История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     В случае нарушения подписанных договоренностей, шляхта имела право снять с себя клятву верности и была свободна от подчинения и верности королю, более того, могла организовать вооруженное сопротивление в виде конфедерации. Так, впервые в мировой истории конституционно было закреплено право на легальный государственный мятеж. Не удивительно, что Генрих сбежал во Францию, так и не подписав предназначавшихся ему «артикулов». На пост короля был избран Стефан Баторий, талантливый полководец, прославившийся победами над турками, но не принадлежавший к королевской фамилии. Соблазнительность «польского» трона для других соискателей оказалась невелика. В дальнейшем происходил процесс еще большего ослабления королевской власти и падения его международного престижа.

     Способность управлять государством зависела от личных, прежде всего лидерских, качеств  короля, его способности подавить своим авторитетом, военными победами сенат и шляхту. Такими «великими королями» были Стефан Баторий, Владислав Ваза, Ян Собесский, но все их попытки провести реформы с целью усиления центральной власти разбивались о нежелание шляхты и магнатов потерять хоть толику своей свободы. Именно в это время закрепляется такое понятие как «золотые шляхетские вольности», которые будут основным принципом государственного управления до конца существования Речи Посполитой. В законодательном плане шляхетские вольности нашли отражение в так называемых «кардинальных правах», которые исходили из представления о существующем государственном строе как о совершенном.

     Одной из ключевых составляющих «золотых шляхетских вольностей» было право liberum veto – право любого посла Сейма заблокировать принятие решения. Гипотетически оно существовало с момента оформления Сейма как органа управления, законодательно было прописано в 1589 году, но считалось мерой исключительной и не применялось. Первый раз оно было использовано в 1652 году и в дальнейшем из 55 Сеймов, проведенных до 1764 года, сорвано было 48. Не удивительно, что именно в середине XVII века начинает обозначаться паралич власти. Казацкие войны и ужасная война, которую почти одновременно пришлось вести с Россией, Швецией и Турцией, приводит к полному разорению средней и мелкой шляхты – они впадают в нищету и попадают в полную материальную зависимость от магнатов, которые смогли сохранить часть своих капиталов и на этом основании возродить свое могущество. Война полностью опустошила государственную казну, королевские города были разрушены, центральная власть потеряла все рычаги влияния на ситуацию в государстве. С этого времени магнаты, опиравшиеся на свои латифундии, были полновластными и единоличными хозяевами в стране.

     Существующая  система органов управления вполне устраивала олигархическую верхушку, поэтому до середины XVIII века в Речи Посполитой очевидных попыток реформировать систему власти замечено не было. Более того, сеймовым постановлением 1669 года каждый, кто предложит реформу в сфере государственного устройства или управления, объявлялся врагом отечества. Проекты некоторых трезвомыслящих государственных деятелей, связанные со стремлением разорвать губительную для Великого княжества Литовского унию с Польшей (проект Кейданской унии 1655 года Януша Радзивилла со Швецией или проект начала XVIII века о создании наследственной абсолютистской монархии в ВКЛ во главе с Августом Сильным Саксонским), вызывали резкое недовольство большинства шляхетского сословия. В Польше даже существовало определение «литвинский сепаратизм», которое вполне ясно показывал на стремление части уже единого, ополяченного привилегированного сословия, восстановить полный контроль в своем отдельном государстве – Великом княжестве Литовском.

     Но  одновременно шляхте пришлось столкнуться  с ситуацией, когда соседние государства  бесцеремонно начали вмешиваться во внутренние дела «республики», диктовать свои условия Сейму и другим органам управления, при этом ловко используя и право liberum veto, и другие лазейки в законах и практике управленческой деятельности Речи Посполитой. Даже самые консервативные представители от магнатов и шляхты могли прочувствовать унижение в такой ситуации.

     В середине XVIII века в феодальном обществе Речи Посполитой уже накопилась определенная критическая масса недовольных  существующим положением, готовых и  знающих, как ее изменить, во главе которой стояли князья Чарторыйские. Для проведения реформ был выбран элекционный (т.е. выборный) Сейм Речи Посполитой, на котором не действовало право liberum veto (иначе выборы короля просто теряли смысл – всегда имелись противники конкретного кандидата).

