Культура русской усадьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Человек — существо крайне неорганизованное и хаотичное. В себе самом он со временем, может быть, и разберется. Установит свои ценности и идеалы, да и поступки научится выстраивать в соответствии с ними. Но людей много и каждый старается свои ценности утвердить в людском сообществе, свои идеалы установить в качестве самых для всех главных. Если это допустить, начинается общественный хаос.

Работа содержит 1 файл

экология культуры.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Институт сервиса и социально культурных технологий

Кафедра культурологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По экологии культуры

Тема: Культура русской усадьбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень 2010

Культура русской усадьбы

 

Человек — существо крайне неорганизованное и хаотичное. В себе самом он со временем, может быть, и разберется. Установит свои ценности и идеалы, да и поступки научится выстраивать в соответствии с ними. Но людей много и каждый старается свои ценности утвердить в людском сообществе, свои идеалы установить в качестве самых для всех главных. Если это допустить, начинается общественный хаос.

 

Тут и вступает в свои права культура. Многие философы именно в организации социального хаоса видят ее предназначение. Для этого общество вырабатывает некие усредненные идеалы и ценности, которые и составляют его идеологию. Однако конкретная личность чаще всего не соответствует усредненным общественным идеалам. Да и человек воспринимает навязываемые ему обществом ценности, как ограничение своей свободы. Так постепенно культура, оставаясь мощным средством регуляции отношений в обществе, становится механизмом подавления индивида.

 

Таким образом, жизнь отдельного человека протекает в двух резко разграниченных планах. Общественная деятельность осуществляется в, так называемое, рабочее время. Ему (подчас очень остро) противостоит индивидуальное время, свободное время. В психологическом мире индивида это отличие фиксируется в точных выражениях: надо и хочу. Для человека работа, которую сделать надо, находится совсем в другом мире, чем та, которую делать хочется. И "время надо", в отличие от "времени хочу" наполнено совсем другим смыслом.

 

Свободное время (время хочу) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь, все должно быть иным, желаемым, а не должным. Иное поведение выражается в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных жестах, в особых шутках. Иное поведение выражает себя в подарках и совместных трапезах, что особенно характерно для Руси. Так всё — особое место, особо выделенное время, особые предметы и иное поведение служат созданию не похожей на повседневность идеальной реальности, той, о которой нам только мечтается. Реальности, что воплощает в себе наше представление об идеальном существовании, о давно ушедшем "золотом веке".

 

В мире дворянской культуры с ее жесткой иерархией это ощущалось особенно остро. Потому и говорила Екатерина II , что "жить в обществе не значит ничего не делать". Эта сценическая , крайне театрализованная жизнь была настоящим ежедневным общественным трудом. Дворяне служили "Государю и Отечеству" не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была для дворянина таким же "надо", как и служение в государевых войсках.

 

А "идеальную реальность" воплощали для русских дворян XVIII - XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого , пусть и " плохенького ", усадебного строительства — создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

 

И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей — это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках — наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков — символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы — все чуть - чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами - оврагами и прудами.

 

 

 

Сама природа — это идеальный сад бога, наподобие райского сада. Каждое дерево, каждое растение что - нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны . Плющ , как знак бессмертия , обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Характерно, что осина, как "проклятое дерево" практически не встречается в дворянских усадьбах.

 

Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность. Эта идеальность была сродни театру, где на сцене выстраиваются парадные сцены, а за кулисами течет своя повседневная жизнь. Потому усадебное строительство тщательно скрывалось от посторонних глаз. Строительные площадки окружали завесой секретности. Вокруг них возводились высокие заборы, разбирались подъездные пути и мосты, уничтожались технические документы. Усадьба должна была предстать как бы созданная в одночасье, по мановению волшебства. Создавалась декорация в театре дворянской жизни. Именно так возникал Петербург — в одночасье, на безлюдном финском болоте. Вмиг явилась изумленной Европе новая каменная Россия.

 

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни . Городские ворота открываются и закрываются в определенное время , начиная и завершая городской день . В императорском дворце время течет не так , как в деловом офисе . Так и дворянская усадьба формировала свой ритм жизни . Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе , протекала в ней и часто заканчивалась здесь же . Жизненный круг дополнялся дневным . Сутки в усадьбе явно делились не только временно , но и пространственно . " Предрассветные сумерки вестибюля " продолжали " раннее утро мужского кабинета ", " полдень гостиной ", " театральный вечер " и так далее , вплоть до " глубокого вечера спальни ".

 

 

 

Как и театральное бытие жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную . Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет . Однако , обставляли его почти всегда очень скромно . " Кабинет , поставленный рядом с буфетом ( буфетной комнатой ), уступал ему по величине и , несмотря на свою укромность , казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг ", — писал Ф . Ф . Вигель . На протяжении всего XVIII столетия , когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина , кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы . Здесь все было предназначено для уединенной работы .

 

Соответственно кабинет и меблировался . Модным считался " голанскый " или " английскый " кабинет . Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель , с очень неброской обивкой , да скромные настольные часы . Письменные столы не жаловались . Предпочтение оказывалось секретерам , конторкам , бюро .

 

Барский кабинет , в отличие от покоев хозяйки , почти не украшался и весьма скромно декорировался . Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для " утрешнего употребления " вишневки или анисовки ( считалось , что это способствует профилактике " грудной жабы " и " удара " — самых модных болезней XVIII - начала XIX веков ) да курительная трубка . Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом . " В наше время , — вспоминает еще конец XVIII века Е . П . Янькова , — редкий не нюхал , а курить считали весьма предосудительным , а чтобы женщины курили , этого и не слыхивали ; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе , и ежели при дамах , то всегда не иначе как спросят сперва : " позвольте ". В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье , чтобы , сохрани Бог , как - нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла .

 

Каждое время имеет свои особые привычки и понятия .

 

Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года , а в особенности в 1820- х годах : стали привозить сигарки , о которых мы не имели и понятия , и первые , которые привозили нам , показывали за диковинку ".

 

Для курения в кабинете специально помещались несколько натюрмортов на тему Vanitas ( бренности жизни ). Дело в том , что на протяжении целого столетия " поедание дыма " связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы " суеты сует " и " жизнь есть дым ". Эта , евангельская в своей основе , тема была особенно популярна в России . Дети пускали недолговечные мыльные пузыри , взрослые пускали из трубок эфемерный дым и летали на хрупких воздушных шарах — и все это воспринималось на рубеже веков как символы крайней зыбкости существования .

 

Именно здесь , в кабинете хозяина усадьбы , отчитывались управляющие , писались письма и распоряжения , подсчитывался оброк , принимались попросту соседи , обсуждались проекты усадебных архитекторов . Сегодня исследователи часто встают в тупик , обсуждая вопросы авторства тех или иных усадеб . Кто был их подлинным творцом ? Архитектор , создававший первоначальный проект ? Хозяин усадьбы , почти всегда переделывавший его по - своему ? Подрядчик , который более считался со своим умением , чем со вкусами архитектора и хозяина ?

 

Поскольку мужской кабинет предназначен для работы , основную роль в его интерьере играли книги . Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства . Помещики не гнушались тщательно штудировать архитектурные труды Виньолы или Палладио , особенно при начале нового усадебного строительства . Ведь наряду с французским языком , архитектуру полагалось знать каждому образованному дворянину . Календари , содержавшие советы на все случаи жизни — непременный атрибут таких кабинетов . Чего здесь только не было ? " Список пожалованных Ея Императоским Величеством орденом ...", " верный способ разводить в нежарких краях собак аболенских ", " рецепт нискорейшего гашения извести негашеной ", " наипростейшее средство крашения липы в красное и эбеновое дерево ", " об наизящнейшем и немногодельном способе англицкие парки разбивать ", " о дешевой и верной методе лечения золотухи ", " об изготовлении вишневой скороспелой наливки " и многое другое.

