История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     Личными княжескими вотчинами также управляли чиновники – выходцы из ближнего окружения князя, т.е. дружины. Это огницане и тиуны. Под рукою князя находились и старцы градские – но это уже были представители родоплеменной знати, а не дружины, они выполняли по многовековой традиции судебно-административные функции в своих родах и племенах. При князе обязательно действовал совет из представителей верхушки дружины. Функции этого совета (рады, думы), равно как и его состав, строго определены не были, деятельность его зависела от стремления князя получить тот или иной совет. Стоит отметить, что постоянных правительственных ведомств еще не существовало, и такой порядок сохранялся на долгое время.

     Подобное  строение княжеской администрации  было единым для восточных славян и различалось лишь в масштабах. У великих князей киевских и князей крупных славянских союзов структура администрации была более развитой, численно аппарат управления был велик, чего нельзя было сказать про князей более мелких союзов и провинциальных городов.

     Уже первые киевские князья из Рюриковичей вплотную столкнулись с сепаратизмом местных племенных князей и на протяжении X века они решали эту проблему путем ликвидации местных княжеских династий. Параллельно усовершенствовалась и система управления в Киевской Руси. Крупнейшие племенные союзы, проживавшие на территории современной Беларуси, не миновала сия чаша, однако радимичи, дреговичи и кривичи были среди последних, кто лишился своих князей. Если большинство союзов были подчинены уже в правление Игоря (Ингвара) и Святослава, то эта тройка продержалась до конца X века, до прихода к власти Владимира Святославича.

     При Владимире происходят важные события, непосредственно влияющие на процесс  формирования системы управления. Но еще до него, княгиня Ольга проводит первую реформу, связанную со взиманием налогов с подвластных территорий. После гибели в 945 году в древлянской земле своего мужа князя Игоря она заменила ненормированное полюдье так называемым уроком – налогом, имевшим постоянный размер и системный характер, взимавшимся в погосте – крупном населенном пункте, где находились представители княжеской администрации и военные отряды. Очень скоро подобная система была введена по всей Киевской Руси. Унификация налоговой системы укрепляла государственную власть, но межплеменные и межкняжеские столкновения долго еще не будут изжиты. Оставался еще один важнейший резерв объединения разнородных территорий под властью Киева Рюриковичей – это единая государственная идеология, основополагающую роль в которой в средние века играла религия.

     Первые  религиозные реформы на Руси провел Владимир Святославович, после того как он силой захватил власть в Киеве, нарушив лествичный порядок престолонаследия. Параллельно Владимир завершил процесс уничтожения самостоятельных княжений по течению Днепра и его притоков. В 984 году его воевода Волчий Хвост разгромил на реке Пищане радимичей и с тех пор они не смогли восстановить собственную государственность в виде княжества, их земли разделили между соседними княжествами – Смоленским, Черниговским и Киевским, которые уже давно контролировали князья династии Рюриковичей. В 980 году Владимир, направляясь с армией в Киев, захватил Полоцк, где убил Рогволода, его сыновей и взял в качестве жены дочь полоцкого князя Рогнеду. Чуть позднее, в том же 980 году, Владимир захватил Туров и уничтожил семью туровского князя, вероятно, легендарного Тура, предположительно брата Рогволода. Земля древлян сохранила свои границы и статус княжества, но была очень тесно привязана к соседнему Киеву. В Туров первое время киевские князья посылали княжить своих старших сыновей.

     Что касается истории с Рогнедой, то она была обычной для того времени. Сам Владимир был сыном великого князя Святослава и Малуши, которая также была рабыней, хотя по происхождению являлась княжной, дочерью древлянского князя Мала, казненного со всеми наследниками по мужской линии во время показательно-ритуального «наказания» за смерть убитого древлянами князя Игоря. Через 35 лет, в 980 году Рогнеда всего лишь повторила судьбу княжны Малуши.

     Утвердившись  в Киеве и подавив последние очаги сепаратизма, Владимир провел грандиозную религиозную реформу, но пока в рамках языческой традиции. Составленный им пантеон богов во главе с Перуном, главным богом племени полян, не привел к консолидации славян, скорее наоборот, возмутил другие славянские племенные союзы, у которых на первом месте стояли другие боги языческого пантеона. Тогда в 988 году Владимир предпринимает ход, который одновременно в равной степени и устроил, и не устроил все восточнославянские племенные союзы – он принимает нейтральную религию из-за пределов своего государства христианство по восточному образцу. Значение этого события трудно переоценить. Принятие христианства повлияло в дальнейшем на изменения ментальности населения, культуры, восточные славяне вошли в православную византийско-славянскую цивилизацию, у них утверждались восточнохристианские представления о природе власти, государства и его целях. Одновременно происходило разделение светской и духовной власти, появлялась система церковного управления, которая занимала важное место среди органов государственной власти. Одновременно распространялось и понятие о «государе», т.е. князе, поставленном от Бога.

     Принятие  христианства окончательно оформило Киевскую Русь как государство, в значительной степени повлияло на эволюцию системы органов государственного управления как на общеимперском уровне, так и на местах. С событиями крещения Руси связаны и значительные изменения в статусе Полоцкого княжества, которое приобретает некоторые особые черты, выделяющие его из общей массы русских княжеств.

     Прежде  необходимо отметить, что в 988 году восстанавливается  полоцкая династия Рогволодовичей. Происходит это после развода Владимира и Рогнеды и выселения последней из Киева (после инсценированного покушения на Владимира) в землю ее отца, в Полоцкое княжество, вместе с малолетним сыном Изяславом. Последний получает право держать отчину свою – то есть передавать власть по наследству своим потомкам. На остальной территории Киевской Руси действовало лествичное право престолонаследия и принцип «каждо да держит отчину свою» будет принят только в 1097 году на княжеском съезде в Любече, на котором полоцкие князья, естественно, участвовать не будут.

     После убийства Рогволода Полоцкая земля  управлялась наместником, поставленным из Киева. Однако местная родовая знать, опиравшаяся на значительные доходы, получаемые от торговли по Западной Двине, и терзаемая необходимостью соблюсти правило кровной мести за убийство своего предводителя, постоянно саботировала распоряжения киевского наместника. Положение его в Полоцке было крайне непрочно. Возвращение малолетнего внука Рогволода было символичным актом, умиротворяло местную знать и, более того, не противоречило общерусской традиции назначения руководителями княжеств представителей правящей династии. Изяслав был не только Рогволодовичем по матери, но и Рюриковичем по отцу. Правда, Изяслав получал Полоцкое княжество как отчину свою с правом передавать княжество по наследству своим сыновьям и внукам. И это автоматически ставило Полоцк в особое положение в Киевской Руси. Во всем государстве правил династический род, построенный по принципал «конического клана». В основе принципа престолонаследия лежала система лестничного восхождения князей, при котором передача киевского стола осуществлялась по обычному праву, т.е. старейшему в роде. После смерти князя власть переходила не его старшему сыну, а следующему по старшинству родному брату. Это постоянно приводило к конфликтам между дядями и племянниками. И вот из этой общерусской системы престолонаследия еще в конце X века была исключена полоцкая генеалогическая линия Рюриковичей-Рогволодовичей, что позволило ей прочно закрепится в Полоцке и заявлять впоследствии о своем неучастии в некоторых важнейших общерусских событиях. Одновременно с этим, Туровское княжество, как раз наоборот, подпало под мощнейшее влияние Киева, и, хоть сохранило видимость самостоятельности, но полностью находилось в фарватере всех событий, связанных с около-киевскими делами. В обоих случаях система и принципы функционирования органов государственного управления отозвались на эту специфику и, как в Турове, так и в Полоцке, были созданы оригинальные системы управления. Похожие, но со своей спецификой, формировались системы управления в небольших княжествах, располагавшихся западнее Полоцкой и Туровской земли – в Берестейском, Новоградском, Волковысском, Городенском княжествах.

     Восстановление  династии Рогволодовичей в 988 году изначально носит скорее символический характер, ведь князю Изяславу было примерно 7 лет и он не был способен самостоятельно решать управленческие задачи. Одновременно и Владимир не собирался терять контроль над Полоцком, там продолжал деятельность в качестве советника-регента при малолетнем князе его наместник. До своей смерти в 1015 году Владимир четко отслеживал все процессы, происходящие в Полоцкой земле. После его смерти, в условиях борьбы Рюриковичей за власть, влияние Киева на Полоцк значительно ослабевает. Одновременно усиливается роль местной полоцкой знати в управлении княжеством. Сочетание этих условий приводит к формированию оригинальной системы управления в Полоцком княжестве.

     Князь был главным звеном всей системы  государственного управления. Он стоял  во главе всей системы исполнительной власти и имел права решать все  бегущие вопросы государственного управления. По важным вопросам князь совещался с ближайшими советниками – лучшими, добрыми, мужами, думчими, которые представляли старшую дружину князя и родовую знать. Основной задачей князя было обеспечение безопасности населения от внешней угрозы и исполнение полицейской функции. Вопрос о престолонаследии долгое время решался достаточно просто – власть передавалась одному из наследников – чаще всего старшему сыну. Малочисленность династии Рогволодовичей долгое время оберегала полоцкую землю от борьбы за трон и одновременно лишала полоцкое вече возможности выбирать. Одновременно полоцкие князья не имели интересов за пределами своего родового владения. Попытка киевлян в 1068 г. посадить на трон полоцкого князя Всеслава Брячиславича, который, по их представлениям, сообразно лестничного права, имел больше прав на Киев, чем наследники Ярослава Мудрого, младшего сына Владимира Святославича, окончилась неудачей. Всеслав вернулся в Полоцк, свою отчину, определенную Изяславу Владимировичу еще в 988 году.

     В период малолетства полоцких князей Изяслава и его сына Брячислава Изяславича из Киева в Полоцк Владимиром Святославичем назначался представитель верховной власти, который имел значительное, если не ключевое, влияние на принимаемые решения. Но очень скоро, после смерти Владимира в 1015 году, это исключительное влияние перейдет к местной знати, и опека Киева над полоцким князем сменится опекой со стороны местной полоцкой аристократии. Уже в совершеннолетии, Брячислав Изяславович вынужден был не просто учитывать, но и выполнять решения княжеского совета, о чем свидетельствует исландская «Сага об Эймунде». В период отсутствия князя в Полоцке полнота власти, согласно свидетельству Хроники литовской и жемойтской, находилась в руках 30 «мужей», избранных из числа знатных полочан. Тем не менее, в эволюции статуса князя в это время четко прослеживается монархическая направленность, хотя она так и не была полностью реализована.

     В начале XII века происходят события, которые  в значительной степени меняют статус князя полоцкого и его роль в управлении княжеством, одновременно значительно усиливая роль других органов управления, прежде всего вече и княжеского совета или рады. В то время полоцкие князья утрачивают важнейшие функции, относящиеся к законодательной и высшей судебной власти.

     В 1127 году коалиция южнорусских князей Ярославичей, под руководством киевского князя Мстислава, пленила пятерых сыновей Всеслава Брячиславича, которым досталась полоцкая земля после смерти отца, и выслала их в Византию под надзор императора Иоанна II. В Полоцке вновь был посажен наместник киевского князя из Рюриковичей, но он не смог там закрепиться и вскоре был изгнан. Понятно, что младшие Рогволодовичи, не подпавшие под изгнание, не могли претендовать на ту же руководящую в княжестве роль, что и представители старшей линии полоцких князей, что прекрасно понимали в Киеве. В этих условиях значительно выросла роль народного собрания и совета «лучших», т.е. собрания самых влиятельных людей княжества. Одновременно вынуждена была поменяться система престолонаследия, и право занять престол князь теперь получал не в результате передачи ему власти по наследству, а с согласия народного вече. Первый пример избрания князя на полоцкий престол известен в 1132 году, когда, после изгнания из Полоцка киевского ставленника, вече избрало князем Васильку, представителя «младшей» линии полоцкой династии. Стоит отметить, что это событие произошло при участии Ефросиньи Полоцкой, авторитет которой у полочан в то время был почти непререкаем. Когда спустя 10 лет вынужденного нахождения на чужбине в Полоцк возвращаются оставшиеся в живых «старшие» Рогволодовичи, они сталкиваются уже с новыми политическими условиями. В Полоцке правит вече.

     Вече или сойм генетически был связан с древнейшим институтом власти, связанным с собраниями свободных общинников. На некоторых этапах истории народные собрания теряли свои полномочные функции, но с появлением и усилением богатого феодального сословия и торгово-ремесленного городского патрициата народное собрание в форме вече стало представлять интересы этой возвысившейся группировки и реально претендовать на власть. В разных регионах Киевской Руси в период феодальной раздробленности вече добилось высокого уровня властных полномочий, и вечевые собрания существовали во всех регионах империи Рюриковичей. Например, в Новгороде полнота власти перешла к вече в результате так называемой «новгородской революции» уже в 1136 году, когда из города изгнали Всеволода Мстиславовича. В Полоцке примерно в то же время складывается дуалистическая система управления вече – князь, при этом и вече, и князь в значительной степени контролировались местными олигархическими родами. Падение роли князя в Полоцке имело и вполне очевидные последствия. Примерно с середины XII века меняется месторасположение резиденции князя. Теперь это не детинец – укрепленный центр города, где располагался Софийский собор и дома наиболее богатых горожан, а предместье города – Бельчицы, где располагался основанный Ефросиньей Полоцкой мужской монастырь.

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран