Беседы о русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 10:27, монография

Описание работы

Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922. В 1939–1940 учился на филологическом факультете ЛГУ.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

       «Литературность» и «театральность»  практического поведения приводила  к перемещению привычных смысловых  связей.  В обычной жизни слово  вызывает поступок, а в жизненном  поведении декабриста поступок  увенчивался словом – его итогом, оценкой. Слово декабриста всегда – всегда слово, которое сказано гласно. Однако, существовали специфические черты, которые отличали декабриста как дворянского революционера. Характерно, что бытовое поведение сделалось одним из критериев отбора кандидатов в общество. Именно на этой основе и возникало специфическое для декабристов рыцарство, «которое, с одной стороны, определило нравственное  обаяние декабристской традиции в русской культуре, а с другой – сослужило им плохую службу в трагических условиях следствия и неожиданно обернулось нестойкостью».

В общем, декабристы не были психологически подготовлены к тому, чтобы действовать в  условиях подлости.

       Все виды светских развлечений:  танцы, карты – встречают со  стороны декабристов суровое  осуждение как знаки душевной пустоты. Также как «пошлое»  занятие, карты приравниваются танцам, то есть, имеется в виду не  простое отсутствии интереса к танцам, а выбор типа поведения. Культ братства, который основан на единстве духовных идеалов, был свойственен декабристу. Родственно-приятельские отношения связывали декабристов не только с друзьями, но и с противниками, причем это противоречие не уничтожало ни тех, ни других связей.

       Итак, декабристы внесли в поведение  человека единство, тем, что, «пропуская  жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории». Перемещение свободы из области идей и теорий в «дыхание» - в жизнь. В этом и есть суть бытового значения декабриста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вместо  заключения: «Между двойною бездной…»

       Рассмотренная культура двойственна.  Она выступает как практическая  реальность в мире знаков и  как знак в мире практической  реальности. Это и есть специфика  культуры. Державин говорил о двоемирии человека, а Баратынский о том же, только применительно позиции поэта. Тютчев создал символический образ лебедя, «застывшего между двойною бездной: небесами и отражением в воде». Границы между художественным и нехудожественным, поэтическим и прозаическим и вообще все рубежи, которые разделяют область культуры, - районы зарождения новых смыслов. При этом нельзя в областях культуры отвергнуть какой-либо элемент, как незначительный.

       История, которая отражена в  одном человеке, в его жизни  и быте, изоморфна истории человечества. «Они отражаются друг в друге и познаются друг через друга».

Информация о работе Беседы о русской культуре