Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:12, доклад
Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой?
Античная наука
Что такое античная
наука? Что такое наука вообще?
Каковы основные признаки науки, отличающие
ее от других видов материальной и
духовной деятельности человека - ремесел,
искусства, религии? Удовлетворяет
ли этим признакам тот культурно-
В какой-то мере мы попытаемся ответить на перечисленные вопросы уже во введении, частично же ответы выявятся в ходе дальнейшего изложения.
По поводу самого
понятия пауки среди ученых-
Согласно одной
из них, наука в собственном смысле
слова родилась в Европе лишь в XVI—XVII
вв., в период, обычно именуемый великой
научной революцией. Ее возникновение
связано с деятельностью таких
ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт,
Ньютон. Именно к этому времени
следует отнести рождение собственно
научного метода, для которого характерно
специфическое соотношение
Другая точка
зрения, прямо противоположная только
что изложенной, не накладывает на
понятие науки сколько-нибудь жестких
ограничений. По мнению ее адептов, наукой
в широком смысле слова можно
считать любую совокупность знаний,
относящуюся к окружающему
Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы пред вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.
Прямо противоположную
картину мы обнаруживаем в Греции.
Греческие ученые, сильно отстававшие
от вавилонян в отношении знания
того, что происходит на небе, с самого
начала поставили вопрос об устройстве
мира в целом. Этот вопрос интересовал
греков не ради каких-либо практических
целей, а сам по себе; его постановка
определялась чистой любознательностью,
которая в столь высокой
Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.
Итак, отличительной
чертой греческой науки с момента
ее зарождения была ее теоретичность,
стремление к знанию ради самого знания,
а не ради тех практических применений,
которые могли из него проистечь.
На первых этапах существования науки
эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную
роль и оказала большое
И вот, обратившись
к античной науке в период ее наивысших
достижений, можем ли мы найти в
ней черту, принципиально отличающую
ее от науки Нового времени? Да, можем.
Несмотря на блестящие успехи античной
науки эпохи Евклида и
Но почему так случилось? Почему античная наука на дошла до открытия экспериментального метода в указанном выше смысле? Ответить на эти вопросы мы не сможем, не выйдя за пределы науки как таковой и не рассматривая тех социальных условий, в которых античная наука возникла и развивалась.
Одним из признаков
настоящей науки является ее самоценность,
стремление к знанию ради самого знания.
Этот признак, однако, отнюдь не исключает
возможности практического
В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира — в области архитектуры, судостроения, военной техники — не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки.
Этими общими замечаниями
в отношении особенностей античной
науки мы пока и ограничимся. В
ходе дальнейшего изложения эти
вопросы получат более
Истоки ранней греческой науки
Основной проблемой ранней греческой науки о природе была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое. Различные решения этой проблемы, предлагавшиеся ранними греческими мыслителями, имели чисто спекулятивный характер и иными в то время быть не могли. Первичным источником этих спекуляций была мифология — в первую очередь космогонические мифы, создававшиеся на определенной стадии культурного развития всеми народами мира, в том числе и греками. Разумеется, в своих умозрительных построениях первые греческие ученые учитывали как данные непосредственных наблюдений, так и опыт многовековой человеческой практики. Для обработки всей этой информации они пользовались методами, которые с нашей теперешней точки зрения еще не могут быть названы научными. С одной стороны, это было упорядочение традиционного и эмпирического материала с помощью набора оппозиций — таких, как верх — низ, левое — правое, теплое — холодное и многих других, укоренившихся в человеческом мышлении с незапамятных, первобытных времен. С другой же стороны, это был метод аналогий, который на ранней стадии развития науки служил важнейшим средством для образования умозаключений.
Не только литературные памятники древних народов, но и данные современной этнографии содержат необычайно богатый материал, относящийся к миротворческой деятельности многих народов мира. При этом оказывается, что космогонические мифы могут быть разбиты на несколько групп, соответствующих различным этапам развития человеческого общества. У самых отсталых народностей (например, у австралийских аборигенов) мы находим лишь зачатки космогонического мышления, выражающиеся в мифических образах так называемых культурных героев вселенной. Такой демиург мыслится примитивным сознанием в форме какого-то совершенно конкретного существа. В одних случаях это просто живший когда то большой и сильный человек, в других — легендарные братья-близнецы. Весьма часто творцом мира оказывается то или иное животное: подобные зооморфные мифы очень распространены у индейцев Северной Америки. Создание мира осуществлялось демиургом, как правило, в результате единого творческого ста, подобного изготовлению орудия или строительству хижины. В научной литературе подобные мифы получили наименование креативных.
В греческой мифологии черты архаичного «культурного героя» сохранились в образе Прометея, осложнении, правда, мотивом богоборчества.
Разложение первобытного
родового строя и возникновение
классов и классовых