История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     В августе 1917 года на VI съезде партии большевиков  было принято решение о захвате  власти в России вооруженным путем. К осени 1917 года задача большевизации Петроградского Совета в принципе была почти решена, но запланированные на осень (12 ноября) выборы в Учредительное собрание могли спутать карты. Поэтому 25 октября 1917 года военная организация большевиков провела государственный переворот, оставшийся почти незамеченный простыми обывателями, арестовала членов Временного правительства и на II Всероссийском съезде советов большевики объявили о переходе власти к советам, о создании Советской России, а также правительства – Совета Народных Комиссаров.

     Большинство белорусских советов (за исключением  тех, где большинство было у представителей армии) негативно отнеслись к  революции, значительная часть депутатов  II Всероссийского съезда Советов покинула зал заседании в знак протеста, с большевиками остались только левые эсеры. Именно эти две партии стояли у начала формирования советской системы органов управления в новом, только родившемся государстве. Большевики очень умело использовали традиционное восприятие центральной власти простыми российскими обывателями – «чья власть в столице – того власть и на местах». Благодаря этому очень скоро, без особых эксцессов, были переизбраны составы местных советов. Образование в Минске коалиционного Комитета спасения революции всего на одну неделю задержало процесс перехода власти к Минскому совету. Используя вооруженную силу, большевики быстро разгромили конкурирующие управленческие структуры в белорусских губерниях вместе с местными структурами оппозиционных партий.

     В белорусских советах преимущество получили представители от Западного  фронта – большевики, лица, не имевшие  отношения к местному населению. Тем не менее, местное население  поддерживало большевиков до тех  пор, пока их политика соответствовала  их устремлениям. Большевики заключили в местечке Солы около Сморгони в ноябре 1917 года перемирие с германским командованием на Западном фронте – и это было реальное выполнение Декрета о мире – и начали конфискацию помещичьей земли, чем породили среди крестьян большие надежды.

     В ноябре 1917 года в Минске проходят сразу  три съезда советов – рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний и солдатских депутатов Западного фронта. По итогам их деятельности был образован Областной исполнительный комитет советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (сокращенно – Облисполкомзап) во главе с большевиком Н. Рогозинским. Комитет стал высшим законодательным органом власти (между съездами) на территории Минской, Могилевской, Витебской и не оккупированной территории Виленской губерний (так называемая Западная область в составе Советской России). В составе комитета было создано 15 отраслевых комиссариатов, координацией деятельности которых и созданием структуры власти на местах занимался Совет народных комиссаров Западной области и фронта (СНК) во главе с большевиком Карлом Ландером. Вся деятельность комитета находилась под контролем Северо-Западного областного комитета РКП(б), и это было началом стремительного процесса монополизации власти в стране представителями одной партии.

     Облисполком был не единственным претендентом на власть в белорусском регионе. На власть претендовали еще и представители  Белорусского областного комитета (БОК) при Всероссийском Совете крестьянских депутатов, в состав которого входили делегаты от Беларуси на Всероссийском съезде крестьянских депутатов и делегаты Всероссийского учредительного собрания. Самой главной претензией БОК к власти в Минске было то, что в составе Облисполкомзапа находились исключительно представители солдат Западного фронта, и не было уроженцев белорусского региона. БОК стоял на платформе поддержки большевиков, но требовал формирования в Беларуси органов власти с учетом интересов всего населения края и образования автономной Советской Беларуси в составе федеративной Советской России.

     Третьей политической силой, претендовавшей на власть в регионе, была Великая белорусская рада (ВБР), объединявшая национальные белорусские партии и организации самого широкого политического спектра, выступавшая за создание демократической белорусской республики. Вопрос был в том, кто же из перечисленных претендентов сможет создать систему органов управления, реально обладающую властными полномочиями? Стоит отметить, что значительного влияния ВБР среди населения не имела, на демократических выборах в Учредительное собрание набрала около 0,3% голосов. Таким образом, вопрос о власти в Беларуси с образованием Облисполкомзапа окончательно решен не был.

