Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:12, доклад
Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой?
Физики также испытали
большое влияние как греческих,
так и восточных мифов о
происхождении мира, но в отличие
от «теологов» для них был характерен
решительный отказ от мифологических
образов и переход к чисто
рациональным мотивировкам. Однако, преодолев
внешний антропоморфизм и зооморфизм
космогонических мифов, первые греческие
ученые использовали ряд мотивов, встречавшихся
в этих мифах. Эти мотивы то здесь,
то там проявляются в
Коротко перечислим эти мотивы, ибо без их учета невозможно понять происхождение ряда идей, характерных для ранней греческой науки.
1. Почти во всех космогонических
мифах наличествует
2. Важнейшим моментом
мирообразования в ряде
3. Почти для всех
4. В мифологических
Из сказанного вытекает,
что космогонические концепции
досократиков чрезвычайно многим обязаны
космогоническим мифам
Теогония была произведением эпической поэзии. Но если не ограничиваться космогонической проблематикой, а посмотреть на значение этой поэзии в более широком плане, то надо признать, что не только Теогония, но греческий эпос в целом сыграл огромную роль в становлении рационального, а следовательно, и научного мышления древних греков. Дело не только в том, что эпическая поэзия — нам она известна лишь по произведениям, дошедшим до нас под именами Гомера и Гесиода,— снабжала греческую науку теми или иными мотивами или сведениями, а прежде всего в том, что она способствовала разрушению религиозно-мифологического мировосприятия, с одной стороны, подвергая традиционные мифы рационалистической обработке, а с другой — эстетизируя их. И в том и в другом случае исчезало непосредственное отношение к мифу, как к живой реальности.
Момент рационализации особенно
отчетливо ощущается у Гесиода.
Уже в образе Хаоса (который, по-видимому,
не принадлежал к числу фигур
традиционной мифологии, а был созданием
творческой фантазии самого Гесиода) религиозно-мифологический
элемент оказывается доведенным
до минимума. Хаос — зияющая бездна,
примитивный прообраз будущей идеи
пространства — фактически лишен
следов какой-либо персонификации. После
Хаоса, но не из него, возникают три
божества, вернее — три космических
сущности. Во-первых, «широкогрудая
Гея», Земля, вечно незыблемое основание
всего сущего. Во-вторых, Эрос, Любовь,
сладостная причина всех зачатий
и рождений. В-третьих, мрачный Тартар,
в общей структуре мироздания
представляющий собой естественную
антитезу звездному Небу (Урану), порождаемому
-землей (Геей) без участия какого-либо
мужского партнера. Подобным же бесполым
способом Земля порождает горы и
пустынное, шумящее волнами море
— Понт. Естественный процесс космообразования
завуалирован лишь очень слабой персонификацией
космических понятий. В этой части
поэмы нет пересказа
В другой поэме Гесиода, в
«Трудах и днях», рационализация
мифологического материала
Иную картину мы находим у Гомера. Будучи в отличие от Гесиода прежде всего великим художником, Гомер эстетизирует мифологические сюжеты, подвергая их безупречной художественной обработке, в силу которой его поэмы сохранили до нашего времени значение «недосягаемых образцов». Боги у Гомера обрисованы так же ярко и индивидуально, как и смертные герои. Они, правда, могучи, прекрасны и бессмертны, могут становиться невидимыми или принимать по своему желанию любой облик, но в остальном обнаруживают чисто человеческие качества. Как и людям, им присущи чувства радости, злобы, зависти, плотского вожделения, они способны буйно веселиться и испытывать физические страдания. Сам поэт относится к описываемым им богам с явной иронией. Нет ничего удивительного, что позднейшие критики Гомера — от Ксенофана до Платона — ставили ему в вину профанацию божественных сюжетов и подрыв религиозных чувств. Если в «Трудах и днях» Гесиода миф становится нравоучительной притчей, то в поэмах Гомера он превращается в занимательный литературный сюжет.
Наряду со всем этим греческий эпос содержал и позитивную картину мира, которую можно рассматривать прообраз последующих моделей космоса. В схематичном изложении эта картина сводится к следующему.
Поверхность Земли подобна плоскому диску, омываемому водами громадной, кругообразной реки — Океана. Сверху мир ограничен твердой небесной полусферой, пространство под которой делится на две области: верхняя — местопребывание богов — заполнена светлым, сияющим эфиром, в нижней возникают облака, ветры и другие атмосферные явления. Воздуха в позднейшем понимании греческий эпос еще не знал: словом аёг в то время обозначался не атмосферный воздух, но туман, мгла, дымка. Подземный мир также делился на два этажа: верхний — Аид, царство мертвых — находится недалеко под поверхностью Земли; нижний — Тартар — отстоит от этой поверхности на таком же расстоянии, на какое — в другую сторону — от нее удалено небо. В «Теогонии» Гесиода содержится подробное описание Тартара: это пустая, темная бездна, в которой носятся вихри; вход в него подобен узкому горлышку («шее»), над которым расходятся «корни» или «истоки» земли, неба и моря.
Подобная «вертикальная»
структура вселенной характерна
для мифологических представлений
практически всех народов мира и
самым непосредственным образом
связана с универсальной
Грек эпохи Гомера и Гесиода (эта эпоха соответствовала, грубо говоря, IX—VII вв. до н. э.) обладал некоторым запасом сведений астрономического и метеорологического характера. Эти сведения не были результатом специальных научных изысканий, а входили в сокровищницу многовекового народного опыта.
Так, можно предполагать,
что уже тогда существовали наименования
для целого ряда созвездий и наиболее
ярких звезд; из них в поэмах Гомера
и Гесиода упоминаются
Восточное и западное направления
определяются в «Одиссее» по восходу
и заходу Солнца; нет никаких указаний
на то, каким образом определялись
(и определялись ли вообще) север
и юг. Впрочем, в той же поэме
упоминаются четыре ветра — Эвр,
Нот, Зефир и Борей, которые, очевидно,
соответствовали четырем
Географические сведения, сообщаемые в «Илиаде», ограничиваются Балканским полуостровом, Эгейским морем (включая малоазийское побережье) и островом Крит. В «Одиссее» упоминается Египет, который в нескольких местах • поэмы отождествляется с Нилом. Что касается большинства мест, где побывал Одиссей во время своих странствий, то их идентификация с реальными географическими объектами представляет большие трудности. Географические познания Гесиода были, очевидно, более обширными: так, он знает огнедышащую гору Этну, которая у Гомера нигде не упоминается, а его список рек содержит названия ни разу не встречающиеся в поэмах Гомера (Эридан, Фасис).
Таким был мир в представлении рядового грека пред- ; научной эпохи. Возможно, впрочем, что отдельные категории лиц (моряки, торговцы) имели более богатые и точные сведения о тогдашнем Средиземноморье, однако никаких письменных памятников, в которых эти сведения были бы зафиксированы, мы не имеем.
Сложным и дискуссионным
вопросом является вопрос о восточных
влияниях на раннюю греческую науку
в целом (а не только на космогонические
идеи философов-досократиков). Первые
робкие шаги этой науки относятся, как
мы знаем, лишь к VI в. до н. э. Представляется
удивительным, если бы эти шаги были
сделаны вполне самостоятельно, без
каких-либо заимствований у египтян,
вавилонян, персов и других народов,
населявших Малую Азию и восточное
Средиземноморье. Именно в это время,
в VII—VI вв. до н. э., торговые отношения
между многими греческими городами
и странами Ближнего Востока становятся
особенно оживленными. На сирийском
и египетском побережье основываются
греческие поселения, промежуточными
звеньями, связывавшими Спеческий мир
с древними восточными цивилизациями.
В Малой Азии роль таких промежуточных
звеньев играли расположенные там
негреческие государства —
Прежде всего это были общекультурные заимствования, не имевшие прямого отношения к научной деятельности, но тем не менее оказавшие косвенное влияние на развитие греческой науки. Так, например, громадное значение для судеб греческой культуры в целом имело алфавитное письмо, впервые появившееся в Сирии и в несколько видоизмененном виде заимствованное греками, по-видимому, у финикийцев. Это заимствование следует отнести примерно к X—IX вв. до н. э., поскольку наиболее ранние археологические находки, содержащие греческие надписи, датируются началом VIII в. до н. э. От хеттов или других, граничивших с хеттами, малоазийских народов греки научились изготовлению железа, упоминаемого уже в «Илиаде» Гомера. Первоначально железо считалось редким и дорогим металлом, но постепенно оно вошло в быт и из него стали изготавливать не только оружие, но также орудия ремесленного производства — такие, как ножницы, пилы, клещи, молотки.
В Египте греки могли воспринять
некоторые достижения египетской математики,
имевшей, как указывалось выше, чисто
прикладной характер. Сюда принадлежат:
простейшие геометрические соотношения,
приближенное определение площадей,
объемов, расстояний до удаленных предметов,
методы счета, включая операции с
простейшими Дробями. Следует отметить,
что все связанное с искусством
счета у греков именовалось «логистикой»:
это была своеобразная разновидность
ремесла, считавшаяся Делом купцов,
сборщиков налогов, менял и т.
д. и не имевшая прямой связи с
теоретической математикой, которая
стала развиваться