История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     Принципы  строительства вертикали были обнародованы в Декларации Временного правительства о своем составе и задачах от 3 марта и включали в себя следующие положения: немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания на основании всеобщих демократических выборов; замена полиции народной милицией, подконтрольной органам местного самоуправления; выборы в органы местного самоуправления на основании всеобщего, прямого, тайного и равного голосования и т.д. Действия новой власти сметали старую губернскую администрацию и полицию, традиционно оберегавших устои государства. Предназначенные в качестве замены имеющиеся органы местного самоуправления (земства и городские советы) никогда не несли административной ответственности, и не были к ней приспособлены. В белорусском регионе земства и вовсе были новыми учреждениями, к которым еще не привыкло общество. В скором времени страну охватила анархия, усиливавшаяся нежеланием правительства самостоятельно решить земельный и национальный вопрос.

     На  уровне губерний первыми лицами новой  вертикали власти являлись комиссары Временного правительства, как правило, кадеты, из депутатов государственных дум либо сотрудников земств, городских дум, разного рода общественных организаций. Именно они отвечали за исполнение указаний Центрального правительства. На уровне уездов власть правительства представляли уездные комиссары. Временное правительство занималось реформой местного самоуправления. 15 апреля 1917 года был принят основной документ – постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». На основании этого документа в июле-сентябре состоялись выборы на основе всеобщего избирательного права, и новые структуры получили более широкие права в деле местного управления. К ним перешли заведование милицией, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации). Однако самыми необходимыми для стабилизации обстановки в государстве мероприятиями должны были стать созыв и проведение Учредительного собрания, а реализацию этого проекта правящий эсеро-кадетский блок всячески затягивал.

     Параллельно всероссийским, формировалась и  национальная власть на окраинах империи. Это и Центральная рада на Украине, Великая Белорусская рада, Сфатул цэрий в Молдавии и т.д. С весны 1917 года начал развиваться процесс распада империи, ликвидации централизованного унитарного государства и перехода к федерации. 25 марта в Минске прошел I съезд белорусских национальных организаций, на котором была высказана идея о создании автономной Беларуси в составе демократической российской федерации и о необходимости проведения выборов в Белорусскую краевую раду – местное законодательное собрание. Однако, белорусская делегация во главе с Романом Скирмунтом, депутатом четырех Государственных Дум, так и не смогла добиться согласия от временного правительства на реализацию своей программы. Белорусский национальный комитет, созданный с целью временного управления краем совместно с временным правительством, реальной власти не имел. Второй съезд белорусских национальных организаций в июле 1917 года попытался преодолеть кризис в белорусском движении, вызванный нежеланием российских властей прислушаться к белорусскому вопросу. Была создана Центральная Рада белорусских организаций, которая с осени 1917 года, взяв новое название – Великая Рада – начала движение в сторону созыва всебелорусского представительного собрания (Всебелорусского конгресса) с целью создания суверенной независимой Беларуси.

     Вопрос  о власти не давал покоя и «виленским белорусам», создавшим в зоне немецкой оккупации осенью 1915 года Белорусский народный комитет. Лидеры БНК братья И.И. Луцкевич и А.И. Луцкевич, В.Ю. Ластовкий высказывались за создание совместного с Литвой государства – Конфедерации ВКЛ, а в дальнейшем – за конфедерацию в рамках Литвы, Латвии, Беларуси и Украины. При этом высказывались пожелания о необходимости передачи всей полноты власти в государстве в руки народа, что и не удивительно, если учитывать, что эти деятели были создателями и руководителями Белорусской социалистической громады – партии левого, социалистического толка. Идеи белорусов не нашли широкой поддержки у деятелей соседних регионов, а в условиях немецкой оккупации говорить о создании суверенного белорусского государства со своей системой управления было нереально.  
 

