Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

На основе историографического анализа в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы

1.1 Ф.М. Достоевский в «деле Петрашевцев»

Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске

2.1 Ссылка и служба в Семипалатинске

2.2. 1854 год

2.3. 1855 год

2.4. 1856 год

2.5. 1857-1859 годы

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

годы

3.1 Начало переоценки жизненных взглядов


Заключение

Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Начаркина.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Исторический  факультет

Кафедра Отечественной истории 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Ф.М. Достоевский в  Семипалатинске.

Ссылка, служба и изменение  взглядов. 

Начаркин  Сергей Иванович 
 
 
 
 
 

                    Руководитель

                    ________ Шевцов В.В. 

                    Автор работы

                    ________ Начаркин С.И. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Томск 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение 

Глава 1. Формирование общественно-политических взглядов 
Ф.М. Достоевского в середине 1840-х- 1849 годы

1.1 Ф.М. Достоевский  в «деле Петрашевцев»  

Глава 2. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске

2.1 Ссылка и  служба в Семипалатинске 

2.2. 1854 год        

2.3. 1855 год        

2.4. 1856 год        

2.5. 1857-1859 годы 

Глава 3. Эволюция социально-политических идей Ф.М. Достоевского

 годы

3.1 Начало переоценки жизненных взглядов

              
Заключение       

Список  использованной литературы   

3 
 

9

9 

20

20

22

25

28

31 
 

35

35 

53

59 

 
 
 

                        

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Введение 

       Великие эпохи порождают великих людей  и великие идеи, которые, становясь духовным достоянием последующих поколений, способствуют формированию общества, его духовно-нравственной атмосферы, социальных и нравственных качеств личности, живущей в данном обществе. Творчество Ф.М. Достоевского вобрало в себя все возможные оттенки российской действительности XIX века, глубины человеческой души. Его творчество выдвинуло к осмыслению многие проблемы российской жизни, которые вышли за пределы времени, отведенного судьбой Достоевскому, перешагнуло в XX и даже XXI столетия.

       Творчество  писателя - своего рода отражение его  жизни и судьбы. Никакое произведение не может взяться просто так, из ничего, из ниоткуда. Его порождают жизненный  опыт, взгляды, чувства и мысли  автора, использованные в совокупности с творческим даром. Подтверждением этому является все творчество Ф.М. Достоевского. Такие произведения, как «Записки из Мертвого дома» и «Игрок» по сути являются автобиографическими. В каждом романе, в каждом герое отражаются черты, качества характера, присущие самому Достоевскому: он одновременно и Голядкин, и подпольщик, и князь Мышкин, и старец Зосима, и Дмитрий, и Иван, и Алеша Карамазовы. Остается только удивляться многогранности его личности, разнообразию идей, глубине мыслей, восхищаться необыкновенным талантом мыслителя и художника. Видимо, это притягивает к произведениям и личности Федора Михайловича внимание миллионов людей, вызывает интерес все новых и новых поколений, не только в России, а и за ее пределами.

       На  долю Достоевского выпали невероятно тяжелые жизненные испытания, которых могло бы хватить на несколько жизней, но они вместились в одну его - не очень продолжительную — всего 59 лет. Историю эволюции социально-политических взглядов Достоевского можно с некоторой долей условности разделить на четыре этапа. Первый этап - юность писателя - романтический период его творчества, охватывающий период с начала 1840-х до 1849 года (арест). Он отмечен такими художественными сочинениями, как «Бедные люди» (1845 г.), «Двойник» (1846 г.), «Хозяйка» (1847 г.) и др., в которых сформировалось духовно-нравственное своеобразие творчества, отразившее черты личного восприятия молодым писателем окружающей действительности.

       Второй  этап - наиболее тяжелый, драматический  в жизни Достоевского (1849-1859 гг.), включивший арест, заключение, каторгу, жизнь в Сибири в ссылке, службу в армии. Он продолжался до возвращения писателя в Петербург в декабре 1859 г. События данного этапа в наибольшей степени повлияли на философские, религиозно-этические, политические воззрения мыслителя. К произведениям данного периода относятся «Дядюшкин сон» (1858 г.), «Село Степанчиково» (1859 г.) и др. Пребывание Достоевского на каторге (1850-1854 гг.), служба рядовым в Семипалатинске оказали сильное влияние на взгляды писателя, изменили его мировоззрение. В августе 1859 г. Достоевский приехал в Тверь, а в декабре того же года в Петербург.

       Третий  этап (1860-е годы) творчества Достоевского включает время по возвращении его  в Петербург и охватывает петербургский  период жизнедеятельности до 1870-х  годов. Это наиболее плодотворный и продолжительный по времени этап, когда были созданы основные выдающиеся произведения «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.). Кроме этих, сделавших писателя великим, в это время им были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Игрок» и др.

       Четвертый этап — 1870-е годы - знаменовал собой  расцвет творчества Достоевского, вершину  эволюции его социально-политической мысли. Именно в это время были написаны три романа из «великого  пятикнижия» - «Бесы» (1871 г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1880 г.), знаменитый «Дневник писателя», включивший сокровенные социально-политические, духовно-нравственные размышления писателя. Публицистика «Дневника писателя» существенным образом дополняла и углубляла идеи Достоевского, высказывавшиеся им в художественных произведениях.

       Кроме этих этапов его реальной жизни, можно  выделить еще один очень важный этап, который следует обозначить как  жизнь в творчестве, выходящий  за пределы исторического времени. Ведь остаются актуальными его идеи и все более востребованными становятся его произведения. Нельзя забывать и о пророческом даре Достоевского, который ярче всего проявился в романе-предсказании «Бесы». Но нельзя ограничиваться простой иллюстрацией предсказаний Достоевского, трагическими картинами прошлого, XIX века, необходимо понять социальную и политическую философию творчества, - то в его взглядах, что выходит за рамки и того, и нашего времени, предметом познания чего является вечное.

