Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В консервативной традиции разрабатывается и государственная идеология «официальной народности» в Российской империи. И здесь также нет места для самоопределения национальных меньшинств, особенно если это меньшинства имеют восточнославянское происхождение.
Идеологическая борьба двух мощных консервативных идеологий –польской и российской – ведется в рамках борьбы за территорию современной Беларуси, она порождает такие оригинальные теории как «западноруссизм» с российской стороны и «краевость» с польской.
Но в этой жесткой борьбе, дважды переходившей на уровень вооруженного противостояния, обе консервативные традиции с неменьшей агрессией воспринимали попытки идеологически обосновать существование белорусского народа, обосновать историческое наследие белорусского народа в виде государства ВКЛ (это государство было подарено польскими и некоторыми русскими историками литовцам и с благодарностью последними принято), обосновать право белорусского народа на самоопределение. Таким образом, данная работа могла вестись только на уровне жесткого противостояния официальным идеологиям польской и российской политических элит, а такую возможность давали только радикальные национально-освободительные движения, а также радикальные идеологии народничества и марксизма.
Во всем мире в XIX веке наблюдается рост национально-освободительного движения, связанный с ростом национального самосознания, что в свою очередь было вызвано быстрым развитием капиталистических отношений, промышленным переворотом, появлением влиятельных национальных экономических элит, заинтересованных в протекционизме.
Не удивительно, наиболее известные фамилии белорусского движения в XIX веке – К. Калиновский, А. Гуринович, И. Гриневицкий и др. – связаны с деятельностью именно революционно-террористических организаций и движений, прежде всего с народничеством. Так, считается, что один из радикальных лидеров восстания 1863 года в белорусском регионе К. Калиновский в своих предсмертных записках «Листы из под виселицы» указал на право белорусов построить собственную государственность. Однако его призыв не был услышан в силу того, что он не вышел дальше стен тюрьмы, а также в силу того, что реализовать этот призыв было некому, отсутствовала сильная сформировавшаяся белорусская элита. Формирование белорусской элиты могло пройти только в рамках радикального идеологического движения, борющегося с консервативными государственными идеологиями российского и польского происхождения.
Движение народничества в России было вызвано ощущением у российской интеллигенции потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Необходимо было найти эту правду а заодно освободить личность, распространить сельское самоуправление на города и на государство вцелом, развить частные права и т.д. Одновременно в среде народников возникали оригинальные идеи относительно государственного устройства империи, поскольку централизованное государство виделось ими как «зло». Так, анархисты видели общественное устройство Российской империи в форме добровольной федерации общин уездов и губерний России (затем и всего мира). Это привлекало в ряды народников представителей национально-освободительных движений национальных окраин, прежде всего радикалов из белорусских и литовских губерний, таких как К. Калиновский, И. Гриневицкий и их товарищи. Народническое движение в белорусском регионе было сильно связано с русским и польским революционным движением.
Белорусские студенческие землячества играли роль как посредников в связях местных лидеров со столицами, так играли и самостоятельную роль в деле оформления белорусской государственной идеи. Народнический журнал «Гомон», воззвания «К белорусской молодежи», «Послание к землякам-белорусам» начала 1880-х годов выдвигалась идея самостоятельности белорусов в рамках федерации с демократической Россией как одного из ее полноправных народов.
Со
временем, народничество
Система органов государственного управления на территории Беларуси в рамках российского государства
Говоря о государственном управлении на территории современной Беларуси в конце XVIII – начале XX веков, нужно отметить, что белорусская территория была окраиной империи и уроженцы Беларуси, за крайне редким исключением, не принимали участия в деятельности центральных органов управления Российской империи. Это государство имело устоявшуюся систему органов управления, соответствовавших самодержавной империи. Но и эта система постоянно подвергалась реорганизации и усовершенствованию в зависимости от возникавших перед правительством проблем в управлении регионами. По сути, на протяжении почти 140 лет, в течение которых Беларусь была составной частью России, система местного управления пережила три серьезные реформы и несколько значительных «усовершенствований».
Белорусские земли входят в состав Российской империи в 1770-1790-х годах в результате трех разделов Речи Посполитой. Для России это время проведения очередной административной реформы в сфере местного управления. Она проходила одновременно с административными реформами в соседней Речи Посполитой, вызванными разделом части ее территорий между тремя соседками. Для местной шляхты, обладавшей полнотой государственной власти в Речи Посполитой, вхождение в состав России было тяжким ударом по самолюбию, ведь в этой империи государственная власть была основана на принципах самодержавия. И хотя екатерининская «Жалованная грамота дворянству» расширила политические права российского феодального сословия, однако не превратила его в настоящих хозяев империи, в то время как шляхта Речи Посполитой была у себя полновластной хозяйкой. Безусловно, потеря местной шляхтой своих политических прав не один раз станет причиной возникновения сложных ситуаций, которые придется ликвидировать правительству империи с помощью системы органов власти на местах.
Губернская реформа, инициированная Екатериной II, в России проводилась с 1764 по 1796 годы в несколько этапов. В это же время, в результате трех разделов, территория Беларуси полностью входит в состав России и таким образом автоматически получает новую модель местного имперского управления. Реформа, проводимая Екатериной II, имела несколько направлений: это устройство нового областного деления в империи, изменение в органах управления в рамках областей и расширение участия общества, прежде всего дворянства и городского населения в осуществлении управленческой деятельности.
По итогам первого раздела Речи Посполитой в 1772 году из числа присоединенных белорусских территорий была создана Белорусская область, которая, согласно указа 28 мая 1772 года, объединившись с Псковской губернию составила особое генерал-губернаторство, состоящее из Псковской и Могилевской губерний. Каждая из них в свою очередь делилась на четыре провинции. С 1775 года новый закон, определявший принципы административного устройства, ликвидировал провинции и разукрупнял губернии и уезды, число которых увеличилось в два раза. Предполагалось, что в губернии не должно проживать более четырехсот тысяч жителей. Окончательно деление территории на губернии в Беларуси оформилось в результате проведения реформ в 1796 и 1801 годах, после третьего раздела Речи Посполитой. С тех пор названия и границы губерний были неизменны (за незначительными исключениями) вплоть до 1918 года. Белорусские земли были преимущественно включены в состав пяти губерний: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской.
Одновременно
радикально было изменено управление,
новая система получила единое устройство,
в котором главное место
Должность
генерал-губернатора
В
первой половине XIX века необходимость
повсеместного присутствия
На должности генерал-губернаторов традиционно назначались военные генералы, которые были слабо подготовлены к осуществлению административных функций и часто были банально невежественны. Самых нелестных отзывов добился за годы деятельности виленский генерал-губернатор И.Г. Бибиков.
С
1860-х годов еще более
В отличие от генерал-губернатора, представлявшего скорее чрезвычайную и контрольную функцию управления в большом регионе, охватывавшем несколько губерний, реальную власть в основной административной единице (губернии) представлял губернатор. Должность губернатора была введена еще Петром I, но окончательно оформилась в связи с проведением губернской реформы конца XVIII века и в дальнейшем претерпела некоторые корректировки в плане приобретения новых управленческих функций.
Указ Екатерины II от 21 апреля 1764 года «Наставление губернаторам» сделал губернатора полноправным хозяином губернии, о своей деятельности он докладывал только Сенату и лично императрице. Реформа 1775 года еще более усилила власть губернатора, его назначение и смещение производилось лично монархом, на него возлагалась обязанность непосредственного управления губернией. Местной администрации передавались многие функции центрального аппарата управления, но это не привело к обособлению губерний, т.к. постоянный контроль осуществлялся через наместников или генерал-губернаторов. В этой деятельности губернатору помогало губернское правление, в котором сосредотачивалась исполнительная власть в губернии, казенная палата, которая занималась управлением в сфере финансов и государственных имуществ, приказы общественного призрения, ведавшие медициной, благотворительностью и другими социальными учреждениями. На уровне уездов власть вершили исправники, которые подчинялись губернаторам и уездные предводители дворянства. Судебная власть принадлежала системе сословных судов – палате уголовных и палате гражданских дел, верхнему и нижнему земскому суду, магистрату и т.д. В целом, система судов была одной из самых сложных и запутанных по своему устройству.
Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран