Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы

1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»

Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске

2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске

2.2. 1854 год

2.3. 1855 год

2.4. 1856 год

2.5. 1857-1859 годы

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

годы

3.1 Начало переоценки жизненных взглядов


Заключение

Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Начаркина.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

       Однако  вскоре между Достоевским и кружком  Белинского начинаются расхождения. Уже  повесть Достоевского «Двойник», появившаяся в январской книжке «Отечественных записок» 1846 года, была принята кружком Белинского значительно холоднее. Сам Белинский в статье о «Петербургском сборнике», находясь еще под непосредственным впечатлением «Бедных людей», с большой похвалой отозвался о «Двойнике», но впоследствии пересмотрел этот отзыв и в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» дал гораздо более сдержанную оценку роману. Следующие произведения Достоевского — «Господин Прохарчин» (1846) и «Хозяйка» (1847) — были встречены Белинским с нескрываемым разочарованием, и он дал им и в своих письмах, и в печати отрицательную оценку. Осенью 1846 года Достоевский ссорится с Некрасовым, не желая порвать с «Отечественными записками» Краевского, оставленными Белинским, и обещать свое исключительное сотрудничество революционно-демократическому «Современнику». В начале 1847 года прекращаются встречи Достоевского с Белинским. Свои повести 1847—1849 годов Достоевский помещает главным образом в «Отечественных записках».

       Разрыв Достоевского с Белинским и его кругом был вызван рано обнаружившимся и постепенно увеличивавшимся идейным расхождением, следствием которого были литературные разногласия. Мировоззрение молодого Достоевского формировалось в 40-е годы, когда в России и на Западе обозначился перелом в настроениях народных масс, обострилась борьба литературно-общественных направлений. Достоевский был захвачен идеями утопического социализма 40-х годов. Вместе с тем он был в некоторой степени затронут воздействием прогрессивной материалистической мысли своей эпохи, читал и высоко оценивал «Письма об изучении природы» А. И. Герцена, «...я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки», — писал он о себе уже после каторги, когда в его миропонимании обозначился поворот к религии8. Но взгляды Достоевского уже и в молодости, как видно из его произведений 40-х годов, были противоречивы. По собственному признанию писателя, расхождение его с Белинским произошло «из-за идей о литературе и о направлении литературы». Взгляд Белинского на назначение русской литературы определялся его революционно-демократическим мировоззрением, окончательно сформировавшимся ко времени знакомства с Достоевским. Белинский считал главными задачами прогрессивной литературы борьбу с самодержавно-крепостническим строем, пропаганду революционных и социалистических идеалов. Он критиковал в своих статьях повести Достоевского за отход от направления, по которому совершалось развитие передовой демократической литературы 40-х годов. Достоевский же упрекал Белинского, что он «силится дать литературе частное, недостойное ей назначение»9. Как рассказал позднее Достоевский в «Дневнике писателя», для него был неприемлем атеизм Белинского, отрицавшего божественность Христа и бессмертие души.

       Но  и после разрыва молодого Достоевского с кругом Белинского связи его  с передовым общественным лагерем 40-х годов не прекратились. Еще  до ссоры с Белинским, в конце 1846 года, Достоевский сблизился с  братьями А. Н. и Н. Н. Бекетовыми и стал участником собиравшегося у них кружка демократически настроенной молодежи. Д. В. Григорович, также посещавший этот кружок, вспоминает, что на собраниях здесь обсуждались многие общественные вопросы, причем в разговорах «везде слышался негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости».10 У Бекетовых Достоевский познакомился и сблизился с критиком В. Н. Майковым, который в своих статьях 1846—1847 годов дал высокую оценку «Бедным людям» и «Двойнику», и с его братом, поэтом А. Н. Майковым. Еще раньше завязались дружеские связи Достоевского с поэтом А. Н. Плещеевым, также посетителем бекетовского кружка. Дружба с В. Н. Майковым и А. Н. Плещеевым, близкими к М. В. Петрашевскому, способствовала приобщению Достоевского к среде петрашевцев.

       Достоевский познакомился с М. В. Петрашевским весной 1846 года и стал посетителем его «пятниц» с февраля — марта следующего года. Кроме собраний у Петрашевского, он участвовал в собраниях более узкого кружка петрашевцев, который с осени 1848 года собирался у А. Н. Плещеева, А. И. Пальма и С. Ф. Дурова. Достоевский был одним из инициаторов, создания этого второго кружка.

       Революционные кружки петрашевцев, возникшие в  середине 40-х годов, сыграли видную роль в развитии русского освободительного движения. Выступление петрашевцев отражало возраставшее недовольство всех демократических слоев населения реакционным николаевским режимом и усиливавшийся с каждым годом протест крестьянства против крепостного права. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований и явились одними из первых пропагандистов утопического социализма в России. В. И. Ленин писал в 1903 году, что социалистическая интеллигенция представляла в России к началу XX века «полувековое создание, начиная от кружка петрашевцев, примерно».

