Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию.

Работа содержит 1 файл

рефераты.docx

— 155.51 Кб (Скачать)

Сегодня стало очень модно  увлекаться астрологией. Ни одно уважающее  себя печатное издание не выходит  в свет без гороскопа на день, неделю, месяц, год. Да и многие из нас (не будем скрывать) перед каким-либо важным жизненным событием непременно интересуемся: “А что же предсказывают  звезды?”. Но, я думаю, не все задумывались о том, откуда берет свою терминологию эта наука, В Астрологии названия большинства планет заимствованы из Римской мифологии (чаще всего). Им также  присвоены характеры и образы мифологических божеств. Известный  нам бог Гермес (у римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником  богов. С быстротой мысли переносится  он с Олимпа на самый дальний конец  света в своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрел  меры, числа, азбуку и обучил всему  этому людей. Он же бог и красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти  его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Астрологический Меркурий выражает готовность и стремление к  контактам и пониманию, ему присущи  посреднические способности, ясная  речь, логический ум, предпринимательский  способности. Обладает быстротой реакции и умением формулировать мысли. Слабый Меркурий характеризуется склонностью к поспешным суждения, обману, критиканству или в лучшем случае к обоснованной, но острой критике. Из вышесказанного видно, что характеристики планеты Меркурий в астрологии явно совпадают с чертами Меркурия-бога.

В каждодневной речи мы часто  употребляем такие известные  выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Эдипов комплекс”, “Ахиллесова  пята”, “Кануло в лету”, “Содом и Гоморра”, “Все в Тартарары”, “Взгляд Горгоны”, “Геростратова слава” и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:

“Ахиллесова пята” –  пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись  воды подземной реки Стикса, в которую  окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда “ахиллесова пята” –  уязвимое, слабое место;

“Кануло в Лету” –  в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает – забыть навсегда;

“Все в Тартарары” –  мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно;

“Геростратова слава” – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии;

“Танталовы муки” –  Зевс разгневался на своего сына Тантала  за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное  царство брата своего Аида. Там  он несет ужасное наказание. Мучимый  жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как  исчезает вода, и под ногами его  лишь сухая черная земля. Над головой  Тантала склоняются сочные фиги, румяные  яблоки, гранаты, груши и оливы; почти  касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение “Танталовы муки” означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

“Дойти до Геркулесовых столбов” – столпы (столбы) Геракла  или Геркулесовы столпы (столбы) – древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (современные Гибралтар  и Суета). Геракл обозначил ими  предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле “дойти до Геркулесовых столбов” означает “дойти до предела”;

“Нить Ариадны” – Перед  предстоящим боем с Минотавром в  лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение “нить Ариадны”, “путеводная нить”;

“Сизифов труд” –  за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а  ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это  проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

Нарцисс

 

Перевод с испанского Инны Чежеговой

 

Нечаянно узрел  свой лик прекрасный 
Он в зеркале незамутненных вод; 
Безумие любви его растет, 
Растет в его душе обман опасный. 
 
Не сводит взора сам с себя несчастный, 
Но сам себя, увы, не узнает... 
И злой звездой уж предрешен исход 
Сей страсти обреченной и напрасной. 
 
Лишившись сил, он духом изнемог 
И умер, к красоте своей прикован, 
Познавший к самому себе любовь. 
 
Но ныне, в алый превращен цветок, 
Он воду пьет, где смерть свою нашел он, 
И жизнь вода ему дарует вновь.

 

Из испанской  поэзии XVII века. - Л.: Худож. лит., 1983. - С. 70-71.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии на тему:

«Культура древних цивилизаций»

Выполнил: студент группы XXXX ******* *.*.

Проверил: Дрожанова О.Н.

Николаев 2003 
ПЛАН

1.    Введение

2.    Шумерская цивилизация

3.    Египет

4.    Культура Древней Индии

5.    Культура Древнего Китая

6.    Культура Древней Греции

7.    Заключение

8.    Список использованной литературы

 

Введение

В истории человечества принято  различать следующие основные типы цивилизации: 1) древневосточные (Древний  Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия); 
2) античная; 
3) средневековая; 
4) индустриальная; 
5) современные восточные; 
6) российская.

Между этими цивилизациями  можно выявить преемственные  связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации  современной эпохи. Следовательно, цивилизация античности – один из периодов развития культуры, которое  происходило в границах Древней  Греции и Древнего Рима.

Все древние цивилизации  возникли в особых климатических  условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и  отчасти умеренным климатом. Это  означает, что среднегодовая температура  в таких районах была около 20 градусов С, т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что  плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

Также реки давали возможность  для постройки ирригационных  сооружений, но это не мог сделать  один человек или даже семья, для  этого были нужны усилия всех, поэтому  многие племена объединялись для  постройки этих сооружений.

Конечно, не все древние  цивилизации  были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав. 

 

Шумерская цивилизация

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося  около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения её в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки – рукава, которые то сливаются, то вновь расходятся. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время привлекали внимание земледельцев и скотоводов Передней Азии.

Небольшие деревни располагались  довольно далеко от воды, так как  Евфрат разливается летом очень  бурно и неожиданно, и наводнения всегда здесь были очень опасны. В бескрайние тростниковые заросли  люди старались не заходить, хотя под  ними скрывались очень плодородные  земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена  обработка этих земель была еще людям  не под силу. Они умели снимать  урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами  скорее огороды, а не поля.

Все изменилось, когда в  стране рек и болот появились  новые, энергичные хозяева – шумеры. Кроме плодородных, но еще не освоенных  земель новая родина шумеров могла  похвастаться большим количеством  глины и тростника. Ни высоких  деревьев, ни пригодного для строительства  камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились  строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались  из тростника. Такой дом нужно  было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, так как кирпичи были сделаны из необожженной глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял свое русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали слепить новый поселок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетеные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие  урожаи можно получать, если осушить  болота и провести воду к сухим  участкам. Небогат растительный мир  Двуречья, шумеры же акклиматизировали зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье соленые. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменем давали невысокие урожаи . Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Поэтому задачей первых общин, образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целой сети искусственного орошения. Ф. Энгельс писал: “Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства”. 

Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой  торговли с соседними странами и  постоянные войны требовали централизации  государственного управления.

В документах времени существования  шумерийских и аккадских государств упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки древних каналов шумерской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы (современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все эти крупные работы организовывались государственной властью.

Уже в четвертом тысячелетии  до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.

Разнообразные роскошные  предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего тысячелетия до н. э. В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве.

Периодические разливы Тигра  и Евфрата, обусловленные таянием  снегов в горах Армении, имели  определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного  на искусственном орошении. Шумер, расположенный  на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.

Естественные богатства  Южной и Средней Месопотамии  не велики. Жирная и вязкая глина  аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял  камень, редко встречающийся в  южной части Двуречья.

Информация о работе Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)