Русская культура 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития.

Содержание

Задание 1. Осветите проблему: "Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху".

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

- Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?

- Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?

- Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII веке?

Задание 3. Объясните термины: «сентиментализм», «классицизм», «обмирщение культуры», «барокко», «ода».

Задание 4. Выполните тесты:

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский Государственный Технический Университет

Филиал  в г. Белово 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по культурологии  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Студента 1 курса

                                                                                       Группы ФКз-093

                                                                                     Шифр №309353

                                                                                Попкова Э.Б. 
 
 
 

                                                                                    Преподаватель:

                                                                                  Борисова Г.В. 
 
 
 
 

Тема  №14 

Русская культура XVIII века 

Задание 1. Осветите проблему: "Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху". 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

      - Какие направления художественной культуры  XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?

      - Какие качественные изменения  произошли в системе русского  образования?

      - Каковы особенности «просвещенного  абсолютизма» в России в XVIII веке? 

Задание 3. Объясните термины: «сентиментализм», «классицизм», «обмирщение культуры», «барокко», «ода». 

Задание 4. Выполните тесты: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание 1. "Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху". 

   Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Развивалось светское образование. В связи с потребностями новой учебной и научной литературы открывались новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. В 1708 (1710?) Пётр I ввёл новый гражданский шрифт, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности, повлекло возникновение периодической печати: с 1702 выходила  первая печатная газета "Ведомости". Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. - 1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением.

      Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений в горном деле и металлургии - де Реннин Г.В., Татищев В.Н.; в военном деле - Брюс Я.В., Нартов А.К. Обострился интерес к истории. Сердюков М. был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Батищев Я. изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов; Никонов Е. представил проект создания "потаённых судов" (подводных лодок); Беляев И. разрабатывал оригинальные оптические инструменты.

     По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (по указу от 28 ЯН 1724) в 1725.

     Большие изменения произошли во всех отраслях искусства.

     Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли был вопрос идеологии абсолютизма. Важнейшие социально-экономические  и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером Шафировым П.П. и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка Посошкова И.Т. (1652-1726), и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

     В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием. В центре "гисторий" (один из самым популярных жанров этого времени) - молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы ("История о российском матросе Василии Кариотском", "История о храбром российском кавалере Александре"). Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания.

      Своеобразно нарастает и динамика  стилевого развития русской 

архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием  выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря "примеряло" себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх.Трезини Д.), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко. В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала в Кремле (арх.Иванов Д., Конрад Х., Чоглоков М.), Лефортовский дворец (Аксамитов Д.В), Сухарева и Меншикова башни (Зарудный И.П.) и др.

     В живописи утверждались новые жанры  и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство  портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ''Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

     Скульптура  много веков была под запретом, поэтому традиций и мастеров в  этой области искусства не было. В XVIII в. распространение получили скульптурные композиции. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии. Особенно ярко Скульптурное творчество проявилось в создании дворцово-парковых ансамблей, напр., оформление Большого каскада Петергофского дворца (Леблон Ж.Б.).

     Петровские  указы регламентировали общественную и частную жизнь: вводились новые  правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (запрет на ношение  бороды), вводились новые формы  общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве ("Комедийная храмина"). Здесь ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Мольера Ж.-Б.  "Амфитрион" и "Доктор принужденный"). Появились и первые русские драматические произведения: "Владимир" (трагикомедия Прокоповича Ф.), "Слава Российская" (пьеса Жуковского Ф.) и др. Были введены новое летоисчисление (с ЯН 1700), появилось регулярное почтовое сообщение и т.д.

         Подводя итоги развития культуры в петровское время, прежде всего следует отметить её постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства – в литературе, живописи и др.

     Русская  культура сделала большой шаг  в своем развитии, появились новые  направления – реалистическая   бытовая и историческая повесть,  стихотворный, драматический, исторический  и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи; появление нового вида искусства – придворного и школьного театра.

     В  XVIII в. продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств в мире, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство.

      Наиболее  долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и  архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено Петру и преобразованиям, связанным с его именем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. 

- Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

     Особенно  высокого уровня достигла портретная  живопись. Художественная линия  русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции.

     Петровское  время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петр I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику.

Специально для  него на Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. 

-  Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

Информация о работе Русская культура 19 века