Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы

1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»

Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске

2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске

2.2. 1854 год

2.3. 1855 год

2.4. 1856 год

2.5. 1857-1859 годы

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

годы

3.1 Начало переоценки жизненных взглядов


Заключение

Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Начаркина.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

       Достоевский ведет переписку с издателями журнала: «Русский вестник», «Русское слово», «Современник».

       Еще в 1857 году сотрудник «Русского слова» Е.А. Моллер через М.М. Достоевского предлагает писателю сотрудничать в  журнале, который начинает издаваться в 1858 году. Писатель отсылает в «Русское слово» повесть «Дядюшкин сон». Повесть была принята издателем нового журнала, графом Г.А. Кушелевым – Безбородко, с благоговением, и опубликована в начале 1859 года. За нее Достоевский получает 500 рублей серебром.51

       В «Современнике» Некрасов вроде бы заинтересовался новым произведением «село Степанчиково». Но, получив рукопись он повел себя уклончиво, а затем предложил условия, равносильные отказу. Писатель П.М. Ковалевский так описал отзыв Некрасова о «Селе Степанчиково»: «Достоевский вышел весь, ему не написать ничего больше».52

       Переговоры  с Катковым шли неспешно. Достоевский  отсылает ему «три четверти» романа, после чего издатель «Русского вестника»  посылает писателю 200 рублей в счет гонорара за «Село Степанчиково»53

       Желание Федора Михайловича получить чистую отставку, наконец, осуществилось. 18 марта 1859 года Достоевский был уволен в отставку по болезни с возведением в следующий офицерский чин – подпоручика. В апреле Достоевский получает приказ о своем увольнении. За писателем продолжается вестись секретный надзор. Ему запрещено проживать в Петербурге и Москве. Местом жительства определен город Тверь.

       Последние недели семипалатинской жизни Достоевского были скрашены встречей с Чоканом Валихановым, возвращавшегося из опасного секретного путешествия в закрытую для европейцев Кашгарию. Чокан Чингизович постоянный гость в доме Достоевского: «До утра длятся рассказ Валиханова о таинственном Кашгаре, о долгом и опасном пути, о краях, известных европейцам никак не более внутренней Африки». 54

       30 июня 1859 года Достоевский получает «проездной билет за № 2030», этот документ сохранился и находится сейчас в Семипалатинском городском архиве.

       На  сборы уходят два дня. Писатель покупает большой тарантас. Артемию Гейбовичу  Достоевский дарит коллекции  минералов и старинных вещей, свою фотографию в мундире офицера 7 линейного батальона (из этих вещей сохранилась только фотография). Договорился он с Артемием Гейбовичем, что он возьмет к себе денщика Василия.

       В 5 часов по полудни 2 июля 1859 года тарантас выехал за городскую черту Семипалатинска.55  
 

 

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

      в 1860 -70 е годы 
 

      3.1 Начало переоценки  жизненных взглядов 
 

       Возвратившись в конце 1859 года в Петербург, Достоевский  вскоре становится идейным руководителем и фактическим редактором журнала «Время», издававшегося с января 1861 по апрель 1863 года М. М. Достоевским. Кроме братьев Достоевских, ближайшими сотрудниками «Времени» были критик-славянофил Аполлон Григорьев, философ-идеалист Н. Н. Страхов, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, В. В. Крестовский. Из произведений самого Достоевского, кроме статей и фельетонов, во «Времени» были помещены «Записки из Мертвого дома» (1861—1862),56 роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Скверный анекдот» (1862) и «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863).

       Свою  позицию в общественной борьбе времен первого демократического подъема  в России Достоевский сформулировал  в написанных им программных «Объявлениях об издании „Времени“» и в ряде статей, печатавшихся на страницах журнала (наиболее важные из них — «Ряд статей о русской литературе», 1861 и «Два лагеря теоретиков», 1862). Достоевский выражает в этих статьях свой патриотизм, любовь к русскому народу, веру в его великое будущее, высоко оценивает разум народных масс и их роль в исторической жизни. Но вместе с тем статьи Достоевского отражают рост противоречий в его мировоззрении, усиливающийся влиянием на него идей дворянско-монархической реакции. Влияние это всё более определенно сказывалось в статьях Достоевского и подчиняло себе общее направление «Времени».

       В своих фельетонах 40-х годов Достоевский  принимал участие, как уже говорилось, в борьбе со славянофилами. И позднее  он остался чужд идеализации допетровской московской Руси, признавал историческую необходимость петровских преобразований, закономерность сближения России в XVII—XVIII веках с Западной Европой.

       Однако  уже показания Достоевского на следствии  по делу петрашевцев свидетельствуют о воздействии на него некоторых исторических идей славянофилов. В 60-е годы воздействие это значительно усиливается. Хотя Достоевский и в следующие годы продолжал полемизировать со славянофилами, в начале 60-х годов обнаруживается сближение его взглядов во многих решающих пунктах со славянофильской доктриной.

       Центральной идеей, выдвинутой Достоевским во «Времени», была идея «почвы». Петровская реформа, утверждал он в своих статьях, была исторически необходима, так  как старая московская Русь изжила себя и переживала уже до Петра серьезный кризис. Но преобразования Петра были навязаны народу деспотически, насильственно и поэтому имели свою вредную сторону. Они вырыли пропасть между высшими, образованными классами и народом, привели к мучительному и болезненному отрыву культуры образованных слоев от народной «почвы». Отрыв этот был до определенного времени исторически оправдан тем, что русской интеллигенции нужно было принять в себя наследие многолетнего развития европейской мысли, стать полноправной участницей в движении общечеловеческой культуры и образования. Теперь же, говорил Достоевский, когда результат этот достигнут, задача образованной России — отказаться от своего векового разрыва с народом, сблизиться и соединиться с ним — возвратиться к родной «почве». Образованные классы должны научить народ грамоте, передать ему накопленные ими культуру и образование, уничтожить сословные различия, а сами взамен получить сохраненные народом и утраченные ими «почвенные» начала — нравственную стойкость народа и его высокие моральные идеалы общинной жизни, правды и справедливости.

       При всей политической расплывчатости этих «почвеннических» идей Достоевского в  его взглядах начала 60-х годов  сказывалась неутраченная до конца  связь писателя с некоторыми демократическими традициями. Достоевский признавал определяющую роль народа в жизни нации и связывал будущее России с выступлением народа на арену исторической жизни и культурного творчества. Ссылаясь на раскол и на общинный быт, он видел в них доказательства способности народных масс «к политической жизни» (XIII, 251). Силы высших классов, — писал он в статье «Два лагеря теоретиков», — «чрезвычайно малы, если не ничтожны. Разрозненные с народом высшие классы не подновляются новыми силами — оттого чахнут, ничего не вырабатывают... Да! нужно открыть двери и для народа, дать свободный простор его свежим силам» (XIII, 249, 250). Именно этим объясняется, что в начале 1861 года Чернышевский в рецензии на первый номер «Времени» писал, что журнал братьев Достоевских «заслуживает внимания публики», так как, судя по его первому номеру, он обнаруживает направление, «достойное симпатии».57

       Однако  основная тенденция взглядов Достоевского уже в эпоху «Времени» делала его прямым антагонистом революционной  демократии 60-х годов. Чернышевский и Добролюбов исходили в своих взглядах из понимания противоположности интересов господствующих классов интересам народа. Они гениально сумели еще в годы, предшествовавшие проведению крестьянской реформы, понять, что подготовляемая правительством реформа неизбежно будет отвечать интересам помещиков, что подлинное освобождение народа может явиться лишь результатом народной революции. В противоположность этому в основе «почвеннических» идей Достоевского лежала реакционно-идеалистическая утопия примирения враждующих сословий и классов. Идеализируя, подобно либералам, царское самодержавие и осуществленную им крестьянскую реформу, Достоевский в своих статьях во «Времени» утверждал, что реформа кладет начало сближению сословий в России, которое должно привести дворянство и народ к духовному единению и братству. Достоевский заявлял, что духовная связь между высшими классами и народом в России никогда не утрачивалась окончательно, в отличие от Западной Европы, и что в этом — одно из преимуществ исторического развития России, которое обегчит ей разрешение социальных антагонизмов не по западноевропейскому образцу — путем борьбы и революционных кризисов, а путем примирения и духовного единения господствующих классов и народа.

       Считая, что в России в противоположность  западноевропейским странам не может возникнуть «взаимной вражды сословий» (XIII, 109), Достоевский доказывает, что особенность эта заложена «самой природой в духе русском, в идеале народном» (XIII, 41). Отрицание противоположности интересов народа и господствующих классов, стремление противопоставить «надклассовые» будто бы национальные идеалы — социальной борьбе приближали Достоевского ко взглядам славянофилов и определяли его глубокое расхождение с демократическим лагерем.

       Призывая  к «всеобщему духовному примирению», Достоевский и другие сотрудники «Времени» пытались взять на себя роль посредников между либералами и демократами 60-х годов, между славянофилами и западниками. Они утверждали, что журнал их открывает путь к взаимному сближению и примирению партий. На деле стремление встать выше общественной борьбы, выше противоположных партий и общественных направлений означало неизбежно защиту реакции. Это доказала очень скоро та позиция, которую «Время» заняло в литературно-общественной борьбе начала 60-х годов.