     Чарторыйские  провели через Сейм 1764 года ряд реформ, касавшихся государственного управления: был установлен регламент для сеймовых совещаний, прекращавший беспорядок и поножовщину, царившую на Сейме; были отменены императивные мандаты или «наказы» для послов, которые ограничивали их право голоса; было отменено право liberum veto – законы принимались простым большинством голосов; проведена финансовая и военная реформы. Были образованы особые в короне и княжестве «комиссии скарбовые», коллегиальные учреждения, которые занимались вопросами управления финансами, торговлей и государственными имуществами и комиссии военные, коллегиальные органы по управлению войсками. Члены комиссий, как правило, избирались на определенный срок и были подотчетны сейму.

     Против реформ выступила Россия, которая потребовала отмены преобразований и уравнения в правах с католиками православного населения Речи Посполитой. Шляхта восстала против этих требований, но также и против прогрессивных реформ Чарторыйских и по устоявшейся традиции объявила о создании конфедерации. Парадокс, но для шляхты стремление сохранить свои вольности оказалось важнее вмешательства другого государства во внутренние дела своей страны, более того, консерваторы попросили военной помощи у России. Реформы Чарторыйских были отменены, а инициированная затем война шляхты против России в виде Барской конфедерации закончилась первым разделом Речи Посполитой в 1772 году. Это событие показало всю слабость шляхты и шляхетского государства, пагубность анархии, которую представляли как «свободу». Необходимость реформ и усиление государства через упрочение положения органов управления стало очевидным для всех.

     В 1775 году на очередном сейме была создана Постоянная Рада, высший орган государственной власти в Речи Посполитой до 1789 года. Рада состояла из короля и 18 сенаторов и 18 послов от воеводств из числа шляхты. Членов Рады выбирали на сейме тайным голосованием на 2 года, после чего проходили перевыборы трети ее состава. Председательствовал на заседаниях король, который имел право законодательной инициативы и решающего голоса. Рада имела в своем составе департаменты иностранных дел, финансов, полиции, военных дел, справедливости.

     За  время своего существования Рада провела ряд реформ, направленных на укрепление финансового состояния государства. Была введена единая для всех участников внешнеэкономической деятельности таможенная пошлина (и для короля в том числе), проведена налоговая реформа, военная реформа. Рада активно участвовала в основании Образовательной комиссии – учреждения, призванного построить многоступенчатую систему светского образования на основе иезуитских школ и коллегиумов. В деятельность Рады активно вмешивались послы иностранных государств, поэтому на Четырехлетнем сейме Рада была ликвидирована магнатами как «средство заграничного диктата и угроза укоренения непривычного династического абсолютизма». Всю полноту власти сконцентрировал сейм, для чего в воеводствах и поветах были созданы Цивильно-военные порядковые комиссии – таким образом законодательный орган формировал свою вертикаль исполнительной власти.

     Четырехлетний сейм 1788-1792 годов предпринял самую радикальную попытку реформирования государственного устройства и управления в Речи Посполитой, в некотором смысле проведенную в духе идей Просвещения. По открытию, сейм был объявлен конфедерацией – это позволяло избежать использования liberum veto и требовало принимать постановления простым большинством голосов. Было объявлено об увеличении армии до 100 тысяч человек с подчинением ее Военной комиссии двух народов.

     Конституционная комиссия, созданная из депутатов Сейма, предлагала пересмотреть устаревшие кардинальные права, в частности: ввести норму о суверенитете и неделимости государства, лишить избирательных прав шляхту, не имеющую земли и крестьян; отменить liberum veto, конфедерации, депутатские наказы, ввести в состав Сейма представителей от городов и ввести право передачи королевской власти по наследству. Эти предложения не вызвали энтузиазма у большой части депутатов сейма, что было вполне естественным явлением. Условия, в которых была принята Конституция (голосование прошло в присутствии только 157 послов) еще более раскололо правящее сообщество шляхты.

     Согласно  новой конституции Речь Посполитая объявлялась унитарным государством, но, тем не менее, сохранялось равное представительство в новых органах управления для короны и княжества, сохранялось отдельное судопроизводство в ВКЛ, а король сохранял и титул Великого князя. Конституция объявляла неизменность кардинальных прав и исключительные прерогативы шляхты на управление в государстве, хотя делались некоторые уступки мещанам. Что касается органов управления, то законодательная власть по прежнему принадлежала двухпалатному Сейму (Палата депутатов 204 посла, в том числе 24 от городов, и Сената из 132 человек), исполнительная принадлежала королю и Совету (Раде) из 6 министров, назначаемых королем, но ответственных перед Сеймом. Король окончательно терял право законодательной инициативы, но приобрел право отстраненного вето, такое же право получил и Сенат. Liberum veto отменялось окончательно. Исполнительную власть на местах представляли «Порядковые комиссии», которые избирались поветовыми сеймиками. Ликвидировался принцип пожизненного занятия должностей, вводился принцип выборности и государственное содержание чиновников. Сейм получил право контроля за деятельностью правительства и всеми органами государственного управления. Так была предпринята попытка формирования бюрократического аппарата современного типа.

     Направление реформ в Речи Посполитой не могло не обеспокоить соседние государства. Параллельно с усилением государства наблюдалась открытая ориентация Речи Посполитой во внешней политике на революционную Францию, что крайне раздражало Пруссию и Австрию, вступивших в войну с якобинцами. Россия так же не желала распространения опыта государственного устройства по принципу ограниченной монархии у своих границ, ведь этот положительный опыт в период дворцовых переворотов мог послужить примером и для российского дворянства. Речь Посполитая давно упустила возможность для модернизации государственного устройства и в данный момент времени она не нужна была свом соседям в виде сильной и влиятельной державы, судьба ее была предрешена. В ходе второго (1793) и быстро последовавшего третьего (1795) разделов Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы. Большая часть территории бывшего Великого княжества Литовского вошла в состав России и на ее территории были распространены принципы управления, существовавшие в этой империи. 

 

ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917 – 1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР 
 

3.1. Беларусь в составе  Российской империи 

     Разделы Речи Посполитой; Российская империя; самодержавие; губернская реформа; губернии; уезды; «Жалованная грамота дворянству»; Белорусская область; генерал-губернатор; губернатор; «Наставление губернаторам»; вице-губернатор; губернское правление; казенная палата; приказы общественного призрения; исправники; сословные суды; децентрализация; губернское присутствие; положение усиленной охраны; положение чрезвычайной охраны; «Особые совещания»; «Курловский расстрел»; губернские и уездные дворянские собрания; уездные предводители дворянства; Комиссия временного управления ВКЛ; Комитет по делам Западных губерний; «разбор» шляхты; «ротации» чиновников; Государственная Дума; качество голосов; курия; многоступенчатая система выборов; «автономисты»; земства; «столыпинская реформа»; Петроградский Совет; Временное правительство; правительственные комиссары на местах; уездные комиссары; общественные исполнительные комитеты; Учредительное собрание; Белорусская социалистическая громада; Белорусский национальный комитет; Белорусская краевая рада; Центральная Рада белорусских организаций; Великая Белорусская рада; Белорусский народный комитет 
 

     Исторические  научные концепции, объясняющие роль и место белорусских  земель в политической, социальной, экономической  жизни Российской империи. Идеологическая борьба за белорусские земли

     В Российской империи на присоединенных территориях и среди польской элиты на этнических территориях  «польский вопрос» оформлялся в либеральной окраске, но в то же время по сути являлся консервативной идеологией с точки зрения белорусской национальной идеи. «Польский вопрос» – это попытка воссоздать то, что было раньше, польскую государственность, на принципах политических и экономических реформ конца XVIII века и в пределах государственных границ до первого раздела. Никаких вариантов для самоопределения национальных меньшинств Речи Посполитой (литовцев, белорусов, украинцев и т.д.) не рассматривалось и не допускалось к рассмотрению. «Польский вопрос» – это идеология восстановления польского государства для поляков в границах 1772 года.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран