Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 10:27, монография
Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940 учился на филологическом факультете ЛГУ.
Для бытового поведения
В дворянском быту широко
XVIII – начало XIX века – эпоха, которая пронизана
молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность,
и молодая энергия. Именно в подобные эпохи
искусство и жизнь сливаются воедино,
не разрушая искренности мысли.
Итог пути
Своеобразие XVIII века проявилось в переживании смерти. При всем наличии философско-религиозных идей, которые были у людей XVIII – начала XIX века очень ярко выступает их общая черта: все страсти и желания сосредоточены на земной жизни. Даже размышления о неизбежности смерти вызывали сильную устремленность к удовольствиям жизни. Само воплощение мысли о смерти в образах, которые были развернуты вне христианства, было невозможно до XVIII века. Например, Пушкин и Державин создали представления о вечном величии русского поэта, которые были ориентированы на свои реальные биографии.
Во второй половине XVIII века изменилось отношение к самоубийству. Одной из причин этого явилась эпидемия самоубийств, которая охватила в XVIII веке Англию, Францию и Америку, а затем Германию и Россию. Тема самоубийства многократно появляется в повестях и поэзии Карамзина («Бедная Лиза», «Сиерра-Морена»). Во всех этих произведениях самоубийство выступает как проявление крайней степени свободы человека.
В годы после Отечественной
войны смерть исчезает из
По мере приближения к «
Последекабристский период изменил концепцию смерти в системе культуры. Прежде всего, смерть вносила значительный масштаб в государственные ценности. Например, Николай I, который был убежден, что «может все», разговоров о смерти не терпел и всегда их обрывал.
Лицо эпохи отразилось и в
образе смерти. Смерть давала
свободу. «Под дулом дуэльного
пистолета человек
«Каждая эпоха имеет два лица:
лицо жизни и лицо смерти»,
при этом, не поняв одного, мы не поймем
и другого.
Часть III:
«Птенцы гнезда Петрова»
«Лев Толстой
утверждал, что, «распутывая поток»
исторических событий, он нашел именно
в этой эпохе «начало всего».
Иван Иванович Неплюев – апологет реформы
Род Неплюевых, который происходил от боярина Андрея Кобылы, к концу XVII века обеднел, хотя сохранил родственные связи со многими преуспевающими вельможами.
28 августа Петр I осмотрел всех гардемаринов, в том числе и Неплюева, направил в Венецию обучаться морскому делу. Неплюев с успехом прошел «тяжелую школу», приняв участие в ряде сражений с турецким флотом. Неплюев пишет дневник, что позволяет читателям видеть отпечатки его настроений. В одном из мест записей ярко проявляется авторская тенденция: «Дворянин, честно служащий отечеству, патриот и одновременно бедняк на государевом жалованье – таков образ того, чьи чувства выражает Неплюев». Он то и есть «птенец гнезда Петрова», а Петр – его единомышленник. С раздражением Неплюев отзывается о молодых дворянах, которые не учились, не ездили за границу, а теперь претендуют на лучшие места в государстве. Неплюев считает себя «человеком Петра », и смерть императора он переживает как личную трагедию. Но все же Неплюев был умелым дельцом – знал свое дело и хорошо работал. До конца своих дней он будет обращаться к Петровской реформе как времени своей героической молодости.
«Птенцы гнезда
Петрова» уходили и их место занимали
«временщики или вольтерьянцы-просветители,
щеголи …, внуки соратников Петра».
Михаил Петрович Аврамов – критик реформы
М.П. Аврамов не был ни врагом Петра Великого, ни противником его реформ. Сравнивая Аврамова и Неплюева, заметна контрастность этих двух личностей.
Аврамов был очень образованным: на службу он поступил ребенком, в будущем он был прикомандирован в качестве секретаря к русскому послу в Голландии, в дальнейшем он учился «рисованию и живописному художеству».
Михаил Аврамов
принадлежал к первому поколению деятелей
реформы. В этом поколении люди, которые
долго ждали реформы, не могли примириться
с ее реальным лицом. Они выдумывали утопические
проекты будущего и прошедшего, при этом
лишь бы не видеть настоящего.
Век богатырей
К концу XVIII века сложилось совершенно новое поколение людей. Люди последней трети XVIII века, при всем многообразии натур, были отмечены одной общей чертой – «устремленностью к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению». Люди конца XVIII века ярко индивидуальны. Например, Нечеволодов. Жизнь его представляет длинную цепь событий, которые не могут считаться обычными. Биографию его, о которой рассказывали в армейских кругах, сохранил
М.И. Пыляев. «Участие в суворовских походах, проявления храбрости, ранения и награды …». Нечеволодов окончил войну поручиком с бриллиантовыми знаками Св. Анны II степени, при этом награда в этом чине в то время была исключительная. Позже он совершил какое-то преступление, после чего последовало разжалование, лишение орденов и ссылка в один из самых глухих углов России. Оттуда – бегство кораблем в Англию. Нечеволодов получил свои ордена и в чине майора умер на Кавказе в селе Карагач.
А.Н. Радищев
«Александр Николаевич Радищев – одна из самых загадочных фигур в русской истории». Радищева можно характеризовать одним словом – «энциклопедист». В XVIII веке слово энциклопедист означало человек, который охватывает своими знаниями все области науки в их единстве. Радищев в духе эпохи Просвещения вмешивается в общественную жизнь в самых разных ее сферах: «в торговлю и экономику как чиновник, в географию и геологию как ссыльный». Основной поворот убеждений Радищева – педагогический. По его мнению, надо воспитать героизм, и для этой цели могут быть использованы все философские концепции. Размышляя над проблемами рабства и свободы, Радищев подошел к вопросу, который обсуждался еще французскими философами. Постепенно появляется мысль о том, что истина требует пролития крови. По мнению Радищева, люди поверят тем словам, за которые заплачено жизнью.
Один из секретов биографии
состоит в том, что Радищев
по характеру и темпераменту
был прямой противоположностью
той личности, «роль которой он
сам себя заставлял
Радищев стремился подчинить всю свою жизнь доктринам философов. «Он силой вдавливал себя в нормы «философской жизни» и одновременно силой воли и самовоспитания делал эту «философскую жизнь» образцом и программой жизни реальной».
А.В. Суворов
Во французских сатирических журналах революционной эпохи Суворова изображали в виде чудовища, «дикаря-людоеда». Отличительная черта Суворова – способность производить на современников самые противоположные впечатления. Например, Петрушевский подчеркивал в Суворове высокие воинские качества, а солдаты приписывали своему полководцу не только благочестие, но и свойства колдуна.
Суворов был человеком XVIII века и включал в себя противоречия своей эпохи. Одним из этих противоречий было сочетание православия и культа античного героизма, доблести героев Древнего Рима и Греции.
Краткий последний период
Суворов и Радищев – люди, принадлежавшие
к двум полюсам своей эпохи.
Это проявляется не только
в различии взглядах
Две женщины
Характер, который можно назвать «человеком XVIII века», сформировался тогда, когда век сделался предметом размышления. В этой главе из большого круга источников автор выбирает два – это «воссоздающие трагедию князя И. А. Долгорукого и княгини Н.Б. Долгорукой (урожденной Шереметевой)».
Жизнь Натальи Борисовны Долгорукой стала сюжетом, который волновал многих поэтов, особенно Ивана Козлова. Сведения современников о характере Долгорукого противоречивы. Он мог быть жестоким и мстительным. Легкомысленный, плохо образованный, страстно гоняющийся за любыми развлечениями, он был вполне человеком своего времени. При всем этом он обладал поистине сверхчеловеческим мужеством, ведь он перенес ужасную казнь, когда его по приказу Анны четвертовали в Нижнем Новгороде на Болоте, последовательно отрубив правую ногу, левую руку, левую ногу, правую руку и голову.
В характере
Натальи Долгорукой старина и
новизна переплетались
Две культурные традиции, разделяющие в конце XVIII века русское дворянское общество, борются за воспитание молодой женщины. При этом на поведение конфликтующих сторон непременно наложила отпечаток общая гуманность культуры XVIII века.
Люди 1812 года
Отечественная война взорвала жизнь всех сословий русского общества, и даже всей Европы. Война с первых же дней изменила повседневную жизнь армии, создала новый быт, который был полностью противоположный довоенному порядку. Русская армия начала XIX века была «парадной армией». Под бой барабана и звуки флейты она должна была вышагивать, поднимая ногу, как в балете. Война создала новый стиль и темп жизни для офицеров, особенно для тех, чей военный опыт был невелик. Между офицером и солдатом уже в период отступления сложились новые отношения. Эти отношения вырастали на почве крепостного быта. Основной массе крестьян привилегированное положение барина казалось естественным - ненависть направлялась против «плохого» барина. Теперь одновременно и офицеры увидели в солдатах соучастников в историческом событии.
Многие московские семьи – люди, укрепленные в Москве корнями, оказались разбросанными в центральных и восточных губерниях России. Трагична была участь семьи Карамзина. Карамзин отправил свою семью в деревню, а сам оставался в Москве. Сражение под Москвой не состоялось, и Карамзин вынужден был одним из последних покинуть город. Ему дорого достался уход из Москвы: он потерял не только труды многих лет, но и одного ребенка, умершего в дороге.
Важные события
сблизили Москву и провинцию России.
Это сближение почти не сказалось
на жизни Петербурга этих лет. Защищенный
армией Витгенштейна, Петербург гораздо
меньше действовал, чем Москва и Провинция,
но зато «имел возможность осмыслять события
в некоторой исторической перспективе».Именно
здесь возникли важные идеологические
явления, как независимый патриотический
журнал «Сын Отечества», в будущем сделавшимся
основным изданием первого этапа декабристского
движения.
Декабрист в повседневной жизни
Декабристы оставили глубокий след в русской культуре. Они проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, то есть, декабристы выступили как подлинные новаторы.
Большое количество документов
отражают разные стороны