Безусловно,
Достоевский уезжал из Семипалатинска
победителем. В ссылке он «переродился»
и смог выдержать все удары судьбы и все
потрясения.
Несмотря
на тяжелейшие условия жизни, сибирский
период в творчестве Достоевского оказался
весьма плодотворным не с точки зрения
подготовки и публикации новых литературных
произведений, а с точки зрения накопления
новых идей, материалов, переосмысления
прошлой жизни.
Для
нашего исследования интерес представляет
в первую очередь процесс трансформации
социально-политических воззрений
Достоевского. Насколько каторга, солдатчина,
тяжелейшие условия жизни изменили мировоззрение
Достоевского? Вероятно, на этот сложный
вопрос нет простого, однозначного ответа.
Но можно утверждать, что мыслитель оставил
романтические настроения раннего творчества,
свойственные многим его героям-мечтателям
сочинений 1840-х годов. Суровая действительность
разбила романтические идеалы Достоевского.
Достоевский
под влиянием каторги оставил
социалистические мечтания, утопические
идеи 1840-х годов. Тем более, начало
либеральных преобразований Александра
II со второй половины 1850-х годов, либеральные
идеи были созвучны настроениям Достоевского,
отвечали пониманию им целесообразности
реформ сверху во избежание социально-политических
потрясений общества, ведших к многочисленным
жертвам. В сибирский период, очевидно,
можно говорить об окончательном торжестве
православного христианства в мировоззрении
Достоевского.
Общественно-политические
взгляды Ф. М. Достоевского 1860-х годов,
выраженные в концепции почвенничества,
представляли собой попытки оформления
целостного идейного направления. Достоевский
вел поиск идей, которые способствовали
бы объединению всего русского общества.
Сама почвенническая доктрина в течение
исследуемого периода не оставалась неизменной,
ее структура отличалась изменчивостью,
динамичностью. В первой половине 1860-х
годов почвенническая доктрина отталкивалась
от идеи державности России, русского
народа, его особой роли в мировой истории.
Национально-русская формула прогресса
соединялась в почвенничестве с идеей
всемирно-европейской цивилизации, в которых
мыслитель видел путь России к возрождению.
В почвеннических позициях Достоевского
начала 1860-х годов основное место занимала
идея державности России, ее самобытности,
преимуществ социальных и духовно-нравственных
характеристик русского народа в сравнении
с западноевропейцами, что было обусловлено
социальным содержанием переживаемой
российским обществом эпохи, когда во
всей мощи встал извечный вопрос - по какому
пути развиваться России и русскому народу,
какие идейные доктрины положить в основу
развития. Тем более, либеральные реформы
Александра II, последовавшие за отменой
крепостного права, создавали для подобного
рода дискуссий самые благоприятные условия.
Средством
достижения стратегической цели единения
русского общества Достоевский полагал
просвещение, которое относил и к основной
массе русского народа, и к власть имущим.
Эта идея, безусловно, носила утопический
характер, исходя из авторской посылки
об особости, «своеисторичности» русского
общества, из идеализации реформ Александра
II, которого писатель высоко ценил.
Возвращение
Ф. М. Достоевского в Петербург произошло
в период бурного общественно-политического
подъема, вызванного ожиданием реформы
отмены крепостного права, острыми
политическими дискуссиями по поводу
разнообразных подходов и оценок предстоящих
преобразований. За время отсутствия Достоевского
в столице, общественная жизнь резко переменилась:
ушла в прошлое мрачная николаевская эпоха,
в общественном сознании вызревали либеральные
идеи, предвкушались крупные перемены
во всех сферах общества. Писатель жадно
ловил происходившие изменения жизни,
соизмерял новое со своим накопленным
опытом.
Достоевский
активно включился в ход общественных
споров, накопив за годы каторги
и ссылки глубокие и обширные знания
о чаяниях простых людей.
