Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции.
Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
- определение понятия «благотворительности»
- выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
- анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
- изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
Введение………………………………………………………….….…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
благотворительности………………………………………………...5
Благотворительность: понятие и сущность……………………...5
Основные теоретические подходы к анализу благотворительности…………………………………………………12
Глава 2. Эволюция форм благотворительности в
древней Греции……………………………………………………...20
2.1 Общественная благотворительность……………………………20
2.2 Складывание государственной благотворительности…………25
Заключение…………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………..31
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
благотворительности……………………………
Глава 2. Эволюция форм благотворительности в
древней
Греции……………………………………………………...
2.1 Общественная
благотворительность……………………………
2.2 Складывание
государственной
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..31
Введение
Данной проблеме в своих трудах уделяют значительное внимание теоретики и практики социальной деятельности и философской мысли.
К.В.Кузьмин
и Б.А.Сутырин в учебном
Актуальность
выбранной мной темы для данной курсовой
работы состоит в том, что феномен
благотворительности в
Степень разработанности темы. Было проведено множество исследований древнегреческой культуры. Вопросы о древнейших формах помощи и взаимопомощи в древней Греции отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить Кузьмина К.В. где он в своих работах рассматривает проблемы эволюции форм и средств социальной помощи и поддержки на материале российской и западноевропейской истории, он также охватывает временной промежуток с древнейших времен развития человеческой цивилизации до начала XX века, то есть до того времени, когда социальная работа вступает в принципиально новый этап своего развития.
Объектом курсовой работы является благотворительность как социально-культурный феномен, предметом – эпоха античности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции.
Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
- определение понятия «благотворительности»
- выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
- анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
- изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
В курсовой работе использованы такие исследовательские методы, как исторический метод, метод анализа исторических документов, сравнительный анализ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы. Во введении указаны актуальность, цель, задачи, объект, предмет и степень разработанности исследования данной курсовой работы. В первой главе рассмотрены понятие и сущность благотворительности древней Греции, а также основные теоретические подходы к анализу благотворительности древней Греции. Во второй главе рассмотрены общественная благотворительность и складывание государственной благотворительности в древней Греции. В заключении представлены краткие выводы по рассматриваемой теме курсовой работы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы благотворительности
В самом общем виде благотворительность – оказание безвозмездной помощи. Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему.1 Древний философ Аристотель говорил о том, что это явление с жертвами и святилищами, организацией празднеств и священных участков, которое развращает народ.2 По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни». Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство. Немалую роль в неоднородности понимания термина «благотворительность» играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным. Так, «корпоративная благотворительность» приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций(1, с.45).
Это явление, опирающееся на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий момент переживает стремительные изменения.
Именно этими изменениями вызван интерес бизнеса к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций и т. д. Необходимость поиска новых путей в развитии благотворительности продиктована чисто экономическими причинами. Находясь в экономической модели социализма, бизнес не являлся чем-то отчужденным от общества, он выполнял производственные функции и являлся базисом для всеобщей социальной надстройки. Являясь шефом какого-либо социального или культурного объекта, предприятие ничего не требовало взамен. В условиях частной собственности и конкуренции предприятия не могут придерживаться такой модели благотворительности, которая описывается двумя словами «отдал и забыл». «Государственный рэкет» (общепринятый термин, обозначающий выдавливание государственным аппаратом средств бизнеса на реализацию общегородских или общерегиональных социальных программ) начал утрачивать свою эффективность прямо пропорционально уменьшению зависимости бизнеса от государства. Сегодня уже на принятие решения о социальных программах большее воздействие имеют инвестиционные, нежели административные рычаги. Итак, сегодня, термин «благотворительность» обозначает весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях. Если бы терминологическая база успевала за жизнью, мы могли бы разделить стимулирование программ социальной ответственности, программ социальных инвестиций, внутренних корпоративных социальных программ и благотворительности.[7, с.167]
Но на
сегодняшний момент мы лишены
возможности провести такое
Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся категориям или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ»).
Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.[3, с. 325]
Кроме этого
горизонтального деления
Филантропия – слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» – то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы.1 С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой – благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно «дойдет» до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.
Меценатство. Изначально меценат – имя собственное. Возникновение меценатства как формы социальной помощи предполагает не только развитие творческих профессий, но и наличие людей, обладающих огромными состояниями. Среди древних греков, давших миру такие профессии, не было очень богатых людей, хотя между ними существовали, конечно, имущественные различия. Так, все граждане Афин разделялись Солоном на четыре группы, принадлежность к которым определялась их годовым доходом, составлявшим для первой из них 500, для второй – 300, для третьей – 200, а для четвёртой – менее двухсот медимнов зерна, масла или вина. [4, с. 255]
Спонсорство1 – этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой бренд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия.
В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества.
Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. В определении особое значение имеет слово «ответственность» – нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения.
Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.
1.2 Основные теоретические подходы к анализу благотворительности
Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. [7, с. 215]
Информация о работе Эволюция форм благотворительности в древней Греции