Античная наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:12, доклад

Описание работы

Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой?

Работа содержит 1 файл

античная наука.docx

— 181.73 Кб (Скачать)

Аристотель. Всеобъемлющая  научно-философская система Аристотеля явилась синтезом всех достижений греческой  науки предшествующего периода. Хотя она вышла далеко за рамки  ранней науки «о природе», в каких-то отношениях ее можно все же рассматривать  в качестве высшей точки и завершающего этапа этой науки. В системе Аристотеля отразился образ мира, который  оказался наиболее адекватным сознанию человека эпохи античности. Физика, этика и политика, естественнонаучные и гуманитарные устремления были приведены Аристотелем к единству — не всегда безупречному, но все  же вызывающему восхищение своим  универсализмом. Именно этот универсализм послужил одним из факторов, обеспечивших учению Аристотеля исключительную долговечность, особенно в ту эпоху (средние века), когда конкретные научные дисциплины, начавшие успешно развиваться в III в. до и. э.— III в. н. э., оказались в  состоянии застоя и упадка.

Аристотель, сын  Никомаха, бывшего придворным врачом царя Македонии Амиытаса II, родился  в 384 г. до н. э. в Стагире — маленьком  городке на Халкидском полуострове. Еще совсем молодым человеком (в 367 г.) он прибыл в Афины, где встретился с Платоном и поступил в Академию, в которой он затем находился  около двадцати лет. Уже в это  время Аристотель начал писать сочинения (главным образом в форме диалогов), от которых до нас дошли лишь незначительные фрагменты. В 348 г., после смерти Платона, он покидает Афины, проводит несколько  лет на берегу Геллеспонта и на острове Лесбосе, а затем получает приглашение от македонского царя Филиппа II быть воспитателем его сына Александра. В этой должности он находится  несколько больше трех лет (343—340), но в 335 г. возвращается в Афины, где  основывает собственную научную  школу — Ликей, которой и руководит  почти до конца жизни. После гибели Александра и крушения македонской  империи (323 г.) Аристотель вынужден вторично покинуть Афины; он уезжает на остров Эвбею, где в 322 г. умирает.

Аристотелевские трактаты, дошедшие до нас в составе так  называемого «Свода Аристотеля», были написаны, по-видимому, в тот период, когда Аристотель читал лекции в  Ликее, причем многие из этих трактатов, судя по их форме, являлись не чем иным, как конспектами этих лекций, а  некоторые вообще были приписаны  ему ошибочно. Первое научное издание  «Свода Аристотеля» было выпущено Прусской Академией наук в 1831 г.

Естественнонаучные  воззрения Аристотеля неотделимы от его общефилософских принципов; поэтому, прежде чем приступить к  изложению его научных концепций, необходимо хотя бы вкратце остановиться на основных положениях его философии.

Краеугольным камнем философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие  от Платона Аристотель считал, что  истинным бытием обладает не общее, не идея, не число, но конкретная единичная вещь. Только такая вещь может быть сущностью (субстанцией), т. е. чем-то самобытным, существующим в самом себе, что в нашем мышлении выступает как субъект суждения, но не как его предикат или атрибут. Всякая же единичная вещь Представляет собой сочетание материи и формы. Материя — это то, из чего возникает вещь, что может рассматриваться как материал (субстрат), из которого она состоит. Однако к одной лишь материи вещь не сводится: чтобы стать вещью, материя должна принять форму; без формы материя является вещью лишь в возможности, по не в действительности. С другой стороны, одна лишь форма не может стать вещью в ее живой, единичной актуальности: форма без материи есть лишь — в плане познания — понятие о вещи, а в плане бытия — суть вещи. Сама по себе форма есть нечто общее; чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей; соединение материи с формой есть реализация возможного, т. е. возникновение реально существующей конкретной вещи.

Понятия материи  и формы, по Аристотелю, не абсолютны, но взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в  другом отношении может быть формой. В качестве примера единства материи  и формы Аристотель приводит бронзовую  статую. Материей для статуи в данном случае служит бронза. Но ведь глыба  бронзы, из которой отлита статуя, тоже была единичной вещью, т. е. чем-то актуально  существующим и, следовательно, представлявшим собою некое единство материи  и формы, некий «вид» (еМоз), как  говорили греки. Материей по отношению  к этому виду служат четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля, из сочетания которых в определенных пропорциях получается вещество, обладающее свойствами, позволяющими обозначить его как бронзу. Но и эти четыре элемента не лишены формы; каждый из них  характеризуется некоторой комбинацией  качеств и, следовательно, может  рассматриваться как «вид». Лишь первичная материя (рго!ё пу1ё), которой  нельзя приписать никаких качеств, абсолютно бесформенна и не является видом: она не может выступать  как единичная, актуально существующая конкретная вещь, она — чистая возможность.

Итак, вчиерархии мира вещей на самом нижнем уровне —  после первичной материи —  стоят четыре элемента или, как их называл:, Аристотель, четыре стихии или  «буквы»; это наименование указывает  на то, что вещи образуются из сочетаний  элементов, подобно тому, как слова  образуются из сочетаний букв). Стихии — это первичная материя, получившая форму под действием той или  иной пары первичных сил (аупапшз) —  горячего, сухого, холодного и влажного. От сочетания сухого и горячего получается огонь, сухое и холодное дают землю, горячее и влажное — воздух, холодное и влажное — воду (сочетания  взаимоисключающих качеств —  сухого и влажного, а также горячего и холодного — считаются невозможными). В отличие от четырех «корней» Эмпедокла стихии Аристотеля могут  в принципе переходить друг в друга (эти переходы обозначались у него термином а11о1О818). Далее, стихии могут  вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества, называвшиеся у Аристотеля подобочастными (1а Ъотоштегё). Такого рода подобочастным  является в вышеприведенном примере  бронза; в мире органической природы  к подобочастным веществам относятся  мясо, кровь, древесина и другие ткани  или жидкости, входящие в состав животных или растительных организмов. На следующем уровне в иерархии бытия  находятся неподобочастпые образования; к таковым относятся, например, отдельные  органы — глаз, рука, сердце и т. д., а также вещи, созданные человеком,—  дом, стол, статуя и т. д.

Для объяснения процессов  движения, изменения, развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: причины материальные, формальные, действующие и целевые. Так, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате этой деятельности (формальная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина, или «ради чего», как обычно говорит Аристотель). Нетрудно заметить, что три последние причины перекрываются между собой и противостоят первой, материальной, причине. Ведь цель, поставленная ваятелем, в том и состояла, чтобы придать бронзе определенную форму, а придание формы и, следовательно, достижение этой цели могло быть осуществлено лишь в результате определенной деятельности.

Наука эпохи эллинизма

Эллинизм и зарождение александрийской науки Образование  империи Александра Македонского знаменовало  собой окончательное крушение греческой  общественно-политической формы города-государства  и явилось поворотным пунктом  и началом новой эры не только в политической, но и культурной истории древнего мира. Эта эра  — эллинизм. Походы Александра далеко раздвинули пределы известного грекам мира и, расширив их кругозор, способствовали утверждению нового мироощущения, не свойственного жителям Эллады классической эпохи. Раньше греки тоже не оставались безвыездно в своих городах: они  отправлялись в морские путешествия  и основывали колонии на берегах  Черного и Средиземного морей. Эти  колонии были чисто греческими поселениями  в варварском окружении и, за исключением  отдельных случаев (Навкратис в  Египте), нельзя было говорить о сколько-нибудь существенном влиянии этого окружения  на обычаи, представления о мире и культурные интересы греческих  поселенцев. Теперь же под властью  Александра оказались великие древние  цивилизации, во многих аспектах превосходившие греческую, и непосредственный контакт  с ними не мог не привести к самым  серьезным последствиям для греческой  культуры, и в первую очередь для  отношения греков к окружающему  миру. Присущие грекам классической эпохи  черты партикуляризма, национальной гордости и ощущения своей исключительности сменились космополитизмом, ставшим  в дальнейшем характерной особенностью всей поздней античности; возникновение  Римской мировой державы и  победа христианства не погасили, а  лишь усилили эти космополитические  тенденции. Другой важный момент состоял  в потере старой Грецией ее прежней  культурной гегемонии. Если Афины еще  продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные  науки нашли более благоприятную  почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась  империя Александра после смерти ее создателя. Эти государства были своеобразными конгломератами греческих  и местных элементов, причем культурная элита в них почти целиком  состояла из греков, а греческий  язык стал языком образованных слоев  общества и одновременно международным  языком новой эпохи. На первое место  среди новых столиц быстро выдвинулась  Александрия, где уже основатель династии — Птолемей I Сотер (323—283 гг. до н. э.) — приютил ученика Феофраста  Деметрия Фалерского, который может  считаться первым «переносчиком» в  Александрию аристотелевских традиций. Несколько позднее в Александрию  был приглашен Стратон Лампсакский  для участия в воспитании наследника престола, будущего Птолемея II (подобно  тому, как Аристотель участвовал в  воспитании Александра Македонского). Стратон находился в Александрии  вплоть до смерти Феофраста (в 287 г.), после  чего вернулся в Афины, чтобы принять  на себя руководство школой. При  первых правителях династии Птолемеев  была основана знаменитая александрийская  Библиотека, начало которой положено Деметрием, а также учрежден Мусей (Моизешп) — научное учреждение, при котором жили крупнейшие ученые и литераторы, получавшие государственное  жалованье, достаточное для того, чтобы они могли целиком посвятить себя научным занятиям. Большого развития достигла там же книгоиздательская деятельность, чему в немалой степени способствовала монополия Египта на папирус — единственный книжный материал, получивший в то время широкое распространение; в результате Александрия вскоре стала крупнейшим центром книжной торговли. Все это привело к тому, что уже в III в. до н. э. александрийская наука достигла расцвета почти во всех оформившихся к тому времени областях знания.

Не только Птолемей Сотер и его преемники, но и  другие «диадохи» (так назывались бывшие полководцы Александра Македонского, разделившие между собой его  империю) были меценатами наук и искусств. К этому их побуждали соображения  престижа, а порой и личный интерес. Так, крупные библиотеки, а при  них научные центры возникли в  Пелле (Македония), Пергаме (западная Малая  Азия), Антиохии (Сирия), а также в  городах, не бывших столицами диадохов — в Родосе (на острове того же названия), Смирне, Эфесе. Интерес к  наукам проявляли также сицилийские  тираны, с которыми еще в начале IV в. до н. э. неудачно пытался флиртовать Платон. Позднее один из них —  Гиерои,— захвативший власть в  Сиракузах в 269 г. до н. э., стал покровителем Архимеда.

Каковы же были отличительные черты наук, с большим  или меньшим успехом развивавшихся  в перечисленных научных центрах  и пользовавшихся покровительством тамошних царственных властителей? Эти науки уже ничем не напоминали раннюю греческую науку «о природе». Для них были характерны, с одной  стороны, резкое отграничение от философии, а с другой — четкая дифференциация и специализация. Математика и астрономия, механика и оптика, физиология и  эмбриология, география и история, наконец, целый ряд гуманитарных дисциплин — все они развивались  самостоятельно, обладая, каждая, специфической  проблематикой и присущими данной науке методами исследования. Этому, разумеется, не противоречило то обстоятельство, что некоторые величайшие ученые эпохи эллинизма (Евклид, Архимед, Эрато-сфен) прославили себя достижениями не в  одной, а в нескольких областях знания.

В связи с этим в последующей части нашей  книги несколько изменится и  метод изложения: рассмотрение материала  будет проводиться нами уже не по учениям, каждое из которых является продуктом творчества определенного  лица, а по дисциплинам.

В отличие от специальных  наук философия эллинистической  эпохи не нашла благоприятной  почвы в столицах новых государств и продолжала в основном оставаться афинской. Помимо платонизма и перипатетиков, в III в. до н. э. возникли новые философские  школы, полемизировавшие друг с другом и боровшиеся за успех и влияние.

С точки зрения истории науки интерес представляют лишь две из этих школ — эпикурейство и стоицизм. Основатель первой из них  Эпикур (342—270 гг. до н. э.) был сыном  афинянина Неокла, проживавшего на острове Самос. Восемнадцати лет  от роду он стал учеником Навзифана, придерживавшегося  атомистической доктрины Демокрита, и  принял основные положения атомистики. Большое влияние на него (особенно в этической части) оказало также  учение основателя скептической школы  Пиррона, жившего примерно в это  же время с немногими учениками  в Элиде. Выработав собственную  систему, Эпикур в течение нескольких лет учил в Лампсаке и Митилене (на острове Лесбос), а затем, в 306 г., перенес свою школу в Афины, где жил со своими учениками и  друзьями в «саду», который и после  его смерти продол-ясал служить местопребыванием эпикурейской школы. Приняв атомистику Демокрита в целом, Эпикур пытался  усовершенствовать ее в тех вопросах, которые вызывали наиболее острую критику  ее противников. Так, он признавал наличие  абсолютной противоположности верха  и низа; по его представлениям, в бесконечной бездне пространства бесчисленные множества атомов несутся сверху вниз, увлекаемые силой тяжести. Тяжесть атомов пропорциональна их величине, однако различия в тяжести не влияют на скорость их падения в пустоте; этот тезис выводился Эпикуром из представлений о дискретной структуре пространства (он считал, что из бесконечной делимости пространственных интервалов неизбежно вытекала бы — в соответствии с аргументами Зе-нона Элейского — невозможность всякого движения). Атомы в своем падении с одинаковой скоростью могут отклоняться от строго вертикального направления. Эти отклонения (позднее обозначенные Лукрецием латинским термином сИпатеп) невелики, но произвольны. Отклоняясь, атомы могут сталкиваться друг с другом, сцепляться и образовывать скопления и вихри, приводящие к возникновению миров.

Источником всякого  знания, согласно учению Эпикура, являются чувственные восприятия; в этом отношении  Эпикур был представителем последовательного  сенсуализма в греческой философии. Адекватность восприятий вызывающим их внешним объектам обосновывалась Эпикуром с помощью демокритовской теории истечений и образов. В соответствии с воззрениями творцов атомистики, Эпикур считал душу телесной, состоящей  из наиболее легких и подвижных атомов; при этом он делил ее на несколько  составных частей, обладающих разными  функциями. Единство души обусловлено  сдерживающей ее телесной оболочкой; в  случае гибели последней душа улетучивается, распадаясь на отдельные атомы. В  целом учение о душе было разработано  Эпикуром весьма основательно, ибо  оно служило фундаментом для  его этики, составлявшей ядро и важнейшую  часть всей его философской системы. Как и Демокрит, Эпикур признавал  существование богов, но отрицал, что  они как-либо влияют на ход мирового процесса: обитая в пространствах  между мирами, боги пребывают в  состоянии вечного блаженства, не нарушаемого никакими заботами или  страстями.

От Эпикура дошли  до нас лишь немногие тексты: три  философских письма (к Пифоклу, Геродоту и Менекею), сборник важнейших  эпикурейских максим и ряд фрагментов. Влияние эпикуреизма в позднейшие эпохи определялось не сочинениями  самого Эпикура, а поэмой «О природе  вещей», написанной последователем Эпикура  римским поэтом Лукрецием. Если эпикурейство было еще во всех отношениях порождением  эллинского духа, то наиболее могучая  философская школа этой эпохи  — стоицизм — вобрала в себя много восточных элементов. Характерно, что почти все ведущие деятели  этой школы были так или иначе  связаны с Востоком. Ее основатель Зенон (ок. 366—264 гг. до н. э.) был уроженцем  финикийской колонии Китион на Кипре. Школа его получила наименование по месту, в котором происходили  занятия (згоа — крытая галлерея с  колоннами). Большого влияния школа  стоиков достигла в конце III в. до н. э., когда ее руководителем стал выдающийся ученый Хрисипп из Сол (Киликия). Преемником Хрисшша был Диоген из Вавилона, а последний большой  мыслитель греческого стоицизма  — Посидоний Родосский (первая половина I в. до н. э.) — происходил из Сирии.

Философия, по мнению стоиков, распадается на три главных  отдела — логику, физику и этику. В отличие от Аристотеля, признававшего  за логикой значение лишь орудия всякого  познания, стоики считали логику самостоятельной  наукой. Эта наука, по их мнению, изучает  и словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и обозначаемое ими (понятия, суждения, умозаключения) . Таким образом, стоики относили к  логике и грамматику, и философию  языка. В рассуждениях стоиков, относящихся  к логике, имеется много очень  интересных мыслей, на которых мы здесь  не имеем возможности останавливаться.

Информация о работе Античная наука