Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:12, доклад
Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой?
Архаичность изложенной концепции не вызывает сомнений: об этом свидетельствует, в частности, ее своеобразный зооморфизм. В то же время на ее примере мы видим, как «работают» основные противоположности пифагорейцев — предел и беспредельное, единое и многое, мужское (Единица) и женское (неоформленная пустота), свет (огненная Единица) и тьма (темный воздух).
Греческая в эпоху платона и аристотеля
Общая обстановка
в конце V в. до н. э. Последние десятилетия
V в. до н. э., ознаменовавшиеся трагической
Пелопоннесской войной, были временем
глубокого кризиса греческой
политической формы города-государства.
Рабовладельческая демократия в
той форме, в какой она установилась
в Афинах и в большинстве других
полисов тогдашнего эллинского мира,
начала обнаруживать присущие ей внутренние
дефекты. Она оказалась неспособной
обеспечить ни мир, ни всеобщее благосостояние,
ни такой правопорядок, который гарантировал
бы жизнь и безопасность граждан.
Неограниченное народовластие стало
оборачиваться неограниченной тиранией.
Война крайне обострила противоречия,
существовавшие между различными группами
общества,— между
И, действительно,
ранняя греческая наука «о природе»
оказалась к тому времени в
тупике. Она не располагала критериями,
которые позволили бы произвести
выбор между многообразными концепциями,
выдвинутыми рядом мыслителей, начиная
с Фалеса Милетского. Она не смогла
привести к знанию, которое имело
бы общезначимый характер, и в конце
концов начала вырождаться. Последние
«физики», имена которых дошли
до нас,— Архелай Афинский и Диоген
из Аполлонии— уже не создали ничего,
что можно было бы сравнить с достижениями
их предшественников: Архелай ограничился
разработкой отдельных аспектов
воззрений своего учителя Анаксагора,
а учение Диогена представляло собой
эклектический сплав взглядов Анаксимена,
атомистов и того же Анаксагора.
Для дальнейшего движения вперед
нужно было разработать методы обоснования
знания, а для этого требовалось
создать теорию познания. Наряду с
этикой и политикой в центре внимания
нового поколения философов
Носителями этого
нового подхода к знанию становятся
софисты. Этим именем называлась не какая-либо
философская школа и не определенное
научное направление; оно обозначало
скорее своеобразную социальную прослойку,
которой раньше не существовало и
которая появилась именно в эту
кризисную эпоху. Софистами именовались
странствующие учителя
Наиболее выдающимися философами среди софистов были Протагор из Абдер и Горгип из Леонтин (в Сицилии). Они внесли существенный вклад в разработку гносеологических проблем, которые решались ими в духе релятивизма и скептицизма. Релятивистская установка Прота-гора была выражена в знаменитом его положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Испытавший значительное влияние элеатов, Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1)что ничто не существует; 2) что если нечто и существует, то оно непознаваемо; 3) что если оно познаваемо, то это познание не может быть высказано. Скептицизм софистов был естественной реакцией против догматизма «физиков», которые в большинстве случаев даже не пытались обосновывать постулируемые ими положения и концепции.
В Афинах просветительская
деятельность софистов натолкнулась на
сильную оппозицию. Консервативные
круги полагали (и не без основания),
что широкое распространение
пропагандируемых софистами взглядов
может привести к подрыву традиционной
религии и морали. Аттическая комедия
подвергала софистов жестоким насмешкам.
Непримиримым врагом софистики явился
афинянин Сократ (469—399 гг. до н. э.), хотя
по духу своего мышления он был кое
в чем близок своим оппонентам.
Сократ не был ученым в обычном
смысле слова; скорее это был народный
мудрец, оказавший большое влияние
на современников не содержанием
своего учения (которого — в позитивном
смысле — у него, собственно, и
не было), а своей яркой личностью,
с большой художественной силой
обрисованной в диалогах Платона. В
конце жизни Сократ был привлечен
афинянами к суду по обвинению
в пренебрежении к традиционной
религии и в развращении
После смерти Сократа возникла целая литература, героем которой он сделался: это так называемые «сократические сочинения», главным образом в форме диалогов, авторами которых, помимо Платона, были Ксенофонт, Антисфен, Эсхин (все трое — из Афин), далее Евклид из Мегары, Федон из Элиды и Аристипп из Кирены. Это были люди, хорошо знавшие Сократа; некоторые из них (Антисфен, Евклид, Аристипп) сами стали основоположниками философских школ, весьма различавшихся как по принципиальным установкам, так и по деятельности их представителей, но все они отражали уже отмеченный выше крен в сторону этических и политических проблем и на развитие точных и естественных наук не оказали сколько-нибудь заметного влияния.
Платон и его картина мира. Платон (428—348 гг. до н. э.) оставил глубокий след в истории всей античной культуры. Он был не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но также блестящим художником слова, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки и не в последнюю очередь — проницательным ученым, высказавшим большое число важных и плодотворных идей. Но наряду со всем этим Платон был гражданином Афин, болезненно ощущавшим кризис политической формы города-государства вообще и афинской демократии в частности. Он видел все недостатки этой демократии, а после казни его любимого учителя Сократа она стала для него неприемлемой. Этим объясняются его настойчивые поиски идеального государственного устройства, его социально-утопические концепции, которые он не только формулировал теоретически, но пытался (хотя и неудачно) осуществить в реальной жизни.
Из 36 дошедших до нас
сочинений, которые традиция связывает
с именем Платона, большая часть
посвящена, нравственным, эстетическим
и другим чисто человеческим проблемам.
Многие диалоги Платона имеют
остро полемический характер: в них
он критикует софистов и прежде всего
— их релятивистские установки в
вопросах морали и политики. Платон
ищет абсолютных ценностей; он хочет
найти опору для морали, которая
не зависела бы от человеческого установления.
Идя по пути поисков абсолютного,
он приходит к своей знаменитой теории
идей, изложенной в ряде диалогов, принадлежащих
к зрелому периоду его
Сама по себе теория
идей как особых умопостигаемых сущностей,
имеющих более высокий
В процессе создания теории идей Платон столкнулся с математикой. Возможно, что интерес к математике возник у него под влиянием знакомства с Архитом Тарент-ским, с которым он встречался во время своего пребывания в Италии (после смерти Сократа Платон уехал из Афин и около двенадцати лет провел к путешествиях). Вернувшись на родину, Платон основал научную школу — Академию, которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще, носившей имя древнеаттического героя Академа (отсюда и ее название). Это была первая в истории человечества подлинно научная школа, над дверями которой, согласно преданию, было написано: «Необученным геометрии вход воспрещен». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. В «Государстве» Платон рекомендует включить четыре дисциплины — арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию — в число предметов, подлежащих изучению «стражами», стоящими во главе идеального государства. При этом он подчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, которую он отнюдь не отрицает, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. В последний период, находясь под большим влиянием пифагорейцев, Платон был склонен отождествить свои идеи с пифагорейскими числами.
Сам Платон не внес существенного вклада в математику, но его влияние на развитие математических наук было весьма значительным. Он руководил научной деятельностью внутри своей Академии и находился в дружест-венных отношениях с крупнейшими математиками того времени — Феодором, Теэтетом и Евдоксом (о влиянии, которое оказал на Платона Архит, уже было сказано выше). Математические проблемы рассматриваются в ряде диалогов Платона, в частности в «Меноне», «Теэте-те», «Государстве». А в своем последнем (и, по-видимому, изданном посмертно) сочинении — «Послезаконии» — Платон изложил теорию непрерывных пропорций Архи-та. Однако с историко-научной точки зрения основной заслугой Платона следует считать то обстоятельство, что оп был первым греческим мыслителем (пифагорейские спекуляции с числами здесь в счет не идут), осознавшим значение математизации знания, т. е. того пути, по которому пошло развитие науки в александрийскую эпоху и по которому оно продолжает идти до нашего времени. Умозрительное и в том числе математическое знание ставилось Платоном выше знания эмпирического. Из этого не следует, что Платон вообще отвергал ценность знания, получаемого с помощью органов чувств (как иногда пишут), но он считал, что это знание дает информацию только о мире явлений и потому не может не быть приблизительным, неточным п обладающим лишь некоторой степенью вероятности. Познание же идеальных истин является, по Платону, высшей формой познания и осуществляется с помощью чистого умозрения, родственного теоретическому мышлению математика.
В нескольких диалогах
Платон касается и астрономических
вопросов. В «Федоне» он впервые
прямо и недвусмысленно утверждает
тезис о шарообразности Земли. В
последней (10-й) книге «Государства»
содержится набросок облеченной в сказочно-фантастическую
форму пифагорейской картины
космоса. Но наиболее обстоятельное
изложение космогонических
Рассказ об устройстве космоса здесь ведет некий Ти-мей из Локр, по всей видимости пифагореец, который характеризуется как «глубочайший знаток астрономии». Однако Тимей не просто пересказывает пифагорейское учение. Все общие рассуждения и обоснования, содержащиеся в диалоге, несомненно принадлежат самому Платону. Резкий разрыв с пифагорейской традицией очевиден в постановке проблемы о происхождении мира. Архаичная пифагорейская космогония с ее огненной единицей, порождающей многообразие чисел и вещей, была для Платона уже неприемлема. Космос в целом рассматривается им как произведение, созданное высшей творческой силой — Демиургом — в подражание некоему идеальному первообразу. Следовательно, космос существовал не вечно; он зрим, осязаем и телесен, а все вещи такого рода, по мнению Платона, возникают и порождаются. Вместе с космосом возникло и время; поэтому нет смысла ставить вопрос о том, что было до возникновения космоса. Космос един — это живое существо, наделенное душой и умом.
Основными компонентами
при образовании космоса
Космосу как совершенному существу придана форма абсолютно гладкой сферы. Космос не обладает никакими органами, направленными наружу; ничто не выходит за его пределы и не входит в него откуда бы то ни было. В центре космоса помещена его душа, откуда она распространяется по всему его протяжению и облекает его извне. Структуре души, подробно описываемой Платоном, точно соответствует телесная структура космоса.
В теле космоса
Демиург выделил два
Наряду с общими
положениями Платон в ходе своего
изложения высказывается по ряду
частных вопросов, относящихся главным
образом к движению небесных светил.
Эти высказывания далеко не всегда
допускают однозначное