Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:02, реферат
Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной.
Философия и наука античности
Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной. Из этого утверждения родилась наука.
Выделяют ряд периодов в развитии греческой науки.
|
Основной проблемой ранней греческой науки о природе была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое. Различные решения этой проблемы, предлагавшиеся ранними греческими мыслителями, имели чисто спекулятивный характер и иными в то время быть не могли. Первичным источником этих спекуляций была мифология — в первую очередь космогонические мифы, создававшиеся на определенной стадии культурного развития всеми народами мира, в том числе и греками
Мотивы характерные для ранней греческой науки.
1. Почти
во всех космогонических мифах
наличествует представление о
первичном, бесформенном
2. Важнейшим моментом мирообразования в ряде космогонических мифов является отделение (как правило -~ насильственное) Неба от Земли, которые олицетворяют мужское и женское начала мироздания. Этот мотив представлен в полинезийском мифе о Рангу и Папа, в дуализме двух начал — Инь и Ян — у китайцев, в египетском мифе о Шу и Тефнут, у греков же в мифе о Гее и Уране. В трансформированном и рационализированном виде мотив отделения Неба от Земли появляется в учениях Анаксимандра, Анаксагора, Эмпедокла и атомистов.
3. Почти
для всех космогонических
4. В
мифологических представлениях
некоторых народов предыдущий
мотив дополняется мотивом
Ранняя греческая наука «о природе» оказалась к тому времени в тупике. Она не располагала критериями, которые позволили бы произвести выбор между многообразными концепциями, выдвинутыми рядом мыслителей, начиная с Фалеса Милетского. Она не смогла привести к знанию, которое имело бы общезначимый характер, и в конце концов начала вырождаться. Наряду с этикой и политикой в центре внимания нового поколения философов оказывается также гносеология.
Носителями
этого нового подхода к знанию
становятся софисты. Софистами именовались
странствующие учителя
Наиболее выдающимися философами среди софистов были Протагор из Абдер и Горгип из Леонтин (в Сицилии). Они внесли существенный вклад в разработку гносеологических проблем, которые решались ими в духе релятивизма и скептицизма. Релятивистская установка Прота-гора была выражена в знаменитом его положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1)что ничто не существует; 2) что если нечто и существует, то оно непознаваемо; 3) что если оно познаваемо, то это познание не может быть высказано. Скептицизм софистов был естественной реакцией против догматизма «физиков», которые в большинстве случаев даже не пытались обосновывать постулируемые ими положения и концепции.
Непримиримым врагом софистики явился афинянин Сократ (469—399 гг. до н. э.). Сократ не был ученым в обычном смысле слова; скорее это был народный мудрец, оказавший большое влияние на современников не содержанием своего учения (которого — в позитивном смысле — у него, собственно, и не было), а своей яркой личностью, с большой художественной силой обрисованной в диалогах Платона. В конце жизни Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в пренебрежении к традиционной религии и в развращении юношества. Истинной подоплекой вынесенного ему смертного приговора было, по-видимому, резко критическое отношение Сократа к афинской демократии.
Платон и его картина мира. Платон (428—348 гг. до н. э.) оставил глубокий след в истории всей античной культуры. Он был не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но также блестящим художником слова, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки и не в последнюю очередь — проницательным ученым, высказавшим большое число важных и плодотворных идей. Но наряду со всем этим Платон был гражданином Афин. Он видел все недостатки этой демократии, а после казни его любимого учителя Сократа она стала для него неприемлемой. Этим объясняются его настойчивые поиски идеального государственного устройства, его социально-утопические концепции.
В процессе создания теории идей Платон столкнулся с математикой. Платон основал научную школу — Академию. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа, над дверями которой, согласно преданию, было написано: «Необученным геометрии вход воспрещен». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. В «Государстве» Платон рекомендует включить четыре дисциплины — арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию — в число предметов, подлежащих изучению «стражами», стоящими во главе идеального государства.
Сам Платон не внес существенного вклада в математику, но его влияние на развитие математических наук было весьма значительным. Он руководил научной деятельностью внутри своей Академии и находился в дружественных отношениях с крупнейшими математиками того времени — Феодором, Теэтетом и Евдоксом. С историко-научной точки зрения основной заслугой Платона следует считать то обстоятельство, что оп был первым греческим мыслителем, осознавшим значение математизации знания. Умозрительное и в том числе математическое знание ставилось Платоном выше знания эмпирического. Познание же идеальных истин является, по Платону, высшей формой познания и осуществляется с помощью чистого умозрения, родственного теоретическому мышлению математика.
В нескольких диалогах Платон касается и астрономических вопросов. В «Федоне» он впервые прямо и недвусмысленно утверждает тезис о шарообразности Земли. В последней (10-й) книге «Государства» содержится набросок облеченной в сказочно-фантастическую форму пифагорейской картины космоса. Но наиболее обстоятельное изложение космогонических воззрений Платона мы находим в «Тимее» — одном из поздних и вместе с тем знаменитейших платоновских диалогов.
Космос в целом рассматривается им как произведение, созданное высшей творческой силой —космос существовал не вечно; он зрим, осязаем и телесен, а все вещи такого рода, по мнению Платона, возникают и порождаются. Вместе с космосом возникло и время. Космос един — это живое существо, наделенное душой и умом.
Основными компонентами при образовании космоса послужили огонь (носитель зримой предметности) и земля (носитель осязаемой предметности). Между этими Двумя компонентами помещены еще два средних члена — воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху, а вода к земле, как воздух к воде т. е., в соответствии с пифагорейскими представлениями, между четырьмя элементами существует отношение пропорции. Каждый из четырех элементов вошел в состав космоса целиком, чтобы не было никаких остатков, из которых мог бы родиться другой космос и чтобы не было никаких сил (тепла, холода, и т. д.), которые могли бы действовать на этот космос извне.
Космосу как совершенному существу придана форма абсолютно гладкой сферы. Космос не обладает никакими органами, направленными наружу; ничто не выходит за его пределы и не входит в него откуда бы то ни было. В центре космоса помещена его душа, откуда она распространяется по всему его протяжению и облекает его извне.
В «Тимее» изложена теория материи, которую можно рассматривать как своеобразный сплав концепции четырех элементов Эмпедокла и атомистики Демокрита. Платон признает четыре так называемые стихии (з1о1сЬе1а) основными компонентами материального мира, но он не считает их элементарными в строгом смысле слова. В их основе лежит общая, неопределенная материя, которую Платон называет Кормилицей или Восприемницей и которая, по его словам, «растекается влагой, пламенеет огнем и принимает формы земли и воздуха». Весьма интересны соображения Платона о понятиях верха и низа, тяжести и легкости. Понятия верха и низа, по его мнению, имеют относительный характер. У Платона уже имеется предвосхищение идеи гравитации, привязанной, правда, к концепции четырех элементов.
Занимала Платона и проблема движения, обсуждению которой посвящен ряд мест в его поздних диалогах (начиная с «Теэтета»). Итогом этих размышлений следует считать классификацию движений, приводимую в «Законах». Из десяти видов движений Платон выделяет самодвижение, присущее жизни; причиной такого движения может быть лишь душа. При этом Платон приписывает души не только живым организмам, но также небесным светилам и космосу в целом. Следуя традиции, идущей от Алкмеона, он придавал особое значение мозгу, который, по его мнению, служит местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота.
Евдокс Книдский (родился ок. 400 г. до н. э.) был ключевой фигурой в греческой науке своего времени. Нам он известен прежде всего как математик и астроном, но кроме того он писал книги по философии, географии, музыке и медицине.
В молодости он изучал математику у Архита в Таренте и медицину у Филистиона в Сицилии. Ходил пешком в платоновскую Академию. Совершил путешествие в Египет, где набирался астрономических знаний у жрецов Гелиополя. Вернувшись в Грецию, он основал собственную школу в Кизике (на южном берегу Мраморного моря). Получив широкую известность, Евдокс еще раз побывал в Афинах, где беседовал с Платоном на философские темы. Умер он 53-х лет от роду на своей родине, в Книде.
По своим философским взглядам Евдокс в ряде вопросов примыкал к Платону. Евдокс, бесспорно, был великим математиком. Развивая достижения Архита и Теэтета в области теории пропорций, он построил общую теорию отношений, основанную на новом определении величины.
Другим важнейшим вкладом Евдокса в математику была разработка так называемого «метода исчерпывания», заложившего основы теории пределов и подготовившего почву для позднейшего развития математического анализа. Его можно считать создателем античной теоретической астрономии как самостоятельной науки.