Мифология Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция, колыбель современной цивилизации... История этой страны не менее интересна, чем ее прекрасные мудрые сказания — мифы. Всем нам знакомые и любимые с детства сюжеты о Ясоне и Медее, о Геракле и Эврите, о Тесее и Ариадне. Тем не менее, мы каждый раз открываем для себя что-то новое, когда вновь и вновь погружаемся в этот таинственный и чарующий мир.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика греческой мифологии
1.1 Источники
1.2 Общая характеристика греческой мифологии
2. Мифы об олимпийских богах
2.1 Доолимпийский период
2.2 Олимпийский период. Ранняя классика
2.3 Боги Олимпа
3. Мифы о героях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт электроэнергетики и  информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По культурологии

На тему: Мифология древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Кожеватов  А.Н.

группа: ЗКТ-318

зачетка: №

Работу проверил: ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика греческой мифологии

1.1 Источники

1.2 Общая характеристика  греческой мифологии

2. Мифы об олимпийских богах

2.1 Доолимпийский период

2.2 Олимпийский период. Ранняя классика

2.3 Боги Олимпа

3. Мифы о героях

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Мифы древней Греции открывают увлекательный мир  богов и героев, чудовищ и волшебных  растений – мир, в котором, кажется, преспокойно жили обычные греки, сплетничая об интригах небожителей, споря с ними и выдавая за них замуж своих прекрасных дочерей.

Смешивая правду и  вымысел, древние греки придумывали  и рассказывали друг другу удивительные истории о том, как возник мир, и что его наполняет, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми. Яркие образы воплотились и в музыке древних греков. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах. Изображая богов и героев, древние греки воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека. Мы находим в этих мифах примеры благородства, отваги, крепкой дружбы и нежной любви, но рядом же - жалкая трусость, жадность, коварство и вероломство.

В мифах Древней Греции есть одна особенность. В центре внимания здесь не происхождение мира и его дальнейшая судьба, и не борьба между богами и титанами. Главное — это отношения богов и людей.

Древняя Греция, колыбель современной цивилизации... История  этой страны не менее интересна, чем  ее прекрасные мудрые сказания — мифы. Всем нам знакомые и любимые с детства сюжеты о Ясоне и Медее, о Геракле и Эврите, о Тесее и Ариадне. Тем не менее, мы каждый раз открываем для себя что-то новое, когда вновь и вновь погружаемся в этот таинственный и чарующий мир.

 

1. Общая характеристика  греческой мифологии

 

Сущность греческой  мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного  строя греков, воспринимавших мир  как жизнь одной огромной родовой  общины и в мифе обобщавших все  многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии.

Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

 

1.1 Источники

 

Сведения о греческой  мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы - художественной и научной. Основными  источниками изучения греческой  мифологии являются «Илиада» и «Одиссея»  Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии.

Образы мифологии в 7-5 вв. до н.э. представлены и в классической лирике, и в греческой драме (5в. – Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан – 5 в.до.н.э). Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону - два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже «Илиады» и «Одиссее»), остальные - в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов - гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.

Сведения по греческой  мифологии содержатся и в произведениях  римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.

При изучении греческой  мифологии используются сочинения  историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую космогонию.

Греческая философия  тесно связана с греческой  мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом  и отдельные мифы. Это руководство  по греческой мифологии стоика Луция Аннея Корнута (1 в. н.э), сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея (3 в. н.э.), и классификация богов Цицерона (1 в. до н.э.). Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6 вв.)

Мифографы - собиратели и  излагатели мифов - появились в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним относятся  софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор  Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский и др.

Особенно много для  собирания и толкования древних  мифов сделали александрийцы (4-2 вв. до н.э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор  Афинский (ему приписывают обширную мифологическую «Библиотеку»). Собранный материал послужил источником для многих позднейших схолий. На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), которая отличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки» Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз» Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов. Большую ценность представляются сочинения трех мифографов 7 в., известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в систематическом виде обзор всей античной мифологии.

Изложение изобилует  множеством разного рода вариантов  и отдельных редкостных мелочей [8].

 

1.2 Общая характеристика греческой мифологии

 

Первоначальная или  примитивная мифология – есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звезды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья – все это были божества, историю которых воспевали древние поэты. Солнце, представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимся против темного божества ночи; буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснить землетрясение, древние народы говорили:»Нептун ударил землю трезубцем». Для пояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы. Перевороты в природе, даже повседневные происшествия порождали мифы [3].

Греческие мифы содержат повествования о деяниях легендарных божеств, которые в сознании обитателей Древней Греции олицетворяли различные силы природы, и рассказывают о приключениях и подвигах одаренных сверхъестественной мощью, смелостью и ловкостью людях - героях, чаще всего — детях различных богов и богинь. Эти мифические сказания и легенды возникли в различных областях Греции, в среде племенных объединений на рубеже II и I тысячелетий до нового летосчисления и впоследствии были заимствованы у греков римлянами. В новое время они получили общее название – древнегреческой мифологии [2].

То, что мы называем «греческой мифологией», — это комплекс преданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова (Аттика, Беотия, Арголида, Этолия, Фессалия и др.), островов Эгейского моря (Крит, Родос, Делос) и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» - это культурное наследие не только греков - ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен - пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизовавших ряд Эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое — из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же или сходного по функциям бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей [5].

Подобно легендам и сказаниям  других народов древности, Древнегреческие  мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм («Илиады», «Одиссеи», «Теогонии», «Аргонавтики» и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии... Но вскоре, наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально также необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил»1[2].

По самой своей сути миф — одна из форм истории, и в этом едва ли не главное его отличие от сказки. Он призван удовлетворить присущую роду человеческому потребность в собственной идентификации и ответить на возникающие вопросы о происхождении мира, жизни, культуры, отношений, складывавшихся между людьми и природой. Характер ответов на эти и другие подобные вопросы зависит от многих причин, но прежде всего от состояния самого общества и объема находящейся в его распоряжении информации. Пытаясь объяснить скудость сведений о прошлом своего народа, древнегреческие мыслители выдвигали гипотезы природных катастроф, потопов, уничтожавших на их земле все живое. Они пытались восполнить лакуны в исторической памяти сведениями заморских соседей, сохранивших древнейшую письменную традицию, и порой признавали своих богов и героев выходцами из восточного региона.

Для преобладающего большинства греков мифы были древнейшей историей их народа. Они не сомневались в реальности Девкалионова потопа, в подвигах Геракла, в Троянской войне и определяли историческую глубину этих «событий» количеством поколений, предшествующих их собственному. Лишь отдельным светлым умам было ясно, что мифам нельзя верить. Так, первый греческий историк Гекатей Милетский начинает свой труд словами: «Это я пишу, что считаю истинным, ибо рассказы эллинов, как мне кажется, необозримы и смешны».

Однако и Гекатей, и его последователи  не отбрасывали мифы как источник исторических сведений, а пытались их очистить от всего неправдоподобного. Так, для Гекатея цербер — не пес, охраняющий врата подземного царства, а страшная змея, обитавшая у входа в него. Поскольку ее укус был смертелен, змею иносказательно называли «псом Аида». Геракла Гекатей называет «народом Эврисфея», очевидно, в том смысле, что подвиги, совершенные целым народом, были приписаны одному Гераклу. Такая рационализация мифов уничтожает их как отголосок прошлого и ничего не дает для понимания истории. За тысячелетия исторической жизни греческого мифа критика его стала более тонкой, исходящей из более глубокого понимания этого феномена человеческого мышления. Миф не отвергается из-за несоответствия его реальности, а в самой нереальности ищутся корни религиозных представлений, которые позволяют понять, как могла возникнуть невидаль или небылица и что за нею скрывается.

Научная дешифровка мифа ставит проблему мифа и истории на иную плоскость. И прежде всего возникает задача отделить первоначальный миф от его  домысла или истолкования. Вернемся к рассмотренному нами примеру рождения Афины Паллады из головы Зевса. Это миф. Но его поздним античным рассказчикам потребовалось объяснить, почему Афина называлась Тритогенеей и Палладой. И тогда же появился домысел о воспитании Афины Тритоном и о дочери Тритона Палладе, чье имя вошло в эпитет Афины. Таких домыслов — бесчисленное множество. Это своего рода мифы-паразиты, налипающие на корпус мифа, как ракушки на подводную часть корабля.

Информация о работе Мифология Древней Греции