 

В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение . " По деревням кто любил чтение и кто только мог заводился небольшой , но полной библиотекой . Были некоторые книги , которые как будто почитались необходимыми для этих библиотек и находились в каждой . Они перечитывались по нескольку раз всей семьею . Выбор был недурен и довольно основателен . Например , в каждой деревенской библиотеке непременно уже находились : Телемак , Жильблаз , Дон - Кишот , Робинзон - Круз , Древняя Вифлиофика Новикова , Деяния Петра Великого с дополнениями , История о странствиях вообще Лагарпа , Всемирный Путешествователь Аббата де ла - Порта и маркиза Г ., перевод Ив . Перф . Елагина , роман умный и нравственный , но ныне осмеянный . Ломоносов , Сумароков , Херасков непременно были у тех , которые любили стихотворство . После уже начали прибавляться к этим книгам сочинения г - на Вольтера ; и романы и повести его же ; и " Новая Элоиза ". В начале нынешнего столетия вошли у нас в большую моду : романы Августа Лафонтена , г - жи Жанлис и Коцебу . Но никто не пользовался такой славою , как г - жа Радклиф . Ужасное и чувствительное — вот были , наконец , два рода чтения наиболее по вкусу публики . Чтение этого рода заменило наконец прежние книги ". Так писал в середине XIX столетия М . А . Дмитриев .

 

На такой литературе было воспитано несколько поколений молодых дворян . Отсюда , из мужского кабинета усадьбы распространялось русское просвещение . Здесь составлялись проекты первых ланкастерских школ в России , новых систем севооборота , женского образования . Здесь постепенно вызревала капиталистическая система хозяйствования . Недаром Н . В . Гоголь , описывая в " Мертвых душах " деревню " просвещенного " полковника Кошкарева , ехидно замечает : " Вся деревня была вразброску : постройки , перестройки , кучи извести , кирпичу и бревен по всем улицам . Выстроены были какие - то домы , вроде присутственных мест . На одном было написано золотыми буквами : " Депо земледельческих орудий "; на другом : " Главная счетная экспедиция "; " Комитет сельских дел "; " Школа нормального просвещения поселян ". Словом , черт знает чего не было ".

 

В этих же кабинетах любопытные естествоиспытатели проводили пневматические , электрические , биологические опыты . Отсюда вели астрономические наблюдения . Потому иногда кабинет был буквально уставлен телескопами , земными и небесными глобусами , солнечными часами и астролябиями .

 

Дополняли довольно скромную , почти аскетическую обстановку мужского кабинета два - три портрета родителей и детей хозяина , небольшая картина с баталией или морским пейзажем .

 

Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы , то его парадным лицом служила гостиная или зала . Такое разделение на домашнее и гостевое , повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе . Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на " парадные апартаменты " и " комнаты для фамилии ". В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям , в большинстве же домов они прекрасно совмещались .

 

Современники безусловно воспринимали залу или гостиную как парадный , и оттого официально - холодный апартамент . " Зала , большая , пустая и холодная , в два - три окна на улицу и четыре во двор , с рядами стульев по стенкам , с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам , с большим роялем у стены ; танцы , парадные обеды и место игры в карты были ее назначением . Затем гостиная , тоже в три окна , с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном . По бокам дивана — кресла , козетки столики , а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену ... В годы нашего детства фантазии считались недозволенными и все гостиные были на один лад ", — вспоминает П . А . Кропоткин .

 

Эту пустоту и холод гостиных , где " всегда вся мебель была покрыта чехлами ", вспоминают практически все мемуаристы . Во - первых , холодность этих зал была буквальной . Зачем их отапливать каждый день ? А во - вторых , и архитектурно здесь выделялась не домашняя теплота , но парадность . Часто зала делалась двусветной . Окна с одной стороны залы выходили на парадный двор — курдонер , а с другой — на " главный просек " ( так называли центральную аллею парка ). Виды из больших окон тщательно учитывались при проектировке усадьбы . Вечно изменчивая природа органично входила в оформление парадной залы .

Информация о работе Культура русской усадьбы