Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:12, доклад
Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой?
Живые существа, по мнению Анаксимандра, зародились во влажном иле, первоначально покрывавшем всю Землю. Когда Земля начала высыхать, влага скопилась в углублениях, образовавших моря, а некоторые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные существа, в которых зародились люди; когда люди выросли, покрывавшая их чешуйчатая оболочка начала лопаться и отваливаться. Некоторые исследователи усматривали в этой концепции исторически первый намек на идею эволюции животного мира.
Возникновение и
развитие мира Анаксимандр считал периодически
повторяющимся процессом; через
определенные промежутки времени мир
снова поглощается
Заcлуга Анаксимандра
в истории науки состоит прежде
всего в деантропоморфизации
и демифологизации картины
Анаксимен, третий
великий представитель
В качестве первоосновы
всего сущего Анаксимен принял беспредельный
воздух. Вещи образуются из воздуха
путем разрежения или сгущения, при
этом разрежение сопровождается нагреванием,
а сгущение — охлаждением. Воздух
находится в непрерывном
Детали космогонической
концепции Анаксимена известны плохо.
Сообщается, что в результате сгущения
воздуха (наглядно сопоставляемого
с валянием шерсти) первой возникла
плоская («столообразная») Земля, которая
висит в воздухе, как бы «оседлав»
его. Затем образуются моря, облака
и прочие вещи. Небесные светила
возникают из земных испарений, которые,
поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают
огненную природу. Неподвижные звезды
вбиты в твердый небосвод подоб-во
гвоздям, другие (планеты?), а также
Солнце и Луна плавают в воздухе,
подобно огненным листьям. Таким
образом, в противоположность
Из сказанного следует,
что в умозаключениях Анаксимена
большую роль играл метод аналогий.
По сравнению с величественной и
основанной на строгих математических
отношениях картиной мироздания Анаксимандра
взгляды Анаксимена могут показаться
идейно более бедными и приземленными.
Тем не менее в определенных отношениях
они являлись существенным шагом
вперед. Новым у Анаксимена была
трактовка первовещества не только
в качестве источника, но и в качестве
субстрата вещей окружающего
нас мира, поэтому его воздух был,
по сути дела, ближе к первоматерии
Аристотеля, чем к физически
Пифагорейцы. Когда мы говорим о «милетской школе», то это название имеет условный смысл, сводящийся к тому, что все три представителя этой «школы» были гражданами города Милета. По своим же взглядам опи были настолько непохожи один на другого, что в данном случае трудно обнаружить ту преемственность идей, которую обычно предполагает существование научной школы. И хотя Анак-симандр, будучи младшим современником Фалеса, несомненно хорошо его знал, а Анаксимен был бесспорно знаком с сочинением Анаксимандра, тем не менее школы в позднейшем смысле здесь, по-видимому, еще не было. Во второй половине VI в. до н. э. на противоположном конце тогдашнего греческого мира возникла другая научно-философская школа, в большей степени заслуживавшая такого наименования, хотя и обладавшая весьма специфическими чертами. Это была пифагорейская школа или, точнее, пифагорейский союз, названный так по имени его основателя Пифагора. Генезис этой школы восходит в конечном счете к ионийскому культурно-географрг-ческому ареалу, ибо сам Пифагор был уроженцем ионийского острова Самос, откуда он уехал, будучи уже зрелым человеком (как сообщают источники,— по причине своего несогласия с деятельностью знаменитого тирана Поликрата). Он много путешествовал и, по-видимому, довольно долго жил в Египте; обосновавшись затем в южно итальянском городе Кротоне, он учредил там нечто вроде религиозно-этического братства или монашеского ордена, члены которого обязывались вести так называемый «пифагорейский образ жизни», включавший в себя наряду с целой системой аскетических предписаний и табу также определенного рода научные занятия.
В ранний период существования
пифагорейской школы
Историческая и
филологическая наука раннего периода
была склонна принимать на веру сочинения
Порфи-рия, Ямвлиха и других авторов
поздней античности, в которых
наряду со многими чудесными и
сверхъестественными деяниями Пифагору
приписывался целый ряд важнейших
открытий в области математики, астрономии
и других наук. В дальнейшем под
влиянием критического духа новой эпохи
к этим свидетельствам стали относиться
как к своего рода мифотворчеству,
культивировавшемуся в недрах неопифагорейской
и неоплатонической школ. Крупнейший
исследователь пифагореизма Август
Бек еще пытался, в начале XIX в.,
опереться на фрагменты Филолая,
первого пифагорейца, изложившего
свои взгляды в письменной форме,
как на единственный надежный источник,
дошедший до нас от пифагорейства V
в. до н. э.; в дальнейшем, однако, и
эти фрагменты были поставлены под
сомнение. Высшей точки критическое
направление в изучении «пифагорейского
вопроса» достигло уже в нашем
столетии в работе Э. Франка «Платон
и так называемые пифагорейцы» (1923),
где была произведена радикальная
передатировка научных
Что же касается открытия несоизмеримости и других подлинно научных достижений, которые древняя традиция была склонна возводить к Пифагору и его ученикам, то они, по мнению Буркерта, к пифагорейской школе никакого отношения не имеют.
Наряду с этим
критическим направлением в последнее
время стала все более
Действительно, с большой степенью вероятности можно утверждать, что интерес к математике наличествовал в пифагорейской школе с самого ее основания и что по-лржение «все есть число» принадлежит самому Пифагору. Как и в других теориях ранних греческих мыслителей, это положение явилось обобщением очень небольшого числа наблюдений. Не только древние свидетельства, но и ранняя математическая терминология указывают на связь этих наблюдений с музыкой. Решающую роль при этом сыграло открытие, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями целых чисел: 1:2, 2:3 и 3:4. Это открытие послужило стимулом к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например в геометрии и космологии.
Итак, смысл положения
«все есть число» состоял в Убеждении,
что в каждой вещи каким-то образом
скрыты определенные числа или отношения
чисел. Задача познания состоит в
обнаружении этих отношений (подобно
тому, как они были обнаружены в
музыке). При этом речь шла в основном
о числах, находившихся в пределах
первой десятки. Некоторым из этих чисел
приписывалась особо важная роль:
это были тройка (триада), четверка (тетрактида),
семерка (гебдомада) и десятка (декада).
Единица вообще не считалась числом:
она была источником и первоосновой
всех чисел и, следовательно, всех вещей.
Фундаментальное значение пифагорейцы
придавали различию между четными
и нечетными числами. Поиски числовых
отношений могли развиваться (и
действительно развивались) в двух
направлениях: во-первых, в направлении
мистики чисел; во-вторых, в направлении
нахождения реальных числовых закономерностей.
Оба эти направления легко
совмещались в пределах одной
и той же школы. О первом из них
мы вообще говорить не будем, так как
его рассмотрение выходит за пределы
истории науки. Что же касается математических
открытий, которые были сделаны пифагорейцами,
то о них речь пойдет ниже, в параграфе,
посвященном зарождению математической
науки. Здесь же мы приведем лишь один
пример, показывающий, что в отдельных
случаях попеки числовых отношений
могли приводить к чисто
Надо думать, что пифагорейцы очень быстро обратили внимание на то, что из отрезков, находящихся друг к другу в отношениях 3:4: 5, образуется прямоугольный треугольник. Это обстоятельство было давно известно в странах Востока; с другой стороны, оно вполне соответствовало духу пифагорейских поисков, поскольку свойства геометрической фигуры определялись здесь отношениями целых чисел. Дальнейшее изучение вопроса позволило обобщить это соотношение и привело к доказательству теоремы, носящей имя Пифагора. Был ли Пифагор на самом деле автором этой теоремы или она найдена кем-то из пифагорейцев позднее, этого мы уже никогда не узнаем.
Характерной чертой
пифагорейского учения было большое
значение, которое придавалось в
нем роли фундаментальных
Из свидетельств Аристотеля и других древних авторов можно заключить, что у пифагорейцев существовала своя космогоническая концепция, своеобразным образом связанная с основными положениями их учения о числах. О ней известно очень мало, но ее основные идеи сводятся, по-видимому, к следующему.
В этой бездне зародилась
огненная Единица, сыгравшая роль семени
или зародыша, из которого развился
космос. Эта Единица росла подобно
тому, как растет зародышевая клетка
в питательной среде: втягивая (вдыхая!)
прилегавшее к ней