Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа
На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.
Введение
Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы
1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»
Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске
2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске
2.2. 1854 год
2.3. 1855 год
2.4. 1856 год
2.5. 1857-1859 годы
Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского
годы
3.1 Начало переоценки жизненных взглядов
Заключение
Список использованной литературы 3
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Кафедра
Отечественной истории
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Ф.М. Достоевский в Семипалатинске.
Ссылка,
служба и изменение
взглядов.
Начаркин
Сергей Иванович
Руководитель
________
Шевцов В.В.
Автор работы
________
Начаркин С.И.
Томск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава 1. Формирование
общественно-политических взглядов 1.1 Ф.М. Достоевский
в «деле Петрашевцев» Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске 2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске 2.2. 1854 год 2.3. 1855 год 2.4. 1856 год 2.5. 1857-1859
годы Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского годы 3.1 Начало переоценки жизненных взглядов Список использованной литературы |
3 9 9 20 20 22 25 28 31 35 35 53 59 |
Введение
Великие эпохи порождают великих людей и великие идеи, которые, становясь духовным достоянием последующих поколений, способствуют формированию общества, его духовно-нравственной атмосферы, социальных и нравственных качеств личности, живущей в данном обществе. Творчество Ф.М. Достоевского вобрало в себя все возможные оттенки российской действительности XIX века, глубины человеческой души. Его творчество выдвинуло к осмыслению многие проблемы российской жизни, которые вышли за пределы времени, отведенного судьбой Достоевскому, перешагнуло в XX и даже XXI столетия.
Творчество писателя - своего рода отражение его жизни и судьбы. Никакое произведение не может взяться просто так, из ничего, из ниоткуда. Его порождают жизненный опыт, взгляды, чувства и мысли автора, использованные в совокупности с творческим даром. Подтверждением этому является все творчество Ф.М. Достоевского. Такие произведения, как «Записки из Мертвого дома» и «Игрок» по сути являются автобиографическими. В каждом романе, в каждом герое отражаются черты, качества характера, присущие самому Достоевскому: он одновременно и Голядкин, и подпольщик, и князь Мышкин, и старец Зосима, и Дмитрий, и Иван, и Алеша Карамазовы. Остается только удивляться многогранности его личности, разнообразию идей, глубине мыслей, восхищаться необыкновенным талантом мыслителя и художника. Видимо, это притягивает к произведениям и личности Федора Михайловича внимание миллионов людей, вызывает интерес все новых и новых поколений, не только в России, а и за ее пределами.
На долю Достоевского выпали невероятно тяжелые жизненные испытания, которых могло бы хватить на несколько жизней, но они вместились в одну его - не очень продолжительную — всего 59 лет. Историю эволюции социально-политических взглядов Достоевского можно с некоторой долей условности разделить на четыре этапа. Первый этап - юность писателя - романтический период его творчества, охватывающий период с начала 1840-х до 1849 года (арест). Он отмечен такими художественными сочинениями, как «Бедные люди» (1845 г.), «Двойник» (1846 г.), «Хозяйка» (1847 г.) и др., в которых сформировалось духовно-нравственное своеобразие творчества, отразившее черты личного восприятия молодым писателем окружающей действительности.
Второй этап - наиболее тяжелый, драматический в жизни Достоевского (1849-1859 гг.), включивший арест, заключение, каторгу, жизнь в Сибири в ссылке, службу в армии. Он продолжался до возвращения писателя в Петербург в декабре 1859 г. События данного этапа в наибольшей степени повлияли на философские, религиозно-этические, политические воззрения мыслителя. К произведениям данного периода относятся «Дядюшкин сон» (1858 г.), «Село Степанчиково» (1859 г.) и др. Пребывание Достоевского на каторге (1850-1854 гг.), служба рядовым в Семипалатинске оказали сильное влияние на взгляды писателя, изменили его мировоззрение. В августе 1859 г. Достоевский приехал в Тверь, а в декабре того же года в Петербург.
Третий этап (1860-е годы) творчества Достоевского включает время по возвращении его в Петербург и охватывает петербургский период жизнедеятельности до 1870-х годов. Это наиболее плодотворный и продолжительный по времени этап, когда были созданы основные выдающиеся произведения «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.). Кроме этих, сделавших писателя великим, в это время им были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Игрок» и др.
Четвертый этап — 1870-е годы - знаменовал собой расцвет творчества Достоевского, вершину эволюции его социально-политической мысли. Именно в это время были написаны три романа из «великого пятикнижия» - «Бесы» (1871 г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1880 г.), знаменитый «Дневник писателя», включивший сокровенные социально-политические, духовно-нравственные размышления писателя. Публицистика «Дневника писателя» существенным образом дополняла и углубляла идеи Достоевского, высказывавшиеся им в художественных произведениях.
Кроме этих этапов его реальной жизни, можно выделить еще один очень важный этап, который следует обозначить как жизнь в творчестве, выходящий за пределы исторического времени. Ведь остаются актуальными его идеи и все более востребованными становятся его произведения. Нельзя забывать и о пророческом даре Достоевского, который ярче всего проявился в романе-предсказании «Бесы». Но нельзя ограничиваться простой иллюстрацией предсказаний Достоевского, трагическими картинами прошлого, XIX века, необходимо понять социальную и политическую философию творчества, - то в его взглядах, что выходит за рамки и того, и нашего времени, предметом познания чего является вечное.
Творчество Ф.М. Достоевского проникнуто стремлением не просто понять природу человека, определить его место в мире, но и попасть в глубины человеческой души, вывернуть ее наизнанку, осмотреть, ощупать со всех сторон, а затем посмотреть на внешний мир изнутри, из самой сущности человека и возлюбить увиденное, невзирая на его мерзость и бездуховность. Еще в начале жизни в письме своему старшему брату Достоевский так определял стратегическую цель своего познания человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»1.
Ссылка Ф.М. Достоевского в Сибирь, безусловно, является одним из важных периодов жизни писателя.
На каторге, в Омске, писатель болезненно переживает крушение своих юношеских социальных иллюзий (теорий, утопий, по его собственному определению), остро сознавая трагическую разобщенность в России интеллегенции и народа.
В Семипалатинске Достоевский начал приходить в себя после каторги: выслужился в офицеры, женился, вернулся к литературной деятельности.
Фактическим источником о пребывании писателя в Семипалатинске являются мемуары, письма, исследования краеведов.
В
данной работе использован сборник
мемуаров, двухтомник «Ф.М. Достоевский
в воспоминаниях современников»
Основным источником, рассказывающим о Семипалатинском периоде жизни писателя, являются мемуары А.Е. Врангеля «Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири», изданные в 1912 году. Однако, нужно учесть, что Врангель прожил в Семипалатинске чуть больше года и о последующем периоде жизни писателя в городе рассказать мог немного.
Наряду с мемуарами в работе использован сборник «Достоевский в Семипалатинске», в котором содержится переписка писателя, расположенная в хронологическом порядке.
Также использован сборник статей семипалатинского краеведа, священника Б.Г. Герасимова «Ф.М. Достоевский в Семипалатинске», хотя, Б.Г. Б.Г. Герасимов в своей работе во многом ссылается на А.Е. Врангеля, у него изложены и собственные сведения о семипалатинском периоде жизни писателя.
В работе применялись произведения Достоевского: «Записки из Мертвого дома», «Дневник писателя».
Прошло 150 лет с тех пор, как Ф.М. Достоевский покинул Семипалатинск – 2 июля 1859 года, однако, примечательно, как сохранялась память о ссыльном писателе в провинциальном городе.
С 1902 по 1927 годы Б.Г. Герасимов (1872-1934) исследовал семипалатинский период жизни писателя. Его статьи были опубликованы в «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества» (№11, 1917 год, «Брачные документы Ф.М. Достоевского»), в Сибирских огнях» (1926 год, №3, «Ф.М. Достоевский в Семипалатинске»). С 1902 года Б.Г. Герасимов жил в Семипалатинске, работал в Семипалатинском подотделе Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества: распорядителем, председателем, правителем дел. Им написано 10 статей о семипалатинском периоде жизни Достоевского. Работы Б.Г. Герасимова отмечены серебряной медалью Императорского русского географического общества и премией имени Г. Потанина.
В
1911 году Семипалатинский отдел
Российского Географического
В 1921 году, к 100-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, состоялось торжественное заседание подотдела РГО. Достоевскому было посвящено 10 докладов. Предлагалось приобрести в собственность города дом Лепухина, однако, вернулись к этому вопросу спустя много лет.
Толчком к созданию музея Ф.М. Достоевского в Семипалатинске послужила заметка в «Литературной газете» за 20 мая 1965 года, подписанная писателями и учеными: К.Фединым, Л. Леоновым, В. Лидиным, В. Крипотиным и Г. Коган, директором Московского музея – квартиры Ф.М. Достоевского. В ней говорилось о необходимости хранить дома, связанные с памятью писателя в Семипалатинске и Новокузнецке, и подумать об их дальнейшей судьбе. Уже в октябре 1965 года по решению Горисполкома нижний этаж 118 дома по улице Достоевского (дом почтальона Лепухина) был освобожден от жильцов, здесь открылась городская библиотека, получившая имя Ф.М. Достоевского. В библиотеке собирателем и хранителем ценных профильных материалов о Ф.М. Достоевском стала заведующая Зинаида Григорьевна Фурцева. Она активно формировала будущий музейный фонд. Институт русской литературы передал книги и свыше 100 фотографий, относящихся к Ф.М. Достоевскому. Шли посылки из Государственной библиотеки В.И. Ленина, библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и из многих других библиотек страны.
К 1969 году были собраны значительные материалы из архивов, где хранятся документы писателя. Библиотека-музей стала работать уже как филиал областного историко-краеведческого музея. В этот год из второго этажа мемориального дома были выселены жильцы, и дом полностью перешел музею.
На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.
Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов