История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, курс лекций

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
 изучить наиболее известные исторические источники по истории государства на белорусской территории, усвоить принципы и методологию исторической науки;
 ознакомиться с оригинальными произведениями наиболее видных в истории представителей белоруской политической и правовой мысли;
 сформировать у слушателя активную гражданскую позицию, уважение к белорусскому государственному наследию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX – XIII ВЕКАХ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ. СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГО ГОСУДАРСТВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV – XVI ВЕКА) И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – XVIII ВЕКА)
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ОФОРМЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1917-1991 ГОДАХ. СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ СССР
ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран 1.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

     В 1930-х годах, в связи с укреплением  командно-административной системы управления и превращением коммунистической партийной организации в государственную управленческую структуру, произошли значительные изменения и в структуре высших органов власти и принципах их деятельности. Эти изменения были зафиксированы в Конституции БССР 1937 года, разработанной на основании Конституции СССР, принятой годом ранее. В этом основном законе закреплялось положение о построении в СССР основ социализма и ликвидации эксплуататорских классов. В связи с этим впервые было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Стоит заметить, что делегаты в выборные органы власти проходили проверку и утверждение через партийные структуры, а выборы проводились на безальтернативной основе. Поэтому тайные всеобщие выборы не могли поколебать монополию компартии на власть в государстве, и фактически власть в государстве принадлежала партии, а в условиях сформировавшегося культа личности – конкретному человеку, вождю, Первому Секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину. Первые Секретари республиканских партийных организаций были такими же пешками в системе власти, как и все остальные представители высшего чиновничьего аппарата Советского Союза.

     Высшим  органом власти, согласно Конституции 1937 года, вместо съездов Советов  объявлялся избираемый на 4 года Верховный Совет БССР. Дважды в год он собирался на сессии, в перерывах между ними верховную власть осуществлял Президиум. Верховный Совет формировал СНК – правительство республики. Местные советы – областные, районные, городские и сельские также комплектовались на основе всеобщего и тайного избирательного права, но под надзором партии. ЦК КПБ определяла количество депутатов, их национальный, социальный, половой и профессиональный состав. Самостоятельности в деятельности советских органов власти, представлявших законодательную ее ветвь, впрочем, как и у СНК, представлявшего исполнительную ветвь власти, и у судебной системы не было. В этом же Основном Законе государства впервые была закреплена норма о руководящей роли коммунистической партии в обществе, и это наглядно показывало, что не народ, а партийная структура была носителем власти и вершителем судеб в стране. Дальнейшее развитие тезиса о компартии как об основе политической системы государства мы находим в Конституции БССР 1978 года. Компартия решила отказаться от монополии на власть только в 1990 году на февральском Пленуме ЦК КПСС, а в марте III съезд народных депутатов СССР отменил пресловутую «шестую статью».

     В послевоенные десятилетия принципы командно-административной системы  управления экономикой и тотальный  партийный контроль над всеми структурами органов управления не менялись, вне зависимости от того, кто возглавлял государство. Попытки провести реформы управления экономикой в 1950-1960-е и в начале 1980-х годов носили временный характер. Система всегда возвращалась к устоявшейся десятилетиями четкой схеме, посредством которой руководству коммунистической партии было достаточно несложно контролировать общество, сохраняя при этом видимость принципов советской власти и демократии. Попытки радикальных реформ, предпринятые во второй половине 1980-х годов, смогли только сломать сложившуюся систему, поскольку реформам она была неподвластна. 

 

ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ КАК НЕЗАВИСИМОГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) 
 

     Закон о выборах народных депутатов 1989 года; альтернативные выборы; Декларация о государственном суверенитете БССР 1990 года; августовский путч; денонсация; департизация органов государственной власти; принцип народовластия; принцип разделения властей; Глава Государства; Президент; Конституционная комиссия; Основной Закон; Конституция 1994 года; Кабинет Министров; Совет Министров; референдум; двухпалатный парламент; Национальное Собрание Республики Беларусь; Совет Республики; Палата представителей; Конституционный суд; парламентская форма правления; парламентско-президентская форма правления; президентско-парламентская республика;  
 

     Идеологический  кризис 1990-х гг. и  поиски концепции  государственной  идеологии современного белорусского государства

     С начала 1960-х годов во времена так  называемой «хрущевской оттепели» официальный марксизм стал терять власть над умами, и советская, в том числе белорусская, интеллигенция, которая некогда была проводником в широкие народные массы марксизма, начала производить версии новой, неофициальной советской идеологии.

     Эта идеология формировалась в диссидентских  кружках, в самиздатовских журналах, в антисоветских русскоязычных  изданиях за границей. Но участвовали  в этом процессе не только диссиденты, но и самые широкие круги интеллигенции, работников умственного труда – от университетских профессоров и школьных учителей, работников партийных СМИ и идеологического советского и партийного аппарата. На работе они провозглашали тезисы марксизма-ленинизма, в которые давно уже не верили, а в кругу друзей, «на кухне» критиковали марксизм, восхваляли Запад и, таким образом распространяли новую идеологию. Значительную роль в распространении новой идеологии сыграли литература, бардовская песня, эстрадный юмор и другие формы элитарного и массового искусства, в которых в эстетически привлекательной форме преподносились те или иные антисоветские мировоззренческие установки.

     Когда началась перестройка, это идеологизирование  выплеснулось на страницы журналов и  газет, на экраны телевидения, в университетские  аудитории, на площади городов, постепенно полностью заполонив все информационное пространство позднего СССР. Более того, последователи новой идеологии прессинговали своих идеологических противников не хуже марксистов.

     Необходимо  отметить, что неофициальная советская  идеология, начавшая формироваться в годы «хрущевской оттепели» и «брежневского застоя», распадалась на две разновидности. Первую можно обозначить как русский псевдомонархизм (а в национальных республиках набирал силу национализм), вторую – как советский псевдолиберализм. Псевдомонархизм разрабатывался «почвенническими» кругами диссидентства, среди ярких представителей необходимо отметить А. Солженицына, И. Шафаревича, Л. Тимофеева, псевдолиберализм разрабатывался «прозападными» кругами (А. Сахаров, Е. Боннэр, В. Новодворская и др.). При всех различиях их объединяла общая антисоветская платформа. На ней также базировались зарождавшиеся (или реанимировавшиеся) в национальных республиках движения.

     Советский псевдолиберализм оказал наибольшее влияние в деле развала советского государства, эта идеология прошла несколько стадий своего развития. Первоначально она эклектично совмещала в себе тезисы социализма марксистского толка и либерализма, но эта идеология формировалась в полемике с советской официозной идеологией – марксизмом-ленинизмом и главной ее задачей было «вырвать» человека из идеологического пространства марксизма-ленинизма.

     Псевдолиберализм  объявлял собственника-индивидуалиста субъектом исторического процесса и источником прогресса, а саму частную  собственность – священной и неприкасаемой, трудящиеся же представали как носители «стадного инстинкта», безынициативные индивиды, неспособные жить самостоятельно. Псевдолиберализм выступал и выступает до сих пор за тотальный рынок, который рассматривается как естественный регулятор экономики. Считается, что рынок в конце концов все обставит наилучшим образом. Функции государства с этой точки зрения сводятся к минимуму (государство не вмешивается в экономику, а охраняет собственников от посягательств на их собственность).

     И марксизм, и псевдолиберализм солидарны  в том, что в истории действуют  жесткие универсальные законы, главным  образом, сводящиеся к законам экономики, и что все народы должны пройти один и тот же путь – от первобытной  общины через рабовладение и феодализм к капитализму, то есть повторить путь Запада. Конечная точка этого пути, согласно псевдолиберализму, капитализм. Капитализм видится здесь как идеальное общество, где фактически нет сколько-нибудь серьезных проблем, где все люди обеспечены, счастливы, свободны.

     Согласно  псевдолиберализму, социалистическая революция 1917 года прервала нормальное развитие России, уже шедшей по пути капитализма вслед за Западом. Соответственно, революция отбросила нашу страну в феодализм, а то и в рабовладение. Истоки этой революции – как в зловредном фанатизме большевиков, так и в авторитарных, антидемократических традициях российской цивилизации вообще. Россия еще в средние века свернула с цивилизованного пути развития, по которому пошел Запад, и стала все больше походить на азиатские деспотии. Считалось, что азиатчина большевиков есть прямое продолжение азиатчины царизма.

     Эти тезисы псевдолибералов очень хорошо накладывались на национальные идеологические концепции, разрабатывавшиеся в некоторых советских республиках (прежде всего прибалтийских, в Западной Украине, Грузии и др.), сутью которых было отделение от «азиатской России» с целью самостоятельного возврата на цивилизованный путь развития.

     Советский социализм, таким образом, понимается здесь как социальная аномалия и исторический тупик, сплошная череда преступлений государства перед своим народом (красный террор, гонения на религию, коллективизация, сталинский террор, преследования диссидентов в послевоенном СССР и т.д.). Никаких положительных черт за советским строем псевдолиберализм не признавал, и призывал к полному уничтожению его в социальной реальности и к тотальному очернению в общественном сознании.

     Тем не менее, эту идеологию нельзя отождествлять  с западным либерализмом, это уникальный советский пседолиберализм, так как имитируя некоторые внешние черты классического западного либерализма и западного неолиберализма, он является исключительно феноменом советской культуры.

     Либерализм  – это идеология буржуазии  в западном смысле этого слова. Советский  псевдолиберализм начал формироваться в те годы, когда буржуазии западного типа в СССР не могло быть по определению. Создавался он людьми, которые жили в советском обществе, впитали в себя его внутренние, мировоззренческие, культурные, экзистенциальные установки, то есть оставались советскими людьми, пусть даже и выступающими против политической надстройки этого советского общества.

     В отличие от псевдолибералов, для  западного либерала не существует «капитализма», а есть «цивилизованное общество», что символизирует ключевое различие в подходе к истории: концепция общественно-экономических формаций марксизма, перенятая псевдолибералами, выдвигает на первый план экономические факторы, концепция западного либерализма – факторы политические, главные из которых – наличие или отсутствие институтов демократии западного типа. Классический либерализм ничего не говорит о законах истории, так как либерализм – идеология индивидуалистичная, с ее точки зрения историю делают не абстрактные законы, а конкретные активные индивиды. Все это далеко от рассуждений советских и постсоветских «псевдолибералов» о законах рынка, везде непреложных и одинаковых, что исключает любой другой путь развития постсоветского пространства, кроме капиталистического.

     Формирование  концепции государственной идеологии современного белорусского государства в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, было начато в первые годы нового тысячелетия (2002-2003 годы). На совещаниях, собраниях, съездах молодежных и общественных организаций Президент инициировал сначала дискуссию, а затем и работу по оформлению белорусской идеологии. В общих чертах структура идеологии современного белорусского государства представляется в следующем виде.

     Цель  идеологии белорусского государства  является построение сильной, демократической, процветающей Беларуси. Центральным понятием концепции, которое примиряет все политические силы, является Отечество.

     Основные  ценности, лежащие в основе идеологии – суверенитет, национальные интересы, национальная безопасность, права человека, справедливость, – именно они обосновывают «белорусский путь развития». Мировоззренческой основой является национальная идея, которая сочетает общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм. Причем в последнее время на самом высоком уровне предпочтение отдается именно христианским ценностям (как пример – заявление в ходе визита Патриарха Московского Кирилла в Беларусь в сентябре 2009 года). Правовой основой и главным идеологическим документом является Конституция Республики Беларусь. Экономическая основа идеологии – это «белорусская экономическая модель», социально-ориентированная рыночная экономика, а политическая основа – белорусская политическая система, основанная на Конституции президентско-парламентская республика.

     На  объединительном съезде молодежных организаций в 2003 году Президент  определил три опоры единства общества – сильные местные Советы, сильные молодежные организации и сильные, возрожденные к жизни профсоюзы. Именно они в первую очередь должны стать проводниками государственной идеологии в массы.

     Напоследок  необходимо напомнить, что невозможно создать идеологию по принципу: «…создай за определенную плату концепцию, которая  объединит всех людей вокруг каких-либо ценностей и идей». Такая система тезисов и не будет идеологией, т.к. она будет являться искусственной, надуманной. В идеологию должны верить, только тогда она становится идеологией в полном смысле слова, и только тогда она может овладеть умами масс, которые скоре верят искренним идеологам, чем завравшимся конъюнктурщикам. Образование идеологии происходит на уровне чуткого улавливания сознанием изменений в ценностной структуре общества, порожденных изменениями в его реальном, общественном бытии, неосознанного преобразования их в статьи, концепции и в дальнейшем развитии – в романы, песни и т.д.  

Информация о работе История государственного строительства Беларуси и зарубежных стран