       Среди петрашевцев были дворяне и разночинцы, представители передовых демократических идей — М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, М. Е. Салтыков (переставший посещать собрания еще до знакомства Достоевского с Петрашевским) — и умеренное, реформистское крыло (Н. Я. Данилевский, Е. И. Ламанский и др.; к этому крылу примкнул старший брат писателя М. М. Достоевский).11

       Арест петрашевцев и расправа над ними приостановили кристаллизацию в  кружках политических направлений, которые в 1847—1849 годы еще не установились и только начинали определяться. Однако на протяжении двух лет, в течение которых Достоевский был связан с кружками петрашевцев, взгляды основного ядра участников этих кружков и характер их собраний успели претерпеть существенные изменения. Если до 1848 года петрашевцы ограничивались преимущественно пропагандой своего мировоззрения, обсуждением различных систем утопического социализма и вопроса о путях преобразования общественного строя России, то под влиянием революции 1848 года у наиболее активной части петрашевцев укрепилось стремление перейти к непосредственной политической деятельности, к созданию тайной революционной организации. Этот перелом в развитии идей петрашевцев сказался и на эволюции взглядов Достоевского. (Приложение Б)

       Подобно декабристам, петрашевцы видели в литературе важное средство пропаганды своих взглядов. Большие таланты «есть собственность общественная, достояние народное», — утверждал Петрашевский, указывавший, что задача литераторов — членов кружка — «поселять свои идеи в публике».12 Такой же позиции придерживался Ф. Г. Толь, утверждавший, «что поэт должен быть прежде всего сыном своего отечества, ко благу которого должен клонить всю свою деятельность».13

       В противоположность Петрашевскому  и Толю, Достоевский в споре  с ними, как и в споре с  Белинским, доказывал, что «искусство само себе целью»14 и что писатель не должен считать себя связанным принадлежностью к определенному политическому направлению. Противоречия позиции Достоевского отразились и при обсуждении политической программы петрашевцев. В своих показаниях на следствии он заявил, что склонялся к либеральным реформам и отвергал революционные методы борьбы, что подтверждается и другими показаниями. Интересно отметить, что, хотя Петрашевский, подобно Белинскому, высоко оценивал талант Достоевского (он писал в своих показаниях: «талант Достоевского не из маленьких в нашей литературе»),15 на одном из собраний, критикуя тех писателей, которые «недостаточно глубоко изучают окружающую их действительность», «недостаточно отличают существенное от несущественного», Петрашевский приводил в качестве примера повести молодого Достоевского.16

       Тем не менее, из материалов следствия видно, что под влиянием событий 1848—1849 годов во взглядах Достоевского произошел заметный сдвиг. Достоевский принадлежал к числу тех петрашевцев, которые считали важнейшим вопросом русской общественной жизни крестьянский вопрос. Во время прений о том, какую меру — уничтожение цензуры, освобождение крестьян или преобразование судопроизводства — следует признать первоочередной, Достоевский примкнул к мнению петрашевца Головинского, утверждавшего, что уничтожение крепостного права является самым безотлагательным и важным из всех необходимых в России политических преобразований. Достоевский считал также необходимым освобождение русской печати от цензурного гнета, особенно усилившегося в 1848—1849 годах, он критиковал тупую жестокость николаевской военной системы, зависимость внешней политики Николая I от реакционной политики Меттерниха. Большое впечатление на слушателей произвело чтение Достоевским на собраниях у Дурова и Петрашевского зальцбруннского письма Белинского к Гоголю. В начале 1849 года Достоевский вошел в созданное Н. А. Спешневым тайное революционное общество, конечной целью которого было «произвести переворот в России».17 Вместе со Спешневым, Н. А. Момбелли, П. Н. Филипповым и другими петрашевцами Достоевский попытался организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы.  

     В ночь на 23 апреля 1849 года Достоевский, как и другие посетители «пятниц» Петрашевского, был арестован. Почти  восемь месяцев он провел под следствием в Алексеевском равелине Петропавловской  крепости. Хотя существование организованного  Спешневым тайного революционного общества, к которому примкнул Достоевский, осталось неизвестным следственной комиссии, он уже в начале следствия был признан «одним из важнейших» среди привлеченных по делу петрашевцев.18 Особенное значение следственная комиссия придала чтению и распространению Достоевским письма Белинского к Гоголю. В числе 21 наиболее важных обвиняемых Достоевский был признан военным судом виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка» и приговорен к расстрелу.19 По ходатайству генерал-аудиториата этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. 22 декабря 1849 года Достоевский и другие осужденные были вывезены на Семеновский плац в Петербурге, где им был объявлен смертный приговор и первая группа приготовлена к расстрелу. Только после долгих минут мучительного ожидания предстоящей смерти (описанных Достоевским в романе «Идиот») осужденным петрашевцам было объявлено о замене смертного приговора — такова была изощренная пытка, придуманная Николаем I в расчете сломить дух петрашевцев.

       Первый  роман Достоевского «Бедные люди»  остался лучшим из созданного Достоевским  в сороковых годах. Этот роман  сыграл выдающуюся роль в развитии русской литературы своего времени.

       Приветствуя выход в свет «Бедных людей», Белинский  писал в статье о «Петербургском сборнике»: «С первого взгляда видно, что талант г. Достоевского не сатирический, не описательный, но в высокой степени творческий..., это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта».20

       Достоевский в «Бедных людях» явился продолжателем  той обличительной, социально-гуманистической  линии гоголевского творчества, которая  нашла свое наивысшее выражение  в «Шинели». Но Достоевский не только продолжал, о чем он сам заявил в «Бедных людях», развивать выдвинутые Пушкиным и Гоголем принципы критического изображения петербургской жизни, их защиту демократического «маленького человека». Он внес в развитие пушкинских и гоголевских традиций в своем первом романе новые черты, которые совпадали с общим направлением исканий передовой демократической мысли 40-х годов.

       Если  у Гоголя бесправная судьба маленького человека — Поприщина или Акакия Акакиевича — определялась в первую очередь ничтожностью «чина», ничтожностью места, занимаемого в системе  бюрократической иерархии, то Достоевский, изображая жизнь демократических слоев населения Петербурга, выдвинул на первый план более широкий и общий контраст между богатством и бедностью, имущими и неимущими. В этом сказалось определенное влияние на Достоевского идей утопического социализма 30—40-х годов. Белинский в разговоре с П. В. Анненковым назвал «Бедных людей» первой в русской литературе «попыткой» «социального романа».21

       Роман Достоевского построен в форме переписки  героев — старого чиновника Макара Алексеевича Девушкина и молодой девушки, сироты, спасенной им из рук сводни, Вариньки Доброселовой. Но хотя отношения Макара Алексеевича и Вариньки занимают в романе центральное место, Достоевский ни на одну минуту не изолирует своих героев от окружающего мира. В письмах Макара Алексеевича и Вариньки и в ее записках о своем прошлом перед читателем проходит целая вереница других лиц, дается в качестве фона широкая картина Петербурга сороковых годов. Здесь и сводня Анна Федоровна, и соблазнитель Вариньки — степной помещик Быков, и бедный студент Покровский, его пьяница-отец, несправедливо отставленный и отданный под суд чиновник Горшков, мелкий литератор Ратазяев, сослуживцы Макара Алексеевича всех рангов — от «его превосходительства» до выгнанного из департамента горемыки-пьяницы Емельяна Ивановича, мелкий ростовщик, уличный шарманщик, прислуга. Опираясь на традицию возникшего в 40-х годах физиологического очерка из столичной жизни, Достоевский дает в «Бедных людях» множество беглых зарисовок различных типов тогдашнего Петербурга. Но при этом, в отличие от авторов «физиологических очерков», Достоевский стремится на основе этих зарисовок создать единую драматическую картину общественной жизни, объединенную одной общей мыслью.

       Изображая жизнь Петербурга, Достоевский показывает, что большинство его населения составляют такие же «бедные люди», как Макар Алексеевич и Варинька. Эта столичная беднота наполняет многоэтажные дома и улицы города. Она живет в жалких углах, недоедает, подвергается ежеминутным обидам богачей, ее дети вырастают в грязи, голодают, гибнут.

       А между тем, утверждает Достоевский, «бедные люди» — не худшие, а  лучшие люди! И Макар Алексеевич, и Варинька, и студент Покровский, и другие бедняки, которые проходят перед читателем на страницах  романа, — в большинстве своем люди благородные, деликатные, чуткие друг к другу, способные на самоотверженные поступки. Несмотря на трудные условия жизни, они сумели сохранить в себе гордость, сознание своей независимости, душевную тонкость. Недалекий и забитый Макар Алексеевич, над которым смеются чиновники его департамента и которого они считают годным лишь для переписки бумаг, самозабвенно любит Вариньку. Чувство Девушкина трогательно: любя Вариньку, Девушкин сознает свое неравенство с нею не только потому, что он старик, но и потому, что Варинька превосходит его умом и образованием, он не решается самому себе признаться в своей любви. Не только Макару Алексеевичу и Вариньке, но и другим героям «Бедных людей» свойственно высокое чувство чести и человеческого достоинства. Чиновник Горшков после того, как суд снимает с него позорившее его обвинение и присуждает ему денежное вознаграждение, больше всего рад возвращению честного имени. Прислуга Федора помогает Вариньке, прячет ее от преследователей, делится с нею своим нищенским заработком. Бедный студент Покровский бескорыстно любит науку, поклоняется Пушкину. Его опустившийся пьяница-отец (женившийся на девушке, обесчещенной Быковым) гордится успехами сына, стремится заслужить его любовь и тяжело переживает его смерть.

Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов