Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
1. Причины, критерии разделения научного знания на естествознание и гуманитарное научное знание, аргументы абсурдности разделения и эволюционизм как основа одной науки 3
2. Задачи, логика и архитектоника курса Концепции современного естествознани………………………………………………………….........11
3. Причины возникновения науки в Античности и принципы классического естествознания…………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………….…………….26
Содержание
Развитие
физики, биологии, общественных наук дало
нам необозримое множество
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний, появления единых точек зрения. Этот процесс приводит не только к объединению различных дисциплин, развитию конкретных областей знаний, но и к новому, целостному видению мира. И оно не менее необходимо для человека, чем конкретные знания конкретных наук. [6, С.43]
Истоки нашей европейской
В эпоху средневековья влияние античного мира, связь с греческой культурой не прерывались. В эту эпоху появились готика, иконы Рублева, сохранилось аристотелевское видение мира, т. е. того неразрывного единства, где живут вместе и Бог, и Космос, и Человек.
С возникновением научного метода единый и цельный мир распался: человек оказался изъятым из него. Космос стал жить сам по себе, а Человек с его непредсказуемостью, с его духовным миром — сам по себе. Эпоха Просвещения довершила эту разобщенность. Мир человека и общества, созданного им, мир неживой материи и живого вещества никак не были связаны в сознании ученых. [6, С.45]
В естествознании любое событие, явление должно быть либо наблюдаемо, либо проявляться в эксперименте, воспроизводиться другим исследователем. Естествознание ориентировалось на поиск повторяющегося, общего, вневременного, независимого от человека. Объектом исследования в естествознании были всегда материальные (после Эйнштейна материя стала эквивалентна энергии) тела в природе, тогда как мысль, сознание не есть форма энергии, сознание идеально: не обнаруживается физическими, химическими, физиологическими методами (нельзя взвесить, обнаружить на экранах осциллографов, не вступает в химические реакции).
Предметом исследования гуманитарных наук являются идеальные феномены и продукты человеческого сознания (образы, понятия), законы мышления; структура человеческого сознания; законы исторического развития. Основные гуманитарные науки – история и антропология, психология и логика, филология и этнология, культурология и искусствоведение, социология и экономика, политология и правоведение. М. Фуко считал прародительницей всех гуманитарных наук историю. Объектом гуманитарных наук по Фуко является человек и всё то, что есть в нём эмпирического.
Открытия современного естествознания подсказывают: наиболее плодотворный подход к трансдисциплинарной унификации наук может заключаться в принятии эволюции в качестве основного понятия. Разбиение на узкодисциплинарные территории неуместно, когда речь заходит о единых теориях эволюционного разнообразия. [1]
Эмпирические обобщения современной науки позволяют утверждать:
Человек
есть результат и продукт
Разделение естественно–гуманитарное научное знание нелогично, иногда трудно отнести ту или иную дисциплину к одной из двух традиционно выделяемых областей. Математика, технические науки, психология и антропология, физиология, генетика человека, куда отнести эти науки? Если считать, что число есть семантическая (смысловая) сущность и возможно лишь там, где есть наблюдатель, то математика – гуманитарная наука. Техника есть материальный продукт сознания человека, и тогда технические науки – гуманитарные. В некоторых учебниках психологию относят к разделам естествознания, но психология изучает структуру сознания человека, следовательно, это гуманитарная наука. [1]
Абсурдность разделения науки иллюстрируется тем, что:
Учёные давно беспокоились о пагубных последствиях раздробленности науки, культуры. Ч. Сноу остро поднял проблему двух культур в 1959 г. На одном полюсе – культура, созданная наукой (но и там нет понимания: биологи не имеют ни малейшего представления о современной физике), на другом – художественная культура. Их разделяет стена непонимания. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, два аспекта: разрыв науки и искусства и разрыв в самой науке. Ч. Сноу предсказывал: вражда культур может привести цивилизацию к гибели, если не реорганизовать систему образования.
Неприемлемость
разрыва науки в
Сегодня естественнонаучное и гуманитарное знание интегрируются в одну науку, а основу для объединения может составить общенаучная теория Универсальной истории. Теория Универсальной истории моделирует эволюцию Вселенной от начала расширения, инфляции (Большого взрыва) до образования микро- и мегамиров неживой материи, от самоорганизации химических систем и гиперциклов до одноклеточных и многоклеточных форм жизни, от роста разнообразия и сложности биосферной организации до психики, от антропосоциогенеза до социально-исторической стадии, проблем современности.
Формирующаяся теория Универсальной истории отвечает требованиям междисциплинарности (в рамках одной дисциплины невозможно объяснить эволюцию от космической прелюдии до жизни, человека) и конструктивности (решение актуальных, футурологических задач). Задачей теории является формирование на основе синтеза неравновесной термодинамики, синергетики, кибернетической теории систем единого энергоинформационного подхода, в русле которого раскрываются универсальные направления эволюции. [1]
В современных условиях синтеза знания определение “гуманитарное естествознание” не кажется парадоксальным, а наоборот, вполне логичным, поскольку наука становится антропоцентричной, нацеливаясь на постижение сути мира человека и бытия человека в мире, на “распаковывание” смыслов сущего. Знакомство с проблемами современного естествознания, идеями, категориями и моделями Универсальной истории даёт возможность под иным углом зрения взглянуть на традиционно понимаемые явления любой природы, увидеть единство и целостность нашего мира.
Например, рассмотрение права в контексте социальной синергетики позволяет определить его как специализированный механизм регуляции поведения индивидов, имеющий своей целью упорядочение, структурирование различных видов деятельности в самоорганизующемся социуме. Система правового регулирования – одна из наиболее жёстких социальных систем общества как иерархической структуры. В современном языкознании также утверждается эволюционно-системный подход, рассматривающий язык как один из механизмов приспособления человека к среде: в знаковой системе языка “снимается” оптический и акустический хаос внешней и внутренней среды, благодаря материализации психических образов в слове социум формирует идеальный мир-артефакт. Лингвистика начинает отказываться от дескриптивности (описательности), делая упор на решении важнейших теоретических задач глоттогенеза (происхождения и развития языков мира).
Делается попытка взглянуть на историческую науку глазами учёного-“естественника”, применить методы математического моделирования к истории (Малинецкий 1997; Капица и др. 1997; Малинецкий, Потапов 2000). Например с позиций естественнонаучных теорий (синергетика, нелинейная динамика) в книге Г .Г. Малинецкого Синергетика и прогнозы будущего рассматриваются проблемы, ещё недавно относившиеся к сфере гуманитарного знания: математическое моделирование исторических процессов, глобальные демографические прогнозы, проблемы будущего человечества, прогноз развития системы образования. [1]
В современной науке проблема путей эволюции является актуальной и, можно сказать, всеобъемлющей. Вопрос о будущем человечества стоит очень остро, так как с равной возможностью наша цивилизация может продолжить эволюцию или самоустраниться. Социальная синергетика, теория самоорганизации социокультурных систем ставит во главу угла не только реальность, но и возможности, ситуации выбора, точки бифуркации исторического процесса. Теоретическая история на основе междисциплинарного подхода изучает и описывает причинно-следственные связи, определяющие поведение и поле путей развития больших социальных групп на промежутках от 10 до 1000 лет.
Педагогика с конца 70-х начала адаптировать, технологизировать идеи, методы общей теории систем. Концепции развивающего обучения, личностно-, культурно-, деятельностно-ориентированной педагогики базируются на синтезе общенаучных идей.
Современные экономические теории также обновляются за счёт нового междисциплинарного знания. Экономика – это всего лишь один из аспектов всей экологической и социальной структуры, а тот рынок, который изучают экономисты, есть лишь частный случай рынка вообще. Н. Н. Моисеев трактует рынок с позиций теории Универсального эволюционизма как противоречивое единство общецивилизационных механизмов конкуренции, кооперации и отбора, как один из основных механизмов самоорганизации общества. Уходит в прошлое экономическое мышление, оперирующее категориями роста и производительности вне контекста экологических и социально-политических проблем. [1]
Информация о работе Причины возникновения науки в античности