Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:33, дипломная работа
Таким образом, представляется, что целью настоящей работы является следующая: оценить возможности мемуаров участников антибольшевистского движения и их противников как источника по истории Гражданской войны в Северной Области.
Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:
- оценить информационную ценность мемуаров участников антибольшевистского движения на территории Северной Области и их противников;
- оценить обеспеченность исследования различных проблем истории Гражданской войны на территории Северной Области в мемуарах участников антибольшевистского движения и их противников;
- выявить возможность применения мемуаров как источника для изучения темы «Гражданская война на Севере России» в 11 классе.
Введение……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Север России 1918 – 1920 гг. в воспоминаниях участников интервенции и антибольшевистского движения……………………………...с.8
Воспоминания участников интервенции как источник по истории Гражданской войны на территории Северной Области……………………...с.8
Воспоминания представителей антибольшевистского движения как источник по истории Гражданской войны на территории Северной Области…………………………………………………………………………с.22
Глава 2. Воспоминания участников и очевидцев событий на Мурмане как источник по истории Гражданской войны на Русском Севере……………..с.44
2.1 Период установления антибольшевистской власти на Мурмане в воспоминаниях очевидцев событий 1917 – 1918 гг………………………....с.44
2.2 Период падения антибольшевистской власти на Мурмане в воспоминаниях участников событий конца 1918 – 1920 гг…………………с.54
Глава 3. Разработка факультативного занятия по теме «Мемуары как источник по истории Гражданской войны 1918 – 1920 гг. на Русском Севере» для учащихся 11 классов………………………………………………………с.66
Заключение…………………………………………………………….....с.85
Источники и литература………………………………
В итоге Мазавин приходит к выводу: «…наехало определенно жулье, кои хотели только набить себе карман, а общее дело, как хочет. Архангельск тоже не вел правильной линии, считая себя хозяином положени губернии и претендуя на это, хотя все время кормился нами из Мурманска, не давал н правильных указаний, инструкций, врал все время по продовольственному вопросу, стараясь обобрать Мурманский край» (Мазавин С. Г., с. 260).
Итак, события конца 1918 – марта 1920 годов, описанные в воспоминаниях их очевидцев и участников, помогают проследить некоторую эволюцию53 взглядов населения Мурмана как местного, так и приезжего.
Представляется, что только непосредственное участие в каком-либо историческом процессе превращает «очевидца» в «участника» событий.
Можно прийти к выводу, что только при сопоставлении ряда воспоминаний представляется возможным попытаться объяснить эволюцию от «очевидца» событий к «участнику» их.
Таким образом, мемуары, являясь историческим источником, нередко служащим для восполнения «белых пятен», оставшихся после анализа основного документа по какой-либо исторической проблеме, обладают высоким уровнем субъективности. Поэтому каждый мемуарный источник необходимо изучать в совокупности и при сопоставлении с несколькими мемуарами участников и очевидцев описываемых событий.
Глава 3. Разработка факультативного занятия по теме «Мемуары как источник по истории Гражданской войны 1918 – 1920 гг. на Русском Севере» для учащихся 11 классов.
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Дополнение рассказа учителя ярким историческим документом повышает интерес учащихся, конкретизирует, обогащает их представления о событиях прошлого.
В еще большей степени активизируется познавательная деятельность школьников, когда учитель организует на уроке изучение разных видов исторических источников, привлекая класс к разбору их содержания путем постановки вопросов в ходе беседы или предлагая учащимся задания для самостоятельной работы (с устным или письменным ответом).
Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.
Познавательная деятельность при изучении исторических источников предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их.
Операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений.
Формирование познавательных умений является одной из главных целей современного школьного исторического образования. Познавательные умения выступают как средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому, как прогнозируемый и диагностируемый результат целенаправленного обучения истории.
Исторический источник — это не учебный текст. Изначально он не предназначался для учебной деятельности. Для работы с ним необходимы специальные умения. Работа по развитию мышления будет более успешной, если формирование познавательно-исторических (предметных), общелогических, общеучебных умений не замкнется на учебнике, а будет совершенствоваться в ходе систематической работы с историческими источниками.
Целесообразно использовать исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческо-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приемом познавательной деятельности являются «вчитывание, вдумывание, вчувствование» в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нем информации. Только в этом случае школьники перестают быть пассивными потребителями готовых знаний и становятся их искателями и открывателями. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции.
В связи с этим становится актуальной задача организации на уроках истории систематической работы с историческими источниками. Возможности их применения расширяются в рамках факультативных занятий.
В настоящей главе предлагается методический вариант факультативного занятия, построенного на анализе, сопоставлении исторических источников – мемуаров участников Гражданской войны 1918 – 1920 гг. на Русском Севере.
При отборе документов, предполагаемых для анализа, особое внимание уделено тем свидетельствам, которые наиболее емко отражают реалии изучаемых событий.
Данное факультативное занятие носит проблемно-исследовательский характер и строится на сопоставительном анализе воспоминаний участников событий Гражданской войны 1918 – 1920 годов на Русском Севере:
Образовательные и развивающие цели занятия:
- расширить знания
учащихся по истории
- развивать умение
учащихся работать с
- помочь школьникам осмыслить итоги и значение интервенции на Русском Севере.
Воспитательные цели:
- способствовать укреплению
интереса к истории своей
- способствовать воспитанию уважения к своей стране, ее народу.
Основные понятия:
Оборудование:
- историческая карта «Гражданская война в России»;
- распечатки отрывков воспоминаний участников событий 1918 – 1920 годов на Русском Севере;
- музыкальное оформление: произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта;
- выставка книг:
Эпиграфы:
Я не знаю, кому и зачем было нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой…
А. Вертинский.
Биты и обстреляны в Кодыше лежим.
Из огня в Усть-Паденьге не уйти живым.
С настоящей силою мы столкнулись тут:
Над могилой нашею маки не растут...
(строки неизвестного американского солдата).
ПЛАН.
Ход занятия.
Установка на восприятие: звучит фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром (ре-минор) И. С. Баха в исполнении Курта Сандерлинга (3 минуты), во время прослушивания которого класс делится на группы, состоящие из трех-пяти человек для работы с отдельными мемуарными источниками.
Перед началом основной работы учащимся предлагается прослушать небольшое сообщение.
«В мурманском сквере на старейшей улице Ленинградской расположен первый в городе памятник «Жертвам интервенции 1918 – 1920 годов». Он был сооружен в 1927 году на деньги мурманчан. Проект необычного по форме и сразу привлекающего к себе внимание памятника принадлежит инженеру А. В. Савченко и предположительно И. А. Давыдову.
Созданный в стиле
конструктивизма, мемориал представляет
собой стилизованный
Под мостиком–трибуной установлен памятный камень, на прикрепленной к нему плите указано, что мемориал установлен для увековечения памяти жертв иностранной интервенции 1918 – 1920 гг.
Этот мемориал не дает забыть о событиях, происходивших на Севере России в первой четверти XX столетия – жестокой схватке большевиков, боровшихся за установление Советской власти на Русском Севере, с участниками антисоветского движения; об интервенции стран Антанты и США, оказавшей негативное влияние на дальнейший ход Гражданской войны.
Драматическая эпопея Гражданской
войны и иностранной интервенци
Далее внимание учащихся следует обратить на основные исторические понятия, знание которых необходимо для изучения темы Гражданской войны на Русском Севере; на план и эпиграф:
Я не знаю, кому и зачем было нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой…
Эти строки, написанные Александром Вертинским, передают драматизм событий, отдаленных от нас восемью десятилетиями, отражают трагедию английских, французских, американских солдат и представителей других национальностей, направленных своими правительствами воевать за тысячи километров от родного дома и павших здесь во имя малопонятных им целей.
После вступления каждая из двух групп получает набор копий опубликованных воспоминаний участников и очевидцев событий 1918 – 1920 годов на Русском Севере: первой выдаются воспоминания участников интервенции на Русском Севере, второй – мемуары представителей большевистского и антибольшевистского лагерей. Работу с группами предполагается проводить поочередно: первая (основная) группа дает оценки событиям по представленному на доске плану, а вторая – дополняет эти оценки, подтверждая фрагментами воспоминаний представителей двух противоположных лагерей участников Гражданской войны на Русском Севере.
Учитель: С какой целью прибыли интервенты на Русский Север? Что делали здесь? Каков результат их деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на воспоминания дипломатов, находившихся в 1917-1918 годах в России и значительную часть этого времени живших в Вологде и Архангельске; на воспоминания военачальников стран Антанты, имевших самое непосредственное отношение к разработке планов вмешательства в северный регион России.
Раскрывая первый пункт плана, постарайтесь ответить на вопросы: в чем сходятся иностранные дипломаты и военачальники? Какова, по их мнению, цель интервенции на Русский Север?
Следует упомянуть, что официальное объяснение западными политиками вмешательства, в том числе вооруженного, «союзников» в Россию и на Русский Север в 1918 году сводилось прежде всего к потребностям, проистекавшим из хода Первой мировой войны: несогласие союзных правительств с «предательским» выходом России из мировой войны и стремление восстановить Восточный фронт, предотвратить угрозу германо-финского вторжения на Север, защитить размещавшиеся здесь союзные склады. Весьма значимы были и факторы политико-идеологического и экономического порядка, отношение держав Антанты к большевикам, пришедшим к власти в России, их политике.
Первым для анализа представляется воспоминание участника Первой мировой войны на Западном фронте, командующего американскими войсками, руководившего эвакуацией войск США с Севера в июне — августе 1919 года, Уайльдса Проктона Ричардсона «Война Америки на Севере России. Рассказ о том, что там делали наши солдаты»54.