3.2. Оформление и особенности развития белорусской советской государственности в 1917-1991 годах 
 

     Временное правительство; Петроградский  Совет рабочих  и солдатских депутатов; местные советы; Минский совет; комиссии советов; двоевластие; Всероссийский съезд советов; Совет Народных Комиссаров; Комитет спасения революции; Западный фронт; Декрет о мире; съезд советов; Облисполкомзап; отраслевые комиссариаты; Совет народных комиссаров Западной области и фронта; Северо-Западный областной комитет РКП(б); Белорусский областной комитет; Великая белорусская рада; Всебелорусский съезд; Народный секретариат; Рада БНР; Белорусский национальный комиссариат (Белнацком); «белорусские секции» РКП(б); Западная область; Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси; наркоматы; Конституция ССРБ; Всебелорусский съезд Советов; Центральный Исполнительный Комитет; Совет Народных Комиссаров БССР; Конституция 1927 года; Верховный Совет БССР; Конституция БССР 1978 года 
 

     Исторические  научные концепции  оформления советской государственности

     Официальная советская идеология формировалась  на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в общих чертах была закончена в 30-е годы. Затем она  подвергалась некоторой модернизации (к примеру, тезис о мировой революции со временем был заменен на тезис о мирном сосуществовании социалистической и капиталистической систем), тем не менее концептуальные основы этой идеологии остались неизменными. В рамках данной идеологии классический марксизм подвергся значительному упрощению и догматизации, ведь идеология, предназначена не для узких кругов специально подготовленных интеллектуалов, а для широких масс.

     Согласно  этой идеологии, вся история человечества, начиная с разложения первобытной общины – это история борьбы эксплуатируемых и эксплуататоров (рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и капиталистов). Эксплуатируемые производят материальные блага, эксплуататоры себе их присваивают, лишая трудящихся продуктов их же собственного труда, по праву частной собственности. Источник исторического процесса – материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производительные силы, порождающие новые экономические формы и общественные отношения. Это вызывает необходимость перемены устаревших политических и идеологических форм (государства и духовной культуры), что и происходит в результате революции. Таков закон соответствия производительных сил и производственных отношений – главный закон истории. Законы истории жестки, механистичны, универсальны, они исключают всяческие случайности и отклонения и действуют везде одинаково, независимо от цивилизационной или этнической специфики.

     Согласно  советскому марксизму, в ХХ веке возникло первое государство, где эксплуатируемые – городские рабочие и деревенский пролетариат победили в результате социалистической революции и выгнали или уничтожили своих эксплуататоров (капиталистов, помещиков, купцов, дворян). Таким образом, Советский Союз есть государство рабочих и крестьян, свободно трудящихся, созидающих новое общество и идущих к коммунизму. Поскольку социалистическая революция произошла в России – аграрной, неразвитой стане («слабое звено» в цепи империализма), то СССР был вынужден за несколько десятилетий догнать индустриальный уровень развития Запада.

     Самым слабым местом советской системы  была экономика, считается, что из-за несовершенства экономической системы  Советский Союз проиграл в противостоянии с капиталистическим миром. Советское производство носило не рыночный, а плановый характер. Государство решало: сколько продукции и в какой срок должен произвести тот или иной трудовой коллектив, куда продукция должна быть направлена и т.д. Государство распределяло продукцию через сеть своих баз, магазинов, обеспечивая ей стабильную цену. Для этого государство создавало специальные структуры, изучающие потребности населения, нужды промышленности и т.д.

     Не  менее важно и то, что наряду с экономической эффективностью в процессе советского производства играла значительную роль социальная эффективность. Каждый трудящийся мог быть уверен в том, что он не потеряет свою работу, получит помощь в получении квартиры, в случае болезни – бесплатное лечение, дешевые путевки в санатории от профсоюза и т.д. Член советского трудового коллектива был связан с другими членами нитями личной зависимости, он не ощущал себя заброшенным и обреченным на одиночество индивидом, он всегда мог рассчитывать на поддержку.

     Такой общинный характер производства обеспечивает определенный, не самый высокий, но и не низкий уровень воспроизводства  материальных благ. В кризисных ситуациях  он еще более эффективен и обеспечивает скорую и тотальную мобилизацию  и решение поставленной проблемы. Этот характер производства обеспечивает главнейшие жизненные потребности большинства индивидов и значит общество, основанное на нем, обладает высокой степенью стабильности. Слабое место – это уравниловка, порождавшая лень и тунеядство, с которыми боролись методами общественного воздействия, всячески игнорируя «враждебный» метод экономического стимулирования труда. Таковы были реальные условия жизни советских людей, их материального производства, общественного бытия в классический период советского общества.

     Идеологический  тезис о том, что основной движитель  истории – производительные силы, создаваемые трудовыми коллективами, естественен для советского человека, вся общественная жизнь которого, начиная с совершеннолетия и  до старости, проходила в трудовом коллективе, и практически им была ограничена. Такой человек переносил в область идеологических представлений свое общественное бытие, и поэтому от него трудно было требовать понимания цивилизационного, национального и каких-либо других факторов истории, не связанных с производством, с трудом. Исторический материализм не учитывал национального и цивилизационного фактора, для него существуют лишь люди как существа производящие, объединяющиеся в общество для создания необходимых для жизни средств в процессе труда, общественного производства.

     Вплоть  до 1950-х годов идеология советского марксизма воспринималась подавляющим большинством советского общества как нерушимая, абсолютная истина. Начиная с 1960-х годов эта официальная идеология стала сдавать свои позиции, сначала в среде интеллигенции, затем и более широких слоях советского общества. К 1980-м годам в нее практически никто в СССР не верил, так что упразднение этой идеологии в позднюю перестройку было лишь официальным утверждением уже свершившегося факта и поэтому было воспринято обществом почти безболезненно. Однако правящие элиты не смогли предложить другую созидающую позитивную идеологию, основанную на национальных интересах, не выработали сами и не инициировали выработку «национальной идеи» в среде национальных элит и деятелей культуры, науки, экономики и т.д. Идеологический вакуум породил кризис национального и индивидуального самосознания почти во всех бывших республиках СССР, имевший намного более печальные последствия для государства, чем кризис экономический. Исключение составили бывшие республики, четко определившиеся с содержанием национальной идеи и государственной идеологии – это страны Прибалтики и некоторые кавказские и среднеазиатские республики.  

     Становление и развитие системы  органов управления в условиях социалистического государства

     После февраля 1917 года Российская империя  жила в условиях двоевластия, Временное  правительство, хоть и обладало полнотой исполнительной власти, тем не менее, вынуждено было определенное время действовать под надзором Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Последний создавал на местах вертикаль местных советов параллельно органам власти временного правительства с целью укрепления временных органов власти, обеспечения порядка, моральной поддержки Временному правительству и Петроградскому Совету. Большинство в советах имели представители социал-демократических партий и эсеров, которые выступали за демократический путь развития государства, т.е. на принципах февральской революции.

     Местные советы ускоренными темпами создавались и в Беларуси. Так, 4 марта советы были созданы в Минске и Гомеле, 8 марта – в Витебске и Орше и т.д. К июлю 1917 года советы существовали почти в 60-ти населенных пунктах Беларуси. Советы были выборными органами власти, которые представляли прежде всего трудящееся население – рабочих, крестьян, солдат, но стоит отметить, что достаточно долгое время нормы представительства, организационная структура и другие важные моменты деятельности советов определены не были. Для оперативного принятия решений из числа делегатов избирался исполнительный комитет, во главе которого находился президиум и председатель. Крупные советы, как правило, в губернских городах, имели в составе ряд комиссий, решавших специфические повседневные и глобальные задачи.

     В условиях, когда структура органов  управления Временного правительства  теряла авторитет и власть в стране, советы становились единственными  учреждениями, которые пользовались поддержкой населения и могли  перенять всю полноту власти. Это  прекрасно понимали лидеры большевиков, которые с апреля 1917 года взяли курс на большевизацию всех советов, и, прежде всего, Петроградского. Ленин и его коллеги понимали специфику традиционного российского общества, которое всегда испытывало преклонение перед центральной властью в столице и никогда не любило власть местную. Поэтому ключом к захвату власти в стране был именно Петроградский Совет, с помощью которого планировалось ликвидировать вертикаль власти, выстраиваемую Временным правительством. В отличие от других партий социалистического толка, большевики единственные ясно заявили о своих претензиях на власть, когда на реплику председателя Петросовета о том, что в России нет партии, которая бы в одиночку взяла на себя ответственность за будущее страны, Ленин ответил: «Есть такая партия!». В этом направлении большевики повели сверхактивную агитационную деятельность под лозунгами о прекращении войны и наделении крестьян землей.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран