История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     Окончательно  состав Рады, как органа власти, оформился в XV веке. Если изначально в ее состав входили ближайшие родственники князя и приглашались наиболее влиятельные феодалы в государстве, то с появлением высших должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, и с приобретением католической церковью статуса государственной религии число членов рады пополнилось за счет католических иерархов и высших чиновников. Назначения в состав Рады по-прежнему производил Великий князь, но с учетом сложившихся на данный момент правил. После Кревской унии 1385 года, с привилеем Ягайлы 1387 года, началось активное окатоличивание княжества. С целью стимуляции литовской языческой и славянской православной знати к переходу в католичество, было введено ограничение на занятие высших государственных должностей для лиц некатолического вероисповедания. Еще более обострил обстановку Городельский привилей 1413 года, разделивший единую до этого корпорацию – феодальное сословие – на две неравные части. Вызванные ограничительной политикой гражданские войны 1388-1392 и 1432-1436 годов потрясли устои государства и привели к отпадению от княжества огромных территорий на восточных и южных границах, включавших княжества в верховьях Оки и Дона. Вырос сепаратизм в других «прислушивающихся» землях и в целом усилилось недовольство в среде православного феодального сословия, составлявшего до этого социальную опору великокняжеской власти.

     Привилей 1434 года, изданный Жигимонтом Кейстутовичем, уравнял в экономических правах все феодальное сословие княжества, а Привилей 1447 года, изданный Казимиром в момент его избрания королем польским, гарантировал всему феодальному сословию княжества сохранение и дальнейшее расширение политических прав. Согласно закону 1447 года, государь обязался высшие должности и земельные владения давать только уроженцам княжества и охранять независимость и территориальную целостность государства. Таким образом, была закрыта дверь для проникновения в княжество польской шляхты, которая хотела воспользоваться положением «личной унии» для расширения своего влияния на Восток.

     Будучи  одновременно Великим князем литовским и королем польским, Казимир много времени проводил за пределами княжества. В свое отсутствие он наделял полномочными правами управлять государством Раду, которая все более и более входила во вкус руководства. С избранием великим князем, 6 августа 1492 года Александра, он издает Привилей, в котором, среди прочего, юридически оформляются полномочия Рады Великого княжества Литовского. В состав Рады включались высшие сановники государства, ближайшие родственники государя и представители наиболее влиятельных родов княжества, а также иерархи католической церкви. Руководил работой Рады князь. Он обещал не отменять и не изменять законов и судебных постановлений, принятых совместно с Радой. В случаях, когда князь отсутствовал в государстве (поскольку он являлся и королем польским, и это было обычным явлением), Рада могла самостоятельно решать любые вопросы государственного значения. В законе поднимался и кадровый вопрос: только уроженцы княжества имели право занимать государственные должности, а снять с должности можно было только за провинность в результате публичного доказательства вины чиновника. Кроме того, в Привилее подтверждались права автономий в составе княжества на сохранение своих правовых обычаев и систем местного управления. Завершил юридическое оформление статуса Рады Привилей 1506 года, изданный Жигимонтом Старым, в котором князь обязался принимать любые решения в сфере управления государством только с согласия Рады. В дальнейшем изменения касались только состава этого органа государственного управления. После административно-территориальной реформы 1565-1566 годов в Раду были введены воеводы и их заместители – каштеляны из всех вновь образованных воеводств.

     В составе Рады находились лица, занимавшие должности, на которых они реально влияли на дела в государстве. Маршалок земский председательствовал на заседаниях Сейма и Рады, объявлял постановления князя и Рады, следил за порядком и этикетом при дворе, руководил приемом иностранных посольств, определял порядок допуска к князю просителей и т.д. Гетман наивысший командовал всеми вооруженными силами государства, имел широкие полномочия в военное время, в том числе наказывать виновных без суда. Отдельными военными группировками командовали гетманы польные. Канцлер руководил работой государственной канцелярии, под его руководством готовились законы, он отвечал за сохранность и ведение архива государственных актов – Метрики. Должность канцлера была ключевой в системе органов власти – он был хранителем государственной печати и без оттиска печати и подписи канцлера ни один законопроект не мог вступить в силу. Подскарбий земский руководил всей финансово-хозяйственной деятельностью в княжестве, отвечал за пополнение казны и расходование средств, руководил через штат помощников огромными государственными земельными владениями. Кроме того, в состав рады входили некоторые лица, занимавшие должности в системе местного управления.

     С оформлением Рады как представительского органа наиболее могущественной части феодального сословия, княжество окончательно превратилось в монархию представительского типа. Но не только Рада ограничивала власть монарха в княжестве. Существовал и более представительный орган, олицетворявший участие всего феодального сословия в делах управления государством – Сейм (или Сойм). Считается, что Сейм вырос из вечевых собраний времен Киевской Руси. Если в вечевых собраниях принимали участие все лично свободные жители государства, то Сейм – это исключительно феодальный представительский орган. У истоков сеймовых съездов может лежать и традиция рыцарских съездов, сопровождавшихся турнирами и параллельно обсуждением важнейших общеземских вопросов, прежде всего вопросов об избрании нового князя и установления налогов на военные нужды. С оформлением на протяжении XIV – XV веков прав и привилегий шляхты и оформлением Рады как олигархического органа власти, князь все более нуждался в противовесе крупным феодалам и нашел опору среди средней и мелкой шляхты, представителей которых начинают собирать на сеймы и приглашать на заседания Рады. Не удивительно, что основной причиной олигархического заговора князей против Жигимонта Кейстутовича в 1440 году стала его ориентация на представителей мелкого и среднего феодального сословия.

     Впервые приглашение на Сейм боярам всех земель великого княжества было озвучено в 1492 году, во время выборов великого князя. При этом все шляхтичи имели право принять участие в собрании. Однако слишком часто шляхта пренебрегала правом участия в политическом управлении государством, и в 1512 году Жигимонт Старый вынужден был инициировать закон, согласно которому каждый повет обязан был прислать на Сейм по 2 представителя (при этом от повета могли приехать и все остальные желающие шляхтичи). Вместе с выборами послов на Сейм начала складываться практика проведения поветовых сеймиков и выработки «наказов» своим представителям от шляхты региона. Решение о созыве вального (общегосударственного) Сейма принимал монарх по своему усмотрению, только для избрания князя и во время его малолетства решение и созыве Сейма могла принять Рада. Компетенция Сейма строго обозначена не была, в принципе, Сейм мог решать любые вопросы – от избрания нового государя до частных вопросов жизни феодалов. Но чаще всего согласие всего феодального сословия требовалось для избрания нового князя, заключения унии, введения новых налогов, объявления войны или заключения мира и принятия судебных постановлений по «громким» делам, связанным с государственной изменой. Тем не менее, регулярного характера сеймовые заседания не имели и собирались по мере надобности на то центральной власти. Средняя и мелкая шляхта княжества реальной власти не имела, в то время как в Польше в 1501 году шляхта добилась от короля и Сената равных для себя прав в управлении государством.

     В XVI веке средняя и мелкая шляхта княжества, вслед за польской шляхтой, заявила  о своих претензиях на право быть причастными к управлению государством. В 1562 году на полевом Сейме под Витебском центральной власти в лице Панов-Рады был выставлен ультиматум с требованием уравнять права шляхты и магнатов в княжестве по примеру соседней Польши. В ходе ряда реформ 1560-х годов была проведена территориально-административная реформа, были образованы новые воеводства и окончательно ликвидированы удельные владения. Согласно Статуту 1566 года шляхта из служилого сословия превратилась в привилегированное сословие, единую в правовом смысле корпорацию с панами и магнатами, что подтверждалось их подсудностью общим судам и равными правами на участие в поветовых сеймиках и вальном Сейме, который после 1566 года занял место рады и стал главным органом управления в государстве. Сейм делился на две палаты – круг Панов-Рады и шляхетский круг. В состав первого входили полным составом Рада во главе с князем. В шляхетский круг входили по два депутата от поветов (согласно новому территориальному делению) и представители нескольких десятков знатнейших княжеских родов из Рюриковичей и Гедеминовичей. Сейм княжества ни в коем случае нельзя назвать парламентом, поскольку он носил исключительно аристократический характер. На его заседания не допускались представители других сословий – крестьянского и мещанского (исключение составляли два бурмистра от столичного города Вильно) и частично духовенства. Как и прежде, не была установлена периодичность работы Сейма, он созывался по усмотрению монарха. Шляхта не получила в полной мере того, чего она желала, и в итоге она заняла предательскую позицию в вопросе о заключении унии с Польской Короной в 1569 году. Сливаясь с Польшей, шляхта стремилась получить равные права с магнатами и так упрочить свое экономическое и политическое положение.

     Значительное  разнообразие наблюдалось в местном  управлении в княжестве, оно в  большой степени зависело от исторических традиций, существовавшего территориального деления либо владельца территории. Большая часть территории княжества относилась к так называемым «прислушивающимся» территориям и очень долго там сохранялись традиционные формы местного управления, сохранившиеся с прежних времен, впрочем, как и свои местные княжеские династии, которые считали себя только «союзниками» великих князей литовских. На белорусской территории наиболее яркими примерами такой автономии были Полоцкая, Витебская, Мстиславская и Новогородская земли. Что касается центральной части княжества, то уже в 1392 году Витовт силой отобрал некоторые удельные княжества у своих политических врагов и тем самым положил начало процессу введения института княжеских наместников в провинции. Позднее, в 1413 году, Витовт учреждает в центральной части княжества деление на два воеводства – Виленское и Трокское и вводит новую должность (пожизненную) воеводы. К 1566 году окончательно ликвидируются последние удельные владения, государство получает единое территориально-административное деление на воеводства и поветы, хотя при этом Полоцкое и Витебское воеводства сохраняют некоторые прежние привилегии.

     Воевода был главным лицом в системе местных органов управления. Он возглавлял административную, хозяйственную, военную и судебную системы вверенной ему территории. Ближайшими помощниками воеводы были каштелян, который более занимался военными делами и подвоевода, который помогал в административных и судебных делах. Многочисленный штат ключников, тиунов, конюших, городничих помогал осуществлять руководящую функцию в управлении воеводством. Руководителем повета был староста, функции которого были идентичны воеводским. Помощниками его являлись подстароста и маршалок поветовый – председатель на сеймике, хорунжий – руководитель поветового ополчения и многочисленные представители местной администрации, оставшиеся в наследство со времен Киевской Руси: ключники, конюшие, городничие, лесничие, тиуны и т.д.

     Нижнюю  ступень в системе государственного управления занимали державцы, чиновники, которые управляли государственными имениями – замками и дворами с крестьянами, числившимися за ними. Роль этих чиновников несколько выросла в ходе проведения волочной померы 1557 года – хозяйственной реформы, направленной на преобразование натурального характера производства в государственных имениях в товарное производство и вызвавшей появление фольварков.

     Сословно-представительными  органами управления в воеводстве и  повете были сеймики местной шляхты, на которых обсуждались вопросы как местного, так и общегосударственного значения, выбирались послы на Сейм, вырабатывались «наказы» послам и ходатайства великому князю, заслушивались отчеты послов о принятых на Сейме решениях. Кроме того, на сеймиках выбирались кандидатуры на выборные поветовые и воеводские должности и определялись налоги на нужды повета.

     Новым словом в местном управлении стало  введение магдебургского (немецкого) права в управлении великокняжескими городами. Города получали возможность на ограниченное самоуправление, благодаря чему снималась феодальная опека, а городское хозяйство получало возможность для бурного развития. Великокняжеская власть была заинтересована в сильных городах, своих естественных союзниках в борьбе против магнатской олигархии, поэтому на протяжении XV – XVI веков большинство городов и местечек получили «привилеи» на самоуправление.  
 

2.2. Развитие государственности на территории Беларуси в период вхождения ее в составе Речи Посполитой во второй половине XVI – XVIII веках 

     Ливонская война; Речь Посполитая; король; сейм; сенат; Посольская изба; послы; Статут 1588 года; Люблинская уния; династия Ягеллонов; pacta conventa; «Генриховы артикулы»; законодательная инициатива; королевский домен; шляхетская конфедерация; «золотые шляхетские вольности»; «кардинальные права»; liberum veto; магнаты; латифундия; Кейданская уния 1655 года; «литвинский сепаратизм»; сейм элекционный; сейм конвокационный; сейм коронационный; императивный мандат; реформа Чарторыйских 1764 года; регламент; комиссия скарбовая; Барская конфедерация; Постоянная Рада 1775 года; департаменты Рады; таможенная пошлина; Образовательная (Адукацыйная) комиссия; Четырехлетний сейм 1788-1792 годов; Цивильно-военные порядковые комиссии; Военная комиссия двух народов; Конституционная комиссия; унитарное государство; отстраненное вето; модернизация государственного устройства 
 

     Исторические  научные концепции, объясняющие роль и место белорусских  земель в политической, социальной, экономической  жизни Речи Посполитой. Формирование государственной идеологии шляхетской аристократической республики

     Речь  Посполитая считалась общим государством двух народов – то есть польской и литовско-руской шляхты (под руской шляхтой подразумевается феодальное сословие белорусских и украинских территорий, от слова «Русь» – поэтому одна буква «с»). Само понятие в переводе с польского Rzecz Pospolita – переводится как республика, «общее дело» или «общее государство». Тем не менее, в историографии существует несколько подходов, которые по-разному позиционируют роль и место современных белорусских земель в истории этого государства.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран