Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:17, доклад
В истории русской культуры четко выделены культурно-целостные эпохи, этапы, в которых присутствует собственный культурный облик, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), русская культура нового времени ( XVIII в. – нач. XX в.), культура России в новейшее время: культура советской России (1917 г. – нач. 90-х гг. ХХ в.), культура постсоветской России ( 91-х гг. ХХ в. - по настоящее время).
Древняя Русь (IX-XIII вв.). Первый период имеет особое значение для дальнейшего развития русской культуры, так как именно в это время сформировались ее основные нормы и ценности.
Генезис русской культуры
В истории русской культуры четко
выделены культурно-целостные эпохи,
этапы, в которых присутствует собственный
культурный облик, что позволяет
квалифицировать их как самостоятельные
историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское
царство (XIV-XVII вв.), русская культура нового
времени ( XVIII в. – нач. XX в.), культура России
в новейшее время: культура советской
России (1917 г. – нач. 90-х гг. ХХ в.), культура
постсоветской России ( 91-х гг. ХХ в. - по
настоящее время).
Древняя Русь (IX-XIII вв.).
Первый период имеет особое значение для
дальнейшего развития русской культуры,
так как именно в это время сформировались
ее основные нормы и ценности. Формирование
древнерусской культуры шло на основе
славянского язычества, под воздействием
христианской Византии, исламского Востока
(Хазарский каганат), культуры языческих
варягов (норманнов). Древнерусская культура
в своем развитии прошла несколько этапов.
Исторически первым из них был период
славянского язычества, которое не представляло
собой какой-то завершенной системы. Славянские
божества были антропоморфными образами
сил природы. Языческая традиция нашла
свое отражение в прикладном искусстве
и фольклоре. Есть основания полагать,
что языческая Русь имела свою письменность
до появления кириллицы, это было узелковое
письмо, доступное только избранным. Распространение
глаголицы и кириллицы моравскими братьями
Кириллом (Константином) и Мефодием на
территории славянских племенных союзов,
согласно летописям, начинается в 866 г.
В рамках этого этапа, в 80-х годах IX в. произошло
событие, которое считается в отечественной
историографии чрезвычайно знаменательным
и важным - завершение организационного
оформления Древнерусского государства,
которое принято связывать с захватом
Киева легендарным Олегом (6390/882г.).
Важнейшим моментом в истории древнерусской
культуры стало принятие христианства
в 988 г. от Византии. Это был ответ на требование
исторической необходимости (шло создание
единого централизованного государства,
необходимы были полноценные контакты
с соседними христианскими государствами),
который определил важнейшие приоритеты
русской культуры по последующее тысячелетие.
Принятие христианства означало смену
духовных и нравственных приоритетов,
изменения картины мира и мировоззрения
человека и общества. Христианство пришло
на Русь, когда язычество еще не исчерпало
себя. Результатом стал феномен двоеверия,
православно-языческий синкретизм – важная
составляющая в характеристике древнерусской
культуры.
Благодаря распространению единого древнеславянского
языка и письменности, единой религии
формировалось единое пространство древнерусской
культуры. Кроме того, этому единству способствовал
династический фактор. Все феодальные
образования, (как бы не была велика раздробленность)
принадлежали ветвям одной и той же династии
– Рюриковичей. Сохранение династической
традиции способствовало консолидации
в рамках единого государства, спасало
от поглощения иноземцами.
Московское царство (XIV-XVII вв.).
Становление собственно русского культурного
архетипа. Завершение монголо-татарского
вторжения, возвышение Москвы, как центра
русского государства. Этот этап знаменателен
рождением национального самосознания,
для которого были характерны соединение
восточной духовности со стремлением
к свободе, свойственное Западу, коллективизм
и слабо выраженное личностное сознание,
приверженность ценностям православия
с его своеобразным миропониманием, приоритет
государственных начал, интересов державы
и их восприятие как личных интересов
каждого человека. В это же время сформировался
современный русский этнос.
Русская культура нового времени
( XVIII в. – нач. XX в.). В рамках этого периода
русская культура принимает новый облик,
все более ориентируясь на европейские
стандарты, хотя и сохраняет преемственность
с предшествующими этапами своего развития.
Русская культура Нового времени сформировалась
под определяющим влиянием идей Просвещения.
Результатом стало расчленение единой
до этого русской культуры на две культуры:
светскую и религиозную. При этом религиозная
культура уходила на периферию, а светская
укоренялась в центре культурной и общественной
жизни. Эти процессы шли параллельно с
сакрализацией важнейших светских институтов,
порождая эффект «светской святости»
- придание религиозного оттенка тем сторонам
культуры, которые никогда не являлись
собственно религиозными – социальным,
политическим, научным, художественным
идеям. Официальная государственная политика,
проводимая в отношении веры и приведшая
к превращению церкви в часть государственной
машины, поставившая интересы государства
выше интересов религии, способствовало
укоренению этих идей, постепенному подчинению
духовной религиозной культуры светской.
Так, бинарность русской культуры, в предшествующий
период представленная феноменом двоеверия,
развилась в противопоставление религиозному
и светскому либерализму и консерватизму,
западничеству и славянофильству, дворянскому
и народному. При этом русская культура
рано начала отдавать предпочтение крайним
средствам решения этих противоречий,
что и привело к развитию русского радикализма.
Культура России в новейшее
время: культура советской России (1917 г.
- сер. 90-х гг. ХХ в.), культура постсоветской
России (сер. 90-х гг. ХХ в. - по настоящее
время). Создание теории классовой культуры
(А.А. Богданов), использование культуры
как инструмента в политике (В.И. Ленин
«Партийная организация и партийная литература»),
содержание и итоги «культурной революции»,
тоталитарная культура в системе государственного
авторитаризма, советская культура и советская
ментальность, принцип социалистического
реализма как основополагающий в советской
культуре и искусстве, деление культуры
на официальную и неофициальную, феномен
диссидентской культуры – вот краткий
перечень в содержании характеристике
первого периода этого этапа.
Культура постсоветской России связана
с возвращением из забвения блистательной
культуры Серебряного века, возращением
и узнаванием эмигрантской культуры; искоренение
идеологической доминанты в творчестве
художника, торжество плюрализма; коммерциализация
отдельных сфер культуры; обострение кризисной
ситуации в культуре с усилением процессов
глобализации, поиск национальной идеи,
акцент на прерогативе развития в новых
условиях национального самосознания,
патриотические настроения в обществе
и космополитизм.