     На  переговорах с представителями  СНК Советской России лидеры БАК получили согласие и финансовые средства на проведение Всебелорусского конгресса (съезда) при условии выполнения следующих требований центрального правительства в отношении формулы власти: действовать в контакте с Минским Советом рабочих и солдатских депутатов; образовать Краевой совет рабочих и солдатских депутатов как высший орган власти со структурой местных советов (до этого вся система советов была частью общероссийской системы и подчинялась СНК РСФСР); созвать Краевой съезд вместе с Облисполкомзапом.

     Представители Облисполкомзапа ни в коем случае не желали делиться властью, которая  уже была у них в руках, поэтому  представители БОК вынужденно пошли на соглашение с национальными партиями, тем более, что ВБР также готовила проведение своего представительного совещания. 15 декабря 1917 года начались совместные заседания делегатов Всебелорусского конгресса. Его решения во многом носили компромиссный характер, учитывавший пожелания как сторонников советской власти и ориентации на Россию, так и сторонников курса на создание национального демократического государства. Но в одном большинство делегатов были едины – в непризнании власти Облисполкомзапа и его СНК на территории всей Западной области.

     17 декабря 1917 года СНК Западной  области и фронта объявило о роспуске конгресса, начались преследования наиболее активных его участников. До немецкого наступления, начавшегося 18 февраля 1918 года, Облисполкомзап оставался единственным носителем реальной власти в белорусском регионе, который считался неотъемлемой частью России.

     Стоит отметить, что деятельность Всебелорусского  конгресса не нашла активной поддержки  среди широких масс населения  Беларуси. В дальнейшем, когда на базе созданного в подполье исполкома  конгресса будет образован Народный секретариат – первое правительство Белорусской Народной Республики – оно, а в последствии и Рада БНР, также не смогут завоевать полной симпатии населения. В условиях немецкой оккупации правительство БНР объективно не имело возможностей для создания полноценной вертикали власти, а значит реально заботиться о населении, завоевать его расположение. Поддержку национальным партиям наглядно показали итоги выборов во Всероссийское Учредительное собрание, которые прошли в ноябре 1917 года: за национальные партии по белорусскому региону было отдано всего 0,3% голосов. Слишком далеки национальные партии были от народа, и это учитывали немецкие власти. Они так и не признали самопровозглашенную республику БНР. С отводом немецких войск из Беларуси ее территорию покинули политические лидеры и руководящие органы БНР. В 1925 году на Белорусской конференции в Берлине Рада БНР официально объявила о своей самоликвидации. Во многом этому решению поспособстивовала политика белорусизации и НЭП, проводившиеся на тот момент в БССР.

     Одновременно  с провозглашением БНР на оккупированной территории Беларуси, в Петрограде при Народном комиссариате по делам  национальностей РСФСР создается  Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), целью которого была координация работы с белорусскими беженскими организациями на территории России. В этой деятельности Белнацком активно взаимодействовал с так называемыми «белорусскими секциями» РКП(б), большевистскими партийными ячейками, созданными на национальной основе. В июле 1918 года Белнацком организовал проведение Всероссийского съезда беженцев из Беларуси, на котором обсуждался белорусский вопрос, а руководство принял В. Ленин.

     Руководители  Белнацкома и белорусских секций А. Червяков и Д. Жилунович неоднократно ставили перед СНК РСФСР вопрос о создании белорусской советской республики, но позиция Москвы была неизменна – Западная область должна быть неотъемлемой частью России, а этнографические особенности, которые отделяли белорусов от русских, должны быть изжиты. Ситуацию подкорректировала новая внешнеполитическая обстановка, связанная с образованием осенью 1918 года буржуазной Польши, объявившей о своих претензиях на литовские, белорусские и украинские территории. На территории Беларуси и Литвы необходимо было срочно создать барьер, отделявший центральные районы советского государства от враждебных соседей.

     В декабре 1918 года на VI областной конференции  Северо-Западного комитета РКП(б) было образовано Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси из представителей Облимполкомзапа и беженских белорусских организаций (на паритетных началах). Конференция была объявлена I съездом Компартии Беларуси, 1 января 1919 года был опубликован манифест о создании Социалистической Советской Республики Беларусь.

     Во  Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси во главе с Д. Жилуновичем входило 19 человек. В составе правительства действовало 17 наркоматов, из которых берут начало современные республиканские министерства и комитеты. Для более оперативной работы при наркоматах создавались большие и малые коллегии, в регионах при уездных советах или военревкомах создавались местные отделы наркоматов – так активно выстраивалась вертикаль власти. Однако в деятельности правительства неоднократно возникали конфликты в отношениях с Центральным Бюро КП(б)Б. Представители белорусских организаций в правительстве не смогли уловить изменений в политической системе, в которой правительству отводилась подчиненная роль исполнителей воли партийного руководства.

     Система постоянных органов управления в  социалистической Беларуси формировались на основании принципов Конституции ССРБ, принятой на I Всебелорусском съезде Советов в феврале 1919 года. Основной задачей провозглашалось установление диктатуры пролетариата, в связи с чем поражались в избирательных правах представителей эксплуататорских классов, но одновременно граждане уравнивались в правах по национальным и расовым признакам. Высшим органом власти объявлялись съезды Советов Беларуси, в перерывах между съездами полнота власти принадлежала Центральному Исполнительному Комитету, однако пока еще не регламентировалась процедура создания правительства – СНК Советской Беларуси. Во многом, первая белорусская социалистическая конституция копировала Конституцию РСФСР, одновременно копируя и систему органов государственного управления.

     Дальнейшее  развитие органов управления в БССР связано с деятельностью II Всебелорусского  съезда Советов, который прошел в  декабре 1920 года, после освобождения от польских оккупантов части белорусских  территорий и повторного провозглашения белорусской советской республики. Съезд внес дополнения в Конституцию 1919 года, которые усовершенствовали систему органов государственного управления в БССР. Был образован СНК БССР в числе 15 наркоматов, избран ЦИК БССР в составе 60 человек.

     Центральный Исполнительный Комитет являлся высшим органом управления в республике (в перерыве между съездами Советов) вплоть до 1938 года. Он выбирался на съездах Советов и был им подотчетен. Для руководства ЦИК избирался Президиум. Функционально ЦИК должен был определять работу правительства и других органов советской власти, вести законотворческую работу, наблюдать за соблюдением Конституции, созывать съезды Советов и отчитываться перед ними о проделанной работе. С принятием второй Конституции в 1927 году, полномочия ЦИК еще более конкретизировались. ЦИК формировал Совет Народных Комиссаров БССР – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (действовал в БССР вплоть до 1946 года, когда был преобразован в Совет Министров БССР). Членами СНК были народные комиссары всех наркоматов, председатели Совета Народного Хозяйства, уполномоченные представители от СНК СССР.

     Принцип справедливого равного участия  в формировании представительных органов  советской власти – съездов Советов  – отсутствовал. Сказывались представления о БССР и СССР как о классовых государствах – эта норма была закреплена в Конституции 1927 года. Так, избирательных прав лишались: лица, пользующиеся наемным трудом для получения прибыли; живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, поступления от имущества); частные торговцы; священнослужители; лица, причастные к работе или руководству в царской полиции и карательных органах; члены царской семьи и т.д. Различные нормы представительства были определены для городского и сельского населения, при этом преимущество рабочих было пятикратным. Выборы делегатов съездов Советов были многоступенчатыми и проводились открытым голосованием. Все это позволяло компартии эффективно отслеживать настроения в обществе, нейтрализовать оппозиционных личностей и уверенно контролировать деятельность высших органов управления государством.

     Компетенции республиканского СНК менялись в  связи с происходившими изменениями  в статусе республики и изменениями  в системе высших органов управления. Так, с созданием СССР, союзному правительству передавалась значительная часть полномочий в сфере управления транспортом, крупной промышленностью, финансами, торговлей и т.д., а в состав СНК БССР вводились уполномоченные от народных комиссариатов СССР. Правительство БССР осуществляло общее руководство республикой через наркоматы и исполкомы Советов, при этом оно могло издавать постановления, касающиеся любой сферы деятельности, за исключением тех, которые относились к компетенции Всебелорусского съезда Советов, ЦИК или его Президиума. Значительные изменения произошли в составе СНК с принятием Конституции БССР 1937 года, но функционально статус правительства не изменился.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран