Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию.

Работа содержит 1 файл

рефераты.docx

— 155.51 Кб (Скачать)

В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая  школа, зато на формы искусства в  каждой провинции Римского государства  влияли местные традиции. Особенно большой вклад в создание римской  культуры внесли греческие колонисты  в Южной Италии и Сицилии, их богатые  города были центрами научной жизни  и художественной культуры античности.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую  архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали  ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного  размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно  спланированные, удобные для жизни  города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали  строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные  лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской  культуры сказывался во всем — в  трезвости мышления, нормативном  представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные  ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной  конкретности религии.

В римском искусстве периода  расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе  мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям  общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская  архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне  ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как  архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской  архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры  сооружения, в художественно точно  найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием

римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего  класса, но и масс городского населения.

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — наступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э.

 

Республиканский период.

 

Начало древнеримского искусства  относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве  получили новое архитектурное решение  дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические  государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран  в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

Опорные функции в римской  архитектуре выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон — важнейший  строительный материал, с помощью  которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий— монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залит битый щебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или другими породами камней. Преимущества новой системы строительства видны и сейчас: от многих греческих храмов с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колонны, многие же римские здания дожили до наших дней.

Большое место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли  конструктивную роль, причем чаще применялись  заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков.

Главное завоевание римлян в строительстельстве общественных сооружений — создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольных конструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре. Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры.

Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях  свода (пятах) и вершине (где заложен  замковый камень) получился крестовый  свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат. Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении  острые края — ребра, в основании  которых сосредоточивается давление свода. Это дало возможность прорезать  опорные стены полуциркульными  арками, заменить стену отдельными столбами, принимавшими на себя давление арки.

Вытянутые в длину помещения  залов-галерей обычно делились на квадраты и перекрывались цепью крестовых  сводов, что порождало эффектное  расчленение внутреннего пространства. Из равномерно поднимавшегося вверх  перекрытия, круглого в плане здания возник купольный свод, образовавший полушарие, покоившееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане  помещения перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим  куполом. В последнем случае купол  опирался своим кольцом только на середину боковых стен, а переход  от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми сферическими стенами — «парусами».

В республиканский период сложились основные типы римской  архитектуры. 
Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Представим себе Рим в  эпоху республики.

Иллюстрация

План Рима.

I-IV века до н. э.

Обращают внимание грандиозные  сооружения — древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так называемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая  к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Постепенно в следующие  века Рим становится наиболее богатым  водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима) в Риме, сохранившийся до наших дней.

Иллюстрация

Форум Романум. Реконструкция

1. Храм Сатурна. 2. Священная  дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 
6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 
10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса. 13. Храм Юлия Цезаря. 
14. Храм Венеры и Ромы. 15. Арка Тита. 16. Храм Весты. 17. Дом весталок. 18. Храм Кастора и Поллукса. 
19. Санта Мария Антиква. 20. Палатин. 21. Храм Августа. 22. Базилика Джулия.

Общественная жизнь протекала  на рыночной площади. Например, у греков она называласьагорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум.Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.

Древнейший форум в  Риме — республиканский форум Романум (VI век до н.э.), к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военноначальников. В дальнейшем к этому форуму примкнули форум Цезаря, императоров Августа, Весисиана, Нервы и Траяна. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

Иллюстрация

Форум Романум. Современный вид

В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный  облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива — Табуларий (от “Табула” – медная табличка с надписью), который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.

Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

Иллюстрация

Табуларий. 79-78 гг. до н. э.

 

На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских  кораблей (отсюда и название — ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки ювелиров и золотых дел мастеров. Прежде здесь стояли и лавки торговцев, но они были выведены за пределы площади, образуя отдельные небольшие форумы: форум Боариум – мясной рынок и форум Олиториум – овощной рынок. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и почетными статуями римских граждан. В эпоху империи к нему будут пристроены храмы, посвященные богам и орбожествленным людям.

В эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э., храм — основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм —моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.

Иллюстрация

Храм Сивиллы в Тиволи.

Начало I века до н.э.

Круглый храм Сивиллы (или Весты) вТиволи (I в. до н. э.), под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива —бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Информация о работе Мифы, как особая форма миропонимания (мифы Древней Греции)