Беседы о русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 10:27, монография

Описание работы

Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940 учился на филологическом факультете ЛГУ.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Омский  государственный университет им. Ф.М. Достоевского 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  монографии Лотмана  Ю.М. 

«БЕСЕДЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» 

ПО ИСТОРИИ 

                                                                       Выполнила: Демиденко Е.,

                                                        группа ЭФ-806 

                                                                             Преподаватель: Бычков С.П. 
 
 

Омск, 2008 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Историко-библиографическая справка ………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I Историко-библиографическая справка

Юрий  Михайлович Лотман (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940 учился на филологическом факультете ЛГУ. В 1940 был призван в армию, демобилизован в 1946.  В 1950г. получил место старшего преподавателя Педагогического института в Тарту. В 1952 защитил кандидатскую диссертацию на тему «А.Н.Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н.М.Карамзина». В 1960 защитил докторскую диссертацию: «Пути развития русской литературы преддекабристского периода». Вся дальнейшая жизнь Лотмана связана с Тарту, где он впоследствии стал заведующим кафедрой русской литературы Тартуского университета, куда совместными усилиями с женой, З.Г.Минц, и Б.Ф.Егоровым привлекал талантливых людей и создал блестящую школу изучения русской классической литературы. На протяжении всей жизни Лотман исследовал русскую литературу второй половины 18 – середины 19 вв.  
Особый интерес Лотмана вызывало соотношение «литературы» и «жизни»: он умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы. Существенной новацией Лотмана было введение в анализ художественного текста обращения к описываемому в нем географическому пространству.В 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем, где собрались представители новых направлений науки.  
Вторая важная работа последних лет – книга Культура и взрыв (1992), показывающая влияние идей И.Пригожина и Р.Тома о взрыве и катастрофах как двигателях истории. В постсоветский период популярность Лотмана способствовала новой волне публикации тартуских изданий и книг самого Лотмана, а также его контактам с рядом западноевропейских университетов и академий. В 1992 в Тартуском университете под руководством Лотмана была создана кафедра семиотики. Умер Лотман в Тарту 28 октября 1993.
 

Цикл авторских  передач «Беседы о русской  культуре» был записан блестящим  исследователем русской культуры Юрием Михайловичем Лотманом. Живое слово, обращенное к многомиллионной аудитории погружает зрителя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      II Структура монографии

Введение: Быт  и культура

Часть I:

-Люди и чины

-Женский мир

-Женское образование  в XVIII- начале XIX века

Часть II:

-Бал

-Сватовство. Брак. Развод.

- Русский дендизм.

- Карточная игра

- Дуэль

- Искусство жизни

- Итог пути

Часть III:

- «Птенцы гнезда  Петрова»

- Век богатырей

- Две женщины

-Люди 1812 года

-Декабрист в  повседневной жизни

Вместо заключения: «Между двойною бездной…»

Замысел монографии

       Эта книга представляет людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, на поле сражения и за карточным столом. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать, что бытовое и бытийное неразделимы. «Собранье пестрых глав», героями которых стали выдающиеся исторические деятели, царствующие особы, рядовые люди эпохи, поэты, литературные персонажи, связано воедино мыслью о непрерывности культурно-исторического процесса, интеллектуальной и связи поколений.  

      III Основные положения по главам

Введение: Быт и культура

     Во  введение автор определяет значения понятий «быт», «культура» и  «русская культура». Культура, прежде всего, понятие коллективное, то есть отдельный человек является носителем, может активно принимать участие в ее постоянном развитии.

     Также культура является нечто общим для  коллектива, который связан определенной социальной организацией. Из этого следует, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, где происходит общение.

           Культура имеет  коммуникационную и символическую  природу. Автор приводит пример хлеба. Он говорит, что хлеб можно разрезать, потребить, то есть он выполняет потребительскую функцию. А если в Евангелии от Иоанна прочитать слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), то тогда понятие «хлеб» принимает сложное символическое значение.

     Культура  исторична, ее настоящее не может  существовать без прошлого. Я считаю, что культура невозможна без сохранения предшествующего опыта. Она всегда будет связана с историей. В  культуру всегда будет входить непрерывность  интеллектуальной, духовной жизни человека и общества в целом.

     Что же такое быт? Существует несколько  определений этого понятия. Во-первых, быт является обычным протеканием  жизни; во-вторых, быт – это вещи, которые окружают нас.

     Однако, следует учитывать, что быт – это не только жизнь людей, это и ритуалы, обычаи, а также строй жизни, который определяет распорядок дня, характер труда и досуга, формы отдыха, игры. Именно в этой связи быта с культурой раскрываются черты, по которым мы узнаем своего и чужого, человека этой или какой-то другой эпохи.

     Почему  же автор выбрал именно эпоху XVIII-начало XIX века? Для этого он дает серьезные основания: это время для нас близкое и, конечно, оно тесно связано с нашей жизнью. Также в этот период времени оформлялись черты новой русской культуры. 

Часть первая: «Люди и  чины»

           Изучаемая Лотманом эпоха является переломной. Это явно проявляется в истории дворянства. Русское дворянство в эту эпоху  является порождением петровской реформы. Между  «воинником» и «вотчинником» существовало глубокое социальное, психологическое различие. Например, для вотчинника война была далеко не желательным происшествием, а для воинника – повседневной службой.

       Петровская реформа решила национальные  задачи, создав государственность,  которая обеспечила России двухсотлетнее существование, при всех издержках, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя. Еще в XVII  веке началось «стирание различий между поместьем и вотчиной», а указ царя Федора Алексеевича показал, что господствующей силой в государственном порядке будет дворянство.

     Психология  служилого сословия «была фундаментом» самосознания дворянина XVIII века. Ведь именно через службу он сознавал себя частью сословия. Петр I пытался по-разному стимулировать это чувство. Вершиной их явилась Табель о рангах, которая была опубликована в январе 1722 года. Формы петербургской жизни создал Петр I. По его мнению, идеалом было регулярное – правильное – государство, где вся жизнь подчинена правилам. Конечно, идеал «регулярного государства»  никогда не мог быть и не был полностью реализован. Чины и должности, которые существовали в допетровской России, не отменялись, но эти чины перестали жаловать.  Табель о рангах создавала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на офицере и чиновнике.

     В XVIII веке, при Петре, в России была учреждена «регулярная» почта, то есть, это сеть станций, которая управлялась специальными  чиновниками.

     Система орденов, возникнув при Петре, вытеснила  существовавшие ранее типы царских  наград. Общий смысл состоял в том, что вместо награды-вещи появилась награда-знак, то есть теперь человек награждался знаком, который имел лишь условную ценность. После Петра I в России стали появляться новые ордена. Ордена, имевшие степени, создавали внутриорденскую иерархию. В целом, иерархия орденов была не постоянной.

     В XVIII веке, хотя Петр I , стремясь все упорядочить, хотел разделить людей по чинам, классам, все же сильна еще была сила родства. Близость человеческая оказывалась в достаточной степени сильной. Иногда это приводило к нарушению законов, но иногда – создавало атмосферу доверия, которая противоречит бюрократическим отношениям, которая делала дом «надежной крепостью, недоступной шпиону». 

Женский мир

           В этой главе автор  говорит об особенностях, которые эпоха наложила на характер женщины, и которые женский характер придавал эпохе.

     Конечно, главное отличие женщин от мужчин состояло в том, что женщины были исключены из государственной службы. «Чин женщины, если она не была придворной, определялся чином ее мужа или отца».

     К концу XVIII века появляется понятие – женская библиотека. Таким образом, женский мир становился все более духовным. Следует отметить, что документы сохранили сведения о том, что писательницы книг не отличались особыми талантами, они были просто матерями, которые вложили огромный труд в развитие истории русской культуры, а именно: домашние библиотеки сформировали определенный облик людей 1812 года; домашнее чтение матерей и детей привело к возрастанию  деятелей русской культуры.

     В XVIII веке реформы Петра I перевернули домашний уклад женщин. Одно из последствий реформ для женщин  - стремление внешне изменить облик, попытка приблизиться к типу западноевропейской светской дамы. Меняется одежда, прически – появляются парики; в модах царила искусственность (например, купчихи красили зубы в черный цвет, для них это считалось идеалом красоты). Однако семья в этот период тоже подверглась изменениям, как и одежда, то есть для женщины стало не просто нужным, но и модным иметь любовника, потому что без этого она как бы «отставала» от времени. Женскими занятиями были кокетство, балы, танцы, а семья и хозяйство отходили на задний план.

     К 70-м годам в XVIII веке в Европе зарождается романтизм. Это повлияло и на Россию. В сознание людей теперь заложена мысль о том, что «добро заложено в природе». Конечно, эти перемены повлияли и на моду. Теперь начинает цениться естественность. «Перемена вкусов коснулась и косметики. Просветительский идеал простоты  резко сокращает употребление красок. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности. Следует учитывать, что изменение общего стиля культуры повлияло на разнообразные стороны быта. Стремление к «естественности » оказало влияние на семью. Кормить детей грудью стало одним из признаков нравственности. Теперь считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов. Также в домашний быт вносятся отношения гуманности и уважения к ребенку. В 70-90-е годы XVIII века женщина становится читательницей. В значительной мере это происходит под влиянием двух людей: Николая Ивановича Новикова и Николая Ивановича Карамзина. Конечно, женщины начали читать книги и до этих людей, но именно Новиков и Карамзин первыми поставили перед собой цель сделать женщину читательницей. Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Ведь именно эпоха романтизма предоставила женщине важное место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женский образ дал литературе положительного героя. Именно здесь сформировался художественный (и жизненный) стереотип: «Мужчина – воплощение социально типичных недостатков, женщина – воплощение общественного идеала». Этот стереотип был устойчив: многие поколения русских женщин жили «по героиням» не только Рылеева, Пушкина, Лермонтова, но – позже Тургенева и Некрасова.

     Конец этой эпохи создал три стереотипа женских образов. Первый образ был  внесен из биографии Жуковского в  его поэзию, то есть это образ «нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты. Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью».

     Другой  идеал – демонический характер. Этот образ смело разрушал все  условности созданного мужчинами мира. Возникнув в литературе идеал  демонической женщины вторгся в  быт и создал «целую галерею женщин» - разрушительниц норм «приличного» светского поведения.

     Третий  литературно-бытовой образ эпохи  – женщина-героиня. Характерная  его черта – «включенность  в ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины».

     Таким образом, женская культура – это не только культура женщин. Это – особый взгляд на культуру, необходимый элемент ее «многоголосия». 

Информация о работе Беседы о русской культуре