Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы

1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»

Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске

2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске

2.2. 1854 год

2.3. 1855 год

2.4. 1856 год

2.5. 1857-1859 годы

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

годы

3.1 Начало переоценки жизненных взглядов


Заключение

Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Начаркина.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

       Тем временем в Петербурге распространяются слухи, что Достоевский написал верноподанические стихи, что взывает возмущение и насмешки в литературных кругах. В некрасовском «Современнике» (№12, 1855 год) опубликован фельетон Н.И. Панаева «Литературные кумиры и кумирчики. Заметки нового поэта о петербургской жизни», с намеками на Достоевского.

       20 ноября 1855 года Достоевский был  произведен в унтер-офицеры. Федор  Михайлович пишет Марии Дмитриевне  и просит ее согласия на  брак с ним. [2.С.18] 
 

      2.4 1856 год 

       В конце декабря 1855 года А.Е. Врангель навсегда уезжает из Семипалатинска. Достоевский передает через него письма М.М. Достоевскому и А.Н. Майкову.

       Вести из Кузнецка шли самые тревожные. Писатель получает письмо от Исаевой, в котором она осторожно спрашивает: «Что, если бы нашелся человек пожилой с добрыми качествами, служащий, обеспеченный, и если бы этот человек сделал ей предложение – что ей ответить?» [2.С.22]

       В своем ответе Федор Михайлович просит подождать с решением до сентября. Подавленный этой новостью он пишет Врангелю: «Вдруг слышу, что она дала слово другому, в Кузнецке выйти замуж. Я был поражен как громом. В отчаянии я не знал, что делать?».40

       Писатель  с невероятной энергией предпринимает  новые решительные попытки уладить свои запутанные дела.

       Надежды, которые он возлагал на предстоящую амнистию, в связи с коронацией нового императора, не оправдались. Тогда писатель решается на обходной маневр. С первым же письмом Врангелю в Петербург Достоевский отправляет и другое, адресованное герою севастопольской обороны Эдуарду Ивановичу Тотлебену. То, что унтер - офицер непосредственное обращался к генерал - адъютанту, было серьезным дисциплинарным проступком. Правда Федор Михайлович был знаком с Тотлебеном, тоже учившимся в главном инженерном училище, но знакомство это было давнее и неблизкое (Тотлебен закончил училище намного раньше). Достоевский пишет Генералу: «Я был виновен, я осознаю это вполне. Я был уличен в намерении (но не более) действовать против правительства. Я был осужден законно и справедливо; долгий опыт, тяжелый и мучительный, протрезвил меня и во многом переменил мои мысли. Но тогда – тогда я был слепец, верил в теории и утопии. Вся мечта моя: быть уволенным из военного звания и поступить в статскую  службу… Я желал бы иметь позволение печатать… Звание писателя  всегда благороднейшим, полезнейшим званием. Есть у меня убеждение, что только на этом пути я мог бы истинно быть полезным Отечеству ».41

       К счастью, Эдуард Тотлебен был не только храбрым солдатом и талантливейшим инженером, но и, действительно, благородным человеком. Он направил в штаб генерал – инспектора по инженерной части великого князя Николая Николаевича ходатайство: «К высокоторжественному дню коронации государя императора испрашивается милость: унтер-офицера Федора Михайловича Достоевского произвести в прапорщики  дозволить ему литературные занятия с правом печатания на законных основаниях».42 Ходатайство было подано после личной аудиенции у императора.

       Следует отметить, что Федор Михайлович был  живым человеком, но отнюдь не одержимым маньяком. Беспокойство за свою судьбу, «грозное чувство» к Исаевой, бесконечно волновали его, несли бессонные ночи. Но иногда у него были радостные или, во всяком случае, спокойные часы. По праздникам он бывал в гостях, даже танцевал (о чем семипалатинские дамы – сплетницы поспешили донести Исаевой; Исаева оскорбилась).

       Достоевский в 1856 году поселился на одной квартире с образованным офицером А.И. Бахеревым. Он, окончивший кадетский корпус, много поработал над саморазвитием и любил литературу; имел много дельных книг и выписывал «Современник» (Достоевский там прочитал статью Н.И. Панаева).

       Весной 1856 года Федор Михайлович, имея виды на Барнаул (направленный туда по служебной командировке), самовольно приезжает в Кузнецк и встречается с Марией Дмитриевной Исаевой. Позже он пишет Врангелю: «Я там провел два дня. В эти два дня она вспомнила прошлое, и ее сердце опять обратилось ко мне. Прав я или нет, не знаю, говоря так! Но она мне сказала: «Не плачь, не грусти, не все еще решено; ты и я и больше никто!» Это слово ее положительно. Я провел, не знаю, какие два дня, это было блаженство и мучение нестерпимое! К концу второго дня я уехал с полной надеждой».43 Действительно, после свидания в Кузнецке, Мария Дмитриевна решила не спешить с выбором будущего.

       По  приезду в Семипалатинск Достоевский  хлопочет о выплате Исаевой, причитавшегося ей после смерти мужа, но почему-то задержанного единовременного пособия в 285 рублей серебром. Федор Михайлович пишет Врангелю: «Друг мой, добрый мой ангел! Если вы все еще продолжаете любить меня, то помогите мне и в этом деле. Ради бога, справьтесь об участии представления (о выдаче казенного пособия) верно, у Вас найдутся знакомые, которые Вам помогут в этом, и люди влиятельные. Нельзя ли так пошевелить это дело, чтобы оно не залежалось и разрешилось в пользу Марии Дмитриевны».44

       5 августа 1856 года в Семипалатинск  прибыл магистр ботаники Петр  Семенов, молодой петербургский  ученый, отправлявшийся в большое путешествие к Тянь-Шаньским горам и озеру Иссык-Куль. В городе ему предстояло пробыть только сутки. Петр Семенов представился губернатору, потом адъютант губернатора Василий Демченский отвел его на свою квартиру, где произошло встреча путешественника и писателя. Они были знаком с молодых лет. Позже встречались у Петрашевского, хотя Семейнов и не был активным участником общества. Хотя особой близости между ними раньше не было, эта встреча вышла неожиданно горячей. Семенов-Тянь-Шаньский вспоминал: «Достоевский наскоро рассказал мне все, что ему пришлось пережить со времени его ссылки. При этом он сообщал мне, что положение свое в Семипалатинске он считает вполне сносным, благодаря добрым отношениям к нему не только своего прямого начальника, батальонного командира, но и всей семипалатинской администрации».45 Друзья договорились встретиться зимой в Барнауле.

       30 октября Гасфорт получил приказ, коим: «Федор Михайлович Достоевский  производился в прапорщики, с  оставлением за ним секретного  надзора впредь до совершенного удостоверения в его благонадежности».46

       15 ноября писатель отправляется в Кузнецк, на этот раз уже с официального разрешения. Здесь было новое, решительное объяснение с Марией Дмитриевной, объяснение со своим соперником, молодым учителем Вергуновым. Сопернику ничего другого не оставалось, как потихоньку стушеваться. Все было решено. Дело оставалось за деньгами.

       В 1856 году писателю удается улучшить свои бытовые условия. Он перебирается на квартиру в дом Пальшиных, где снимает 2 комнаты с обедом. В письме брату  Михаилу Достоевский рассказывает: «Я снял себе квартиру, с прислугой, с отопление и со столом за 8 рублей серебром. Одним словом, живу как жид».

       В 1856 году писатель получает от сестры Варвар 25 рублей и 200 рублей от родственников  – Карелиных, Куманиных, Ивановых. Достоевский очень плохо распоряжается деньгами, часто допускает необдуманные траты. Так, например, он одаривал каждый раз посыльного монетой. Расходы же значительные. С получением чина прапорщика писателю начинают выплачивать жалованье, но очень не значительное. Достоевскому приходится одалживать деньги, когда начинаются хлопоты, связанные женитьбой. Писатель жалуется брату Михаилу: «Денег у меня нет ни копейки, а деньги – первое дело, и поэтому решаюсь занять. Надобно сделать хоть какие-нибудь приготовления, нанять квартиру хоть в три комнаты, иметь хоть необходимую мебель. Надобно одеться, надобно и ей помочь».

       Таким образом, на момент свадьбы на руках  Достоевского оказалась довольно значительная сумма – 1500 рублей: 600 рублей – горный инженер Ковригин, 600 рублей – дядя, 100 рублей – Якушин, 200 рублей - ? Из этой денежной суммы писателем было потрачено на приобретение мебели, необходимые обряды, долги почти все. 

      2.5  1857 - 1859 годы 

       В январе 1857 года Достоевский выезжает в Кузнецк в самом лучшем расположении духа и с твердой верой в счастливое будущее. На пути в Кузнецк Федор Михайлович останавливается в Барнауле у Семенова. Эта встреча знаменательна тем, что во время ее Достоевский впервые «опробовал» на слушателе начатые им еще в 1855 году, в «Казаковом саду», «Записки из мертвого дома». Семенов пишет: «Достоевский пробыл у меня недели две в необходимых приготовлениях к свадьбе. По нескольку часов в день мы проводили в интересных разговорах и в чтении, глава за главой, его в то время еще неоконченных «Записок из мертвого дома», дополняемых устными рассказами».47

       Из  Барнаула писатель отбывает в Кузнецк, где 6 февраля 1857 года происходит венчание Федора Михайловича Достоевского и Марии Дмитриевны Исаевой. Достоевский проводит с женой в Кузнецке неделю. Они посещают вечера, знакомых. На обратном пути в Семипалатинск молодожены останавливаются в Барнауле у Семенова. С Федором Михайловичем случается сильнейший припадок: «В Барнауле со мной случился припадок, и я лишних 4 дня прожил в этом месте. Припадок сокрушил меня и телесно и нравственно. Доктор сказал мне, что у меня настоящая эпилепсия и предсказал мне. Если я не приму немедленных мер, то припадки могут принять самый дурной характер». Испуганная и подавленная Мария Дмитриевна не отходила от постели больного мужа. Уехали в Семипалатинск тот же час, как только Федор Михайлович смог встать. По приезду в город заболела Мария Дмитриевна.

       Молодожены  сняли под квартиру второй этаж небольшого дома почтальона Лепухина на Крепостной улице. Этот дом, писатель прожил там до окончания пребывания в Семипалатинске, сохранился и поныне. Сейчас там мемориальный дом-музей Федора Михайловича Достоевского. В трех, скромно меблированных комнатах, Федор Михайлович проводил почти все свободное от службы время. Внизу, кроме хозяев, жил денщик прапорщика Достоевского Василий.

       Волнение  последних двух лет и настойчивые  советы врачей не откладывать лечение  падучей, побудили Достоевского взять  в конце мая 1857 года двух месячный отпуск и отправиться на отдых в поселок Озерки, в 16 верстах от Семипалатинска.

       Летом 1857 года до Семипалатинска доходит  Указ о возвращении Достоевскому дворянства. С возвращением потомственного дворянства Федор Михайлович получает разрешение печататься. Как офицер Достоевский аккуратно появлялся в офицерском собрании, когда его официальное положение требовало его присутствия, но особенно в такую компанию не стремился. Большинство офицеров было с низким культурным уровнем, который мало чем отличался от солдат.

       Писатель  с женой делают визиты семипалатинским знакомым. Борис Герасимов так описывает круг знакомств писателя: «Из офицеров Достоевский был дружен с командиром линейного казачьего полка, полковником Мессарошем, командиром батальона Белиховым, адъютантом губернатора Бахиревым, командиром роты, где служил писатель Артемием Ивановичем Гейбовичем. В семье Гейбовича к Федору Михайловичу относились с глубоким уважением и видели в нем светлую личность».48

       В Семипалатинске проживала группа ссыльных поляков. Герасимов рассказывает: «Поляки не нравились Достоевскому, и знакомства с ними он избегал. Но, тем не менее, в числе знакомых писателя значились поляки: бывший инженер Гиршфельд, Карл Ордынский и Нововейский. Гиршфельд изредка посещал Врангеля с Достоевским в «Казаковом саду». Более сердечно Федор Михайлович относился к Ордынскому, дом Ордынских писатель посещал охотно. Поляк Нововейский с женой довольно часто заходил к Достоевским. Достоевские угощали Нововейских чаем, оставляли обедать. Вообще-то Достоевский держал в стороне от поляков».49

       Хорошие отношения установились у Достоевских с хозяевами дома. Лепухин помог Федору Михайловичу в одном важном деле. Достоевский решил поместить своего пасынка Пашу Исаева в Омский кадетский корпус. Писатель был знаком с инспектором корпуса Ждан - Пушкиным. Достоевский написал ему письмо с просьбой взять в кадетский корпус Пашу: «Я помню, что писал к Вам о его сиротке-сыне, придумывая как бы поместить его в Сибирский корпус, что очень бы хотелось бедной вдове, его матери, по смерти своего мужа, пришедшей почти в отчаяние».50 Хлопоты об определении Паши увенчались успехом. Доставить мальчика в Омск взялся почтальон Лепухин, часто ездивший в центр края.

       16 января 1858 года Достоевский подает  прошение об увольнении его  от военной службы по болезни  с указанием предполагаемого места жительства – Москве. Здоровье писателя ухудшалось. В августе 1858 года у него было 4 припадка эпилепсии.

       Несмотря  на все хлопоты и заботы, 2 последних семипалатинских года были для писателя временем напряженной подготовки к окончательному возвращению в литературу. В Семипалатинске работа Достоевского над «Записками из мертвого дома» уже вышла из первоначальной стадии фиксации материала и предварительных набросков, были созданы «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково».

Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов