Стоицизм русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Стоики делили философию на три части – логику, физику и этику. В логику включались также и скрупулезные исследования грамматики. Отвергая софистические выводы досократиков, но не признавая «идеи» Платона, стоики полагали, что следует сделать еще одну попытку по основанию истины на чувственном опыте. Для этого требуется, чтобы в уме существовал отпечаток, явно отличающийся от любого ложного отпечатка, умственныый образ, который сам свидетельствует о своей истинности. Именно эта посылка навлекала на стоиков постоянные нападки академиков и скептиков.

Работа содержит 1 файл

Referat_Stoitsizm.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский  государственный горный институт  им Г. В. Плеханова

(технический университет)

 


 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

Реферат

 

 

 

По дисциплине: ________________________философия________________________

 

 

Тема:                                                                  Стоицизм____________________________                   

 

 

    Выполнил: студент гр. ГС-02-1          _______________                 /Алентьева А. В./

         подпись                                     Ф.И.О.

 

 

 

 Проверил:    доцент                   _______________                           /Воронов А.__/

     подпись                                        Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

 

СТОИЦИЗМ, философская школа, основанная в Афинах незадолго до 300 до н.э. Зеноном из Кития. Стоицизм вместе с эпикуреизмом явился философским ответом на наступление новой, эллинистической эпохи и оставался наиболее влиятельным учением в греческой философии вплоть до 3 в. н.э., когда его потеснил неоплатонизм, много взявший из стоицизма.

После смерти Зенона (ок. 262 до н.э.) во главе школы стояли поэт Клеанф (до 232 до н.э.) и революционизировавший учение Хрисипп (232–206 до н.э.). Сведения о последующих двух столетиях скудны. Известно, что Панэтий Родосский (ок. 180 – ок. 101 до н.э.) познакомил со стоицизмом римлян, а Посидоний (ок.130–50 до н.э.), делавший упор на религиозной стороне учения, по-видимому, повлиял на Филона Александрийского. Труды Цицерона (106–43 до н.э.), не принадлежавшего к школе стоиков, сделались ныне одним из основных источников сведений о стоицизме. Сохранились также произведения нескольких знаменитых поздних стоиков: Сенеки (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктета (ок. 50 – ок. 130 н.э.) и Марка Аврелия (121–180 н.э.).

Стоики делили философию на три части – логику, физику и этику. В логику включались также и скрупулезные исследования грамматики. Отвергая софистические выводы досократиков, но не признавая «идеи» Платона, стоики полагали, что следует сделать еще одну попытку по основанию истины на чувственном опыте. Для этого требуется, чтобы в уме существовал отпечаток, явно отличающийся от любого ложного отпечатка, умственныый образ, который сам свидетельствует о своей истинности. Именно эта посылка навлекала на стоиков постоянные нападки академиков и скептиков.

Теория познания стоиков определялась их материалистической физикой, согласно которой бытие сводится к телу, занимающему пространство. Поскольку существуют и качества, они тоже являются телами. Отсюда следует, что одно и то же пространство могут занимать сразу два тела. Очевидно, что тела не являются скоплениями непроницаемых атомов, которые приходят в движение, если придать им импульс. Скорее мир, как предполагал Гераклит, представляет собой динамическую непрерывность. Прибегая к аналогии из области биологии, стоики утверждали, что отдельные вещи подчиняются в своем возникновении и развитии внутренней силе заключенных в них семян («семенных логосов») божественного разума.

Движущая сила мироздания, божественный разум – это управляющий всем разумный огонь. Ничто не происходит случайно, всем правит судьба. Поэтому, хотя состояние внутренностей животного, обнаруживаемое при жертвоприношении с целью узнать будущее, нельзя считать причиной будущей победы, это состояние возможно лишь при том миропорядке, при котором данная армия должна наутро победить противника. Повинуясь судьбе, мировая история идет по предопределенному пути.

Однако этот фатализм не означает упразднения этики ни в теоретическом, ни в практическом отношении. С точки зрения теории, этика основана не на беспричинной свободе воле, но на волевом поступке. Человек отвечает за те поступки, которые соответствуют его воле, и бессмысленно спрашивать, мог ли он пожелать чего-то иного или нет. Поведение стоиков служило иллюстрацией к их этике, и постепенно они все больше подчеркивали это в своих сочинениях. Согласно стоикам, высшим благом является разумный поступок, жизнь в согласии с природой, но не с животной природой, как у киников, а с добродетелью. Неразумно желать несбыточного, и нам следует думать не о богатстве, удовольствии или славе, но лишь о том, что в нашей власти, т.е. внутреннем отклике на жизненные обстоятельства.

Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э. Стоицизм - наименее греческое  из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относится Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - римляне.  
Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы - от страстей.  
Согласно Хрисиппу существует мировая душа - это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно нежный, как бы тончайший вид материи. 
Марк Аврелий - римский император был убежден, что бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя. Для него вселенная - тесно связанное целое - это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.  
Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на самообладании, терпении и т.д. Они считали, что все в мире предопределено, бог не отделен от мира - он душа мира. 
Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл. 
Сенека: свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями, ничто не может ее изменить. Отсюда покорность и стойкое перенесение жизненных невзгод. 
Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести.  
Стоики исходили из того, что тело мира происходит из огня, воздуха, земли и воды. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно материального первоогня. Этот огонь превращается во все прочие стихии. По утверждению стоиков, судьба есть космос. Зенон говорил, что судьба - это власть, двигающая материю. Он определял бога, как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты. Стоики считали, что все человеческие существа равны.  
Философское начало коренится в человеческом субъекте. Язык тоже субъективен.        
Стоики окончательно разделили философию на логику, физику и этику. 
Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде

 

СТОИЦИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Говоря о стоицизме русской культуры, естественно, я не имею в виду древнее античное религиозное течение стоиков. Это слово на Руси давно обрело иной смысл. Мужество, жертвенность, принципиальность и героизм — вот что вбирает в себя сегодня это понятие. Людей не сдавшихся, не предавших, людей борьбы называют стоическими людьми...  
     Наше смутное время выявило одну закономерность. Русская духовность, русская культура оказались более надежной защитой для народа и государства, чем русская армия, русская промышленность, русская государственная элита, русская наука. Не собираюсь петь гимны культуре и ее выдающимся деятелям. Не то время. Но, оказывается, пример с защитой в 1991 году Дома Союза писателей России в Хамовниках не случаен. Из всех обкомов и крайкомов сбежали, извините, как крысы с тонущего корабля, былые сверхмогущественные обитатели этих крепостей государства, а хилые безоружные писатели три дня держали оборону и выиграли. Это здание оказалось одним из главных символов времени. Герои афганской войны генералы Громов, Лебедь, Руцкой во времена смуты легко предают свои идеалы, друзей, армия бездарно капитулирует перед властью. Даже якобы вездесущий КГБ оказался такой же рыхлой и предательской структурой, как и ЦК КПСС, резиденты пачками сдают агентуру всем разведкам мира. Академики так же пачками бегут работать на Запад. Эпоха тотального предательства и Родины, и народа...  
     Но кто мне объяснит, почему Виктор Розов остается таким, каким был и раньше, отчего даже в его мягком, либеральном облике неожиданно проявились этот стоицизм, эта жесткая принципиальность. И что ему до того, что его не носят на руках нынешние власти, и он попал в черный список для западных театров? Что мешало Юрию Бондареву, кумиру либеральной “Литературной газеты” шестидесятых годов, бежать вприпрыжку за властью? Был бы сейчас обласкан, выпускал бы очередные собрания сочинений, ездил бы по всему миру... А ушедшие от нас великие Леонид Леонов, Георгий Свиридов — за какую “мишуру” в глазах власти держались они, не желая подыг<span d


Информация о работе Стоицизм русской культуры