       Творчество  Ф.М. Достоевского проникнуто стремлением не просто понять природу человека, определить его место в мире, но и попасть в глубины человеческой души, вывернуть ее наизнанку, осмотреть, ощупать со всех сторон, а затем посмотреть на внешний мир изнутри, из самой сущности человека и возлюбить увиденное, невзирая на его мерзость и бездуховность. Еще в начале жизни в письме своему старшему брату Достоевский так определял стратегическую цель своего познания человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»1.

       Ссылка  Ф.М. Достоевского в Сибирь, безусловно, является одним из важных периодов жизни писателя.

       На  каторге, в Омске, писатель болезненно переживает крушение своих юношеских социальных иллюзий (теорий, утопий, по его собственному определению), остро сознавая трагическую разобщенность в России интеллегенции и народа.

       В Семипалатинске Достоевский начал  приходить в себя после каторги: выслужился в офицеры, женился, вернулся к литературной деятельности.

       Фактическим источником о пребывании писателя в Семипалатинске являются мемуары, письма, исследования краеведов.

       В данной работе использован сборник  мемуаров, двухтомник «Ф.М. Достоевский  в воспоминаниях современников». Он содержит мемуары С.Д. Яновского, А.Н. Майкова, А.П. Милюкова, П.П. Семенова-Тянь-Шаньского, А.Е. Врангеля, Д.Д. Ахшарумова и других.

       Основным  источником, рассказывающим о Семипалатинском периоде жизни писателя, являются мемуары А.Е. Врангеля «Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири», изданные в 1912 году. Однако, нужно учесть, что Врангель прожил в Семипалатинске чуть больше года и о последующем периоде жизни писателя в городе рассказать мог немного.

       Наряду  с мемуарами в работе использован  сборник «Достоевский в Семипалатинске», в котором содержится переписка писателя, расположенная в хронологическом порядке.

       Также использован сборник статей семипалатинского краеведа, священника Б.Г. Герасимова «Ф.М. Достоевский в Семипалатинске», хотя, Б.Г. Б.Г. Герасимов в своей работе во многом ссылается на А.Е. Врангеля, у него изложены и собственные сведения о семипалатинском периоде жизни писателя.

       В работе применялись произведения Достоевского: «Записки из Мертвого дома», «Дневник писателя».

       Прошло 150 лет с тех пор, как Ф.М. Достоевский покинул Семипалатинск – 2 июля 1859 года, однако, примечательно, как сохранялась память о ссыльном писателе в провинциальном городе.

       С 1902 по 1927 годы Б.Г. Герасимов (1872-1934) исследовал семипалатинский период жизни писателя. Его статьи были опубликованы в «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества» (№11, 1917 год, «Брачные документы Ф.М. Достоевского»), в Сибирских огнях» (1926 год, №3, «Ф.М. Достоевский в Семипалатинске»). С 1902 года Б.Г. Герасимов жил в Семипалатинске, работал в Семипалатинском подотделе Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества: распорядителем, председателем, правителем дел. Им написано 10 статей о семипалатинском периоде жизни Достоевского. Работы Б.Г. Герасимова отмечены серебряной медалью Императорского русского географического общества и премией имени Г. Потанина.

       В 1911 году  Семипалатинский отдел  Российского Географического Общества обратился в городскую думу с ходатайством о наименовании одной из улиц в честь Достоевского и об установлении на доме Лепухина (бывшей квартире писателя) мраморной доски с надписью о том, что в этом доме жил Ф.М. Достоевский. Дума удовлетворила ходатайство, переименовав Крепостную улицу в улицу имени Достоевского, на доме Лепухина была установлена мраморная доска. Географический отдел, кроме того, взял на себя инициативу сбора материалов о пребывании писателя в Семипалатинске.

       В 1921 году, к 100-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, состоялось торжественное заседание подотдела РГО. Достоевскому было посвящено 10 докладов. Предлагалось приобрести в собственность города дом Лепухина, однако, вернулись к этому вопросу спустя много лет.

       Толчком к созданию музея Ф.М. Достоевского в Семипалатинске послужила заметка в «Литературной газете» за 20 мая 1965 года, подписанная писателями и учеными: К.Фединым, Л. Леоновым, В. Лидиным, В. Крипотиным и Г. Коган, директором Московского музея – квартиры Ф.М. Достоевского. В ней говорилось о необходимости хранить дома, связанные с памятью писателя в Семипалатинске и Новокузнецке, и подумать об их дальнейшей судьбе. Уже в октябре 1965 года по решению Горисполкома нижний этаж 118 дома по улице Достоевского (дом почтальона Лепухина) был освобожден от жильцов, здесь открылась городская библиотека, получившая имя Ф.М. Достоевского. В библиотеке собирателем и хранителем ценных профильных материалов о Ф.М. Достоевском стала заведующая Зинаида Григорьевна Фурцева. Она активно формировала будущий музейный фонд. Институт русской литературы передал книги и свыше 100 фотографий, относящихся к Ф.М. Достоевскому. Шли посылки из Государственной библиотеки В.И. Ленина, библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и из многих других библиотек страны.

       К 1969 году были собраны значительные материалы из архивов, где хранятся документы писателя. Библиотека-музей стала работать уже как филиал областного историко-краеведческого музея. В этот год из второго этажа мемориального дома были выселены жильцы, и дом полностью перешел музею.

       На  основе историографического анализа  в дипломной работе обосновываются цель и задачи исследования.

       Целью исследования является анализ истории эволюции социально-политических взглядов Ф.М. Достоевского в период ссылки в Семипалатинске.

Информация о работе Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Ссылка, служба и изменение взглядов