Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития.
Задание 1. Осветите проблему: "Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху".
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
- Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?
- Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?
- Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII веке?
Задание 3. Объясните термины: «сентиментализм», «классицизм», «обмирщение культуры», «барокко», «ода».
Задание 4. Выполните тесты:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кемеровский
Государственный Технический
Филиал
в г. Белово
Контрольная работа
по культурологии
Тема
№14
Русская
культура XVIII века
Задание 1. Осветите
проблему: "Сущность и значение культурных
инноваций в Петровскую эпоху".
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
- Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?
- Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?
- Каковы особенности «
Задание 3. Объясните
термины: «сентиментализм», «классицизм»,
«обмирщение культуры», «барокко», «ода».
Задание 4. Выполните
тесты:
Задание
1. "Сущность и
значение культурных
инноваций в Петровскую
эпоху".
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Развивалось светское образование. В связи с потребностями новой учебной и научной литературы открывались новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. В 1708 (1710?) Пётр I ввёл новый гражданский шрифт, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности, повлекло возникновение периодической печати: с 1702 выходила первая печатная газета "Ведомости". Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. - 1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением.
Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений в горном деле и металлургии - де Реннин Г.В., Татищев В.Н.; в военном деле - Брюс Я.В., Нартов А.К. Обострился интерес к истории. Сердюков М. был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Батищев Я. изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов; Никонов Е. представил проект создания "потаённых судов" (подводных лодок); Беляев И. разрабатывал оригинальные оптические инструменты.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (по указу от 28 ЯН 1724) в 1725.
Большие изменения произошли во всех отраслях искусства.
Центральной
проблемой публицистики и общественно-политической
мысли был вопрос идеологии абсолютизма.
Важнейшие социально-
В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием. В центре "гисторий" (один из самым популярных жанров этого времени) - молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы ("История о российском матросе Василии Кариотском", "История о храбром российском кавалере Александре"). Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания.
Своеобразно нарастает и
архитектуры
XVIII века. В стране, с запозданием
выходившей на общеевропейский путь
развития, освоение западноевропейских
стилей неизбежно протекает
В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ''Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").
Скульптура много веков была под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. В XVIII в. распространение получили скульптурные композиции. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии. Особенно ярко Скульптурное творчество проявилось в создании дворцово-парковых ансамблей, напр., оформление Большого каскада Петергофского дворца (Леблон Ж.Б.).
Петровские указы регламентировали общественную и частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве ("Комедийная храмина"). Здесь ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Мольера Ж.-Б. "Амфитрион" и "Доктор принужденный"). Появились и первые русские драматические произведения: "Владимир" (трагикомедия Прокоповича Ф.), "Слава Российская" (пьеса Жуковского Ф.) и др. Были введены новое летоисчисление (с ЯН 1700), появилось регулярное почтовое сообщение и т.д.
Подводя итоги развития культуры в петровское время, прежде всего следует отметить её постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства – в литературе, живописи и др.
Русская
культура сделала большой шаг
в своем развитии, появились новые
направления – реалистическая
бытовая и историческая
В XVIII в. продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств в мире, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство.
Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.
Петр I
по праву считается одним из ярких
исторических деятелей мирового масштаба.
Много исторических исследований и художественных
произведений посвящено Петру и преобразованиям,
связанным с его именем.
Задание
2.
- Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.
Особенно
высокого уровня достигла
Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.
В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петр I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику.
Специально для
него на Красной площади в Москве было
выстроено здание – “Комедиальная храмина”.
- Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.