Во
второй половине 1860-х годов под
влиянием жизненных обстоятельств,
общественно-политических условий
и перемен в российском обществе
в почвеннической доктрине Достоевского
преобладающими стали христианские
мотивы.
Во
второй половине 1860 — 1870-х гг. почвеннические
воззрения Достоевского все в большей
степени наполнялись христианско-православным
содержанием. Он видел в христианской
религии путь России, ее будущее, ее избранность.
Вся
жизнь и даже смерть Достоевского
были настолько символичны, настолько
переплетены с судьбами Отечества, что
ничто в его жизни, многогранном творчестве
не происходило просто так, всуе, а имело
глубинный, зачастую пророческий исход.
Это особенно наглядно проявилось в последний
период творческой деятельности писателя-мыслителя
— в 1870-е годы.
1870-е
годы стали вершиной эволюции
социально-политических идей Ф.М.
Достоевского и кульминацией
его творчества. В романе «Братья
Карамазовы» — последнем написанном
Достоевским художественном произведении,
в концентрированном виде запечатлелись
все ранее обдумывавшиеся писателем проблемы
жизни пореформенного русского общества
в аспекте его социального и духовно-нравственного
развития. Почти все высказанное Достоевским
в романе самым непосредственным образом
было связано с типичными сторонами и
формами жизни общества, было востребовано
с учетом возможностей и реалий развития
России, русского народа.
Приблизившись
к пониманию глубин человеческой
души, Достоевский сделал для себя
и для всего человечества трагическое
по своему смыслу открытие: в человеке
сокрыта тайна, которую невозможно понять
и объяснить, исходя только из человеческих
возможностей. Источник этой тайны - вне
человека, в бесконечной, непрекращающейся
борьбе Добра и Зла, происходящей в душе
человека. Достоевский почувствовал и
исследовал противоборство высших сил,
стоящих над человеком и ведущих за него
постоянную борьбу. Эту великую тайну
он разгадывал в течение всей своей жизни.
Исходя
из такого подхода к пониманию
природы человека, писатель строил
свои социально-политические и философские
взгляды, отвергал всяческие проявления
злого начала. Достоевский не признавал
не только общественного (социального)
насилия, но и отрицал насильственные
действия отдельной личности. Любое насилие
он воспринимал как трагедию, как преступление
против Бога и человека. Одновременно
христианство -путь к разгадке человеческой
души. Этот путь лежит в основе православного
миросозерцания, евангельских законов-заповедей,
оставленных людям Иисусом Христом.
Все
положительное в душе человека Достоевский
связывал с христианской религией, в ней
он видел главное средство борьбы со злом.
Христианство выдвинуло перед человечеством
прекрасный идеал - Иисуса Христа, пришедшего
выполнить основное свое предназначение
— спасти людей. Очищение и спасение через
веру в Христа представлялись Достоевскому
единственным средством эволюции человека,
преодоления любого жизненного препятствия.
В Христе писатель видел пример бескорыстного,
самоотверженного служения людям. Через
всю жизнь, до последнего дня Достоевский
пронес любовь к Христу, никогда не расставался
с Евангелием, черпал в нем силу духа и
мудрость. Идеал Христа оставался непоколебим
даже в период увлечения идеями социалистов-утопистов,
знакомства с Белинским, атеизм которого
вызывал резкое неприятие со стороны молодого
писателя. С образом Христа Достоевский
сравнивал своих положительных героев,
стремился в своем литературном творчестве
добиться показа образа «совершенно прекрасного
человека».
Пропаганда
христианских идеалов заняла одно из
ведущих мест в социально-политических
воззрениях Достоевского. Он считал необходимым
сбережение православия в России, защиту
православия от нападок католицизма и
папы. Он полагал, что если вынуть из России
идею христианства, то Россия перестанет
существовать. На этой социальной и духовной
основе строились оценки Достоевским
роли русского народа как народа-богоносца.
