Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 10:27, монография
Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940 учился на филологическом факультете ЛГУ.
Омский
государственный университет
РЕФЕРАТ
по
монографии Лотмана
Ю.М.
«БЕСЕДЫ
О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ»
ПО
ИСТОРИИ
Омск, 2008
г.
СОДЕРЖАНИЕ
I Историко-библиографическая справка
Юрий
Михайлович Лотман (1922–1993) - русский
литературовед, семиотик, культуролог.
Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент
Британской академии наук, член Норвежской
академии наук. Создатель широко известной
Тартуской семиотической школы и основатель
целого направления в литературоведении
в университете Тарту в Эстонии. Лотман
родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940
учился на филологическом факультете
ЛГУ. В 1940 был призван в армию, демобилизован
в 1946. В 1950г. получил место старшего
преподавателя Педагогического института
в Тарту. В 1952 защитил кандидатскую диссертацию
на тему «А.Н.Радищев в борьбе с общественно-политическими
воззрениями и дворянской эстетикой Н.М.Карамзина».
В 1960 защитил докторскую диссертацию:
«Пути развития русской литературы преддекабристского
периода». Вся дальнейшая жизнь Лотмана
связана с Тарту, где он впоследствии стал
заведующим кафедрой русской литературы
Тартуского университета, куда совместными
усилиями с женой, З.Г.Минц, и Б.Ф.Егоровым
привлекал талантливых людей и создал
блестящую школу изучения русской классической
литературы. На протяжении всей жизни
Лотман исследовал русскую литературу
второй половины 18 – середины 19 вв.
Особый интерес Лотмана вызывало соотношение
«литературы» и «жизни»: он умел обнаруживать
случаи воздействия литературы на жизнь
и формирование человеческой судьбы. Существенной
новацией Лотмана было введение в анализ
художественного текста обращения к описываемому
в нем географическому пространству.В
1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством
Лотмана была организована Первая летняя
школа по изучению знаковых систем, где
собрались представители новых направлений
науки.
Вторая важная работа последних лет –
книга Культура и взрыв (1992), показывающая
влияние идей И.Пригожина и Р.Тома о взрыве
и катастрофах как двигателях истории.
В постсоветский период популярность
Лотмана способствовала новой волне публикации
тартуских изданий и книг самого Лотмана,
а также его контактам с рядом западноевропейских
университетов и академий. В 1992 в Тартуском
университете под руководством Лотмана
была создана кафедра семиотики. Умер
Лотман в Тарту 28 октября 1993.
Цикл авторских
передач «Беседы о русской
культуре» был записан
II Структура монографии
Введение: Быт и культура
Часть I:
-Люди и чины
-Женский мир
-Женское образование в XVIII- начале XIX века
Часть II:
-Бал
-Сватовство. Брак. Развод.
- Русский дендизм.
- Карточная игра
- Дуэль
- Искусство жизни
- Итог пути
Часть III:
- «Птенцы гнезда Петрова»
- Век богатырей
- Две женщины
-Люди 1812 года
-Декабрист в повседневной жизни
Вместо заключения: «Между двойною бездной…»
Замысел монографии
Эта книга представляет
людей далекой эпохи в детской и в бальном
зале, на поле сражения и за карточным
столом. Вместе с тем повседневная жизнь
для автора категория историко-психологическая,
знаковая система, то есть своего рода
текст. Он учит читать и понимать, что бытовое
и бытийное неразделимы. «Собранье пестрых
глав», героями которых стали выдающиеся
исторические деятели, царствующие особы,
рядовые люди эпохи, поэты, литературные
персонажи, связано воедино мыслью о непрерывности
культурно-исторического процесса, интеллектуальной
и связи поколений.
III Основные положения по главам
Введение: Быт и культура
Во введение автор определяет значения понятий «быт», «культура» и «русская культура». Культура, прежде всего, понятие коллективное, то есть отдельный человек является носителем, может активно принимать участие в ее постоянном развитии.
Также культура является нечто общим для коллектива, который связан определенной социальной организацией. Из этого следует, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, где происходит общение.
Культура имеет коммуникационную и символическую природу. Автор приводит пример хлеба. Он говорит, что хлеб можно разрезать, потребить, то есть он выполняет потребительскую функцию. А если в Евангелии от Иоанна прочитать слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), то тогда понятие «хлеб» принимает сложное символическое значение.
Культура исторична, ее настоящее не может существовать без прошлого. Я считаю, что культура невозможна без сохранения предшествующего опыта. Она всегда будет связана с историей. В культуру всегда будет входить непрерывность интеллектуальной, духовной жизни человека и общества в целом.
Что же такое быт? Существует несколько определений этого понятия. Во-первых, быт является обычным протеканием жизни; во-вторых, быт – это вещи, которые окружают нас.
Однако, следует учитывать, что быт – это не только жизнь людей, это и ритуалы, обычаи, а также строй жизни, который определяет распорядок дня, характер труда и досуга, формы отдыха, игры. Именно в этой связи быта с культурой раскрываются черты, по которым мы узнаем своего и чужого, человека этой или какой-то другой эпохи.
Почему
же автор выбрал именно эпоху XVIII-начало
XIX века? Для этого он дает серьезные основания:
это время для нас близкое и, конечно, оно
тесно связано с нашей жизнью. Также в
этот период времени оформлялись черты
новой русской культуры.
Часть первая: «Люди и чины»
Изучаемая Лотманом
эпоха является переломной. Это явно
проявляется в истории
Петровская реформа решила
Психология служилого сословия «была фундаментом» самосознания дворянина XVIII века. Ведь именно через службу он сознавал себя частью сословия. Петр I пытался по-разному стимулировать это чувство. Вершиной их явилась Табель о рангах, которая была опубликована в январе 1722 года. Формы петербургской жизни создал Петр I. По его мнению, идеалом было регулярное – правильное – государство, где вся жизнь подчинена правилам. Конечно, идеал «регулярного государства» никогда не мог быть и не был полностью реализован. Чины и должности, которые существовали в допетровской России, не отменялись, но эти чины перестали жаловать. Табель о рангах создавала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на офицере и чиновнике.
В XVIII веке, при Петре, в России была учреждена «регулярная» почта, то есть, это сеть станций, которая управлялась специальными чиновниками.
Система орденов, возникнув при Петре, вытеснила существовавшие ранее типы царских наград. Общий смысл состоял в том, что вместо награды-вещи появилась награда-знак, то есть теперь человек награждался знаком, который имел лишь условную ценность. После Петра I в России стали появляться новые ордена. Ордена, имевшие степени, создавали внутриорденскую иерархию. В целом, иерархия орденов была не постоянной.
В
XVIII веке, хотя Петр I , стремясь все упорядочить,
хотел разделить людей по чинам, классам,
все же сильна еще была сила родства. Близость
человеческая оказывалась в достаточной
степени сильной. Иногда это приводило
к нарушению законов, но иногда – создавало
атмосферу доверия, которая противоречит
бюрократическим отношениям, которая
делала дом «надежной крепостью, недоступной
шпиону».
Женский мир
В этой главе автор говорит об особенностях, которые эпоха наложила на характер женщины, и которые женский характер придавал эпохе.
Конечно, главное отличие женщин от мужчин состояло в том, что женщины были исключены из государственной службы. «Чин женщины, если она не была придворной, определялся чином ее мужа или отца».
К концу XVIII века появляется понятие – женская библиотека. Таким образом, женский мир становился все более духовным. Следует отметить, что документы сохранили сведения о том, что писательницы книг не отличались особыми талантами, они были просто матерями, которые вложили огромный труд в развитие истории русской культуры, а именно: домашние библиотеки сформировали определенный облик людей 1812 года; домашнее чтение матерей и детей привело к возрастанию деятелей русской культуры.
В XVIII веке реформы Петра I перевернули домашний уклад женщин. Одно из последствий реформ для женщин - стремление внешне изменить облик, попытка приблизиться к типу западноевропейской светской дамы. Меняется одежда, прически – появляются парики; в модах царила искусственность (например, купчихи красили зубы в черный цвет, для них это считалось идеалом красоты). Однако семья в этот период тоже подверглась изменениям, как и одежда, то есть для женщины стало не просто нужным, но и модным иметь любовника, потому что без этого она как бы «отставала» от времени. Женскими занятиями были кокетство, балы, танцы, а семья и хозяйство отходили на задний план.
К 70-м годам в XVIII веке в Европе зарождается романтизм. Это повлияло и на Россию. В сознание людей теперь заложена мысль о том, что «добро заложено в природе». Конечно, эти перемены повлияли и на моду. Теперь начинает цениться естественность. «Перемена вкусов коснулась и косметики. Просветительский идеал простоты резко сокращает употребление красок. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности. Следует учитывать, что изменение общего стиля культуры повлияло на разнообразные стороны быта. Стремление к «естественности » оказало влияние на семью. Кормить детей грудью стало одним из признаков нравственности. Теперь считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов. Также в домашний быт вносятся отношения гуманности и уважения к ребенку. В 70-90-е годы XVIII века женщина становится читательницей. В значительной мере это происходит под влиянием двух людей: Николая Ивановича Новикова и Николая Ивановича Карамзина. Конечно, женщины начали читать книги и до этих людей, но именно Новиков и Карамзин первыми поставили перед собой цель сделать женщину читательницей. Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Ведь именно эпоха романтизма предоставила женщине важное место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женский образ дал литературе положительного героя. Именно здесь сформировался художественный (и жизненный) стереотип: «Мужчина – воплощение социально типичных недостатков, женщина – воплощение общественного идеала». Этот стереотип был устойчив: многие поколения русских женщин жили «по героиням» не только Рылеева, Пушкина, Лермонтова, но – позже Тургенева и Некрасова.
Конец этой эпохи создал три стереотипа женских образов. Первый образ был внесен из биографии Жуковского в его поэзию, то есть это образ «нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты. Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью».
Другой идеал – демонический характер. Этот образ смело разрушал все условности созданного мужчинами мира. Возникнув в литературе идеал демонической женщины вторгся в быт и создал «целую галерею женщин» - разрушительниц норм «приличного» светского поведения.
Третий
литературно-бытовой образ
Таким
образом, женская культура – это
не только культура женщин. Это – особый
взгляд на культуру, необходимый элемент
ее «многоголосия».