«Литературность» и «театральность»
практического поведения приводила
к перемещению привычных смысловых
связей. В обычной жизни слово
вызывает поступок, а в жизненном
поведении декабриста поступок
увенчивался словом – его итогом,
оценкой. Слово декабриста всегда – всегда
слово, которое сказано гласно. Однако,
существовали специфические черты, которые
отличали декабриста как дворянского
революционера. Характерно, что бытовое
поведение сделалось одним из критериев
отбора кандидатов в общество. Именно
на этой основе и возникало специфическое
для декабристов рыцарство, «которое,
с одной стороны, определило нравственное
обаяние декабристской традиции в русской
культуре, а с другой – сослужило им плохую
службу в трагических условиях следствия
и неожиданно обернулось нестойкостью».
В общем, декабристы
не были психологически подготовлены
к тому, чтобы действовать в
условиях подлости.
Все виды светских развлечений:
танцы, карты – встречают со
стороны декабристов суровое
осуждение как знаки душевной пустоты.
Также как «пошлое» занятие, карты
приравниваются танцам, то есть, имеется
в виду не простое отсутствии интереса
к танцам, а выбор типа поведения. Культ
братства, который основан на единстве
духовных идеалов, был свойственен декабристу.
Родственно-приятельские отношения связывали
декабристов не только с друзьями, но и
с противниками, причем это противоречие
не уничтожало ни тех, ни других связей.
Итак, декабристы внесли в поведение
человека единство, тем, что, «пропуская
жизнь через фильтры героических текстов,
просто отменили то, что не подлежало занесению
на скрижали истории». Перемещение свободы
из области идей и теорий в «дыхание» -
в жизнь. В этом и есть суть бытового значения
декабриста.
Вместо
заключения: «Между
двойною бездной…»
Рассмотренная культура двойственна.
Она выступает как практическая
реальность в мире знаков и
как знак в мире практической
реальности. Это и есть специфика
культуры. Державин говорил о двоемирии
человека, а Баратынский о том же, только
применительно позиции поэта. Тютчев создал
символический образ лебедя, «застывшего
между двойною бездной: небесами и отражением
в воде». Границы между художественным
и нехудожественным, поэтическим и прозаическим
и вообще все рубежи, которые разделяют
область культуры, - районы зарождения
новых смыслов. При этом нельзя в областях
культуры отвергнуть какой-либо элемент,
как незначительный.
История, которая отражена в
одном человеке, в его жизни
и быте, изоморфна истории человечества.
«Они отражаются друг в друге и познаются
друг через друга».