)

  Мифографы - собиратели и излагатели мифов - появились  в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним  относятся софист Гиппий, а также  ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен  Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы. Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов под названием "О невероятном".

  Особенно  много для собирания и толкования древних мифов сделали александрийцы (4-2 вв. до н.э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную мифологическую "Библиотеку", дающую подробное изложение теогонии и главнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга, Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа), Аполлодор излагает мифы по Гомеру, Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для многих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следует упомянуть Филодема (труд "О благочестии"), Дидима (послужившего, по-видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона (послуживашего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону, Феокриту и Аполлонию Родосскому).

  Из грамматиков  выделяется Парфений Никейский (1 в. до н.э.), автор сочинения "О любовных страстях". Из мифологов - Гигин (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), Поздние мифографы делятся на две группы: Собиратели мифов "превращений" и "звездных" мифов. К первой группе относятся Никандр Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения - прямые источники "Метаморфоз" Овидия), а также Антонин Либерал - автор 41 рассказа о "превращениях" (вероятно, 1 в. до н.э.). Ко второй группе мифографов относятся Эратосфен (3 в. до н.э.), которому приписываются "Катастеризмы" (букв "Превращения в звезды"; Арат Солский (4-3 вв. до н.э.) с его "Феноменами", где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные комментарии к Арату; "Астрономия", приписываемая Гигину. Из христианских апологетов для греческой мифологии важен "Протрептик" Климента Александрийского (3 в. н.э.).

  На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов  Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), известному по "Библиотеке" Фотия и некоторым цитатам из Евстафия и Цеца; она отличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное на основе "Библиотеки" Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе "Метаморфоз" Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.

  Большую ценность представляются сочинения  трех мифографов 7 в., известных под  названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в систематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилует множеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей.  

2.Общая  характеристика 

  При рассмотрении греческой мифологии в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты, которые сосуществуют с ферментами нового, возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриархата; наконец, гротеск, свойственный времени распада общинно-родовой формации и начальному периоду греческой классики.

  Один и  тот же мифологический мотив может  составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.

Информация о работе Мифология Древней Греции