       В 1861—1862 годах основным противником, с которым вело борьбу «Время», был  «Русский вестник» Каткова. В ряде своих  полемических выступлений против «Русского  вестника» Достоевский высказывался за свободу печати, защищал добролюбовский «Свисток», отражал нападки на прогрессивную журналистику и демократическую молодежь, с уважением отзывался о Белинском, Добролюбове и Чернышевском. Однако уже в первых номерах «Времени» Достоевский заявил о своем решительном принципиальном расхождении с идеями «Современника», продолжая неизменно подчеркивать это и в дальнейшем. В статье «Г.—бов и вопросы искусства» (1861) Достоевский возобновил спор о задачах искусства, который он вел еще в 40-х годах с Белинским и Петрашевским: отрицая идею общественного служения искусства, которую защищал в своих статьях Добролюбов, Достоевский утверждал, что искусство не может ограничивать себя определенным направлением, так как жизнь и искусство, выражающее ее, якобы шире любых теоретических направлений.

       Как в общественно-политической области «Время» пыталось занять позицию между либералами и демократами, так и в области эстетики Достоевский попытался занять место между Добролюбовым и сторонниками «искусства для искусства». Достоевский сделал в своей статье много глубоких критических замечаний, направленных против теории «искусства для искусства». «Искусство, — писал он, — всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать» (XIII, 90). Но критикуя идею «искусства для искусства», утверждая правильно, что искусство всегда связано с жизнью и интересами человека, Достоевский резко выступил против идей революционно-демократической эстетики 60-х годов. Он доказывал, что «главной сущностью» искусства является «свобода вдохновения». Требование Добролюбова, «чтоб художник говорил о деле, служил общей пользе, был верен современной действительности, ее потребностям, ее идеалам», Достоевский охарактеризовал как «непонимание основных законов искусства» (XIII, 86). Предлагая в противовес Добролюбову свое решение вопроса об отношении искусства к политической борьбе, Достоевский повторил аргументы сторонников «чистого искусства», утверждая, что к произведению искусства, в силу многостороннего характера его воздействия на человека, могут быть предъявлены лишь художественные, а не политические требования. Уже в 1861 году во «Времени» появляются статьи Н. Н. Страхова, направленные против материализма и революционно-демократических взглядов «Современника», а в 1862—1863 годах полемика «Времени» с «Современником» и «Русским словом» становится всё более ожесточенной.

       По  мере того как определялось направление  «Времени», менялось и отношение  к журналу революционно-демократического лагеря. Уже в 1863 году Щедрин вынужден был констатировать, что предположение  Чернышевского о том, что из «Времени» «может что-нибудь выйти», не оправдалось. Имея в виду претензию «Времени» занять особую «среднюю» позицию между революционно-демократическим лагерем и крепостнической реакцией и примирить их между собой, Щедрин гневно писал: «Какой руководящей мысли вы были органом? никакой. Что вы высказали? ничего. Вы постоянно стремились высказать какую-то истину вроде „сапогов в смятку“, вы всегда садились между двух стульев, и до того простирали свою наивность, что даже не хотели заметить, как шлепались на пол».58 И Щедрин предсказывал неизбежный переход сотрудников «Времени» с развитием общественной борьбы в лагерь врагов освободительного движения: «...вы начнете катковствовать в самом непродолжительном времени».59

       Предвидение Щедрина оправдалось в 1864—1865 годах. В апреле 1863 года «Время» было запрещено правительством за статью Страхова «Роковой вопрос», посвященную польскому восстанию. Статья эта была фактически направлена против польского национально-освободительного движения: она представляла собой попытку дать освещение вопроса об исторических отношениях России и Польши с точки зрения реакционно-славянофильской философии истории. Но содержавшая ряд противоречивых формулировок статья Страхова в первый момент показалась представителям реакционной журналистики и высшей правительственной бюрократии, напуганным польским восстанием и «нигилизмом», антиправительственной. После того как истинный смысл статьи был понят правительством, братья Достоевские с 1864 года снова получили разрешение на издание журнала под измененным названием — «Эпоха».

       В «Эпохе» определилось сближение  Достоевского с лагерем дворянско-монархической  реакции 60-х годов. 1861—1862 годы были в России, по выражению В. И. Ленина, годами «революционного возбуждения».60 В эти годы вокруг «Современника» сплачиваются передовые революционно-демократические силы. Создается общество «Земля и воля», появляются революционные воззвания и прокламации, по всей России происходят крестьянские волнения, вызванные нежеланием крестьян принимать «Положение» 19 февраля. В мае 1862 года Достоевский, по его позднейшему свидетельству, нашел у своих дверей одну из революционных прокламаций начала 60-х годов,61 которая заставила его обратиться к Чернышевскому с просьбой воздействовать на молодежь, чтобы отвлечь ее от революционных действий. По воспоминаниям Чернышевского, при этом свидании, происходившем во время петербургских пожаров 1862 года (в возникновении которых реакция в целях провокации обвиняла революционеров), Достоевский находился под влиянием клеветнических утверждений о связи революционеров с «зажигателями».62

Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов