Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Окончательно состав Рады, как органа власти, оформился в XV веке. Если изначально в ее состав входили ближайшие родственники князя и приглашались наиболее влиятельные феодалы в государстве, то с появлением высших должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, и с приобретением католической церковью статуса государственной религии число членов рады пополнилось за счет католических иерархов и высших чиновников. Назначения в состав Рады по-прежнему производил Великий князь, но с учетом сложившихся на данный момент правил. После Кревской унии 1385 года, с привилеем Ягайлы 1387 года, началось активное окатоличивание княжества. С целью стимуляции литовской языческой и славянской православной знати к переходу в католичество, было введено ограничение на занятие высших государственных должностей для лиц некатолического вероисповедания. Еще более обострил обстановку Городельский привилей 1413 года, разделивший единую до этого корпорацию – феодальное сословие – на две неравные части. Вызванные ограничительной политикой гражданские войны 1388-1392 и 1432-1436 годов потрясли устои государства и привели к отпадению от княжества огромных территорий на восточных и южных границах, включавших княжества в верховьях Оки и Дона. Вырос сепаратизм в других «прислушивающихся» землях и в целом усилилось недовольство в среде православного феодального сословия, составлявшего до этого социальную опору великокняжеской власти.
Привилей 1434 года, изданный Жигимонтом Кейстутовичем, уравнял в экономических правах все феодальное сословие княжества, а Привилей 1447 года, изданный Казимиром в момент его избрания королем польским, гарантировал всему феодальному сословию княжества сохранение и дальнейшее расширение политических прав. Согласно закону 1447 года, государь обязался высшие должности и земельные владения давать только уроженцам княжества и охранять независимость и территориальную целостность государства. Таким образом, была закрыта дверь для проникновения в княжество польской шляхты, которая хотела воспользоваться положением «личной унии» для расширения своего влияния на Восток.
Будучи
одновременно Великим князем литовским
и королем польским, Казимир много времени
проводил за пределами княжества. В свое
отсутствие он наделял полномочными правами
управлять государством Раду, которая
все более и более входила во вкус руководства.
С избранием великим князем, 6 августа
1492 года Александра, он издает Привилей,
в котором, среди прочего, юридически оформляются
полномочия Рады Великого княжества Литовского.
В состав Рады включались высшие сановники
государства, ближайшие родственники
государя и представители наиболее влиятельных
родов княжества, а также иерархи католической
церкви. Руководил работой Рады князь.
Он обещал не отменять и не изменять законов
и судебных постановлений, принятых совместно
с Радой. В случаях, когда князь отсутствовал
в государстве (поскольку он являлся и
королем польским, и это было обычным явлением),
Рада могла самостоятельно решать любые
вопросы государственного значения. В
законе поднимался и кадровый вопрос:
только уроженцы княжества имели право
занимать государственные должности,
а снять с должности можно было только
за провинность в результате публичного
доказательства вины чиновника. Кроме
того, в Привилее подтверждались права
автономий в составе княжества на сохранение
своих правовых обычаев и систем местного
управления. Завершил юридическое оформление
статуса Рады Привилей 1506 года, изданный
Жигимонтом Старым, в котором князь обязался
принимать любые решения в сфере управления
государством только с согласия Рады.
В дальнейшем изменения касались только
состава этого органа государственного
управления. После административно-
В составе Рады находились лица, занимавшие должности, на которых они реально влияли на дела в государстве. Маршалок земский председательствовал на заседаниях Сейма и Рады, объявлял постановления князя и Рады, следил за порядком и этикетом при дворе, руководил приемом иностранных посольств, определял порядок допуска к князю просителей и т.д. Гетман наивысший командовал всеми вооруженными силами государства, имел широкие полномочия в военное время, в том числе наказывать виновных без суда. Отдельными военными группировками командовали гетманы польные. Канцлер руководил работой государственной канцелярии, под его руководством готовились законы, он отвечал за сохранность и ведение архива государственных актов – Метрики. Должность канцлера была ключевой в системе органов власти – он был хранителем государственной печати и без оттиска печати и подписи канцлера ни один законопроект не мог вступить в силу. Подскарбий земский руководил всей финансово-хозяйственной деятельностью в княжестве, отвечал за пополнение казны и расходование средств, руководил через штат помощников огромными государственными земельными владениями. Кроме того, в состав рады входили некоторые лица, занимавшие должности в системе местного управления.
С оформлением Рады как представительского органа наиболее могущественной части феодального сословия, княжество окончательно превратилось в монархию представительского типа. Но не только Рада ограничивала власть монарха в княжестве. Существовал и более представительный орган, олицетворявший участие всего феодального сословия в делах управления государством – Сейм (или Сойм). Считается, что Сейм вырос из вечевых собраний времен Киевской Руси. Если в вечевых собраниях принимали участие все лично свободные жители государства, то Сейм – это исключительно феодальный представительский орган. У истоков сеймовых съездов может лежать и традиция рыцарских съездов, сопровождавшихся турнирами и параллельно обсуждением важнейших общеземских вопросов, прежде всего вопросов об избрании нового князя и установления налогов на военные нужды. С оформлением на протяжении XIV – XV веков прав и привилегий шляхты и оформлением Рады как олигархического органа власти, князь все более нуждался в противовесе крупным феодалам и нашел опору среди средней и мелкой шляхты, представителей которых начинают собирать на сеймы и приглашать на заседания Рады. Не удивительно, что основной причиной олигархического заговора князей против Жигимонта Кейстутовича в 1440 году стала его ориентация на представителей мелкого и среднего феодального сословия.
Впервые приглашение на Сейм боярам всех земель великого княжества было озвучено в 1492 году, во время выборов великого князя. При этом все шляхтичи имели право принять участие в собрании. Однако слишком часто шляхта пренебрегала правом участия в политическом управлении государством, и в 1512 году Жигимонт Старый вынужден был инициировать закон, согласно которому каждый повет обязан был прислать на Сейм по 2 представителя (при этом от повета могли приехать и все остальные желающие шляхтичи). Вместе с выборами послов на Сейм начала складываться практика проведения поветовых сеймиков и выработки «наказов» своим представителям от шляхты региона. Решение о созыве вального (общегосударственного) Сейма принимал монарх по своему усмотрению, только для избрания князя и во время его малолетства решение и созыве Сейма могла принять Рада. Компетенция Сейма строго обозначена не была, в принципе, Сейм мог решать любые вопросы – от избрания нового государя до частных вопросов жизни феодалов. Но чаще всего согласие всего феодального сословия требовалось для избрания нового князя, заключения унии, введения новых налогов, объявления войны или заключения мира и принятия судебных постановлений по «громким» делам, связанным с государственной изменой. Тем не менее, регулярного характера сеймовые заседания не имели и собирались по мере надобности на то центральной власти. Средняя и мелкая шляхта княжества реальной власти не имела, в то время как в Польше в 1501 году шляхта добилась от короля и Сената равных для себя прав в управлении государством.
В
XVI веке средняя и мелкая шляхта княжества,
вслед за польской шляхтой, заявила
о своих претензиях на право быть
причастными к управлению государством.
В 1562 году на полевом
Сейме под Витебском центральной власти
в лице Панов-Рады был выставлен ультиматум
с требованием уравнять права шляхты и
магнатов в княжестве по примеру соседней
Польши. В ходе ряда реформ 1560-х годов была
проведена территориально-
Значительное
разнообразие наблюдалось в местном
управлении в княжестве, оно в
большой степени зависело от исторических
традиций, существовавшего территориального
деления либо владельца территории. Большая
часть территории княжества относилась
к так называемым «прислушивающимся»
территориям и очень долго там сохранялись
традиционные формы местного управления,
сохранившиеся с прежних времен, впрочем,
как и свои местные княжеские династии,
которые считали себя только «союзниками»
великих князей литовских. На белорусской
территории наиболее яркими примерами
такой автономии были Полоцкая, Витебская,
Мстиславская и Новогородская земли. Что
касается центральной части княжества,
то уже в 1392 году Витовт силой отобрал
некоторые удельные княжества у своих
политических врагов и тем самым положил
начало процессу введения института
княжеских наместников в провинции.
Позднее, в 1413 году, Витовт учреждает в
центральной части княжества деление
на два воеводства – Виленское и Трокское
и вводит новую должность (пожизненную)
воеводы. К 1566 году окончательно ликвидируются
последние удельные владения, государство
получает единое территориально-
Воевода был главным лицом в системе местных органов управления. Он возглавлял административную, хозяйственную, военную и судебную системы вверенной ему территории. Ближайшими помощниками воеводы были каштелян, который более занимался военными делами и подвоевода, который помогал в административных и судебных делах. Многочисленный штат ключников, тиунов, конюших, городничих помогал осуществлять руководящую функцию в управлении воеводством. Руководителем повета был староста, функции которого были идентичны воеводским. Помощниками его являлись подстароста и маршалок поветовый – председатель на сеймике, хорунжий – руководитель поветового ополчения и многочисленные представители местной администрации, оставшиеся в наследство со времен Киевской Руси: ключники, конюшие, городничие, лесничие, тиуны и т.д.
Нижнюю
ступень в системе
Сословно-
Новым
словом в местном управлении стало
введение магдебургского (немецкого)
права в управлении великокняжескими
городами. Города получали возможность
на ограниченное самоуправление, благодаря
чему снималась феодальная опека, а городское
хозяйство получало возможность для бурного
развития. Великокняжеская власть была
заинтересована в сильных городах, своих
естественных союзниках в борьбе против
магнатской олигархии, поэтому на протяжении
XV – XVI веков большинство городов и местечек
получили «привилеи» на самоуправление.
2.2.
Развитие государственности
на территории Беларуси
в период вхождения
ее в составе Речи Посполитой
во второй половине XVI
– XVIII веках
Ливонская
война; Речь Посполитая;
король; сейм; сенат;
Посольская изба; послы;
Статут 1588 года; Люблинская
уния; династия Ягеллонов; pacta conventa;
«Генриховы артикулы»;
законодательная инициатива;
королевский домен;
шляхетская конфедерация;
«золотые шляхетские
вольности»; «кардинальные
права»; liberum veto; магнаты;
латифундия; Кейданская
уния 1655 года; «литвинский
сепаратизм»; сейм элекционный;
сейм конвокационный;
сейм коронационный;
императивный мандат;
реформа Чарторыйских 1764
года; регламент; комиссия
скарбовая; Барская
конфедерация; Постоянная
Рада 1775 года; департаменты
Рады; таможенная пошлина;
Образовательная (Адукацыйная)
комиссия; Четырехлетний
сейм 1788-1792 годов; Цивильно-военные
порядковые комиссии;
Военная комиссия двух
народов; Конституционная
комиссия; унитарное
государство; отстраненное
вето; модернизация
государственного устройства
Исторические научные концепции, объясняющие роль и место белорусских земель в политической, социальной, экономической жизни Речи Посполитой. Формирование государственной идеологии шляхетской аристократической республики
Речь Посполитая считалась общим государством двух народов – то есть польской и литовско-руской шляхты (под руской шляхтой подразумевается феодальное сословие белорусских и украинских территорий, от слова «Русь» – поэтому одна буква «с»). Само понятие в переводе с польского Rzecz Pospolita – переводится как республика, «общее дело» или «общее государство». Тем не менее, в историографии существует несколько подходов, которые по-разному позиционируют роль и место современных белорусских земель в истории этого государства.
Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран