Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как правило, вече собиралось князем, поверенным князя или самостоятельно на одном месте, главной торговой площади у храма по специальному сигналу. Правомочными участниками веча считались только лично свободные люди, не подчиненные семейной власти (совершеннолетние дети, проживавшие с родителями, и женщины не допускались на заседания вече), проживавшие в городе и княжестве. Представители власти всегда были заинтересованы, чтобы на вече собиралось как можно больше полноправных участников разных социальных слоев, т.к. это было гарантией легитимности и исполнения принимаемых решений. В условиях малочисленного и слабого аппарата управления всенародное согласие с принимаемыми решениями гарантировало их исполнение. Естественно, что главная роль на вечевых сходках принадлежала наиболее авторитетным, а значит богатым и влиятельным «мужам», боярам и т.д. Они добивались принятия выгодных решений путем подкупа, обещаний, а то и прямого силового давления на участников собраний. Тем не менее, решения должны были приниматься большинством голосов при максимальном участии горожан и жителей пригородов.
Круг вопросов, которые могло рассматривать вече, был самым широким и касался абсолютно всех сторон жизни княжества. Это могло быть изменение налоговой системы, выборы князя или лишение его должности, выборы высших должностных лиц и даже иерархов церкви (пример – избрание Кирилла Туровского епископом), вопросы войны и мира, международные отношения, рассмотрение важных судебных дел и т.д. Однако для более независимого функционирования вече необходимо было наличие большой прослойки «среднего класса» – достаточно зажиточного городского торгово-ремесленного населения. В Полоцке, в отличие от Новгорода и Киева, таковых было не так много, отсюда вече достаточно быстро подпало под влияние олигархических элементов из состава нового феодального класса.
При избрании князя вече заключало с ним договор или ряд, представлявший из себя взаимную присягу. В случае нарушения ее вече могло отказать князю в занятии стола, в результате чего появлялись князья-изгои, вынужденные искать «долю» на окраинах государства. Впервые полоцкое вече отказало своему князю в доверии в 1151 году, когда из Полоцка был изгнан Рогволод Борисович. Далее такие ситуации были обычным делом и в Полоцке, и в других городах Полоцкой земли, как, впрочем и Киевской Руси.
В X-XII веках шел бурный процесс разложения княжеской дружины. Она уже не только и не столько была военным отрядом при князе, сколько кузницей кадров для органов государственного управления. Если ранее она делилась на две части – старшую и младшую дружины и полностью зависела от князя, то теперь дружинники во всю включались в выполнение административных функций. Представители старшей дружины активно участвовали в деятельности рады (совета) при князе, они назначались наместниками князя (посадниками) в регионы и на разнообразные руководящие должности. Земли бояре получали в качестве кормлений, и если изначально срок кормления не превышал года, то постепенно кормления превращались в вотчинное, т.е. наследственное, землевладение. Из числа старшей дружины князь назначал воевод – предводителей военных отрядов, тысяцких – руководителей ополчения и первых полицмейстеров, посадников – своих представителей в других городах княжества, куда не было возможности направить члена династии. Полоцкая династия достаточно долго была немногочисленной, а значительных городов в княжестве было много. Оседая на местах, входя в родство с местной знатью, бояре все более отдалялись от князя и начинали преследовать свои личные интересы. Из военной правящей государственной элиты дружина превращается в вотчинников – региональную корпоративную боярско-дружинную верхушку. В то же время каста бояр не была замкнутой, туда за особые заслуги могли попасть представители младшей дружины, а также иноземцы на княжеской службе.
Если высшие государственные должности занимали в основном представители старшей княжеской дружины, то среднюю и низшую прослойку исполнителей пополняли кадры из рядов младшей дружины. Они выполняли роль слуг при князе и параллельно выполняли отдельные административные поручения: данщики собирали подати, мытники – торговые пошлины, вирники – штрафы и т.д. Из числа младших дружинников в XI–XII веках формировался и аппарат управления непосредственными княжескими владениями – доменом. Дворцово-вотчинную систему управления возглавлял огнищанин или тиун дворный. Он руководил двором князя – т.е. его отроками или слугами, домашним хозяйством князя и его финансами. Слуги князя (или тиуны) заведовали различными отраслями домашнего хозяйства: конюшие отвечали за княжеских лошадей, ключники за всевозможные склады с припасами и т.д. При этом вотчинная администрация могла комплектоваться и из зависимых от князя людей, в том числе и рабов (холопов). Кроме решения задач по управлению княжескими имуществами, представители вотчинной администрации могли получать поручения, относящиеся к выполнению государственных исполнительных и судебных функций. Происходило это в условиях дефицита аппарата управления по согласованию с вече. В итоге две системы управления – десятичная (посадники, тысяцкие и т.д.) и вотчинная (тиуны) постепенно ассимилировались в единую систему управления. За свою службу «дворяне» (т.е. слуги княжеского двора) получали денежное вознаграждение, но чаще в виде условной земельной собственности – поместья.
Специфичными чертами обладала система управления в Туровском княжестве. Она формировалась в условиях тотального подчинения Турова киевским князьям и участия Туровского княжества в лестничной системе престолонаследия, господствовавшей в Киевской Руси. Соответственно, самостоятельной династии в Турове долгое время (до середины XII века) так и не сложилось. В Турове до середины XII века слабым влиянием пользовалось вече, поскольку его роль в избрании князя была минимальна, князя однозначно назначали из Киева и близость мощного соседа означала скорое наказание за несогласие с политикой центра. Поскольку в Киеве великие князья часто менялись по нескольку раз в год, то положение князя в Турове так же было непрочно и непостоянно. В этой ситуации в Турове, как и в Новгороде, огромное влияние приобретает должность посадника – руководителя административно-исполнительной ветви власти и тысяцкого – исполнявшего полицейскую, военную и функцию надзора за торговлей. Таким образом, слабость, ввиду объективных обстоятельств, одних органов власти породило усиление полномочий других властных структур.
Важнейшим субъектом управления в древнерусских княжествах становится церковь, не смотря на то, что светская и духовная власти на Руси существовали автономно, и православные иерархи (в духе восточнохристианской концепции государства) не вмешивались непосредственно в дела светской власти. Тем не менее, церковь поддерживала власть князя, епископы и игумены обязательно входили в состав совета при князе и играли ключевую роль на вечевых собраниях (вспомним роль Ефросиньи Полоцкой в избрании князя Васильки на полоцкий престол в 1132 году). В отсутствие князя именно епископ оставался высшим должностным лицом в государстве и таким образом принимал на себя некоторые административные функции, пусть и не закрепленные законодательно. Так, от имени полоцких епископов и жителей города заключались международные договоры, епископы руководили вечевыми собраниями, на которых решались вопросы о приглашении или изгнании князей, решения вече закреплялись печатью иерарха церкви.
Структурно церковь в Киевской Руси представляла из себя митрополию, подчиненную константинопольскому патриарху. Митрополия эта была огромная, к началу XIII века насчитывала около 16 епархий, из которых две полностью располагались на территории современной Беларуси. В 992 году была образована епархия в Полоцке, в 1005 – в Турове. Епархии состояли из приходов, возглавляемых священниками, которым помогали диаконы и церковнослужители. Первоначально на епископские кафедры назначались греки и болгары, со временем стали появляться и свои компетентные кадры. Так, в середине XII века в Турове жители города с согласия князя и высшего церковного руководства избрали себе епископом авторитетного Кириллу.
Высшая власть в церкви принадлежала митрополиту и собору епископов. Они сообща решали кадровые вопросы, основывали новые епархии. Очень часто в работе церковных соборов участвовали представители светской власти – князья и их наместники. Светская власть была очень заинтересована в помощи церкви в деле объединения древнерусских княжеств, преодолении княжеских междоусобиц и вражды. Именно церковь старалась поддерживать в массовом сознании представление о Руси и народе, ее населявшем, как о едином территориальном и духовном целом, о могуществе единого государства. И если верховная власть киевского князя уже давно оспаривалась на местах представителями местных династий, то духовная власть киевского митрополита оставалась для всей бывшей Киевской Руси непререкаемой.
Таким
образом, в X – XIII веках государственную
власть в древнерусских княжествах, в
том числе Туровском и Полоцком, делили
между собой князья и самые знатные бояре,
выступавшие в качестве ближних советников
князя. Форма правления в виде «дружинного
государства» сочетала в себе элементы
монархической, олигархической и демократической
традиций, причем ни одна из них полного
преимущества так и не получила.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙГОСУДАРСТВЕННОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ.
СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ
ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА
ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА)
И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVI
– XVIII ВЕКА)
2.1.
Особенности формирования
государственности
Великогокняжества
Литовского
Княжеско-вечевой
строй; сословно-представительская
монархия; личная уния;
феодальное государство;
Великий князь – Господарь;
полномочия; распорядительно-исполнительные
органы власти; великокняжеский
суд; престолонаследие;
выборность монарха;
сепаратизм; титул; «прислушивающиеся»
земли; паны-рада; феодалы-вотчинники;
Кревская уния; земские
привилеи; феодальное
сословие; административно-
Исторические научные концепции формирования феодального многонационального государства на территории Беларуси.
Прежде всего, необходимо отметить, что сама проблема происхождения Великого княжества Литовского изначально имеет в своей основе идеологический конфликт, основными участниками которого являются польская и русская стороны, к ним чуть позже присоединяются литовские и белорусские участники научных споров. Польское, литовское, белорусское, украинское национально-освободительные движения в XIX – начале XX века создавали свои государственные идеологии, в которых важнейшее место отводилось трактованию происхождения ВКЛ и степени участия каждой нации в государствотворческом процессе в те далекие времена.
Первая концепция происхождения ВКЛ, которая и в настоящий момент считается в той либо иной степени общепринятой, исходит из идеи параллельно осуществлявшейся эволюцией литовского общества к государственности и одновременном завоевании ими соседних славянских земель. Эта концепция зародилась еще в XVIII веке, окончательно оформилась в XIX веке и является основой для современных теорий происхождения ВКЛ в Литве, Польше и, частично, в России (ранее – в СССР). К пионерам данной концепции можно отнести историков Иоахима Лелевеля и Юзефа Ярошевича, работавших в Виленском университете в 1820-х годах, а также их современников Теодора Нарбута, Михаила Балинского. Концепция носит название «балтской» или «литовской».
Концепция Литовско-Русского государства ВКЛ возникла в среде русского научного сообщества, которое больше интересовалось степенью русского начала в период образования государства. Естественно, у истоков государства ВКЛ основная созидающая роль принадлежала культурной, образованной, опытной в государственных делах славянской элите, которая поддержала балтскую династию, обладавшую военными ресурсами и находящуюся в то время на подъеме. Соответственно, балтская династия переняла древнерусские традиции государственного управления, более того, переняла славянский язык и православную веру, т.е. в значительной степени славянизировалась. Среди авторов этой «литовско-русской» концепции необходимо отметить Владимира Антоновича, Николая Дашкевича, Матея Любавского, Митрофана Довнар-Запольского и др. Работы этих историков отличались высоким научным уровнем, что особо ценно, т.к. в то время в идеологической борьбе за белорусские земли между польской и российской элитами применялись часто не совсем научные методы.
Так, Антонович считал, что первые великие князья в расширении границ княжества и противостоянии тевтонцам опирались как на свое балтское ополчение, так и на добровольную помощь ополчений с русских земель. Любавский доказал, что ядром государства являлись как балтские, так и «русские» земли, а ВКЛ являлось прямым продолжением и дальнейшим развитием истории Киевской Руси. Таким образом, и государство было Литовско-Русским.
Польская
историография ответила более углубленной
разработкой концепции
В 1920-1930-х годах Генрих Ловмянский в рамках существовавшей создает оригинальную «дружинную» концепцию происхождения Великого княжества. Созидающей силой государства он считал литовские дружины, которые в ходе экспансии с целью грабежа на славянские земли ускорили эволюцию литовского общества. Более того, создание государства сопровождалось как завоеванием славянских земель данными дружинами, так и литовского общества. Общий тезис об изначальной враждебности между балтами и славянами остался незыблим, как и тезис о завоевании славян победившими балтами.
Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран