Философия и наука античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной.

Работа содержит 1 файл

доклад по философии.docx

— 30.68 Кб (Скачать)

Философия и наука античности

    Временем  рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной. Из этого утверждения родилась наука.

    Выделяют  ряд периодов в развитии греческой  науки.

? п.п. Время Название  Представители
11 6-5 вв. до н.э.  космогонический Фалес из Милета, Пифагор и его школа, Гераклит из Эфеса, Демокрит - досократики
22 4 в. до н.  э.  классический  Сократ, Платон и Аристотель
33 3 в. до н.э. - 6 в. н.э.  эллинско-римский  Аристарх Самосский, Архимед, Клавдий Птолемей, Эпикур, неоплатоники

Основной  проблемой ранней греческой науки  о природе была проблема происхождения  и устройства мира, рассматриваемого как единое целое. Различные решения  этой проблемы, предлагавшиеся ранними  греческими мыслителями, имели чисто  спекулятивный характер и иными  в то время быть не могли. Первичным  источником этих спекуляций была мифология  — в первую очередь космогонические  мифы, создававшиеся на определенной стадии культурного развития всеми  народами мира, в том числе и  греками

Мотивы характерные для ранней греческой науки.

1. Почти  во всех космогонических мифах  наличествует представление о  первичном, бесформенном состоянии  вселенной, чаще всего (но не  всегда) мыслившемся в форме беспредельной  водной бездны. Идею водной бездны  мы находим в шумеро-вавилонских,  египетских и индийских космогонических  мифах, а также в библейской  космогонии. Для греческой мифологии  эта идея была не столь типичной (у Гесиода первичное состояние  мира олицетворяется в образе  Хаоса), хотя явный намек на  нее мы обнаруживаем в одном  месте «Илиады». Влияние восточных  «водных» космогонии сказалось  на учении Фалеса.

2. Важнейшим  моментом мирообразования в ряде космогонических мифов является отделение (как правило -~ насильственное) Неба от Земли, которые олицетворяют мужское и женское начала мироздания. Этот мотив представлен в полинезийском мифе о Рангу и Папа, в дуализме двух начал — Инь и Ян — у китайцев, в египетском мифе о Шу и Тефнут, у греков же в мифе о Гее и Уране. В трансформированном и рационализированном виде мотив отделения Неба от Земли появляется в учениях Анаксимандра, Анаксагора, Эмпедокла и атомистов.

3. Почти  для всех космогонических мифов  характерна идея эволюции в  сторону большей упорядоченности  и лучшего устроения мира. Как  правило, эта идея реализуется  в форме борьбы последовательно  сменяющих друг друга поколений  богов, завершающейся воцарением  светлого бога, разумного и справедливого;  в индоевропейской мифологии  это обычно бог ветра, бури  и грозы — Инд-ра, Перун, Вотан, Зевс. Этот мотив, тесно связанный с предыдущим, наличествует во всех космогонических учениях досократиков, где представлена идея начального, неупорядоченного состояния мира.

4. В  мифологических представлениях  некоторых народов предыдущий  мотив дополняется мотивом периодической  гибели и нового рождения вселенной  (миф о «гибели богов» в германо-скандинавских  легендах, идея «большого года»,  встречающаяся в древнеиранских  религиозных текстах). В греческой  мифологии этот мотив в явном  виде не фигурирует, но подспудно  ощущается в намеках на непрочность  царства Зевса и на возможность  его низвержения новым властелином  мира. У досократиков этот мотив был использован Анаксимандром и, возможно, Анаксименом, далее Гераклитом и — в особенно отчетливой форме — Эмпедоклом.

Ранняя греческая наука «о природе» оказалась к тому времени в тупике. Она не располагала критериями, которые позволили бы произвести выбор между многообразными концепциями, выдвинутыми рядом мыслителей, начиная с Фалеса Милетского. Она не смогла привести к знанию, которое имело бы общезначимый характер, и в конце концов начала вырождаться. Наряду с этикой и политикой в центре внимания нового поколения философов оказывается также гносеология.

Носителями  этого нового подхода к знанию становятся софисты. Софистами именовались  странствующие учителя мудрости, совмещавшие в себе функции ученых, популяризаторов науки и преподавателей, а порой выполнявшие и другие (например, дипломатические) обязанности.

Наиболее  выдающимися философами среди софистов были Протагор из Абдер и Горгип из Леонтин (в Сицилии). Они внесли существенный вклад в разработку гносеологических проблем, которые решались ими в духе релятивизма и скептицизма. Релятивистская установка Прота-гора была выражена в знаменитом его положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1)что ничто не существует; 2) что если нечто и существует, то оно непознаваемо; 3) что если оно познаваемо, то это познание не может быть высказано. Скептицизм софистов был естественной реакцией против догматизма «физиков», которые в большинстве случаев даже не пытались обосновывать постулируемые ими положения и концепции.

Непримиримым  врагом софистики явился афинянин Сократ (469—399 гг. до н. э.). Сократ не был ученым в обычном смысле слова; скорее это  был народный мудрец, оказавший большое  влияние на современников не содержанием  своего учения (которого — в позитивном смысле — у него, собственно, и  не было), а своей яркой личностью, с большой художественной силой обрисованной в диалогах Платона. В конце жизни Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в пренебрежении к традиционной религии и в развращении юношества. Истинной подоплекой вынесенного ему смертного приговора было, по-видимому, резко критическое отношение Сократа к афинской демократии.

Платон  и его картина мира. Платон (428—348 гг. до н. э.) оставил глубокий след в  истории всей античной культуры. Он был не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но также блестящим художником слова, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки и не в последнюю очередь — проницательным ученым, высказавшим большое число важных и плодотворных идей. Но наряду со всем этим Платон был гражданином Афин. Он видел все недостатки этой демократии, а после казни его любимого учителя Сократа она стала для него неприемлемой. Этим объясняются его настойчивые поиски идеального государственного устройства, его социально-утопические концепции.

В процессе создания теории идей Платон столкнулся с математикой. Платон основал научную школу — Академию. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа, над дверями которой, согласно преданию, было написано: «Необученным геометрии вход воспрещен». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. В «Государстве» Платон рекомендует включить четыре дисциплины — арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию — в число предметов, подлежащих изучению «стражами», стоящими во главе идеального государства.

Сам Платон не внес существенного вклада в математику, но его влияние на развитие математических наук было весьма значительным. Он руководил  научной деятельностью внутри своей  Академии и находился в дружественных  отношениях с крупнейшими математиками того времени — Феодором, Теэтетом и Евдоксом. С историко-научной точки зрения основной заслугой Платона следует считать то обстоятельство, что оп был первым греческим мыслителем, осознавшим значение математизации знания. Умозрительное и в том числе математическое знание ставилось Платоном выше знания эмпирического. Познание же идеальных истин является, по Платону, высшей формой познания и осуществляется с помощью чистого умозрения, родственного теоретическому мышлению математика.

В нескольких диалогах Платон касается и астрономических  вопросов. В «Федоне» он впервые прямо и недвусмысленно утверждает тезис о шарообразности Земли. В последней (10-й) книге «Государства» содержится набросок облеченной в сказочно-фантастическую форму пифагорейской картины космоса. Но наиболее обстоятельное изложение космогонических воззрений Платона мы находим в «Тимее» — одном из поздних и вместе с тем знаменитейших платоновских диалогов.

Космос  в целом рассматривается им как  произведение, созданное высшей творческой силой —космос существовал не вечно; он зрим, осязаем и телесен, а все вещи такого рода, по мнению Платона, возникают и порождаются. Вместе с космосом возникло и время. Космос един — это живое существо, наделенное душой и умом.

Основными компонентами при образовании космоса  послужили огонь (носитель зримой предметности) и земля (носитель осязаемой предметности). Между этими Двумя компонентами помещены еще два средних члена — воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху, а вода к земле, как воздух к воде т. е., в соответствии с пифагорейскими представлениями, между четырьмя элементами существует отношение пропорции. Каждый из четырех элементов вошел в состав космоса целиком, чтобы не было никаких остатков, из которых мог бы родиться другой космос и чтобы не было никаких сил (тепла, холода, и т. д.), которые могли бы действовать на этот космос извне.

Космосу как совершенному существу придана  форма абсолютно гладкой сферы. Космос не обладает никакими органами, направленными наружу; ничто не выходит  за его пределы и не входит в  него откуда бы то ни было. В центре космоса помещена его душа, откуда она распространяется по всему его протяжению и облекает его извне.

В «Тимее» изложена теория материи, которую можно рассматривать как своеобразный сплав концепции четырех элементов Эмпедокла и атомистики Демокрита. Платон признает четыре так называемые стихии (з1о1сЬе1а) основными компонентами материального мира, но он не считает их элементарными в строгом смысле слова. В их основе лежит общая, неопределенная материя, которую Платон называет Кормилицей или Восприемницей и которая, по его словам, «растекается влагой, пламенеет огнем и принимает формы земли и воздуха». Весьма интересны соображения Платона о понятиях верха и низа, тяжести и легкости. Понятия верха и низа, по его мнению, имеют относительный характер. У Платона уже имеется предвосхищение идеи гравитации, привязанной, правда, к концепции четырех элементов.

Занимала  Платона и проблема движения, обсуждению которой посвящен ряд мест в его  поздних диалогах (начиная с «Теэтета»). Итогом этих размышлений следует считать классификацию движений, приводимую в «Законах». Из десяти видов движений Платон выделяет самодвижение, присущее жизни; причиной такого движения может быть лишь душа. При этом Платон приписывает души не только живым организмам, но также небесным светилам и космосу в целом. Следуя традиции, идущей от Алкмеона, он придавал особое значение мозгу, который, по его мнению, служит местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота.

Евдокс Книдский (родился ок. 400 г. до н. э.) был ключевой фигурой в греческой науке своего времени. Нам он известен прежде всего как математик и астроном, но кроме того он писал книги по философии, географии, музыке и медицине.

В молодости  он изучал математику у Архита в Таренте и медицину у Филистиона в Сицилии. Ходил пешком в платоновскую Академию. Совершил путешествие в Египет, где набирался астрономических знаний у жрецов Гелиополя. Вернувшись в Грецию, он основал собственную школу в Кизике (на южном берегу Мраморного моря). Получив широкую известность, Евдокс еще раз побывал в Афинах, где беседовал с Платоном на философские темы. Умер он 53-х лет от роду на своей родине, в Книде.

По своим  философским взглядам Евдокс в ряде вопросов примыкал к Платону. Евдокс, бесспорно, был великим математиком. Развивая достижения Архита и Теэтета в области теории пропорций, он построил общую теорию отношений, основанную на новом определении величины.

Другим  важнейшим вкладом Евдокса в математику была разработка так называемого «метода исчерпывания», заложившего основы теории пределов и подготовившего почву для позднейшего развития математического анализа. Его можно считать создателем античной теоретической астрономии как самостоятельной науки.

Информация о работе Философия и наука античности