Отказавшись
от принятия социального насилия
как средства разрешения общественных
и личных проблем, Достоевский идеализировал
проводившиеся в стране либеральные
реформы, боготворил их главного вдохновителя-реформатора
императора Александра II. Писателю были
близки и понятны те идеи, которые направлялись
на сохранение России, русского народа,
умножение его духовных сил. В то же время
Достоевский резко критиковал социальные
и нравственные пороки русского народа,
особенно пьянство, развивавшиеся на его
основе жестокость, несправедливость,
жадность и т.п. Многие его герои были наделены
сугубо отрицательными чертами, которые
автор выписывал с особой тщательностью
и глубиной. Вместе с тем Достоевский предлагал
конкретные пути преодоления пороков,
освобождения от них с помощью веры в Христа.
Отрицательно
относился Достоевский к появлению
в среде молодой русской интеллигенции
1860-1870-х годов явления нигилизма.
Достоевский говорил о нигилистическом,
бунтарском начале в русском человеке,
присущей ему всеобъемлющей потребности
в отрицании, анархичности души. Образ
революционера-нигилиста, отрицавшего
веру, нравственные идеалы, полагавшего
единственно правильным предлагавшийся
им путь террора, революционной борьбы,
насилия, сопровождал Достоевского в течение
последнего десятилетия его творчества.
Этот образ был полностью развенчан писателем
как образ носителя социального зла, бесовства.
Говоря
о социально-политических идеях Достоевского,
нельзя не отметить роли писателя-пророка,
предвосхитившего многое в трагической
истории России XX столетия. Достоевский
обладал поистине пророческим даром именно
потому, что понял природу человека, его
духовно-нравственные начала и на этой
основе строил изучение тенденций и закономерностей
эволюции человека. Пророчества Достоевского
изумляют и восхищают, он предвидел происходившее
в XX веке, проник в век нынешний, оставив
человечеству возможность постижения
собственных ошибок, просчетов и преступлений,
указав реальные пути выхода из катастрофы
сознания и реальности.
Достоевский
представляет серьезную опасность
для массовой псевдокультуры, с проявлениями
которой писатель вел непримиримую
борьбу, для всех тех, кто, прикрываясь
красивыми словами, на деле творит зло
на погибель России и русского народа.
Но они преходящи, временны, а Достоевский
вечен в своей неповторимости и величии.
Написанное
о Ф. М. Достоевском в сотни
раз превышает его литературное
наследие. Неиссякаемый поток литературы
о великом русском художнике и мыслителе,
разной по жанру свидетельствует о неисчерпаемости
его творчества. Одним из самых читаемых
в мире писателей, он продолжает оказывать
серьезное воздействие на духовную жизнь
человечества»1. Воистину это так.
Список использованной
литературы
- Бахтин
М.М. Проблемы поэтики Достоевского.
/ М.М. Бахтин. 4-е изд. - М.: Сов. Россия,
1979. - 320 с.
- Белинский
В. Г. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 554.
- Белинский
В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г.
// Белинский В.Г. Полн. собр. соч. T. IX. / В.Г.
Белинский. М.: Изд-во Акад. Наук СССР,1955.-392
с.
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу
1847 г. // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. T.
X. / В.Г. Белинский. М.: Изд-во Акад. Наук
СССР,1956.-345 с.
- Белинский
В.Г. Петербургский сборник, изданный Н.А.
Некрасовым // Белинский В.Г. Полн. собр.
соч. T. IX. / В.Г. Белинский. М.: Изд-во Акад.
Наук СССР, 1955.-268 с.
- Белов C.B.
Жена писателя: Последняя любовь Достоевского.
/ C.B. Белов. М.: Сов. Россия, 1986. - 206 с.
- Белов C.B.
Петербург Достоевского. / C.B. Белов- СПб.:
Алетейя, 2002.-372 с.
- Белов C.B.
Ф.М. Достоевский / C.B. Белов.- М: Просвещение,
1990.-207 с.
- Белопольский
В.Н. Достоевский и философская мысль его
эпохи: Концепция человека. / В.Н. Белопольский.
Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987.-206
с.
- Бельчиков
Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев.
/ Н.Ф. Бельчиков. М.: Наука, 1971. - 296 с.
- Бердяев
H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев
H.A. Философия творчества, культуры и искусства:
В 2 т.: Т. 2. / H.A. Бердяев. - М.: Искусство, 1994.
С. 7-150.
- Бердяев
H.A. Откровение о человеке в творчестве
Достоевского // Бердяев H.A. Философия творчества,
культуры и искусства: В 2 т.: Т. 2. / H.A. Бердяев.
С. 151-175.
- Бердяев
H.A. Ставрогин // Бердяев H.A. Философия творчества,
культуры и искусства: В 2 т.: Т. 2. / H.A. Бердяев.
С. 176-186.
- Биография,
письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского,
стр. 373 (второй пагинации).
- Бурсов Б.И.
Личность Достоевского: Роман-исследование.
/ Б.И. Бурсов. Л.: Сов. писатель. Ленингр.
отд-ние, 1979. - 680 с.
- Бэлнеп Р.
Генезис романа «Братья Карамазовы»: Эстетические,
идеологические и психологические аспекты
создания текста. / Р. Бэлнеп. -СПб.: Академический
проект, 2003.-264 с. (репринт, изд.).
- В.А Дьяков.
Новосибирск: Изд-во НГУ, 1987. - С. 196-220.
105. Ф.М. Достоевский и православие / Сост.
А.Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997.-318 с.
- Вайнерман
B.C. Достоевский и Омск. / B.C. Вайнерман.
Омск: Книжное издательство, 1991. - 125 с.
- Вересаев
В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Толстом.
/ В.В Вересаев. М.: Политиздат, 1991. - 335 с.
- Ветловская
В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».
/ В.Е Ветловская-Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,
1977. — 199 с.
- Волгин И.Л.
Колеблясь над бездной: Достоевский и
русский императорский дом. / И.Л. Волгин.
-М.: Центр гуманитарного образования,
1998.-656 с.
- Волгин И.Л.
Последний год Достоевского: исторические
записки. / И.Л. Волгин. — М.: Сов. писатель,
1986. 574 с.
- Волгин И.Л.
Пропавший заговор: Достоевский и политический
процесс 1849 г.: Учебное пособие. / И.Л. Волгин.
М.: Либерия, 2000. - 703 с.
- Волгин И.Л.
Родиться в России: Достоевский и современники:
Жизнь в документах. / И.Л. Волгин. М.: Книга,
1991. - 605 с.
- Гарин И.И.
Многоликий Достоевский. / И.И. Гарин. М.:
Терра,1997.-396 с.
28. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант.
/ ЯЗ. Голосовкер. М.: Изд-во Акад. наук, 1963.
- 102 с.
- Герасимов
Б.Г. «Ф.М. Достоевский в Семипалатинске»,
Семипалатинск, 1992 год.
- Григорьев
A.A. Литературная критика. / А.А Григорьев.
М.: Худож. лит., 1967.-631 с.
- Григорьев
A.A. Сочинения. В 2 т.: Т. 2. / А.А Григорьев.
М. Худож. лит., 1990.-509 с.
- Гроссман
Л.П. Достоевский. / Л.П. Гроссман. М.: Мол.
гвардия, 1962.-543 с.
32. Гроссман Л.П. Рулетенбург: Роман-биография.
/ Л.П. Гроссман. -М.: Захаров, 2002. 286 с. (репринт,
изд.)
- Гулыга A.B.
Русская идея и ее творцы: (Философские
портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского
до А.Ф. Лосева). / A.B. Гулыга. М.: Соратник,
1995.-306 с.
- Гус М.С. Идеи
и образы Достоевского. 2-е изд. / М.С. Гус.
- М.: Худож. лит., 1971. - 592 с.
- Добролюбов
Н. А. , Полное собрание сочинений, т. II, стр. 367,
36.
- Добролюбов
Н. А. , Полное собрание сочинений, т. II, стр. 374.
- Долинин
A.C. В творческой лаборатории Достоевского:
(История создания романа «Подросток»).
/ A.C. Долинин. М.: Сов. писатель, 1947. - 173 с.
- Долинин
A.C. Последние романы Достоевского: Как
создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы».
/ A.C. Долинин. М- Л.: Сов. писатель, 1963. —
344 с.
- Долинин
А. С. Достоевский и Герцен. Сборник «Достоевский».
Статьи и материалы. Пб., 1922, стр. 273—324.
- Достоевский
в Семипалатинске, Сборник дат и писем,
расположенных в хронологическом порядке,
Семипалатинск, 1996 год.
- Достоевский
Ф. М. Собрание сочинений: В 12 т. / Ф. М. Достоевский.
- М.: Правда, 1982.
- Достоевский
Ф. М. Собрание сочинений: В 7 т. / Ф. М. Достоевский.
- М.: Лексика, 1994.2. Монографии
- Достоевский
Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. /
Ф. М Достоевский. Л.: Наука, 1972-1990.
- Достоевский
Ф.М. Собрание сочинений: В 10 т. / Ф. М. Достоевский.
- М.: Гослитиздат, 1956-1958.
- Дьяков В.А.
Каторжные годы Ф.М. Достоевского (по новым
источникам) // Политическая ссылка в Сибири
XIX- нач. XX вв.: Историография и источники.
- Ермакова
M .Я. Традиции Достоевского в русской прозе.
/ М.Я. Ермакова. М.: Просвещение, 1990. - 126
с.
- Ермакова
М.Я. Романы Достоевского и творческие
искания в русской литературе XX века. /
М.Я. Ермакова. Горький, Волго-Вят. кн. изд-во,
1973.-319 с.
- Ермилов
В.В. Ф.М. Достоевский. / В.В. Ермилов. М.:
Гослитиздат, 1956.-280 с.
- Есин А.Б.
Психологизм русской классической литературы.
2-е изд. / дЛ А.Б. Есин М.: Флинта: Наука, 2003.
- 174 с.
- Звозников
A.A. Гуманизм и христианство в русской
литературе XIX в. 2-е изд. / A.A. Звозников.
- Минск: БГУ, 2001. - 212 с.
- Зернов Н.М.
Три русских пророка: Хомяков, Достоевский,
Соловьев. / Н.М. Зернов М.: Моск. рабочий,
1995. - 212 с.
- Золотусский
И.П. На лестнице у Раскольникова: Эссе
последних лет. / И.П. Золотусский. М.: Фортуна,
2000. - 320 с.
- Иванова
A.A. Философия открытия Ф.М. Достоевского.
/ A.A. Иванова. М.: Б. и., 1995. - 194 с.j. 2.
- Кантор В.
К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского.
/ В. Кантор 45. М.: Худож. лит., 1983.-192 с.
- Карякин
Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. / Ю.Ф. Карякин.
М.: Сов. писатель, 1989. - 646 с.
- Карякин
Ю.Ф. Самообман Раскольникова. / Ю.Ф. Карякин.
М.: Худож. лит., 1976. - 158 с.
- Касаткина
ТА Характерология Достоевского: Типология
эмоционально-ценностных ориентаций.
/Т.А. Касаткина. -М.: Просвещение, 1996.
- Кашина Н.В.
Человек в творчестве Достоевского. / Н.В.
Кашина. — М.: Худож. лит., 1986. 318 с.
- Кашина Н.В.
Эстетика Достоевского. 2-е изд. / Н.В. Кашина.
- М.: Высш. школа, 1989. - 286 с.
- Кирпотин
В.Я. Достоевский в шестидесятые годы.
/ В.Я. Кирпотин. - М.: Худож. лит., 1966. 560 с.
- Кирпотин
В.Я. Достоевский и Белинский. / В.Я. Кирпотин.
2-е изд. - М.: Худож. лит., 1976. - 301 с.
- Кирпотин
В.Я. Достоевский художник. Этюды и исследования.
/ ДЛ В.Я. Кирпотин. - М.: Сов. писатель, 1972.
- 319 с.
- Кирпотин
В.Я. Мир Достоевского. / В.Я. Кирпотин. М.:
Сов. писатель, 1980. - 375 с.
- Кирпотин
В.Я. Молодой Достоевский. / В.Я. Кирпотин.
М.: Гослитиздат, 1947. - 376 с.
- Кирпотин
В.Я. Разочарование и крушение Родиона
Раскольникова. / В.Я. Кирпотин. М.: Сов.
писатель, 1970. - 447 с.
- Кирпотин
В.Я. Ф.М. Достоевский, творческий путь.
/ В.Я. Кирпотин. М.: Гослитиздат, 1960. - 608
с.
- Климова
С.М. Феноменология святости и страстности
в русской философии культуры / С.М. Климова.
СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.
- Косенко
П.П. Неэвклидовы параллели: Хроника последних
лет жизни Достоевского и некоторых его
современников. / П.П. Косенко. Алма-Ата:
Жазуши, 1988. - 366 с.
- Кудрявцев
Ю.Г. Три круга Достоевского: (Событийное,
социальное, философское). / Ю.Г. Кудрявцев.
2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 400 с.
- Кузнецов
О.Н. Достоевский над бездной безумия.
/ О.Н. Кузнецов. - М.: Когито-Центр, 2003. 227
с.
- Кузнецов
О.Н. Достоевский о тайнах психического
здоровья. / О.Н. Кузнецов. -М.: Изд-во Рос.
открыт, ун-та, 1994. 168 с.
- Кулешов
В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
/ В.И. Кулешов. М.: Дет. лит, 1979. - 206 с.х 2.59
Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом
изложении. / Р.
- Лаут. М.:
Республика, 1996. - 447 с.
- Лотман Ю.М.
Романы Достоевского и русская легенда
// Реализм русской литературы 60-х годов
XIX в. / Ю.М. Лотман. Л.: Наука, 1974. - С. 124-140.
- Лютых A.A.,
Тонких В.А., Тонких Н.В. Социально-политический
взгляды Ф. М. Достоевского / А. А Лютых,
В. А. Тонких, Н.В .Тонких. - Воронеж: Воронежский
государственный университет, 2005. 260 с.
- Милюков
А. П. Литературные встречи и знакомства.
СПб., 1890, стр. 211—220.
- Мочульский
К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. / К.В.
Мочульский. М.: Республика, 1995. - 606 с.
- Мочульский
К.В. Достоевский: Жизнь и творчество. /
К.В. Мочульский. Париж: YMCA-PRESS, 1980. - 564 с.
- Назиров
Р.Г. Творческие принципы Достоевского.
/ Р.Г. Назиров. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
1982. 160 с.
- Наседкин
H.H. Достоевский: портрет через авторский
текст. / H.H. Наседкин.- Тамбов: ТГУ, 2001. 550
с.
- Наседкин
H.H. Самоубийство Достоевского: Тема суицида
в жизни и творчестве писателя. / H.H. Наседкин.
-М.: Алгоритм, 2002. 448 с.
- Нечаева
B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время»:
1861-1863. / B.C. Нечаева. М.: Наука, 1972. - 317 с.
- Нечаева
B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха»
(1864-1865)./B.C.Нечаева.-М.: Наука, 1975.-303 с.
- Нечаева
B.C. Ранний Достоевский. 1821-1849. / B.C. Нечаева.
М.: Наука, 1979.-288 с.
- Одиноков
В.Г. Типология образов в художественной
системе Ф.М. Достоевского. -/В.Г. Одиноков.
Новосибирск: Изд-во НГУ, 1981. - 145 с.
- П. Костенко
«И сердце остается одно (Достоевский
в Казахстане)», Алма-Ата, «Жазушы», 1969
год.
- Писарев
Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Сочинения.
В 4 т.: Т. IV. / Д.И. Писарев. -М.: Гослитиздат,
1956.
- Померанц
Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским.
/ Г.С. Померанц. -М., 1990. 382 е.; 2-е изд. - М.:
РОССПЭН, 2003. - 352 с.
- Пономарева
Г.Б. Достоевский: Я занимаюсь этой тайной.
/ Г.Б. Пономарева. М.: Академкнига, 2001. -
303 с.
- Розанов
В.В. "Легенда о Великом Инквизиторе"
Ф.М.Достоевского: Достоевский и последующие
М.: МГУ, 1991. - 342 с.
- Розенблюм
JI.M. Творческие дневники Достоевского
/ JI.M. Розенблюм. М.: Наука, 1981. - 368 с.
- Роман одного
петербургского квартала: Топография
романа Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание»: (Фотоальбом). СПб.: Блиц,
2001.-104 с.
- Сараскина
Л.И. «Бесы» роман-предупреждение / Л.И.
Сараскина. -М.: Сов. писатель, 1990.-478 с.
- Сараскина
Л.И. Ф. М. Достоевский. Одоление демонов
/ Л.И. Сараскина М.: АО Согласие, 1996. - 462
с.
- Селезнев
Ю.И. В мире Достоевского. / Ю.И. Селезнев.
М: Современник, 1980.-376 с.
- Селезнев
Ю.И. Достоевский. / Ю.И. Селезнев. 2-е изд.
- М.: Мол. гвардия, 1985. - 543 с.
- Семенов
Е.И. Роман Достоевского «Подросток» (проблематика
и жанр). / Е.И. Семенов. Л.: Наука. Ленингр.
отд-ие, 1979. - 167 с.
- Слоним М.
Три любви Достоевского. / М. Слоним. —
М.: Сов. писатель, 1991. 304 с.
- Сохряков
Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и русская
проза XX в. (70-80-х гг.). / Ю.И. Сохряков. М.:
ИМЛИ РАН, 2002. - 239 с.
- Станюта
A.A. Постижение человека: Творчество Достоевского
18401860-х гг. / A.A. Станюта Минск: Изд-во БГУ,
1976. - 158 с.
- Тарасов
Б.Н. Закон «Я» и «закон любви»: Нравственная
философия Достоевского. / Б.Н. Тарасов.
М.: Знание, 1991. - 62 с.
- Твардовская
В.А. Достоевский в общественной жизни
России (18611881). / В.А. Твардовская. М.Наука,
1990. - 340 с.
- Тонких В.А.,
Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой
мысли России / Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л.
М.: Владос, 1999. - 384 с.
- Туниманов
В.А. Творчество Достоевского (1854-1862). /
В.А. Туниманов. Л.: Наука, 1980. - 294 с.94. Фридлиндер
Г.М. Достоевский и мировая литература.
/ Г.М. Фридлиндер. М.: Худож. лит-ра, 1979. -
456 с.
- Ф.М. Достоевский
в воспоминаниях современников, том 1,
под редакцией: Вацурова В.Э., Гей М.К., Елизаветиной
Г.Г., Макашина С.А., Николаева С.А., Тюнькина
К.И., Москва, «Художественная литература»,
1990 год.
- Фудель С.И.
Наследство Достоевского. / С.И. Фудель.
М.: Рус. путь, 1998.-288 с.
- Чирков Н.М.
О стиле Достоевского. / Н.М. Чирков. М.:
Изд-во АН СССР, 1967.-303 с.
- Щенников
Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского.
/ Г.К. Щенников. Свердловск: Изд-во Урал,
ун-та, 1978. - 175 с.
- Ю. Селезнев
«Достоевский», Москва, «Молодая гвардия»,
1990 год.
- Якушин Н.И.
Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве:
Учебное пособие. — 2-е изд. / Н.И. Якушин.
М.: Русское слово, 2000. - 128 с.3. Сборники статей