Русская культура XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

На развитие культуры XVII века большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка "бунтарного века" способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством. Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа.

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории (Автосохраненный).docx

— 28.16 Кб (Скачать)

  РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII в. 

  ВВЕДЕНИЕ 

  На  развитие культуры XVII века большое  влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка "бунтарного века" способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством. Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа. 

  1. Обмирщение  культуры
 

  В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и  торговли, ростом городов связано  проникновение в русскую культуру и широкое распространение в  ней светских элементов.

  Этот  процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова  «мирской» — светский).

    Обмирщению русской культуры  противилась церковь, видевшая  в нем западное, «латинское» влияние.  Московские правители XVII в., стремясь  ограничить влияние Запада в  лице прибывавших в Москву  иностранцев, заставляли их селиться  подальше от москвичей — в  специально отведенной для них  Немецкой слободе (ныне район  ул. Баумана).

  Однако  новые идеи и обычаи проникали  в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

  Обмирщение  искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В  его широко известной иконе «Спас  Нерукотворный» хорошо заметны новые  реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

    Тенденция к реалистическому  изображению человека и обмирщению  иконописи, характерная для школы  С. Ушакова, тесно связана с  распространением в России портретной  живописи — «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи,  например, царя Федора Ивановича,  М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако  техника художников была еще  аналогична иконописной, т.е. писали  на досках яичными красками. В  конце XVII в. появились первые  парсуны, написанные маслом на  холсте, предвосхитившие расцвет  русского портретного искусства  в XVIII в. 

  2. Дальнейшее развитие литературы. Публицистика. Историческая повесть. Сказания. Летописи. Жития. 

    В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям.

  Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Жанр «Жития» приобретает характер автобиографии. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682) - один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем. Язык его сочинений - сочетание церковнославянского и живого разговорного языка.

  В XVII в. созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

    Центральное место в исторической  литературе заняли исторические  повести, имевшие публицистический  характер. Например, группа таких  повестей («Временник дьяка Ивана  Тимофеева», «Сказание Авраамия  Палипына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

     В литературе XVII века рассматривается  тема взаимоотношений старого и  молодого поколений, что характерно для того времени, когда "старые обычаи поисшаталися", "старина и новизна перемешалися". В "Повести о Горе-Злочастии" неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого "доброго молодца", который теряет личное счастье, богатство, свободу. Трагична и судьба героя "Повести о Савве Грудцыне" - тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки. 
          Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
 

    3. Появление сатирических жанров, первого придворного театра.  

  Проникновение светских начал в литературу связано  с появлением в XVII столетии жанра  сатирической повести, где действуют  уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

    Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве. Такие пословицы, как "Молебен бьет, а пользы нет", "Кому тошно, а попу в мошно", показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: "В боярский двор ворота широки, а со двора узки", "Наказал Бог народ - послал воевод". Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: "Мужик гол, а в руках у него кол". Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания.

  Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного  сочинения по истории. Киевский монах  Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме  содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая  начиналась с момента образования  Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как  учебник русской истории.

  Враждебно относилась церковь и к народному  театру. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы - исключительно библейского содержания - шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы - "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

  В русских городах и селах широкое  распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр —  театр скоморохов и Петрушки. По всей России бродили скоморохи, кукольники. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

    Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ - не пускать скоморохов, разгонять "позорища" (зрелища), а "хари" (маски) и "бесовские судебные сосуды" ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало.  

    4. Проявление общерусского искусства в архитектуре.  

  Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой  живописностью. Они асимметричны как  в рамках одного здания, так и  в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

    Эти особенности хорошо прослеживаются  в Теремном дворце царя Алексея  Михайловича в Кремле, в дошедших  до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном.

  Близки  к ним по стилю знаменитые храмы  Ярославля — церковь Ильи Пророка  и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

    Декоративное начало, знаменовавшее  собой обмирщение искусства, нашло  отражение и при строительстве  или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили  свое военное значение, и четырехскатная  крыша сначала на Спасской, а  затем и на других башнях  Московского Кремля уступила  место великолепным шатрам, подчеркнувшим  спокойное величие и торжественную  мощь сердца столицы России.

    В Ростове Великом в форме  кремля была сооружена резиденция  опального, но властного митрополита  Ионы. Этот кремль не являлся  крепостью, а его стены имели'чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовскошведской интервенции (Троипе-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирнлло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

    Развитие древнерусской каменной  архитектуры завершилось складыванием  стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

    Для московского барокко характерно  сочетание красного и белого  цветов в убранстве зданий. Четко  прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных  украшений колонн, капителей 138 и  т.п. Наконец, почти во всех  зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

    В XVII столетии переживает расцвет  деревянное зодчество. «Восьмым  чудом света» назвали современники  знаменитый дворец Алексея Михайловича  в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. 

  ВЫВОД 

  Развитие  русской культуры XVII века отразило важнейшие процессы формирования русской  нации и неразрывно связанного с  ними начавшегося разрушения средневековой  религиозно-феодальной идеологии, утверждения "мирских", светских начал в  духовной культуре. Силой, тормозившей  культурный процесс, выступала церковь  в обеих ее разновидностях - официальной  и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший  в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.

    
 
 
 
 
 

ПЛАН

  1. Обмирщение культуры
  2. Дальнейшее развитие литературы. Публицистика. Историческая повесть. Сказания. Летописи. Жития.
  3. Появление сатирических жанров, первого придворного театра.
  4. Проявление общерусского искусства в архитектуре.

Информация о работе Русская культура XVII века