Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа
На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.
Введение
Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы
1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»
Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске
2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске
2.2. 1854 год
2.3. 1855 год
2.4. 1856 год
2.5. 1857-1859 годы
Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского
годы
3.1 Начало переоценки жизненных взглядов
Заключение
Список использованной литературы 3
- проследить историческую трансформацию воззрений мыслителя в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы;
- раскрыть социальные, идейные, духовные, нравственные истоки становления политических взглядов Ф. М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинск;
- определить ведущие факторы, оказавшие влияние на эволюцию социально-политических идей Ф. М. Достоевского;
- исследовать содержание социально-политических воззрений Достоевского, их место в истории русской политической мысли второй половины XIX в.;
- проанализировать эволюцию социально-политических идей Достоевского в русле идейно-политической борьбы в пореформенной России.
Исследование истории становления и эволюции социально-политических взглядов Достоевского имеет обширную источниковую базу. Основная масса документальных материалов, связанных с творчеством писателя, опубликована в различных источниках.
Источниками для написания настоящей работы послужили в первую очередь сочинения Ф.М. Достоевского - Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Первые семнадцать томов содержат художественные произведения, в том числе черновые их варианты, что позволяет проследить эволюцию философских и политических взглядов писателя, пути развития его мировоззрения. Тома с XVIII по XXVII содержат материалы, связанные с публицистическим творчеством писателя, включая «Дневник писателя», сосредоточивший многие характеристики восприятия Достоевским социальной действительности, отношения к общественным событиям 1870-х годов. Тома с XXVIII по XXX содержат письма Достоевского личного и общественного характера. Во многих из них сконцентрированы узловые проблемы формирования и эволюции мировоззрения мыслителя2.
Вторую группу источников представляют воспоминания о Ф.М. Достоевском, среди которых особо выделим воспоминания его родных - младшего брата А.М. Достоевского, жены А.Г. Достоевской, дочери Л.Ф. Достоевской. Многие стороны воспоминаний родных носят субъективный, глубоко личный характер. Что касается воспоминаний дочери Любови, то исследователю следует обратить особое внимание на субъективное толкование дочерью жизнедеятельности отца - Любе в январе 1881 г., когда скончался Федор Михайлович, было всего 11 лет, что, безусловно, затрудняло восприятие ею мировоззрения отца.
Среди мемуарной литературы о Достоевском выделим воспоминания его современников. В 1990 г. был издан двухтомник «Достоевский в воспоминаниях современников», содержащий воспоминания близких писателю людей, с которыми он контактировал в различные периоды жизни.
Третью группу источников составляют материалы периодической печати (газеты, журналы), в первую очередь тех изданий, которые редактировал либо в которых печатался писатель. Это - журналы «Время», «Эпоха» за период 1861-1865 гг., «Отечественные записки», «Гражданин», «Современник» и др3.
К четвертой группе источников отнесем документы следственной комиссии по делу петрашевцев, проливавшие свет на политические воззрения писателя. Данные материалы следует оценивать критически, т.к. молодой писатель стремился перед следственной комиссией обелить себя в глазах следователей, облегчить тем самым свою участь.
Пятая группа источников включает справочные и биографические издания по истории жизни и творчества Ф.М. Достоевского4. Они могут служить дополнительным материалом при изучении творчества мыслителя, его социально-философских и политических взглядов.
Таким образом, источниковая база исследования достаточно обширна, что позволило изучить историю формирования и основные этапы эволюции социально-политических взглядов Ф. М. Достоевского.
Хронологические рамки исследования включают период творчества Достоевского с середины 1840-х годов до момента смерти в январе 1881 г. Внутренняя периодизация во многом соответствует основным этапам жизнедеятельности писателя.
Практическое
значение исследования заключено в возможности
использования содержащихся в нем материалов
для дальнейшего наращивания научных
изысканий в сфере достоевсковедения,
а также для учебно-методической работы
по Отечественной истории, социальной
философии, политологии, истории политической
мысли России, литературоведению, культурологи.
Глава 1. Формирование
общественно-политических
взглядов Ф.М. Достоевского
в середине 1840-х- 1849 годы
1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»
Творчество Федора Михайловича Достоевского принадлежит к числу наиболее сложных явлений русской литературы второй половины XIX века. Достоевский — великий писатель, обогативший русскую литературу многими замечательными произведениями, которые заслуженно приобрели мировую известность. Но творчество Достоевского и его идейное развитие отмечены глубокими противоречиями. Начавший свою деятельность под воздействием передовых демократических идей 40-х годов, испытавший влияние Белинского, осужденный в молодости на каторгу за участие в социалистических кружках петрашевцев, Достоевский позднее разошелся с деятелями русского освободительного движения. В 60-х и 70-х годах он выступил как противник великих русских революционеров-демократов, как проповедник покорности и смирения.
Реакционные стороны общественных взглядов Достоевского отразились не только в его статьях и публицистических выступлениях, но и в художественном творчестве. Однако как большой, чуткий и правдивый писатель Достоевский не мог отрешиться от гуманистических идеалов и внимательного отношения к вопросам общественной жизни своего времени, от традиций русского реалистического искусства, созданных Пушкиным и Гоголем.
Достоевский писал в годы падения крепостного права и в период пореформенного бурного развития капитализма в России, которое несло с собой неисчислимые муки и лишения народным массам города и деревни и способствовало глубокой ломке мировоззрения этих масс. В произведениях Достоевского сильно и правдиво изображены многие важные стороны жизни русского общества в первые десятилетия после реформы, ярко показано духовное вырождение господствующих классов, нищета и страдания демократических слоев городского населения, умственные блуждания дворянско-буржуазной интеллигенции, оторванной от народа. Критические, обличительные стороны произведений Достоевского опровергают реакционные и ложные стороны мировоззрения писателя, и именно это обеспечило его творчеству выдающееся место в развитии русской и мировой литературы.
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя, Михаил Андреевич, был врачом. Отдаленные предки М. А. Достоевского происходили, по семейному преданию, из дворянского рода. Но сам он был сыном священника, типичным разночинцем. Не желая принять духовное звание, М. А. Достоевский в юношеские годы навсегда оставил дом отца, порвал с родными и добрался до Москвы. Здесь он поступил в Медико-хирургическую академию. Во время Отечественной войны 1812 года он служил военным врачом, а позднее, выйдя в отставку, в 1821 году поступил в московскую Мариинскую больницу для бедных. В 1828 году, выслужив чин коллежского асессора, дававший дворянские права, М. А. Достоевский записал себя и свою семью в книги московского дворянства. В 1831—1832 годах он приобрел два небольших имения в Каширском уезде Тульской губернии. Мать писателя, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из московской купеческой семьи. (Приложение А)
Детство Достоевского прошло в Москве. Среда, окружавшая его в эти годы, была разночинной: частыми посетителями в доме его родителей были сослуживцы отца — врачи с их семьями и родственники матери — мещане, чиновники, купцы. Вся эта среда была настроена консервативно; консервативный характер носили и взгляды родителей Достоевского.
Первыми яркими художественными впечатлениями младшего поколения Достоевских, по воспоминаниям брата писателя, Андрея Михайловича Достоевского, были русские народные сказки, услышанные из уст крестьянки-кормилицы. В детские годы Ф. М. Достоевский, его братья и сестры познакомились также с лубочными изданиями «Бовы-королевича», «Еруслана Лазаревича» и других народных книг, бывали в балаганах московских петрушечников. После покупки родителями имения дети вместе с матерью ежегодно уезжали на летнее время в деревню, посещения которой произвели на будущего писателя, по его собственному признанию, «глубокое и сильное впечатление» (XII, 179)5. Здесь Достоевский впервые узнал жизнь крепостного крестьянства, почувствовал уважение и любовь к народу. В «Дневнике писателя» за 1876 год в рассказе «Мужик Марей» Достоевский рассказал об одном из своих первых столкновений с «мужиком», которое запомнилось ему на всю жизнь.
Отец Достоевского был человеком, ценившим образование, понимавшим значение книги. В зимние вечера в доме Достоевского устраивались семейные чтения, на которых отец и мать читали вслух «Историю» Карамзина и его повести, стихотворения Державина, прозу Жуковского и Пушкина (поэзии Пушкина отец Достоевского, воспитанный в духе заветов классицизма и уважения к старинным авторитетам, не признавал), исторические романы Загоскина и Лажечникова.
«Сильнейшее впечатление» у десятилетнего Достоевского оставила игра великого русского трагика П. С. Мочалова в «Разбойниках» Шиллера, а двенадцати лет он прочел «всего Вальтер-Скотта», «развил в себе фантазию и впечатлительность»6.
Большое значение для будущего писателя имела завязавшаяся еще в детские годы дружба со старшим братом, Михаилом Михайловичем Достоевским (1820—1864). У обоих братьев рано обнаружились сходные интересы, оба они пристрастились к литературе и привыкли делиться своими впечатлениями.
Первоначальное обучение Ф. М. Достоевский получил дома, с ним занимались мать, отец и приходящие учителя. В 1834 году М. М. и Ф. М. Достоевские поступили в московский частный пансион Л. И. Чермака, а в 1837 году, после смерти матери, отец перевез их в Петербург для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище, куда Ф. М. Достоевский и был зачислен в январе 1838 года.
Достоевский поступил в Инженерное училище по желанию отца. Ни занятия в училище, ни предстоявшая после окончания военная служба не привлекали будущего писателя, так как ко времени переезда в Петербург уже успели прочно определиться его интерес и влечение к литературе.
По словам самого Достоевского, он и его старший брат, собираясь в Петербург, мечтали «только о поэзии и о поэтах»: «Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, и даже дорогой, а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» (XI, 169). Еще в родительском доме братья Достоевские «читали во всякое свободное время».7 Обоих их объединяла горячая любовь к Пушкину, смерть которого они пережили как глубокое личное горе. В годы учения в пансионе Достоевский приобрел широкое знание русской литературы, а также читал Байрона, Купера, произведения Бальзака и французских романтиков, печатавшиеся в русских журналах. Еще шире стал круг его чтения во время пребывания в Инженерном училище. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Белинским Достоевский увлекается Шекспиром, Корнелем и Расином, Шиллером, Гофманом, В. Гюго, Ж. Санд, Бальзаком. В письмах этого периода к брату, прославляющих дружбу, поэзию, шиллеровских героев, отразился романтический характер юношеских идеалов писателя. В училище вокруг Достоевского образуется небольшой кружок из товарищей, объединенных литературными интересами. Одним из членов этого кружка был будущий писатель Д. В. Григорович.
В июне 1839 года, когда Достоевский находился в училище, его отец был убит в деревне своими крепостными. Смерть отца от руки крепостных (явившаяся одним из многих симптомов нараставшего недовольства крестьян крепостным правом) произвела на молодого Достоевского глубокое впечатление.
По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен на службу в чертежную Инженерного департамента, но уже через год вышел в отставку. С этого времени он начал вести необеспеченную жизнь профессионального литератора. В том же 1844 году выходит первая литературная работа Достоевского — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», напечатанный в июньской и июльской книжках журнала «Репертуар и Пантеон».
После выхода в отставку Достоевский поселяется на одной квартире с Григоровичем и отдается работе над своим романом «Бедные люди». Закончив его в апреле 1845 года, Достоевский в мае, по совету Григоровича, познакомил с ним Н. А. Некрасова. Со стороны Григоровича и Некрасова роман встретил восторженный прием, и Некрасов поспешил передать его В. Г. Белинскому. Чтение «Бедных людей» сразу убедило великого критика в огромном литературном даровании Достоевского, он пригласил молодого писателя к себе. Знакомство с Белинским, — Достоевский впоследствии писал, что минута, когда он услышал одобрение великого критика, была «самая восхитительная минута» во всей его жизни (XII, 32), — ввело Достоевского в кружок передовых писателей 40-х годов, группировавшихся вокруг Белинского, и сделало его участником кипучей идейной жизни этого кружка. Достоевский, «уже несколько лет с увлечением» (XII, 30) читавший статьи Белинского, принимает в это время оживленное участие в литературно-издательских предприятиях молодого Некрасова, идейным вдохновителем которых был Белинский. Он составляет объявление о выходе сатирического альманаха «Зубоскал», который Некрасов собирался издавать с 1846 года (альманах этот был запрещен цензурой), пишет в сотрудничестве с Некрасовым и Григоровичем юмористический рассказ «Как опасно предаваться честолюбивым снам», помещенный в изданном Некрасовым альманахе «Первое апреля». В январе 1846 года выходит из печати «Петербургский сборник» Некрасова, в котором были помещены «Бедные люди». В своей статье о «Петербургском сборнике» Белинский горячо приветствовал «Бедных людей», ярко охарактеризовал гуманистическую и демократическую направленность этого первого романа Достоевского.
Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов