Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:33, дипломная работа
Таким образом, представляется, что целью настоящей работы является следующая: оценить возможности мемуаров участников антибольшевистского движения и их противников как источника по истории Гражданской войны в Северной Области.
Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:
- оценить информационную ценность мемуаров участников антибольшевистского движения на территории Северной Области и их противников;
- оценить обеспеченность исследования различных проблем истории Гражданской войны на территории Северной Области в мемуарах участников антибольшевистского движения и их противников;
- выявить возможность применения мемуаров как источника для изучения темы «Гражданская война на Севере России» в 11 классе.
Введение……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Север России 1918 – 1920 гг. в воспоминаниях участников интервенции и антибольшевистского движения……………………………...с.8
Воспоминания участников интервенции как источник по истории Гражданской войны на территории Северной Области……………………...с.8
Воспоминания представителей антибольшевистского движения как источник по истории Гражданской войны на территории Северной Области…………………………………………………………………………с.22
Глава 2. Воспоминания участников и очевидцев событий на Мурмане как источник по истории Гражданской войны на Русском Севере……………..с.44
2.1 Период установления антибольшевистской власти на Мурмане в воспоминаниях очевидцев событий 1917 – 1918 гг………………………....с.44
2.2 Период падения антибольшевистской власти на Мурмане в воспоминаниях участников событий конца 1918 – 1920 гг…………………с.54
Глава 3. Разработка факультативного занятия по теме «Мемуары как источник по истории Гражданской войны 1918 – 1920 гг. на Русском Севере» для учащихся 11 классов………………………………………………………с.66
Заключение…………………………………………………………….....с.85
Источники и литература………………………………
Эвакуация в воспоминаниях У. П. Ричардсона: «Начала эвакуации американских и английских войск ждали давно. Первыми должны были эвакуироваться американцы. Наши войска в архангельском секторе (железнодорожный фронт) начали отбывать в конце мая. Штаб контролировал отправку материалов и оборудования в Британию, приводил в порядок отчетность экспедиции, готовил людей для возвращения во Францию. Часть военнослужащих отплыла 3 июня из Экономии (двенадцать миль ниже Архангельска): второй контингент отплыл 15 и 16 июня, а инженерный батальон — 27 июня из Архангельска; почти все без исключения были в отличном физическом состоянии. Железнодорожные транспортные войска сели на судно в Мурманске 30 июля. Британское транспортное ведомство организовало отплытие очень хорошо. Американский штаб официально прекратил работу лишь 5 августа, а командующий (автор данной статьи) уехал только 23 августа. В целом эвакуация британцев в районе Архангельска закончилась 27 сентября».
Учитель: подводя итоги интервенции стран Антанты и США на Русский Север, можно говорить лишь о частичной реализации военно-стратегических целей, и прежде всего о том, что не произошло немецкого вооруженного вмешательства в этот регион России. Но это явилось результатом не столько высадки союзников в северной России, сколько следствием событий на фронтах мировой войны и поражений держав Четвертого союза.
Надежды руководства стран Антанты и США, оказывая всестороннюю поддержку антисоветским силам, отстранить большевиков от власти потерпели фиаско. И причины заключались не только в комплексе внутрироссийских факторов, но и в растущем нежелании союзных солдат продолжать боевые действия в России после окончания мировой войны, и эти настроения поддерживались широкими кругами западной общественности.
Своеобразным и исключительно значимым для исхода рассматриваемых событий стал фактор патриотизма, традиционно играющий важную роль в российской истории. Первоначально его умело использовали в своих интересах антибольшевистские силы, обвинявшие своих противников, подписавших Брестский мир, в предательстве интересов родины. В дальнейшем, после окончания мировой войны и аннулирования Советским правительством унизительного мира с Германией, уже большевики умело использовали тему патриотизма в своих интересах, сплачивая широкие низы населения под знаменами защиты отечества от иностранных поработителей. Эффективности их действий и пропаганды объективно способствовал и характер режима, установленного интервентами в Северной области, несомненный приоритет их власти в отношении русской военной и гражданской администрации.
Так или иначе, но подтвердился
факт бессмысленности попыток
Проанализировав мемуарные источники и учитывая информацию, полученную на уроке по теме «Гражданская война в России 1918 – 1920 годов», учащиеся приходят к выводам по поводу роли иностранной интервенции в Гражданской войне:
Именно иностранная интервенция на Севере способствовала разрастанию кровавой трагедии братоубийственной войны в России.
Если бы не вмешательство интервентов, события 1918 – 1920 годов могли развиваться по другому сценарию, менее кровавому. Но история не терпит сослагательных наклонений.
Благодаря мемуарным источникам – воспоминаниям участников событий первой четверти ХХ века мы убедились в трагичности Гражданской войны, вырвавшей из жизни и забросившей на чужбину миллионы людей, нанесшей огромный урон хозяйству и культуре.
Звучит фрагмент «Реквиема» В. А. Моцарта, на фоне которого:
Учитель: наше занятие следует завершить строками Вячеслава Иванова и словами доктора исторических наук, профессора Поморского Государственного Университета Владислава Ивановича Голдина:
«Когда противники увидят
С двух берегов одной реки,
Что так друг друга ненавидят,
Как ненавидят двойники».
Тщетно взывал к разуму белых и красных Вячеслав Иванов. И попытки сегодня взять запоздалый реванш не могут не обернуться ничем иным, как новыми бедами для нашей Родины.
Опыт истории учит, что не аргументы силы и методы гражданской войны, а аргументы разума, терпимость к инакомыслию, диалог и национальное согласие необходимы сегодня обществу. Ибо только единое общество способно решать стоящие перед ним сложные проблемы. Повторение же былых ошибок сегодня будет означать катастрофу не только для нашей страны, но и для всей человеческой цивилизации.
Заключение.
Проанализировав мемуары участников Гражданской войны и непосредственных свидетелей событий, происходивших на территории Северной Области в 1918 – 1920 годах, можно прийти к следующим выводам.
Мемуары являются специфическим жанром литературы, особенность которого заключается в документальности, основывающейся на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Воспоминания помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках. Причем, мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события.
Но субъективный фактор, присущий в той или иной мере всякому другому источнику, в мемуарах усиливается в результате стремления мемуариста не только отразить то, что он запомнил, но и осмыслить события прошлого. Примером тому могут служить цитируемые в работе воспоминания лейтенанта США Джона Кьюдахи, ярко отразившие весь трагизм пережитых им событий; суждения Б. Ф. Соколова (Борис Чужой), вошедшего в состав последнего Северного белого правительства, о военной диктатуре, иллюстрирующие отношение «русского интеллигента» к этой проблеме. Интересными также представляются воспоминания большевика С. Г. Мазавина, рассказывающего о первых днях после свержения антибольшевисткой власти на Мурмане.
Некоторые мемуары, цитируемые в настоящей работе, создавались спустя длительное время и поэтому содержат ретроспективный взгляд на излагаемые события. Например, воспоминания С. А. Голованова, повествующие о подпольной работе большевиков в период антибольшевистского правления, о свержении белой власти в Мурманске и восстановлении Советской власти. Воспоминания С. А. Голованова, таким образом, являются информационно насыщенными, но исходя из того, что создавались спустя много лет после описываемых событий – в 1960 году, - они требуют критического подхода. То же самое можно сказать и про воспоминания Т. Д. Аверченко.
Анализ мемуарного источника начинается с изучения личности мемуариста (ознакомление с его жизненным путем до описываемых событий, его ролью в событиях, дальнейшей эволюцией его взглядов и др.).
Поэтому настоящая работа в разделе приложений содержит краткие биографические справки об участниках событий, чьи воспоминания цитируются в тексте.
Для более объективного освещения событий с помощью мемуарных источников эффективным представляется метод сравнительного анализа. Сопоставление воспоминаний авторов, придерживавшихся различных взглядов на одну и ту же проблему в рамках истории Гражданской войны на территории Северной Области 1918 – 1920 годов, позволяет избавиться от субъективного фактора, присущего каждому отдельному мемуарному источнику в той или иной степени. В качестве примера можно привести сопоставление суждений руководителя антиправительственного переворота в Архангельске Г. Е. Чаплина и публициста С. П. Мельгунова, ссылающегося на воспоминания председателя Верховного Управления Северной Области Н. В. Чайковского, по поводу подробностей и результатов переворота в сентябре 1918 года.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проанализированные мемуары могут выступать в качестве источника по истории Гражданской войны 1918 -1920 годов на территории Северной Области.
Но учитывая субъективный характер мемуарного источника, последний представляется возможным либо использовать в качестве дополнительного материала для восполнения «белых пятен», оставшихся после анализа основного документа по какой-либо исторической проблеме, либо изучать в совокупности и при сопоставлении с мемуарами других участников описываемых событий.
Источники и литература:
Источники: